Можно ли обыграть компьютер в шахматы
Первые попытки игры в шахматы на компе обычно заканчиваются поражением человека. Создается ощущение, что выиграть у искусственного интеллекта просто невозможно. Однако, это не совсем так, выигрыш вполне реален.
При любом уровня мастерства нужно выбирать соответствующую сложность партии. Поступательное движение от простых задач к более сложным даст новые знания, позволит добиваться победы в трудных партиях.
Впрочем, обыграть супер компьютер не просто. Известные гроссмейстеры давно отказались от таких попыток, по крайней мере, публично. Тем не менее, редкие случаи побед есть. Израильский шахматист Борис Альтерман стал известен благодаря тому, что в начале 21 в. обыграл программу с помощью оборонительной стратегии.
Как выиграть в шахматы у компьютера — стратегия
Ключ к победе над шахматной программой — опыт, умение решать задачи, анализировать ходы соперника, способность к нестандартному мышлению.
Помогут одержать победу:
- анализ своих партий и игр именитых шахматистов;
- тщательное продумывание ходов, особенностей расстановки фигур;
- выбор приложений в зависимости от уровня игрока. «Мини» подойдет новичкам, chess titans — продвинутым пользователя. Скачать большинство программ можно бесплатно. Выбирая для себя оптимальный вариант, можно опробовать несколько.
Другой момент, на который хотелось бы обратить внимание — игрокам любого уровня следует помнить, что играют они с машиной. Она не способна творчески мыслить и правильно оценить некоторые ваши ходы
Не может программа предусмотреть, к примеру, что вы пожертвовали одной из фигур для того, чтобы в будущем одержать победу.
Основные принципы шахматной стратегии
- анализировать и оценивать позицию, возникшую на доске
- намечать дальнейший план
- постоянно вести расчет вариантов, и выбирать наилучшие
Стратегия, анализ, план
Анализ и оценка позиции
материальное ли равенство
оценить позицию королей
анализировать расположение пешек
оценить чьи фигуры стоят лучше
План в шахматной партии
. Чтобы намечать план, а не играть бездумно, как это делают начинающие, нужно более менее уже иметь понятие в шахматах. Книга, которую я советую к прочтению всем, — это книга Нимцовича — » «. Книга ярко описывает все основы шахматной партии, без которых вам просто не стать хорошим шахматистом. Книга очень большая, по-моему там около 500 страниц, так что придется потрудиться чтобы ее прочитать.
Самые основные принципы стратегии и построения плана
можно систематизировать в следующий ряд:
- Ладьи должны работать по открытым линиям.
- Ладьи должны врываться на 7-ю (или 2-ю) горизонталь и работать по ней.
- Нежелательно ходить одной и той же фигурой в дебюте два или более раз.
- Не стоит гоняться за пешками, порой , важнее любой фигуры.
- Развивать фигуры нужно к центру, а не на край доски
- Бей центральную пешку, как бы тебе не было потом плохо (в пределах разумного,конечно)
Об этой статье
Соавтор(ы): :
Шахматный гроссмейстер
Соавтор(ы): . Сахадж Гровер — шахматный гроссмейстер, чемпион мира и тренер по шахматам. Завоевал титул гроссмейстера в возрасте 16 лет. Был бронзовым медалистом чемпионата мира среди юниоров, чемпионом мира в возрастной категории до 10 лет, выиграл Открытый чемпионат Южной Африки в 2017 и 2018 годах и Arnold Classic в 2018 и 2019 годах. Количество просмотров этой статьи: 306 841.
Категории: Настольные игры
English:Checkmate in 3 Moves in Chess
Español:hacer jaque mate en 3 movimientos en ajedrez
Italiano:Dare Scaccomatto in 3 Mosse
Deutsch:Jemanden in drei Zügen Schachmatt setzen
Português:Dar um Xeque‐mate em 3 Movimentos no Xadrez
Français:faire échec et mat en trois coups
Nederlands:Iemand schaakmat zetten in drie stappen
Bahasa Indonesia:Membuat Skak Mat dalam 3 Langkah
한국어:3수 안에 체크메이트 만드는 법
العربية:الوصول إلى كش ملك خلال ثلاث حركات بالشطرنج
中文:如何在国际象棋中3步将死对方
हिन्दी:शतरंज की तीन चालों में, शह और मात (checkmate) दें
Tiếng Việt:Chiếu hết cờ vua trong 3 nước
Печать
Стратегия и тактика в шахматах
Для игры в шахматы тактика для начинающих играет ключевую роль. Основные приёмы: двойной удар, вилка, связка, размен, жертва. Стоит сказать, что атака, защита и даже ход — также являются тактическими приёмами.
Разберём наименее очевидные из них.
Это проект для начинающих, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.
Двойной удар.
Ситуация, когда на одну фигуру нападает несколько вражеских.
Пример:
Исходная позиция. Ладья белых находится под ударом пешки.
Ход белых. Черная пешка находится под ударом ладьи и слона белых.
Итак, двойной удар возникает, когда фигура делает атакующей и другую. В этом случае ладья сделала атакующей фигурой слона.
Вилка.
Является разновидностью двойного удара. Отличие в том, что вилка гарантируют потерю хотя бы одной вражеской фигуры.
Конь чёрных поставил вилку. Белые гарантировано теряют ладью.
Связка.
Ситуация, в которой одна или несколько фигур имеют невыгодное положение для атаки.
Белый король атакован ладьёй. При этом конь белых не может взять ладью, потому как король окажется под атакой слона: такой ход запрещён правилами. Конь белых «связан».
Размен
. Ход, при котором оба игрока теряют по одной фигуре: размениваются.
Жертва
. Ситуация, когда игрок намеренно уступает одну или несколько своих фигур. Очень важный приём, используется как отвлекающий манёвр.
«Механический турок»
История машин, играющих в шахматы, намного старше истории компьютеров. Она датируется восемнадцатым веком.
К 1769 году относится появление шахматного автомата «Механический турок». Его создал венгерский барон Вольфганг Кемпелен.
Автомат восторженно встретила публика, он обыгрывал сильнейших шахматистов. Но «Механический турок» был мистификацией. Внутри ящика прятался человек. Так, с французским императором Наполеоном сражался венский мастер Альгайер.
Непобедимого механического игрока поместили в 1836 году в филадельфийский музей, где он и сгорел через пару десятилетий.
Как выиграть в шахматы комбинации. Как выиграть в шахматы – 5 способов: инструкция для новичков и профи
Шахматы – непростая игра, требующая много времени и внимания. Изучение основных методик игры, комбинаций и стратегий может занять даже ни один год. Для того, чтобы понять, как выигрывать в шахматы всегда, не обязательно потратить много времени, достаточно изучить основную механику.
Самым главным советом станет попытка разгадать замыслы соперника, заранее предугадывать его шаги и соответственно эффективно выстраивать оборону.
Начальный уровень
Для шахматистов, которые находятся на этой стадии, не стоит разбираться в глубинах, чтобы понять, как выиграть в шахматы.
Здесь важно в первую очередь правильно оценивать значимость каждой отдельной фигуры и в соответствующей мере защищать ее. Существует еще и определенная геометрия для шахматной доски, после изучения которой, становится понятно, что некоторые фигуры оказываются ценнее «своих соседей»
Помните об этом и перед тем, как быстро выиграть в шахматы. Так, например, пешки оцениваются как единица, а уже ладья – равняется пяти, а ферзь – аж девяти
Существует еще и определенная геометрия для шахматной доски, после изучения которой, становится понятно, что некоторые фигуры оказываются ценнее «своих соседей». Помните об этом и перед тем, как быстро выиграть в шахматы . Так, например, пешки оцениваются как единица, а уже ладья – равняется пяти, а ферзь – аж девяти.
Это проект, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн. >>Перейти на сайт онлайн-школы
Начальные ходы могут предопределить судьбу всей партии, так как именно на этом этапе вырисовывается основная стратегия. Если вас интересует игра и вы хотите понять как играть в шахматы чтобы выигрывать , тогда обязательно учтите следующие моменты.
Пешки лучше направить в центр поля, таким образом, получится освободить путь другим фигурам.
Тем, кто играет белыми – приготовьтесь вести активную борьбу, а для обладателей черных фигур – качественно организуйте оборону и выжидайте опрометчивый шаг соперника.
Не рекомендуется ходить одной фигурой несколько раз, кроме случаев, когда ей грозит опасность. Лучше ходить разными фигурами, перемещая их по всему полю, чтобы сопернику было сложнее продумать атаку.
Свои маневры лучше продумывать на несколько ходов вперед. Перед тем, как выиграть в шахматы у компьютера или реального соперника, с каждым ходом усложняйте свою атаку, чтобы сбить противника с толку и заставить запутаться. Очень часто в шахматной партии первый ход предопределяет дальнейшую расстановку сил на доске, давая возможность активно атаковать или отдавая части поля под ваши фигуры. Для того, чтобы узнать как научиться выигрывать в шахматы практически у любого противника, следует запомнить хотя бы четыре дебюта;
1. Испанский вариант. Первый – испанский вариант, когда нужно убрать слонов соперника.
2. Английский вариант. Второй вариант называется английским. Здесь надо походить пешкой на с2 и g2. Таким образом, вы предоставите свободу действий фигуре слона или коня.
3. Королевский гамбит. Третий вариант дебюта достаточно неординарный – Королевский гамбит. Теперь надо походить пешками на e2, f2 в течение первых ходов.
4. Ферзевый гамбит. И последний, однако, не менее действенный, – ферзевый гамбит. Белые фигуры начинают ход с d4 и с4. После этого вся атака концентрируется в середине поля.
На сцену выходят нейронные сети
Сейчас сильнейшим шахматным движком считаются нейронные сети. Так LeelaChessZero (LC0) уверенно победила Stockfish. Еще можно вспомнить знаменитую AlphaZero.
Нейронные сети способны в целом оценивать обстановку на доске, они предпочитают позиционный стиль, захват пространства и контроль над доской. LC0 сначала знала только основные правила движения фигур. Нейросеть, самообучаясь, провела с самой собой миллионы партий и стала лучшей в мире и скорее всего сохранит лидерство в обозримом будущем.
В целом, нейро-алгоритмы способны решать важнейшие исследовательские задачи, включая разработку новых материалов и лекарств.
Выявите корень проблем
Кризис — время удивительных возможностей. Он показывает, что нам следует задуматься о качестве своей игры и выявить причину спада в результатах. Сделав это, вы удивитесь: истинная причина проблем будет существенно отличаться от ваших первоначальных предположений.
Не так давно один из моих учеников столкнулся с затяжной полосой неудач. Юноша потерял почти 100 очков рейтинга в онлайн-партиях. Он прекратил играть (избавившись от эффекта снежного кома!) и попросил меня о помощи. Парень был уверен в том, что совершает много ошибок и проигрывает из-за них. Но анализ партий показал, что это не так. Он просто не использовал свои дебютные наработки, Во многих случаях мой ученик импровизировал, хотя мог воспользоваться готовым решением, которое принесло бы победу в парии вместо обидного проигрыша.
Как мы решили проблему? Мальчик на неделю отказался от онлайн-партий и сосредоточился на изучении предыдущих поединков. Одно неожиданное открытие сменяло другое. Результат? Отыгрыш потерянного и дополнительные 50 очков рейтинга. Кризис в игре стал импульсом для неспешного осмысления прежних результатов.
Этот пример остается одним из многих. Расскажу ещё о двух ситуациях.
Другой мой ученик был уверен, что корень его проблем — слабые дебюты. Но истиной причиной многочисленных поражений были неверные тактические решения во время партии. Это серьезная проблема для юных шахматистов, которую я планирую раскрыть в одной из следующих статей.
Мой пример столь же показателен: я стал гроссмейстеров и за следующий год не смог прибавить ни одного пункта в рейтинге. Печально, не правда ли? Случившееся заставило меня провести тщательный анализ. Что я увидел? Ужасные ошибки в счете вариантов и неверные решения в сложных ситуациях. Последующие полгода я усердно работал над устранением выявленных слабостей с помощью моего тренера — гроссмейстера Владимира Акопяна. Результатом стал быстрый набор 100 баллов рейтинга Эло — их стало 2600 вместо прежних 2500.
Мой совет прост: ищите человека, который поможет вам анализировать сыгранные партии. Обращайтесь к тренеру, коллеге, другу. К тому, кто обладает большим опытом и играет лучше вас. Он заметит то, что вы можете пропустить: важные детали и мелкие ошибки.
Ваша задача — справиться с нарастающим количеством проблем как можно быстрее. Не стесняйтесь просить кого-либо о помощи.
Гарри Каспаров в своей замечательной книге «Шахматы как модель жизни» писал:
Правила Стейница
1. Право атаковать в шахматах имеет сторона, владеющая преимуществом, и должна атаковать, иначе рискует растерять свое преимущество. Атака ведется на самый слабый пункт в позиции неприятеля.
2. Защищающийся должен отражать удары неприятеля, следовать его мысли, угадывать его намерения, но в то же время не упускать случая провести встречный удар, перейти в нужный момент в контратаку. Защита — временное подчинение воле противника. Защищаться труднее, чем атаковать.
3. В равных позициях стороны маневрируют, стремясь изменить равновесие в свою пользу. При правильной игре сторон, равная позиция вновь приводит к равным позициям.
4. Преимущество может состоять из одного большого неделимого преимущества и из ряда мелких преимуществ. Задача ведущего позиционный бой — накапливать мелкие преимущества, стремясь превратить временные преимущества в постоянные.
Постоянные премущества и недостатки: материальный перевес, плохая позиция короля, наличие проходной пешки, слабые пешки, слабые поля, слабость периферии (для белопольного или чернопольного слона), пешечные островки, сильный пешечный центр, преимущество двух слонов, владение открытой вертикалью, владение открытой диагональю, владение горизонталью.
Временные преимущества и недостатки: неудачная позиция одной фигуры, дисгармония в расположении фигур, перевес в развитии, фигурное давление в центре, перевес в пространстве.
Правила при игре с разносторонними рокировками
1. Учесть, что противник почти обязательно бросится штурмовать вашу позицию на другом конце доски. Вопрос стоит: кто кого? Нужно твердо помнить, что успеха достигнет тот, кто первым захватит инициативу и заставит противника перейти к обороне, после чего все его активные действия на другом конце доски станут бессмысленными.
2. Предусмотреть, чтобы противник не опередил вас на другом фланге, не вынудил перейти к обороне. Всегда помнить, в случае потери инициативы, ваш штурм лишь ослабит вашу собственную позицию.
3. До рокировки подготовить штурм двумя-тремя пешечными ходами на той стороне доски, где вы задумали вести наступление. Такие предварительные действия окончательно не выясняют еще вашего плана и ведут к выигрышу драгоценного времени.
4. Во время штурма внимательно следить за флангом, где противник штурмует позицию вашего короля. В случае необходимости, сделать там 1-2 оборонительных хода, чтобы задержать продвижение вражеской армии.
5. Сделать полный расчет пешечного штурма, так как его проведение требует 5-7 ходов для вскрытия вертикалей.
При игре с разносторонними рокировками, путей к отступлению нет — точность расчета становится решающим фактором.
Перед рокировкой следует учесть:
1. Положение собственных штурмующих пешек: как далеко они продвинуты, сдвоены они или изолированы, могут ли без больших потерь двинуться с места, не ослабит ли их продвижение позиции ваших фигур.
2. Положение пешек противника. Всякое выдвинутое положение вражеской пешки дает возможность поскорее за нее «зацепиться» и тем самым вскрыть вертикаль. Поэтому обороняющийся обязан избегать продвижения своих пешек навстречу штурмующим отрядам врага, а атакующий — стараться вынудить такое продвижение.
3. Позицию собственных фигур и фигур противника на пути продвигающихся пешек. Чужие фигуры дают лишние темпы — нападая на фигуры пешками, вы заставляете их ходить; свои отнимают время, затраченное на отвод мешающих фигур. Поэтому перед рокировкой в разные стороны, вы обязаны отвести с пути своих пешек свои же фигуры.
4. Расположение собственных фигур, способность их поддержать штурм, ворваться в образующийся пролом в позиции. Если ваши фигуры расположены вдалеке от того места, где вы штурмуете, то при прорыве не будете иметь достаточно сил для того, чтобы использовать эту выгоду. Перед началом штурма необходимо тщательно обдумать вопрос о возможности подведения резервов к важнейшему участку доски.
Правила при игре с односторонними рокировками
1. Фигурная атака — нападающий концентрирует на королевском фланге наибольшее число своих фигур, подводя в случае нужды резервы, затем добирается до вражеского короля, используя слабые пункты в его резиденции, или захватывает открытые вертикали и диагонали.
2. Пешечный штурм — только, если центр надежно защищен (стабилизирован) и противник полностью лишен возможности провести там контрудар , полезно бывает подключить к атаке пешки.
Стратегия и тактика в шахматах
Для игры в шахматы тактика для начинающих играет ключевую роль. Основные приёмы: двойной удар, вилка, связка, размен, жертва. Стоит сказать, что атака, защита и даже ход — также являются тактическими приёмами.
Разберём наименее очевидные из них.
Это проект для начинающих, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.
Двойной удар.
Ситуация, когда на одну фигуру нападает несколько вражеских.
Пример:
Исходная позиция. Ладья белых находится под ударом пешки.
Ход белых. Черная пешка находится под ударом ладьи и слона белых.
Итак, двойной удар возникает, когда фигура делает атакующей и другую. В этом случае ладья сделала атакующей фигурой слона.
Вилка.
Является разновидностью двойного удара. Отличие в том, что вилка гарантируют потерю хотя бы одной вражеской фигуры.
Конь чёрных поставил вилку. Белые гарантировано теряют ладью.
Связка.
Ситуация, в которой одна или несколько фигур имеют невыгодное положение для атаки.
Белый король атакован ладьёй. При этом конь белых не может взять ладью, потому как король окажется под атакой слона: такой ход запрещён правилами. Конь белых «связан».
Размен
. Ход, при котором оба игрока теряют по одной фигуре: размениваются.
Жертва
. Ситуация, когда игрок намеренно уступает одну или несколько своих фигур. Очень важный приём, используется как отвлекающий манёвр.
Особые ходы в шахматах. Ша. Изучите особые правила шахмат
В шахматах есть несколько особых правил, которые поначалу могут показаться нелогичными. Они были придуманы, чтобы сделать игру более весёлой и интересной.
Как превратить пешку в шахматах
У пешки есть одна замечательная особенность — если она доходит до противоположной стороны доски, она может стать любой другой фигурой (это называется «превращением пешки»).
Пешка может превратиться в любую фигуру. Существует заблуждение, что пешка может превратиться лишь в одну из ранее взятых фигур. Это НЕ так. Как правило, пешку превращают в ферзя. Превращаться в другие фигуры могут только пешки.
Как выполнить взятие на проходе
Последнее правило, касающееся пешек, называется » взятие на проходе «. Пешку, которая только что продвинулась на два поля в один ход от своей первоначальной позиции, может взять пешка соперника, занимающая поле на той же вертикали и на соседней горизонтали, как если бы последний ход взятой пешки был только на одно поле, которое она миновала.
Такое взятие возможно только ходом, следующим за продвижением на два поля, и невозможно впоследствии
Изучите пример, чтобы лучше понять это необычное, но важное правило
Как выполнять рокировку
Ещё одно особое правило шахмат называется рокировкой . Рокировка позволяет сделать две важные вещи за один ход: обезопасить (по возможности) вашего короля и вывести из угла ладью, включив её в игру. Совершая рокировку, игрок перемещает своего короля на два поля по направлению к ладье, затем эта ладья перемещается на поле, которое король только что пересек (смотрите пример). Рокировку можно выполнить только при соблюдении следующих условий:
- до рокировки король ни разу не ходил
- до рокировки соответствующая ладья ни разу не ходила
- между королём и ладьёй не должно находиться других фигур
- король не может находиться под шахом или пересекать поле, атакованное фигурой противника
Как выиграть партию в шахматы за несколько ходов. Как выиграть в шахматы за пять шагов
Эта статья предназначена для тех детей, которые умеют играть в шахматы. Если кто-то не знает, как играть в шахматы, то советую научиться этой замечательной, интеллектуальной игре, как можно быстрее. Потому что мир шахмат – это необычный мир. Шахматы развивают логику и память, учат просчитывать ситуации на много ходов вперед, что очень пригодится в вашей взрослой жизни. И вообще шахматы очень интересная и увлекательная игра , требующая нестандартного мышления и всесторонне развивающая мозг человека. Давайте, рассмотрим одну из шахматных стратегий, которая поможет вам выиграть партию в шахматы всего за каких-то пять простых ходов. Данная издевательская над соперником стратегия называется «детский мат». Она зависит от того, делает ли твой противник верные (или неверные) ходы, но ты удивишься тому, как часто он будет делать ходы именно в соответствии с твоим коварным планом.
Быстрый выигрыш в шахматы делается так
- Играй белыми, чтобы твой ход был первым. Пойди пешкой с Е2 на Е4.
- Твой соперник будет делать ход своей пешкой, например с Е7 на Е5.
- Сделай ход королевским слоном с F1 на С4.
- Твой соперник, вероятно, пойдет своей пешкой, например с Н7 на Н6.
- Сделай ход ферзем с D1 на Н5
- Твой противник переставляет королевского коня с G8 на F6, надеясь взять твоего ферзя
- Теперь ты делаешь ход ферзем с Н5 на F7, забирая пешку противника и объявляя противнику шах и мат прежде, чем отвиснет его челюсть.
- Если ты хочешь быть особенно язвительным в завершении детского мата, ты можешь сказать «Поздравляю, тебя только что проучили в игре в шахматы» и пожать руку разочарованного противника.
Как видишь, все оказалось довольно просто, и твой выигрыш в шахматы был строго закономерен. Но, естественно такой финт выйдет лишь с игроком, который равен тебе по мастерству игры в шахматы. Если ты сядешь играть с гроссмейстером, то ни чего у тебя, скорее всего не получится, так как он сразу просчитает твою стратегию и сломает весь твой хитроумный план. Так что остается тебе тоже стать таким же шахматным мастером и придумать новую беспроигрышную стратегию игры в шахматы.
Рекомендации по розыгрышу дебюта
1. Главное — вывести с первоначальных мест все свои фигуры и расставить их на лучшие позиции, одновременно препятствуя сделать то же противнику. Следить за гармоничностью расстановки фигур: не делать ходы одной и той же фигурой; не делать много ходов пешками, задерживая вывод фигур; позаботиться о безопасности короля. Если противник отстал в развитии уже в начале партии, необходимо принять срочные меры, чтобы он и дальше не смог бы закончить вывод своих фигур с первоначальных мест, рокировать короля и т. д. Для этого надо связать противника необходимостью немедленной конкретной борьбы на одном из участков фронта. Вынужденный бросить туда свои силы, он не успеет закончить развитие фигур и не осуществит рокировку.
2. Проблему центра решать исходя из анализа. Если оценка позиции говорит о необходимости занимать центр пешками, надо занимать, если же пешкам грозит опасность стать слабыми и незащищенными, нужно все тщательно взвесить и, вероятно, предпочесть фигурное давление на центр.
3. Следить за пешечным построением. Пешки назад не ходят, каждое ослабление одной пешки или всего пешечного расположения — это уже до конца партии.
4. Развивая фигуры, борясь за центр, создавая намеченные заранее пешечные построения , ни на минуту нельзя забывать общей идеи варианта. Любой дебютный вариант преследует цель выполнить одну или несколько задач. Наметив задачу, ее надо проводить, руководствуясь ею в проведении планов, подчиняя ей движение пешек и фигур.
Самые хитрые ходы в шахматах. В чем загвоздка?
В том, что вопрос заголовке статьи не имеет однозначного ответа, за исключением того, который дан выше. Надеюсь, не слишком разочаровал.
Шахматы игра не азартная. В том плане, что они не относятся к азартным играм типа карточных игр или на игровых автоматах.
Причина очень проста. Элемент удачи, везения, — в шахматах сведен к минимуму. Игра, к примеру, на автоматах – чисто в расчете на везение.
Игра в покер, — требует определенного мастерства, однако элемент везения также велик. За счет того, что вы изначально можете получить карты, вероятность выигрыша с которыми 80% против любого соперника (например два туза).
В шахматах все иначе. Это игра с полной информацией . У обоих соперников одинаковый комплект фигур и «скрытые карты». Если начинающий игрок садится за доску против мастера, его шансы «унести ноги» практически равны нулю.
Полагаю, для шахматиста с опытом, пусть даже небольшим, вопрос, поставленный в заголовке статьи, выглядит достаточно наивно. Он знает ответ. Чтобы выиграть , надо:
- Хорошо играть в шахматы
- Хорошо играть в данной конкретной партии
- Хорошо играть в данной конкретной партии против данного конкретного соперника.
Шахматы игра мастерства. И все же ограничиться этим утверждением, — было бы неправильно.
Есть несколько советов , которые можно дать начинающим шахматистам, ставящим перед собой вопрос из заголовка статьи.
Основные комбинации и ловушки в шахматах
Успешная игра в шахматы для начинающих предполагает знание основных видов комбинаций: перекрытие и блокирование. Подобные ловушки позволят вам на начальном этапе выигрывать множество соперников.
Перекрытие
.
Суть этой выигрышной комбинации в прерывании связи и лишения манёвра у фигур соперника.
Рассмотрим ситуацию:
Король чёрных находится под надёжной защитой ферзя и слона.
Белые делают неожиданный ход:
На этом этапе чёрные сдаются. Почему? Дело в том, что ход ладьёй полностью ограничил возможности вражеского ферзя и слона.
Возможны два случая:
1. Чёрные забирают ладью ферзём.
2. Чёрные забирают ладью слоном.
В обоих случаях вражеский ферзь был перекрыт и перестал защищать короля.
Блокирование
.
Суть данной комбинации: привлечение вражеской фигуры с целью лишения её пространства. С помощью данной комбинации несложно поставить мат.
Всё станет понятно на примере:
Король чёрных загнан в угол. Цель белых: лишить его поля а7 и поставить мат конём.
Ход белых:
Чёрные не имеют других вариантов, кроме как взять коня слоном.
Лишив короля хода на а7, белые без труда ставят мат конём:
Основные комбинации и ловушки в шахматах
Успешная игра в шахматы для начинающих предполагает знание основных видов комбинаций: перекрытие и блокирование. Подобные ловушки позволят вам на начальном этапе выигрывать множество соперников.
Перекрытие
.
Суть этой выигрышной комбинации в прерывании связи и лишения манёвра у фигур соперника.
Рассмотрим ситуацию:
Король чёрных находится под надёжной защитой ферзя и слона.
Белые делают неожиданный ход:
На этом этапе чёрные сдаются. Почему? Дело в том, что ход ладьёй полностью ограничил возможности вражеского ферзя и слона.
Возможны два случая:
1. Чёрные забирают ладью ферзём.
2. Чёрные забирают ладью слоном.
В обоих случаях вражеский ферзь был перекрыт и перестал защищать короля.
Блокирование
.
Суть данной комбинации: привлечение вражеской фигуры с целью лишения её пространства. С помощью данной комбинации несложно поставить мат.
Всё станет понятно на примере:
Король чёрных загнан в угол. Цель белых: лишить его поля а7 и поставить мат конём.
Ход белых:
Чёрные не имеют других вариантов, кроме как взять коня слоном.
Лишив короля хода на а7, белые без труда ставят мат конём:
Обретите осознанность
Существуют три вещи, которые следует осознать шахматисту во время кризиса:
- проблема реальна, но преодолима,
- со сложностями сталкиваются все игроки,
- неприятности за доской обладают эффектом снежного кома.
Важно признаться самому себе, что у вас проблемы. Не стоит закрывать глаза на происходящее или игнорировать наметившийся кризис результатов
Вы не первый шахматист, который угодил в беду. Сможете справиться со своими проблемами — получите мощное преимущество над конкурентами.
На фоне неважных турнирных результатов теряется уверенность в себе. Постепенно ситуация усугубляется: мы начинаем играть все хуже и хуже. Стресс и внутренне напряжение нарастают. Это и есть эффект снежного кома.
Уверен, что вы уже догадываетесь о содержании следующей рекомендации.
Как выиграть в настольные шахматы с помощью компа
Для многих игроков опыт игры на пк стал своеобразным плацдармом для сражения с соперниками по настольным шахматам.
Несколько советов, которые помогут выиграть не в виртуальном, а реальном мире:
играя на пк, обращайте внимание на ходы соперника, будь это живые люди или программа. Это позволит вам обогатить багаж знаний, увидеть и запомнить необычную для вас тактику;
решайте шахматные задачи
Их создают для того, чтобы каждый игрок мог научиться искать выход из сложных игровых ситуаций;
многие программы позволяют записывать партии и задачи. Используйте запись в настольной игре;
не стесняйтесь на компе отменять ходы и делать новые. Это поможет научиться вырабатывать долгосрочную стратегию.
Защита
1. Не увлекаться атакой. Уметь вовремя понять, что пришла пора обороняться. Иметь чувство опасности.
2. Обороняясь, создавать максимальное число заслонов на пути вражеских фигур, рассчитывая, что это замедлит темп их наступления и застопорит всю атаку. Затем перехватить инициативу.
2. Обороняясь, стремиться к разменам фигур (особенно активных фигур противника), перевести игру в эндшпиль (ладейный или с разноцветными слонами).
3. При запертом центре, кони сильнее слонов.
4. Если у противника один слон, надо попытаться заставить его передвинуть пешки на клетки цвета слона.
5. Лучший способ обороны — контратака. Главное — найти способ перейти в контратаку и правильно выбрать момент.
6. Лучшее возражение на фланговую атаку — контрудар. Наступление на одном фланге часто без труда отражается противником, особенно если у атакующего нет необходимых пунктов для вторжения фигур. Поэтому надо затеять игру на другом конце доски, отвлекая фигуры между флангами.
Рекомендации для начинающих шахматистов
Правила расстановки фигур являются первым шагом для каждого начинающего шахматиста. Изучить все нюансы нужно перед изучением способов перемещений единиц, общих принципов игры. Есть несколько рекомендаций опытных шахматистов, которые пригодятся каждому новичку, помогут быстрее усвоить секреты игры, не допускать ошибок:
- при установке доски нужно помнить, что крайнее правое положение должна занимать белая клетка;
- можно устанавливать главные фигуры в любой последовательности, ферзь обязательно должен занять клетку своего цвета;
- на этапе подготовки следует внимательно изучить ценность каждой фигуры, чтобы избежать неоправданных потерь;
- обязательно нужно запомнить обозначение фигур, символику, правила определения адреса поля для изучения литературы, грамотной записи ходов.
Одним из привлекательных качеств этой игры являются неограниченные возможности в выборе тактики, стратегии, возможность вырабатывать свои комбинации. Однако на первых порах не стоит рассчитывать на свои математические способности. На первый взгляд шахматы могут показаться простой игрой из-за конкретных правил. Однако каждый новичок быстро убеждается в том, что эта игра обладает высокой сложностью.
Начинающим шахматистам необходимо выделить время для изучения литературы, в которой содержатся рекомендации по тактике и стратегии, детально разбираются традиционные партии. Это позволит быстрее понять особенности игры. Новичок, внимательно изучивший знаменитые дебюты, вряд ли допустит промах, получит простой мат в три хода. Позже придет умение, начнут вырабатываться собственные варианты, комбинации, которые помогут поставить в тупик даже опытного мастера.
Советы
- Играйте уверенно, будто вы точно победите.
- Просто не переставайте практиковаться и не отдавайте фигуры бесплатно! Не переставайте продвигаться вперед! Защищайте ваши фигуры и отвоевывайте доску!
- Никогда не рискуйте своим королем, это самая важная фигура на доске. Никогда не ходите назад, только если совсем необходимо.
- Если вы выполнили все шаги и все равно проигрываете, дайте компьютеру сходить первым и просто пользуйтесь подсказкой каждый следующий раз. Однако, если вы хотите получить удовольствие от того, что лично победили компьютер, просто не переставайте практиковаться.
Шахматные компьютеры появляются в теории.
Реальную историю компьютерных шахмат принято вести с 1951 года. Тогда произошло два события.
Английским математиком Аланом Тьюрингом был написан алгоритм, при помощи которого машина смогла бы играть в шахматы, но только в ее роли выступал сам изобретатель.
Программа из-за отсутствия доступа к компьютерам в работе ни разу не проверялась. Зато в истории сохранено название — «бумажная машина Тьюринга». Чтобы сделать ход, требовалось минимум полчаса.
Тогда же американский математик Клод Шеннон опубликовал первую статью о шахматном программировании. Ученый отмечал теоретическое существование в шахматах лучшего хода, а также практическую невозможность его нахождения.
Насколько движок сильнее человека?
В недавнем небольшом матче один из лучших гроссмейстеров мира Хикару Накамура играл с одной из сильнейших программ Komodo. Американец получал различные форы: пешку, пешку и ход, качество и четыре хода, не пересекая фигурами середины доски.
Накамура три партии свел вничью и одну проиграл.
А вот обычный гроссмейстер уверенно обыгрывал машину с форой в две пешки. Поэтому, можно сделать грубую оценку. Преимущество лучших программ над ведущими гроссмейстерами где-то между одной и двумя пешками форы.
Последние 5 лет рейтинг компьютера продолжает расти, в то время как у человека остается на одном уровне.