Правила игры в сёги

Фигуры

В начале партии фигуры расставляются по свои лагерям.

Всего в сражении на доске учувствует 40 фигур, по 20 с каждой стороны. На каждую фигуру нанесены иероглифы кандзи обозначающие их имена. Обычно фигуры обозначаются двумя иероглифами, но нередко обозначение сокращают до одного иероглифа. О превращениях фигур поговорим чуть позже.

В сёги 8 видов основных фигур и 6 перевёрнутых, которые в итоге дают 10 различных по возможностям фигур. Рассмотрим их все подробнее:

Осё (王将 ) и Гёкусё (玉将) 

Королевский генерал или Осё — это аналог короля в европейских шахматах. Ходит также, на одну клетку в любом направлении.

Гекусё в переводе с японского — драгоценный генерал. Ходит он также как и осё.

На поле обе фигуры ведут себя одинаково. Не переворачиваются. Внешне отличаются лишь одной небольшой чёрточкой справа от иероглифа 王 (玉)

Всё дело в том, что для японцев сёги — это не просто игра. Для них это также в некотором роде ритуал.

Осё — фигура для более опытного или старшего по возрасту или титулу игрока. Гёкусё — фигура для младших или менее опытных игроков. Таким образом японцы проявляют уважение.

Так например, если играют отец и сын, то король осё достанется отцу. Аналогичная ситуация с хозяином дома и его гостями, осё — для хозяина.

Исключения могут возникнуть при наличии у одного из игроков профессионального разряда.

Хися (Летающая колесница)

Хися — одна из сильнейших фигур в сёги. Ходит по вертикали и горизонтали на любое число клеток. Точно также, как и шахматная ладья.

Размещается над правым конём. При перевороте получает имя рюю.

Рюю (королевский дракон)

После переворота король-дракон сохраняет возможность ходить по вертикали и горизонтали на любое количество клеток, а также обретает способность ходить в любую сторону на одну клетку (как король).

Какугё (слон)

Какуге наравне с летающей колесницей, считается ещё одной из сильнейших фигур. Ходит какуге аналогично слону в шахматах — на любое число клеток по диагоналям.

Располагается над левым конём. При перевороте какугё превращается в рюма, 竜馬

После переворота слон может ходить по диагоналям на любое число клеток, а также в любую сторону на одну клетку.

Кинсё (золотой генерал)

Сокращённо кинсё также называют просто золото. Золотые генералы — это личные телохранители короля. На доске у каждого игрока по 2 золота. При начальной расстановке фигур они находятся слева и справа от короля.

Кинсё ходит почти также как и король, но не может отступать назад по диагонали.

Также как и король, золото не переворачивается. Его обратная сторона пуста.

Гинсё (серебряный генерал)

Сокращённо эту фигуру называют гин или серебро. По рангу серебро чуть слабее золота. Ходит на одну клетку во все стороны, но не ходит назад и по бокам.

На доске у каждого игрока по 2 серебряных генерала. Изначально на сёгибане серебро находится сбоку от золота.

Превращается в нари-гин.

Перевёрнутое серебро ходит как золото.

Кэйма (конь)

Конь в сёги имеет меньше возможностей, чем его европейски собрат. Кейма может ходить на 2 поля вперёд, а потом направо или налево. Крайне уязвимая фигура. Не может отступать.

У каждого игрока по 2 коня. Начальная позиция сбоку от серебряного генерала.

Превращается в нари-кей.

Перевёрнутый конь теряет свои способности и становится золотым генералом, приобретая всю его мощь.

Кёся (копьё)

При дословном переводе с японского название этой фигуры «пахнущая колесница», но также у неё есть кличка — яра. Яра с японского это стрелка или копьё.

Чаще эту фигуру называют стрелка, но копьё мне нравится больше. Ведь эта фигура подобно копью пронизывает все клетки перед собой.

Полезные, но крайне уязвимые фигуры. Не могут отступать до переворота.

В начале игры у каждого игрока по 2 копья. Их стартовые позиции левый и правый край первой горизонтали. Превращается в нари-кё

После переворота нари-кё теряет возможности обычного копья и ходит в точности как золотой генерал.

Фухё (пехотинец)

Пешки самые слабая фигура на сёгибане, но не стоит их недооценивать. Умелый командир способен превратить их в грозную силу и нанести поражение противнику.

Фухё самые многочисленные фигуры на сёгибане. Всего у каждого игрока по 9 пешек. Располагаются они все на третьей горизонтали. Превращаются в токин.

Токин (превращённая пешка)

Попав во вражеский лагерь, пешка может стать золотым генералом. Если переводить дословно токин= «как золото» и ходит эта фигура также как золото.

Основные правила шахмат сёги

Сёги — это игра для двух игроков, которые сражаются друг с другом на доске. Как и в классических европейских шахматах, игроки поочерёдно, шаг за шагом, передвигают фигуры. Процесс совершения ходов до конца игры называется «тай-кеку» (игра). В сёги побеждает тот, кто первым съест вражеского короля, то есть поставит ему мат.

В сёги в отличии от европейских шахмат нет чёрных и белых фигур — все фигуры одного цвета. Их принадлежность игроку определяется по направлению их острой части.

Противоборствующие стороны лишь условно делят на чёрные — готэ (ходящие первыми) и белые сэнтэ — (ходящие позже).

Основным отличием европейских шахмат от сёги является возможность возврата ранее съеденных фигур противника обратно на поле, но уже на своей стороне. Именно это, порой, делает партии сёги невероятно сложными и интересными.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Вековой опыт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: