Аккорд c на гитаре. учимся играть до-мажор в 28 вариациях

Эксперименты с CAGED

Кроме «шаблонных форм» CAGED даёт ключ и к поиску оригинальных аккордов, которые звучат в разных эмоциональных оттенках. Достаточно лишь применить не совсем стандартный подход в использовании аппликатур. Для примера несколько экспериментов в системе:

№1: играем мажорные аккорды и малые мажорные септаккорды от D в позициях по CAGED, но не используем баррэ. То есть играем так аппликатуру, как будто на первых трёх ладах. Получается, что к звукам аккорда добавляются звуки открытых струн. Будь то в 3 позиции на грифе, в 5-ой, 7-ой и т.д. И в этом есть своя изюминка.

Послушайте аудиопример:

В треке звучат:

D add 9/11 (на основе С): «лесенка» ре мажор, но струны не зажимаются на 2 ладу приёмом баррэ, как по стандарту системы. Добавляется 9-ая ступень (1-ая открытая струна) и 11 (3 струна).

D add 9/11 (в A7): аккорд такой же, но в другом сочетании звуков, добавляется квинта. Без баррэ, только тоника в басу берётся, а 3 и 1 струна открытые.

D6 add11 без пятой ступени (в G): как будто соль мажор на 2 и 3 ладу с открытыми струнами, только это D… и на 9 и 10 ладу. Прибавляются надстройки: 3 струна – 11-ая, 2 – 6-ая.

D6/E (в E): как и обычный ми мажор, но в десятой позиции на грифе. И в басу тоже Ми, а не Ре (основной тон).

D (в D): почти без заморочек, стандартный аккорд, только в басу тоника на открытой струне, а не на 12 ладу, как того требует аппликатура в позиции.

№2: одну и ту же аппликатуру из системы, в данном примере это A (ля мажор), перемещаем по грифу, опять же без баррэ с открытыми струнами, но в басу постоянно звучит тоника основного аккорда как в аудиозаписи:

Получается мелодический ход. Аппликатура одинаковая, а надстройки разные в аккордах и относительно тоники основного аккорда.

Вот несколько аккордов из аудиопримера – форма A в разных позициях с открытой 5 и 1 струной:

В add11/A

Am7

Amaj7 add b13

D add9

A b9 #11

Схемы расположения ступеней на грифе

Способ заключается в использовании шаблона – связки расположения основных тонов аккордов на басовых струнах согласно ступеням минорной или мажорной тональности. Например в миноре: I ступень – на 6 струне, IV – на 5 струне на этом же ладу, далее на этой же струне через лад V-ая и рядом, на соседнем ладу, VI-ая.

На картинке изображена схема от Ля, но её можно использовать для любой другой тональности. То есть просто нужно переместить схему вниз или вверх по грифу для транспонирования.

Как это выглядит на практике:

  1. Допустим, песню Am/ Dm/ F/ E нужно сыграть на тон ниже – в Соль миноре.
  2. Представляем эту последовательность по ступеням Am (I) – Dm (IV) – F (VI) – E (V).
  3. Берём шаблон, рассмотренный выше, зрительно «размещаем» его на грифе согласно новой тональности – Соль минор (I – соль на 3 ладу на 6 струне). То есть вы уже визуально знаете, где тоника в басу аккорда на каждой ступени.
  4. Осталось только построить аккорды от тоник в новой тональности: Gm (I) – Cm (IV) – Eb (VI) – D (V).

Ещё схема расположения ступеней для минорных тональностей, но с I на 5 струне:

Более сложные схемы с расположением всех ступеней в миноре:

Основной тон аккорда на I-ой ступени на 6-ой струне:

Тоника аккорда на I-ой ступени на 5-ой струне:

Для использования таких схем у вас в запасе, как минимум, должно быть две аппликатуры каждого аккорда – с тоникой на 6-ой и 5-ой струне:

Например, минорные:

Мажорные:

А также септаккорды и другие типы аккордов, в том числе и с надстройками (дополнительными ступенями).

Немного из истории аккорда Ля мажор — A

Ля мажорная тональность часто использовалась классическими композиторами для создания крупных форм. Особенно известны седьмая симфония Бетховена, а также его девятая «Крейцерова», и четвёртая симфония Мендельсона. Моцарт часто писал музыку для кларнета именно в этом ключе. В камерной музыке Дворжака, Шуберта, Брамса, Бизе (в его увертюре для оперы «Кармен») также встречается Amajor. Многие произведения написаны для скрипки, так как это самый простой и в то же время эффектный ключ для звучания этого инструмента.

Волна брит-попа, захлестнувшая мир во второй половине 90-х подарили слушателям песню «Wonderwall» группы Oasis. Проникновенная баллада Эрика Клэптона «Tears in Heaven» посвящена его скоропостижно ушедшему сыну. Эти треки разные по настроению, но мягкое звучание ля мажора сближает их в музыкальном плане. Из современных хитов конечно же можно отметить «Get Lucky» от танцевальных электронщиков Daft Punk.

Стоит упомянуть, что часто A мажор используется в рок-н-ролльных риффах. Например, пятая позиция удобна для игры буги-вуги. Именно в ней играл советский рок-н-ролльщик Майк Науменко со своей группой «Зоопарк». Блюзмены старой школы частенько использовали этот аккорд, как основа своим песням (Мадди Уотерс, Джон Ли Хукер). Также часто различные обыгрывания аккорда присутствуют в таких жанрах как рокабилли, сайкобилли, гаражный рок. Простая гармония неизменно связана с E, G и D. Но она всегда создаёт аутентичное звучание, так присущее гитарной рок-музыке. Дополнительно можно брать отдельные басы, которые прибавляют мелодии определённый окрас. Также, добавляя разные ноты (например, соль на 1 струне третьего лада) можно добиваться тревожного звучания, характерного для каденций в роке.

До мажор, Ля минор умею, играю простые мелодии – что дальше

Сыграйте гамму в открытой позиции:

Ми минор:Ми (1) – тон – Фа-диез (2) – полутон – Соль (3) – тон – Ля (4) – тон – Си (5) – полутон – До (6) – тон – Ре (7) – тон – Ми (8)

и Соль мажор:Соль (1) – тон – Ля (2) – тон – Си (3) – полутон – До (4) – тон – Ре (5) – тон – Ми (6) – тон – Фа-диез (7) – полутон – Соль (8)

Обратите внимание, что в этих тональностях нота Фа повышается на полтона, на что указывает знак альтерации диез. В нотной записи он ставится возле скрипичного ключа:

Попробуйте найти звуки этих гамм на грифе самостоятельно, руководствуясь интервальной схемой. Аппликатура такая же, как и у До мажора – в пределах трёх ладов с открытыми струнами.

Если Ми минор: Ми (1) – открытая 6 струна, Фа-диез (2) – на тон, это 2 лад на шестой струне, Соль (3) – на полтона от фа-диез, это 3 лад на шестой струне, A (4) – на тон от соль, это пятая открытая струна и т.д. По такому принципу находим все звуки и играем в восходящем и нисходящем движении под метроном.

Подкрепляйте изученные гаммы практикой: сыграйте мелодии, отдельные фразы из произведений в Ми миноре, Соль мажоре, используя разученную аппликатуру.

Аппликатуры в позициях

Если вы желаете изучить больше аппликатур для 6 струнной гитары по конкретному аккорду, пройдите по соответствующе ссылке (см. список). На страницах – разнообразные формы мажорных аккордов с аппликатурными сетками, фото постановки пальцев и аудио (звучание на акустической гитаре): с баррэ и без баррэ, упрощённые (лёгкие для начинающих), открытые (с открытыми струнами).

Аккорды:C (До мажор)D (Ре мажор)E (Ми мажор)F (Фа мажор)G (Соль мажор)A (Ля мажор)B (Си мажор)

А в рамках этой статьи, далее, мы разберём мажорные аккорды на гитаре в пяти основных формах по системе CAGED. Изучим аппликатуры и научимся их находить на грифе для любого аккорда (включая и альтерированные с #(диезом) или b (бемолем) ). Плюс к этому – таблица (как шпаргалка) с сетками всех аппликатур в позициях. А ещё – разные аппликатурные связки популярных аккордовых последовательностей в мажоре.

Мажорные аккорды

Для формы E

Итак, начнём с формы E на баррэ – аппликатура открытого аккорда ми мажор, но с приёмом баррэ. В стандартном виде он выглядит вот так:

А теперь рассмотрим, как заменить баре в форме E – какие упрощённые аппликатуры можно использовать на основе этой формы.

Вариантов замены довольно много:

1. Не используем 6-ую и 5-ую струну. Можно обойтись и без басовых ради аппликатурного удобства. В итоге – вместо большого баррэ только лишь мини-баррэ.

2. Только без 6-ой басовой. Почти как предыдущий. Только 4-ая струна прижимается мизинцем, а 5-ая – безымянным.

3. Без 1-ой и 2-ой струны. «Нижняя часть» стандартной формы E. Без верхних звуков прижимать все струны в позиции не нужно.

4. 5-ая приглушенная, без 1-ой струны. Указательным прижимаем 6-ую и глушим подушечкой этого же пальца 5-ую. А на 2, 3 и 4 струнах выстраиваем пальцами «лесенку».

5. 5-ая приглушенная, без 1-ой струны, с большим пальцем. Такой же вариант, чтобы заменить аккорд баррэ в виде E, но с другой постановкой пальцев. Басовая струна прижимается большим пальцем.

6. На трёх струнах + бас на 6-ой. И в этом аккорде задействуем большой палец (почему бы и нет, если требуется замена аккордов с баррэ).

Для игры ритмом (боем) такое пальцевое «хитросплетение» не очень-то подходит, а вот перебором аккорд может отлично прозвучать.

7. Без 6-ой и 1-ой. Ещё одно решение – без баррэ. Но главное – не задевать шестую и первую струны, они не используются в этой форме.

8. На трёх струнах – 4-ой, 3-ей и 2-ой. Мажорное трезвучие в основном виде. Трёхструнная аппликатура, конечно, не похвастается полным, сочным звучанием. Тем не менее, может пригодиться для каких-нибудь быстрых переходов, обыгровок.

Для формы A

Ну что ж, а теперь разберёмся, какими аккордами заменить баре в форме A (открытого ля мажора из «нулевой» позиции). Вот так выглядит этот аккорд в полном виде – в сетке и на фото. Не совсем удобный, особенно для высоких позиций – на ладу эдак 8-ом, 10-ом и далее:

И замены для формы A на баре – наиболее распространённые варианты:

1. Три струны безымянным. Без 6-ой и 1-ой – и, соответственно, без большого баррэ. Такая постановка избавляет от проблемы размещения трёх пальцев на высоких (узких) ладах, за пределами VII-ой позиции.

2. Три струны мизинцем. Абсолютная такая же сетка, только 4-ю, 3-ю и 2-ю прижимаем другим пальцем. С одной стороны – мизинец сам по себе довольно слабый палец для нескольких струн, с другой стороны – иногда именно так удобней на гитаре взять мажорный аккорд в позиции.

3. Без басовых – 6-ой и 5-ой. Если отказаться от нижних звуков – такой себе аккорд на четыре пальца. Ну и, конечно, легче. Ведь «изображать» указательным верхний порожек в позиции (давить все струны) не нужно.

4. На три струны – звуки в широком расположении. Красивый, лёгкий. Особенно классно звучит при игре щипком или каким-нибудь хитрым перебором.

5. Только тоника и мажорная терция (без квинты) – на три струны. Указательным не только прижимаем 5-ую струну, но и приглушиваем 4-ую.

6. Трезвучие на 4-ой, 3-ей и 2-ой. Упрощённый вариант, малое баррэ указательным пальцем.

Для формы C

Баррэ в виде «лесенки» C (до мажора из открытой позиции) не так часто используется, как, например, форма E или A. Поскольку его аппликатура расширена и довольно сложная. Вот так он выглядит на грифе:

И, конечно, есть способы упростить форму C на баре. Далее разберём, как можно заменить её на более простые аккорды.

1. Форма С без баррэ. 6-ая и 1-ая не звучит.

2. Без 3-ей и 6-ой. Наверняка вам знаком этот аккорд по открытой позиции – До мажор с добавлением соль на 1-ой струне. Только для закрытой позиции в качестве простой альтернативы баррэ, в этой сетке 3-ая струна не звучит. Если играть ритмом, то её обязательно нужно глушить.

3. Без басовых – малое баррэ. Но в басу звучит терция, а не тоника. Например, если от соль – это G/B (в VII позиции).

4. Трезвучие – три струны – без 6-ой, 3-ей и 1-ой. Больше подходит для игры щипком.

Для формы G

Форма G на баррэ практически не используется. И, как правило, в аккомпанементе применяются простые аппликатуры на её основе.

Сетка и фото формы G в позиции:

Как видите «комбинация для пальцев» не из простых.

Итак, чем заменить баре в форме G – упрощённые его разновидности:

1. С терцией в басу – без 6-ой и 1-ой. Указательным прижать только три струны.

2. Без басовых – малое баррэ.

3. Без 1-ой струны. Мизинец не нужно «тянуть» на первую струну, и аккорд взять уже значительно легче.

Как ещё можно заменить баррэ F

Чем можно заменить аккорд F ещё? Кроме упрощённых аппликатур исключительно мажорного аккорда без баррэ, можно задействовать и мажор с надстройками.

Вся фишка в том, что есть «хитрые» аппликатуры F с добавочными ступенями, и лёгкие, без баррэ. То есть это не мажор в основном виде, а с дополнительными звуками – с большой или малой септимой (7, maj7), секстой (6), ноной (9) и т.д. Но звучит он не хуже, а иногда и лучше обычного фа мажора.

Разберём несколько примеров такого подхода в песенном аккомпанементе:

Ой-йо – Чайф: Во вступлении и первой части куплета последовательность: C – G – Am – Fmaj7

Обычное баррэ F в первой позиции заменяется большим мажорным септаккордом Fmaj7. Простейшая аппликатура и звучит интересно.

Фантом – версия песни от Чиж & Co:

Аккорды на 3-ю и 4-ую строчку куплета (по первому куплету – Мой «Фантом» стрелою белой…): Am – C7 – D – F7 – Am – E7 – Am

На замену F – малый мажорный септаккорд F7. Но, конечно, не совсем обычный. Что касается постановки пальцев, всё также как и на E7 в открытой позиции. А чтобы не брать баррэ, 6-ая и 1-ая глушатся, т.е. не используются в этом аккорде.

Маленькая девочка – Крематорий:

В первой части куплета: Am – D7 – D7sus4/A – Fadd9 – Fmaj7/C – Am

В этой последовательности на F две аппликатурные вариации:

F add9 – почти как Fmaj7 (в песне Ой-йо), но 1-ая струна прижимается на 3-ем ладу (нота соль – 9-ая ступень к фа-мажорному трезвучию). Оригинальный саунд и не нужно заморачиваться с баррэ.

Fmaj7/C – это не явный фа мажор, так как по составу не имеет основного звука фа. Но в инструментальной аранжировке, относительно аккордовой последовательности звучит на замену F. Тоже, что касается постановки пальцев – особых сложностей нет.

Каким аккордом с простой аппликатурой заменить стандартный F с баррэ – вопрос особенности аранжировки, стиля песни. Ну и конечно, вкусовые предпочтения гитариста играют немаловажную роль. Иногда может быть так, что какой-то выбранный фа мажор с надстройками совсем не ложится на мотив, не звучит в песне. В таком случае просто нужно искать другой вариант. Главное – добиться красивого саунда в аккомпанементе.

Как пользоваться схемами?

В сетках – универсальные схемы: на струнах указаны звуки аккорда, согласно его строению (см. формулы в блоках для каждого типа отдельно).

  • 1 – прима (основной звук или тоника)
  • 3 – большая терция
  • b3 – малая терция
  • b5 – уменьшённая квинта
  • 5 – чистая квинта
  • bb7 – уменьшённая септима
  • b7 – малая септима
  • 7 – большая септима

Таким образом, аппликатуры септаккордов можно использовать для любого определённого звука. Самый простой вариант найти необходимую сетку на грифе – по основному звуку (тонике), в схемах это цифра «1».

Смотрим в схеме, на какой струне тоника. Находим её на грифе, и берём аккорд, согласно указанной аппликатуре.

Например: допустим, нам нужен Bm7 (си минор септаккорд) с тоникой на 6-ой струне:

1. В схеме – квадратик с цифрой «1» на 6 струне (1-ая вертикальная линия слева направо).

2. В аккорде Bm7 основной звук – это си. Находим на 6-ой струне звук си. Это седьмой лад.

3. И теперь от 7-го лада по аппликатуре берём аккорд: Bm7 с баррэ.

Но чтобы получить большее представление об аккорде (рекомендуется!), конечно же, необходимо предварительно выполнять построение септаккордов по формуле (для каждого типа она приводится).

То есть, какие именно звуки входят в состав необходимого аккорда.

Например: малый минорный септаккорд – 1 (прима, тоника) – b3 (малая терция) – 5 (квинта) – b7 (малая септима).

Определяем звуки по формуле для нашего аккорда Bm7:

  • 1 (тоника) – си (B)
  • b3 (малая терция от тоники) – ре (D)
  • 5 (квинта от тоники) – фа-диез (F#)
  • b7 (малая септима от тоники) – ля (A)

Теперь вы будете видеть на каких струнах, ладах находятся звуки аккорда Bm7 в аппликатурной схеме. Если по вышерассмотренной сетке Bm7 c баррэ: квинта (F#) на 5-ой струне, малая септима на 4-ой струне, малая терция на 3-ей струне и т.д.

Мажорный аккорд: баррэ в форме E

Ну что ж, от сравнительно лёгкого баррэ в форме Em, когда прижимаются струны двумя пальцами, переходим к более сложному. Теперь наша цель, как научиться ставить баррэ одним пальцем и сыграть мажорный аккорд с баррэ в форме E.

На 7-ом ладу это аккорд B (си мажор) – сетка и фото:

Как и на предыдущих этапах обучения, сначала тренируем пальцы посредством подготовительного упражнения.

  1. Сразу ставим в позиции форму E, а баррэ пока не прижимаем. На 9-ом ладу: мизинцем – 4-ую струну, безымянным – 5-ую струну; и на 8-ом ладу 3-ю струну – средним пальцем (как на фото №1). Правой рукой по струнам не ударяем.
  2. Потом прижимаем все струны указательным пальцем на 7-ом ладу (фото №2). При этом остальные пальцы не снимаем с ладов.

Не стоит бояться того, что теперь вам предстоит прижимать все струны только лишь одним пальцем, указательным. Конечно, по началу будет не совсем привычно, и нагрузка немного больше, т.е. усилий больше прикладывать нужно.

Но требование к постановке баррэ, описанные в начале статьи, при этом не меняются:

  • указательный размещается ближе к порожку лада в позиции, слега набок (струны прижимаются немного и боковой частью пальца); точка опоры большого пальца посередине грифа (по ширине);
  • запястье, рука немного вперёд;
  • кисть «без перекосов» влево вправо относительно ладов.

Вот и получился B (си мажор). Извлекаем звук – все струны должны звучать: отдельно каждую, потом удары по струнам вверх-вниз в любом ритме.

Поупражняйтесь как следует, но без переутомления руки! Особенно фокусируйте внимание на указательном пальце: отработка правильной постановки, развитие силы, необходимой для уверенного прижатия всех струн. Оптимальный результат по этому упражнению: на 2-ом шаге вы сразу ставите (добавляете) баррэ и все струны звучат, без лишних (дополнительных) движений (изменение положения кисти, пальца и т.д.). Затем стремитесь к тому, чтобы сразу, одновременно, поставить все пальцы в позиции

То есть, как взять баррэ без подготовительных этапов предыдущего упражнения

Затем стремитесь к тому, чтобы сразу, одновременно, поставить все пальцы в позиции. То есть, как взять баррэ без подготовительных этапов предыдущего упражнения.

Таким же образом, как вы осваивали и минорный аккорд. Начинайте формировать аппликатуру уже над грифом, как бы давая пальцам направления на необходимые лады. Указательный – на баррэ, 7-ой лад; мизинец и безымянный – на 9-ый лад, а средний на 8-ой лад.

На фото №1: пальцы ещё над ладами, но уже начинают принимать форму аккорда. И на фото №2: уже каждый палец на своём месте – сразу берём аккорд B.

Справитесь с аккордом B, переходите к отработке аппликатуры в других позициях.

от 7-го лада вниз по грифу:

  • на 5-ом ладу – A (ля мажор);
  • на 3-ем ладу – G (соль мажор);
  • на 1-ом ладу – F (фа мажор).

Поработайте в отдельности над каждым аккордом. Если будут сложности с постановкой в других позициях, снова для разминки применяйте подготовительное упражнение (сначала пальцы без баррэ, потом добавляем баррэ указательным).

И потом играйте аккорды, как последовательность B/ A/ G/ F/. Отрабатывайте переходы на баррэ – из одной позиции в другую.

Примерно, так:

Регулярность, продолжительность занятий, посвящённых приёму баррэ, напрямую влияет на то, как правильно, как быстро вы научитесь играть аккорды с баррэ. Но количество упражнений и время нужно увеличивать постепенно. Главное – левая рука должна без больших нагрузок адаптироваться к приёму прижимания всех струн. Лучше заниматься ежедневно: каждый день прибавляя к навыку техники и при этом контролируя степень утомляемости. И не в коем случае нельзя «штурмовать» баррэ в авральном режиме: неделю не занимался – догоню за два дня. Ничего хорошего из этого не выйдет: переутомление, боль в руке, КПД занятия близок к нулю, и вдобавок отрицательные эмоции.

На этом занятии мы разобрали подробно, как брать аккорды с баррэ на примере двух распространённых аппликатур. Это минорный аккорд в форме Em и мажорный в форме E. Разумеется, это только ваш первый шаг в освоении приёма. Для тех, кто готов продолжить занятия: как научиться брать лёгкие аккорды с баррэ для начинающих (подборка часто используемых аппликатур), песни с баррэ.

F без баррэ с надстройками

И второй способ – каким аккордом можно заменить баре F – использовать разнообразные варианты фа мажора с надстройками, но, разумеется, без баррэ. Но это уже не «чистая» замена –мажорный аккорд на упрощённый мажорный аккорд. А получается, что в последовательности вместо обычного F, уже звучит, например, F9, F6, F7 или Fmaj7 и др. Несмотря на то, что такие аккорды сложнее по звуковом составу, то есть это не просто мажорное трезвучие, а мажорные аккорды с добавляемыми ступенями (септаккорды, секстаккорды, нонаккорды и др.), в аппликатуре они, как правило, легче баррэ.

Разберём подробно, как заменить фа мажор: баррэ на аккорд с надстройками в лёгкой аппликатуре.

1. F9 – с 9-ой ступенью. Как взять этот нонаккорд: трезвучие на 4-ой, 3-ей и 2-ой – пальцы «лесенкой», и добавляем мизинец на 1-ую струну.

2. F/D – фа мажор с ре басу. Также его можно представить как Dm7 (ре минор септаккорд, если бас принять за тонику – от ре) – альтернатива аккорду F.

1 вариант постановки пальцев – указательным прижимается 1-ая и 2-ая струны:

2 вариант: 2-ую струну указательным, 1-ую – средними и 3-ю безымянным.

3. F6 – мажорный секстаккорд – на басовый струнах, с 4-ой открытой. Звучит интересно. Но особенности его оттенка лучше раскрываются, если играть перебором (арпеджио).

Как поставить пальцы:

  • 1 вариант аппликатуры в сетке – 3-я струна прижимается средним пальцем.
  • 2 вариант на фото – 3-ая прижимается безымянным.

4. F6 (no5) – без квинты. Как брать этот секстаккорд: 6-ая прижимается указательным; и если играть ритмом, этим же пальцем приглушайте 5-ую струну. Этот аккорд F на гитаре без баррэ можно использовать для плавных красивых переходов с Dm, Asus4, E7.

5. F7 – малый мажорный септаккорд – без 5-ой и 6-ой. Возможно, кто-то взглянув на эту сетку, скажет: «Да нет, лучше я потренируюсь на баррэ». Ну и может быть будет в какой-то степени прав. Однако аккорд интересный в плане звучания. И всё-таки оригинальное решение – чем можно заменить баре.

6. F7/C – без 6-ой и 1-ой струны. Ещё один малый мажорный септаккорд на замену. Возможно, вы уже знаете эту аппликатуру по открытой позиции – как E7. Но в закрытой I-ой позиции обязательно нужно хорошо приглушать 6-ую и 1-ую.

7. Fmaj7 – большой мажорный септаккорд. Если вы освоили уже трёхструнную форму фа мажора из первой части статьи, то и с этим аккордом быстро справитесь. Расположение пальцев такое же, только добавляется открытая первая струна.

8. Fmaj7/C – большой мажорный септаккорд с квинтой (до) в басу.

9. Fmaj7 (#11) – большой септаккорд с пониженной 11-ой. Напряжённый, диссонирующий. По форме: как бы «басовая часть» баррэ с открытой первой и второй струной.

10. Fmaj7 (#11)/C – с пониженной 11-ой, в басу до, без 6-ой струны. Как можно заменить аккорд F? Просто обычный открытый E (ми мажор) смещаем на лад. Вот так:

А можно Fmaj7(#11)/C и в такой аппликатуре (как играть без указательного):

Подготовка к занятию: немного теории и обозначения

Виды и названия аккордов

Аккорд – это сочетание, как минимум, трёх звуков; а то и больше – четырёх, пяти, шести. И все эти звуки аккорда извлекаются на открытых струнах и путём прижимания струн на определённых ладах. Гитарные аккорды, как правило, играются на 4-ёх струнах, 5-ти или 6-ти.

Есть аккорды мажорные. По звучанию весёлые, радостные. Обозначаются они латинскими буквами – по ноте, основному звуку, от которого построены.

Например, С – это до мажор, G – соль мажор, E – ми мажор

И другой вид аккордов – минорные. По звучанию они грустные. В названии минорных аккордов к большой латинской букве (основного звука) добавляется маленькая буква «m» (минор).

Например, Am – ля минор, Dm – ре минор, Em – ми минор и т.д.

Аккордовые сетки – схемы аккордов

Самый простой и наглядный вариант записи аккордов – аккордовая сетка. Это схематическое изображение грифа с обозначением какие струны на каких ладах нужно прижимать, чтобы взять аккорд.

И в таком виде – в сетках для гитары – мы и будем рассматривать, изучать аппликатуры.

Ознакомьтесь с обозначениями схемы:

  • Вертикальные линии – 6 струн – слева направо: от шестой (самой толстой) до первой (самой тонкой).
  • Горизонтальные линии – лады на грифе гитары.
  • Точки (кружочки) в сетке – какие струны и на каких ладах прижимать.
  • Цифра в кружочке указывает – каким именно пальцем левой руки прижимать струну.

1 – указательный

2 – средний

3 – безымянный

4 – мизинец

  • Символ «o» над струной (конкретной вертикальной линией в сетке) – струна не прижимается, звучит открытая в аккорде.
  • Символ «x» над струной – струна не звучит.

Настройка гитары

Чтобы добиться максимум результатов во время занятий, предварительно:

Убедитесь в том, что высота струн над грифом на оптимальном расстоянии. И при этом все струны хорошо звучат, в прижатом состоянии не бьются об лады. На акустической шестиструнной гитаре расстояние от порожка 12-лада до струн должно составлять примерно 2-5 мм.

В противном случае (если струны высоко над грифом) осваивать аккорды вам будет очень сложно. Пальцы будут быстро уставать. И мозолей на пальцах будет больше обычного (в любом случае они появятся, но если высота струн большая, проблема усугубляется). Высота струн регулируется путём настройки грифа и другими способами. В рамках этой статьи мы не будем их рассматривать. Если вам сложно отрегулировать высоту, лучше обратитесь к гитарному мастеру.

Настройте гитару. Это можно сделать под тюнер, ориентируясь по шкале высоты звука в соответствие с заданной нотой. Или же на слух – по заданному звуку. В интернете есть множество сервисов онлайн для настройки гитары. Не получается самостоятельно – попросите товарищей-гитаристов настроить. Но ни в коем случае не играйте на расстроенной гитаре. От таких занятий толку мало.

Как зажимать аккорды

Перед тем, как начнём уроки игры на гитаре – последний подготовительный этап. Рекомендации – как избежать распространённых ошибок новичков, возникающих при изучении первых аккордов.

  • «Не прячьте», не прогибайте мизинец под гриф. Он должен быть над грифом. Сразу отрабатывайте правильную постановку. В дальнейшем и мизинец «задействуете» в более сложных аккордах, обыгровках, басовых линиях.
  • Не выворачивайте слишком кисть левой руки вправо или влево относительно плоскости грифа. Верхние фаланги пальцев на прижатых струнах должны быть примерно в перпендикулярном положении от поверхности ладов.
  • Пальцы, прижимая струны, не должны касаться соседних струн.
  • Для прижатия струн прилаживайте ровно столько усилий, сколько нужно, чтобы прозвучал звук аккорда. И не слишком слабо (струны не звучат), и не слишком сильно (звучат струны, но чрезмерная нагрузка на пальцы).

Немного из истории аккорда Ре мажор — D

Со времён классической музыки аккорд d на гитаре использовался среди композиторов-романтиков. В этом ключе записывались десятки произведений не только для гитары, но и для фортепиано, оркестра. Однако наибольшей популярностью пользовалась скрипка. Многие скрипичные концерты Чайковского, Стравинского, Моцарта были в D-dur. Его называли «ключ славы». Струны скрипки настроены GDAE (то есть в обратном порядке бас-гитары).

Кроме того, интересно распространение этой тональности. Изначально простенькие пастушьи свистки были настроены только в D. Они включали диапазон в пределах полутора октав и не были по-настоящему музыкальными инструментами. Мелодии, исполненные на этих простых «свистульках» были пасторальными, радостными и создававшими праздничное настроение. Подобными свирелями пастухи развлекали себя во время рабочего дня, а также использовали свист, чтобы направлять скот при загоне домой.

Если вы слышите приподнятый мотив с позитивными гармониями, то есть высокая вероятность, что это именно D. Прослушайте, например, Beatles «Giving Wings to Your Guitar Strings» или Джимми Клифф «I can see clearly now». Среди других известных треков — Pink Floyd «Comfortably Numb» и блюзовая классика от B.B. King «Thrill is Gone».

Как упоминалось в начале рассказа, аккорд ре мажор на гитаре неотъемлемая деталь музыки в стиле кантри. Часто песни строятся на прогрессии G-D. Также популярна последовательность G-D-A. Также в фолковой музыке популярен добавочный аккорд dm7.

Кстати, интересна песня старой рок-группы Bad Company «Seagull». Тональность сразу задаёт радостное «морское» настроение и звучит светло и солнечно. Послушайте её на досуге и начнёте усваивать звучание D-dur. Она основана на трёх аккордах, но имеет пару интересных фишек. Припев состоит из вариаций на тему аккорда D (там и уменьшенный, и доминантсептаккорд). А в конце гармония проходит через все позиции и заканчивается как раз на 14 ладу (смотрите выше). Для интереса можно послушать эту песню, а также поиграть её. Это поможет не только лучше разучить гриф, но и точно переставлять возрастающие прогрессии.

Малый минорный – «m7»

Малый минорный септаккорд: минорное трезвучие (1-b3-5) + малая септима (b7)

Формула: 1 (тоника) – b3 (малая терция) – 5 (чистая квинта) – b7 (малая септима)

Порядок терций: м.3 + б.3 + м.3

Обозначение: m7 (Cm7, Dm7, Em7… ). Аппликатуры на гитаре малого минорного септаккорда:

Эти формы от звука соль – аккорд Gm7 в пяти аппликатурах:

Дополнительные варианты аппликатур на основе рассмотренных:

  • 1 – баррэ с тоникой на 6-ой струне заменяется четырёхструнной формой (бас – средним пальцем + приглушает 5-ую струну, безымянный прижимает 4-ую, 3-ю и 2-ю струну).
  • 2 – вместо баррэ с тоникой на 5-ой струне – аппликатура на 4-е пальца (указательный прижимает 5-ую струну и приглушает 4-ую).
  • 3 – на замену аппликатуре на 4-е лада в этой же позиции малое баррэ.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Вековой опыт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: