Аппликатуры аккорда f

Упражнение №4: как зажимать все шесть струн указательным пальцем

Итак, начнём с разминки указательного пальца. Потренируемся зажимать все струны на ладу.

Табы и ноты Упр. №4:

Звучат они так:

Вкратце, суть разминки: вам нужно поставить палец на лад (то есть прижать 6 струн), а затем перемещать его по позициям (по грифу).

  • 1 т. — Fm (фа минор) в I позиции.
  • 2 т. — Gm (соль минор) аналогичная аппликатура в III позиции.
  • 3 т. — Am (ля минор) — на V ладу.

Прижимайте струны двумя пальцами (указательным и средним). Если получается только указательным — отлично (это только «плюс» к вашим навыкам). Заниматься можно как под метроном, так и под гитарную минусовку:

Не забывайте, контролировать постановку левой руки:

1. Палец/пальцы должны быть расположены параллельно относительно ладов и слегка согнуты в области второй фаланги. А также прижимать струны преимущественно боковой частью фаланг.

2. Не выворачивайте кисть в левую/правую сторону (распространённая ошибка новичков).

3. Свободные пальцы держите над ладами.

4. Большой палец опирается примерно на середину тыльной стороны грифа (но можно чуть выше — не критично).

5. Указательный и средний пальцы не должны сильно «выпячиваться» над грифом. Правильная постановка: в верхней части (над шестой струной) — примерно половина первой фаланги.

Примеры аккордовых последовательностей

И в завершение занятия – небольшие упражнения: распространённые аккордовые последовательности с различными септаккордами.

Проигрывайте их в любом темпе, ритме – перебором или боем. Как вам больше нравится. Произвольно.

№1: три основных малых минорных септаккорда на баррэ в ля миноре

№2: доминантсептаккорды в до мажоре, на этих аккордах можно сыграть 12-ти тактовый блюзовый квадрат.

№3: часто используемая в песнях простая связка с переходом с Gm7 на Cm7 через G7.

№4: очень популярный ход аккордов в разных музыкальных стилях, последовательность в ре миноре.

№5: вместо минорного аккорда Em, последовательность Em/Em(maj7)/Em7 как обыгровка. И также на ля минор: Am/Am(maj7)/Am7.

На этом всё! Успешного вам изучения септаккордов!

Структура аккорда

Виды обозначений

Чаще всего его можно увидеть как аккорд B. Ещё встречается H, но это не всегда является верным. Вновь может возникнуть путаница с обозначениями си мажора и си-бемоль мажора. Опять же смотрите по тональности, по наклонению песни (минор-мажор). И самое главное – слушайте. Тогда это поможет избежать ошибок и недопонимания между разными системами.

Ноты

В составе трезвучия присутствуют и диез, и бемоль. Не забывайте об этом при самостоятельном построении. Тоникой выступает B, далее E♭ и F♯.

Интервалы

Те, кто не впервые сталкивается с мажорными трезвучиями, уже могли выучить строение: Б3+М3. От Си отстраиваем большую терцию – получаем ми-бемоль. Дальше малая терция – Фа-диез.

Ещё способы – для ленивых, или как быстро «сделать» новую тональность

Нет возможности, желания изучать основы транспонирования аккордов – есть способы куда проще переложить песню в другую тональность. Практически без вашего участия. В общем, особо «колдовать» над грифом не придётся.

Специальные сервисы

Есть сайты в Сети, на которых специальная программа в режиме онлайн мгновенно транспонирует указанные аккорды в другую заданную пользователем тональность.

Например: http://www.chordchanger.com/, http://www.logue.net/xp/index.htm

Загружаете страничку, вводите аккорды, задаёте параметры, нажимаете кнопку – и всё.

Каподастр

Каподастр – специальное устройство для зажима всех струн на определённом ладу. Фактически он выполняет функции баррэ.

Зажимаем лад на грифе каподастром, где нужно, в подходящей позиции. И играем аккордами, как на первых трёх ладах с открытыми струнами. Аппликатуры такие же. Ничего менять не нужно. А вот тональность уже другая.

Например, если из Am нужно транспонировать в Dm: устанавливаем каподастр на 5 ладу – и вот уже тональность ре минор.

Изменение строя гитары

Транспонирование в тональность ниже с сохранением аппликатур (те же аккорды в тех же позициях) можно выполнить путём понижения строя гитары. Как известно, по стандарту строй гитары: 1 струна – E (ми), 2 – B (си), 3 – G (соль), 4 – D (ре), 5 – A (ля), 6 – E (ми). И если, например, требуется на тон понизить, опускаем струны: 1 струна – D, 2 – A и т.д. Вот и всё.

Помните: F — жесткий аккорд, так что сделайте это не волнуйтесь, если вы боретесь с этим. Изучение игры на гитаре требует времени!

Гитарный аккорд F — один из самых сложных аккордов для начинающего гитариста, поэтому не волнуйтесь, если он вам покажется сложным. Это совершенно нормально.

Имея это в виду, я говорю своим новым ученикам пропускать все песни, в которых есть аккорд F, до тех пор, пока они не начнут играть на гитаре хотя бы месяц.

Через 4-6 недель большинство людей овладевают более простыми аккордами, такими как Em, G, Am, D и C. К этому моменту они развили достаточно контроля и точности в своем третьем пальце, чтобы они могли исполнять вышеупомянутые более простые аккорды F без это слишком сложно.

Для подавляющего большинства взрослых учеников Fmaj7 должен быть первой целью. Он звучит великолепно, и его намного легче играть, чем полный аккорд F.

Песни с аккордом F

В тональности Фа мажор красивая лирическая тема Michelle группы Beatles.

Из русского рока песни с аккордом F:

  • Видели ночь – Кино
  • Что такое осень – ДДТ
  •  Районы-кварталы – Звери
  • Всё идёт по плану – Гражданская оборона
  • А что нам надо – Серьга

И это, конечно, всего лишь несколько примеров для практики, изучения аккорда. В тональности Фа мажор и других тональностях с аккордом F песен на самом деле огромное количество.

На этом завершаем разбор вариантов Фа мажора. Ну как, не боитесь уже F? ) Прорабатывайте аппликатуры – начинайте с упрощённых, потом постепенно осваивайте с приёмом баррэ – и в скором времени Фа мажор станет для вас самым обычнейшим аккордом. Хоть в какой позиции. Как тот же ля минор, ре минор, ми мажор и др. Не будет никаких трудностей, никаких «ой тут «Ф», наверно песню эту разучивать не буду», «здесь «Фа», не успеваю пальцы переставлять». В общем, вы вычеркните F из личного списка самых трудных аккордов. А ваш песенный репертуар значительно расшириться. Начинайте заниматься прямо сейчас. Гитарного вдохновения, творческого настроения!

Аппликатуры других мажорных аккордов:C (До мажор)D (Ре мажор)E (Ми мажор)G (Соль мажор)A (Ля мажор)B (Си мажор)

Аккорды в тональности Си мажор

«Ближайшие соседи» или даже «родственники» Си мажора в аккордовых последовательностях – аккорды на ступенях всё того же мажорного лада от звука си.

  • I – B (си мажор)
  • ii – C#m (до-диез минор)
  • iii – D#m (ре-диез минор)
  • IV – E (ми мажор)
  • V – F# (фа-диез мажор)
  • vi – G#m (соль-диез минор)
  • vii dim – A# dim (ля-диез уменьшённый)

Вот так выглядит гамма си мажор:

Кроме этих, конечно в тональности си мажор могут использоваться и другие аккорды. На ступенях меняется тип аккорда: с мажора на минор и наоборот (F# → F#m, E → Em). Или повышаются/понижаются определённые ступени. Получается, что в последовательности добавляются аккорды и не из этой мажорной тональности: в связке с B – C, G, D и др.

Распространённые аккордовые прогрессии в Си мажоре:

  • B – E – F# – B
  • E – B – F# – B
  • B – E – B – F#
  • B – E – C#m – F#
  • C#m – F# – B
  • B – F# – G#m – E
  • B – G#m – E – F#
  • блюзовый квадрат: B – B – B – B – E – E – B – B – F# – E – B – F#

F без баррэ/ с малым баррэ

Сначала, рассмотрим, как заменить аккорд F упрощённой аппликатурой, но при этом не изменяя строение самого мажорного аккорда. То есть и лёгкая аппликатура будет являться исключительно мажорным аккордом от звука Фа (только звуки мажорного трезвучия – фа, ля и до).

1. F/C – с квинтой (до) в басу, без 6-ой струны. Как зажать его? Всё просто: сразу указательный на 1-ую и 2-ую струны – мини-баррэ (а не все шесть струн!); потом средним – 3-ую струну; на 3-ем ладу – мизинцем 4-ую, безымянным – 5-ую.

2. Без басовых – только на 4-е струны. Как ставить пальцы: указательным также прижимаем 1-ую и 2-ую струны, а 4-ю – безымянным.

3. F/C – без 6-ой и 1-ой. В басу, на 5-ой – до (квинта). Эта схема без баре.

4. Без верхних струн. Фактически на басовых струнах + 3-ая. Аналог аккорда F без баре с характерным низким звучанием.

5. Без 5-ой и 1-ой. Четырёхструнная аппликатура. Как сыграть: пятая струна приглушается указательным пальцем.

6. Без 5-ой и 1-ой, но 6-ая прижимается большим пальцем. Как и предыдущая аппликатура, только с другой постановкой пальцев.

7. На трёх струнах + бас на 6-ой большим пальцем. Не совсем простая замена аккорда F, но проще баррэ. В основном сгодится для перебора.

8. На трёх струнах – 4-ой, 3-ей, 2-ой. Лёгкий вариант. Но звучание не столь полное, насыщенное, как в аппликатурах фа мажора на четыре, пять или шесть струн (в стандартной форме).

9. F/A – три струны (см. предыдущий) + 5-ая открытая (терция ля в басу).

10. F(no5) – без квинты (только тоника и терция), с 5-ой открытой, 1-ая и 2-ая не звучат. Мажор с холодноватым оттенком. Особенно красиво звучит перебором.

Аппликатуры аккорда F

На схеме струны расположены сверху вниз с шестой по первую. Римские цифры над схемой — номера ладов. Арабские цифры в кружках на струнах — указание пальцев:

  1. указательный
  2. средний
  3. безымянный
  4. мизинец

Аппликатура аккорда F на 1 ладу

I
II
III
IV
V
F (Фа)
C (До)
F (Фа)
A (Ля)
C (До)
F (Фа)

указательный

указательный

средний

мизинец

безымянный

указательный

Как зажать аккорд F на 1 ладу:

  • Струны 1, 2 и 6 зажимаются указательным пальцем на 1-ом ладу приемом баррэ.
  • Струна 3 зажимается средним пальцем на 2-ом ладу.
  • Струна 4 зажимается мизинцем на 3-ом ладу.
  • Струна 5 зажимается безымянным пальцем на 3-ем ладу.

Аппликатура аккорда F на 5 ладу

V
VI
VII
VIII
IX
X (Струна не играется)
F (Фа)
A (Ля)
C (До)
F (Фа)
A (Ля)

указательный

средний

указательный

безымянный

мизинец

Как зажать аккорд F на 5 ладу:

  • Струны 1 и 3 зажимаются указательным пальцем на 5-ом ладу приемом баррэ.
  • Струна 2 зажимается средним пальцем на 6-ом ладу.
  • Струна 4 зажимается безымянным пальцем на 7-ом ладу.
  • Струна 5 зажимается мизинцем на 8-ом ладу.
  • Струна 6 не должна звучать, поэтому при игре боем должна быть приглушена.

Аппликатура аккорда F на 8 ладу

VIII
IX
X
XI
XII
X (Струна не играется)
F (Фа)
C (До)
F (Фа)
A (Ля)
X (Струна не играется)

безымянный

безымянный

безымянный

указательный

Как зажать аккорд F на 8 ладу:

  • Струны 1 и 6 не должны звучать, поэтому при игре боем должны быть приглушены.
  • Струны 2, 3 и 4 зажимаются безымянным пальцем на 10-ом ладу приемом баррэ. Такой прием взятия аккорда требует подготовки и гибкости безымянного пальца, поэтому этот аккорд можно взять зажав указательным пальцем 2, 3 и 4 струны приемом баррэ, а остальные струны зажать средним пальцем, безымянным и мизинцем.
  • Струна 5 зажимается указательным пальцем на 8-ом ладу.

Аппликатура аккорда F на 10 ладу

X
XI
XII
XIII
XIV
F (Фа)
A (Ля)
C (До)
F (Фа)
A (Ля)
X (Струна не играется)

указательный

указательный

указательный

безымянный

мизинец

Как зажать аккорд F на 10 ладу:

  • Струна 1 не должна звучать, поэтому при игре боем должна быть приглушена.
  • Струны 2, 3 и 4 зажимаются указательным пальцем на 10-ом ладу приемом баррэ.
  • Струна 5 зажимается безымянным пальцем на 12-ом ладу.
  • Струна 6 зажимается мизинцем на 13-ом ладу.

Аппликатура аккорда F на 13 ладу

XIII
XIV
XV
XVI
XVII
X (Струна не играется)
X (Струна не играется)
F (Фа)
A (Ля)
C (До)
F (Фа)

указательный

указательный

средний

безымянный

Как зажать аккорд F на 13 ладу:

  • Струны 1 и 2 зажимаются указательным пальцем на 13-ом ладу приемом баррэ.
  • Струна 3 зажимается средним пальцем на 14-ом ладу.
  • Струна 4 зажимается безымянным пальцем на 15-ом ладу.
  • Струны 5 и 6 не должны звучать, поэтому при игре боем должны быть приглушены.

Советы для начинающих

Сегодня пауэр-аккорды можно назвать основным «хлебом» для рок-гитаристов, а также начинающих музыкантов во всем мире. Отличаются от базовых приемов структурой. Чтобы их сыграть, нужна аппликатура из двух пальцев, что подходит для новичков. Эти интервалы в наши дни используются не только в роке, блюзе, металле или панке, но и в поп-музыке. Поэтому владеть ими должен каждый музыкант.

— Обязательно выучите классические последовательности аккордов – это значительно поможет в придумывании интересных гармоний при игре квинтами.

— Большое внимание уделяйте атаке – поскольку два тона должны играть одновременно друг с другом. — Пробуйте комбинировать квинты с другими интервалами – например, при игре в жанре Black Metal хорошо подойдет последовательность из квинты, малой сексты и большой терции – она сформирует то самое характерное «атмосферное» звучание

— Пробуйте комбинировать квинты с другими интервалами – например, при игре в жанре Black Metal хорошо подойдет последовательность из квинты, малой сексты и большой терции – она сформирует то самое характерное «атмосферное» звучание.

— Попробуйте поиграть в дроп-строях, поскольку это довольно удобно и может способствовать сочинению более сложных композиций.

Гамма Фа-мажор «По 3 ноты на струне» — 7-позиций (фигур)

Помимо этого, иногда используются альтернативные боксы, которые позволят вам быстрее находить нужные ноты на всем грифе. Стоит воспринимать эти схемы как дополнительные, а не основные, и учить их уже после того, как вы выучите позиции выше.

1 фигура

Она начинается с 10-го лада

Следует обратить внимание, что кроме струн, вам потребуется еще и спускаться вниз по грифу – а это немного усложняет задачу

2 фигура

Она располагается с двенадцатого лада. Стоит сказать о том, что вы сможете сыграть ее еще и на нулевом ладу – только в другой октаве.

3 фигура

Эта фигура расположена на первом ладу

Обратите внимание на то, как расположены в ней ноты – здесь очень просто все просчитать и понять, какую ноты вы сейчас зажимаете, просто потому что вы идете от тоники

4 фигура

Она расположена на третьем ладу.

5 фигура

Этот бокс расположен с пятого лада и двигается до десятого.

6 фигура

Гамма расположена с шестого лада.

7 фигура

Эта фигура расположена на 8-ом ладу и замыкает круг всех позиций.

Септаккорды

Формы минорных и мажорных септаккордов с баррэ иногда можно упростить или же заменить на принципиально другую аппликатуру в соседней позиции. Но выбор аппликатурного решения зависит от особенностей аккордовой последовательности (какой предшествующий аккорд и последующий), а также от специфики музыкального стиля. То есть прежде всего нужно ориентироваться на звучание: альтернативная аппликатура септаккорда без баррэ должна хорошо сочетаться с другими аккордами.

Какими аккордами заменить баре септаккордов минорных и мажорных – далее разберём в сетках и на фото.

Малые мажорные септаккорды (доминантсептаккорды)

Для формы E7

Распространённый доминантсептаккорд с баре в виде аппликатуры E7:

Чем можно его заменить? К примеру, аппликатурой на четыре пальца без баррэ, и практически в этой же позиции. То есть на основе исходной формы E7.

Шестая и первая струны не звучат. Как E, только ещё добавляем мизинец на вторую струну. Ещё одна особенность этой замены – в басу звучит квинта доминантсептаккорда. Например, B7 с баррэ (на VII ладу) – на B7/F# (тоника си – 4-ая струна, 9-ый лад).

Для формы A7

Аппликатурная форма A7 на баррэ (см. в сетке и на фото):

Её тоже можно заменить на аккорды без баррэ, но только в принципиально другой аппликатуре в соседней позиции.

1. Доминантсептаккорд в форме С7. Тоника аккорда также на 5-ой струне, но звуки аккорда расположены вниз по грифу.

2. На основе формы C7 на 4-ёх струнах. С тоникой на 2-ой струне, в той же позиции, что и предыдущая аппликатура.

Чтобы вам легче было освоить эти замены, дополнительно разберём пример для конкретного аккорда.

Аккорд E7: в форме A7 на баррэ заменим на форму C7 без баррэ:

Чтобы не использовать баррэ в VII позиции, доминантсептаккорд берём в V позиции.

Малые минорные септаккорды

Для формы Am7

Баррэ в виде формы Am7:

Такой вариант минорного септаккорда довольно лёгкий в плане аппликатуры. Но при условии, конечно, того, что гитарист владеет приёмом баре.

Но если требуется замена этой формы, можно использовать другие аккорды без баррэ в этой же позиции и смежной (соседней). Хотя нельзя сказать однозначно, что они всегда хорошо будут звучать в любой последовательности. Пробуйте и определяйте на слух.

1. В этой же позиции, что и изначальная форма Am7, без басовых. Септима аккорда на 1-ой струне.

2. С тоникой на 5-ой струне. Без 6-ой и 1-ой, аппликатура на 4-е пальца. Аккорд хоть и без баре, но его аппликатура довольно сложная (на четыре лада). Но, возможно, для вас такая форма будет удобней – вместо того, чтобы прижимать все струны в позиции.

Пример для Cm7: замена формы Am7 c баре на обычные (без баре):

Для формы Em7

Вот такое баррэ в форме открытого Em7:

Можно заменить упрощёнными аккордами:

1. Без 5-ой и 1-ой. В той же позиции, что и основная форма с баррэ. Безымянным прижимаются три струны. Средний палец, прижимая 6-ую струну, приглушает и 5-ую.

2. В соседней позиции выше по грифу, с тоникой на 4-ой струне.

Пример замены для Am7 на 5-ом ладу: форма Em7 с баррэ – на аппликатуры без баррэ (в этой же позиции и соседней):

Аккорд F на гитаре. Общая информация

Один из самых спорных аккордов для начинающих гитаристов. Часто именно он становится камнем преткновения и не даёт продвинуться дальше пресловутых «Am – Dm – E». Если хорошо с ним подружиться, то станет верным проводником в мир музыкальных открытий. Если лениться и находить причины пропускать занятия – то станет серьёзной преградой в исполнительском развитии. В любом случае представляем – аккорд F на гитаре. Именно тот, с которым дворовый парень сразу становится самым техничным на лавочке. А для мастеров – ещё и едва ли не самая распространённая гармония при написании хитов (Am – F).

В свою очередь, попробуем показать, какие существуют варианты, и как взять злосчастный неподдающийся аккорд f без баррэ.

Советы по изучению

  1. Гаммы можно играть чистым звуком и с овердрайвом. Всё зависит от вашего исполнительского опыта и вкусовых предпочтений.
  2. Первым делом хорошо проработайте тональность До мажор во всех позициях. Проигрывая каждый бокс, анализируйте расположение ступеней. Затем приступайте к изучению других тональностей.
  3. Следите за аппликатурой левой руки: какими пальцами брать ноты на грифе. Сверяться можно по нотным примерам до мажора (цифры возле каждого звука – это пальцы левой руки: 1 – указательный, 2 – средний, 3 – безымянный, 4 – мизинец).
  4. Играть можно в связке с аккордами: сразу удар по аккорду в позиции – затем ноты звукоряда. Начинать с аккорда можно и нисходящее, и восходящее движение.
  5. Попробуйте придумать фразу, мелодию на основе мажорной гаммы.
  6. Запишите ритм-партию на один аккорд – тоническое трезвучие гаммы (если До мажор – С, в Соль мажоре – G и т.д.). Попробуйте поимпровизировать под аккомпанемент: сразу в одном, потом нескольких боксах мажорной гаммы. В дальнейшем ритм-партию для импровизации можно сделать на два, три аккорда (к примеру, I – IV – V – I, или в До: C – F – G – C).
  7. Играя соло, риффы других гитаристов, постарайтесь определить, используется ли в них мажорная гамма. Если да – то какая тональность, в какой позиции.

Успешного изучения мажорной гаммы на гитаре!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Вековой опыт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector