Как играть мажорную гамму в разных тональностях
Мы изучили тональность До мажор на гитаре в 5 позициях. Давайте теперь научимся использовать эти боксы для построения мажорной гаммы от других звуков. То есть разберём, как играть её в других тональностях. Задача эта несложная. Даже и для начинающих.
Ознакомьтесь с таблицей. В ней представлены тональности от каждой ноты звукоряда – всего 12. F# и Gb – по составу звуков одинаковые, энгармонически равные: одна и та же гамма, но записывает по-разному, соответственно диезная и бемольная тональность.
В первой колонке указаны тональности. Далее по ступеням – ноты гамм: от тоники (1) до тоники на октаву выше (8). В последней колонке указаны ключевые знаки для каждой тональности. То есть знаки альтерации (диезы, бемоли), которые выписываются в нотной записи справа от ключа и указывают на тональность, имеют действие на все ноты по своей линейке. Например: Соль мажор – фа-диез, Ре мажор – фа-диез, до-диез, Фа мажор – си-бемоль и т.д.
Гамма | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Знаки в тональностях |
До мажор | C | D | E | F | G | A | B | C | – |
Соль мажор | G | A | B | C | D | E | F# | G | 1 диез |
Ре мажор | D | E | F# | G | A | B | C# | D | 2 диеза |
Ля мажор | A | B | C# | D | E | F# | G# | A | 3 диеза |
Ми мажор | E | F# | G# | A | B | C# | D# | E | 4 диеза |
Си мажор | B | C# | D# | E | F# | G# | A# | B | 5 диезов |
Фа-диез мажор
(энгармонически равная Gb) |
F# | G# | A# | B | C# | D# | E# | F# | 6 диезов |
Соль-бемоль мажор
(энгармонически равная F#) |
Gb | Ab | Bb | Cb | Db | Eb | F | Gb | 6 бемолей |
Ре-бемоль мажор | Db | Eb | F | Gb | Ab | Bb | C | Db | 5 бемолей |
Ля-бемоль мажор | Ab | Bb | C | Db | Eb | F | G | Ab | 4 бемоля |
Ми-бемоль мажор | Eb | F | G | Ab | Bb | C | D | Eb | 3 бемоля |
Си-бемоль мажор | Bb | C | D | Eb | F | G | A | Bb | 2 бемоля |
Фа мажор | F | G | A | Bb | C | D | E | F | 1 бемоль |
Допустим, необходимо построить мажорную гамму от ноты соль. Делается это следующим образом: 1. Находим в таблице – соль мажор. Смотрим по ступеням – какие звуки входят в гамму. Можно себе выписать отдельно звукоряд от G.
2. Выбираем позицию, в которой хотим сыграть гамму. Например, первую позицию – от 1 ступени. В нашем случае (1) – это соль. В гитарной сетке бокса указано, что первая ступень на 6 струне. Находим ноту соль – 6 струна третий лад. Далее: в сетке на этой же струне вторая ступень – нота ля на пятом ладу шестой струны (если в соль мажоре). Играем. Переходим на следующую струну и смотрим по ступеням на грифе относительно гаммы от G. Разбираем полностью бокс (от шестой до первой струны).
Аналогично и в других позициях:
- во второй позиции со 2 ступени – в соль мажоре это ля – 5 лад, шестая струна;
- в четвёртой позиции с 5 ступени – в соль мажоре это ре – 10 лад, шестая струна и т.д.
3. Играем гамму в боксе под метроном или гитарную минусовку.
Как ставить аккорд B на гитаре. Позиция на 2 ладу
Аппликатура, фото и описание
B на гитаре ставится с применением приёма баре. Придётся потренировать растяжку. Так как целых три пальца ставятся на расстоянии лада.
Как ставить B на 2 л.
Зажимаем барре на втором. Шестая струна здесь не требуется. Если вы знакомы с A (ля мажор), то его позиция целиком повторяет си-мажор (только на 4 ладу). 2, 3 и 4 струны нажимаются мизинцем, безымянным и средним. Между 1 и 2 пальцами происходит растяжка. Первое время это может принести значительные неудобства. Постепенно рука привыкнет к такому движению.
Самым сложным моментом является быстрая смена, когда после Am (или любого другого открытого) идёт аккорд b на гитаре. Для того, чтобы не «промазать» мимо четвёртого, заранее делайте растяжку уже «в воздухе». Можно потренироваться на предложенной комбинации. Постепенно руки запомнят это движение и будут вставать как положено. Как бы не было трудно в первое время, подобные занятия принесут пользу в будущем и позволят значительно расширить исполнительский репертуар. Тренировка разовьёт не только умение быстро сменять гармонии с разных позиций, но и улучшит навык растягивания связок на фалангах.
Примеры звучания
Бой
Перебор
Паттерны аккордов в тональности
Как можно увидеть из таблицы, все аккорды в тональности подчиняются определенному паттерну. Тональность включает в себя как минорные, так и мажорные аккорды, и вам достаточно запомнить, как они идут друг за другом, чтобы точно знать, какое трезвучие сыграть в тональности в данный момент. Для примера мы возьмем тональность C мажор и D минор.
Мажор
Мажорный паттерн выглядит следующим образом, отталкиваясь от ступеней:
I – Мажор
II — Минор
III — Минор
IV – Мажор
V — Мажор
VI — Минор
VII – Уменьшенный
То есть, в классическом До-мажоре, аккорды распределены таким образом:
I — C
II — Dm
III — Em
IV — F
V — G
VI — Am
VII – Bdim.
Особый интерес представляет собой аккорд Bdim. Дело в том, что стоит он здесь не случайно. Он построен таким образом, что именно внутри него все ноты соответствуют тональности До Мажор – B D F.
Минор
Минорный паттерн выглядит следующим образом:
I – Минор
II — Уменьшенный
III — Мажор
IV – Минор
V — Минор
VI — Мажор
VII – Мажор.
На примере тональности D минор:
I — Dm
II — Edim
III — F
IV — Gm
V — Am
VI – A#
VII – C.
Возможные исключения
Стоит сказать о том, что при необходимости вы всегда можете вставить аккорд, который на первый взгляд не должен находиться в тональности. Для этого нужные трезвучия должны находиться на второй и третьей ступени – тогда вместо минорного аккорда можно сыграть мажорный, и оно будет походить. Однако это исключение работает только в мажорных тональностях.
Использование аккордов с надстройками
Если в песне используется септаккорд, вы всегда можете изменить его, добавив вместо седьмой ступени девятую, или любую другую. Аккорды с надстройками также можно использовать и как часть гармонии, главное, чтобы все ноты входили в тональность. Это разнообразит ваши аккордовые последовательности.
Какие звуки в аккорде Си мажор
Аккорд Си мажор строится по интервалам следующим образом:
- B (си) – основной звук аккорда.
- D# (ре-диез) – большая терция от основного звука (в схеме б.3);
- F# (фа-диез) – малая терция (м.3) от D# (ре-диез – большой терции), или чистая квинта (ч.5) от основного звука B (си).
Строение аккорда в нотной записи с табами:
Аккорд Си мажор на гитаре в аккомпанементе чаще всего используется не в основном виде, а с удвоенными или утроенными звуками.
К примеру, аппликатура B с баррэ во второй позиции (на 2-ом ладу): удваивается основной звук в разных октавах – си на 5-ой струне и на 3-ей; и квинта (F#) – на 4-ой струне и 1-ой.
Смотрите ноты в аккорде:
Использование в музыке
Конечно же, мы часто слышим его в классических произведениях. Это основная гармония, на которую опирается большинство пьес, романсов. Также он может применяться в ритмических блюзовых прогрессиях. Типичный квадрат состоит из последовательности D7- G7 – D7 – A7.
Не обошлась и фанковая музыка. Помимо распространённого d на гитаре, фанковики и блюзмены часто используют последовательность из септаккордов. В качестве примера можно привести известную песню Rolling Stones – «Miss You». В ней применяется как обычные мажорные и минорные трезвучия, так и их септовые варианты. Такое разнообразие приносит интересные изменения в звучание. Забегая вперёд, можно сказать, что в подобных прифанкованных рок-н-ролльных песнях имеет место замена мажора на септ. Это не только придаёт треку своеобразный окрас, но и помогает вставлять различные фишки прямо по ходу исполнения (например, хаммеры и пулы с применением аккорда g, и добавлением к нему ступеней – той же септимы или замены 3 ступени на 2 и 4 – sus аккорды).
Аккорды по системе CAGED
В основе системы – формы пяти мажорных аккордов в открытой позиции. Их обозначения в названии – «CAGED»: сетки и фото
Согласно принципу системы, любой мажорный аккорд можно взять на грифе в пяти аппликатурах, или в пяти формах открытых аккордов в позиции. То есть, например, F можно взять в аппликатуре C, A, G, E и D.
Разберём на примере «перемещение». Возьмём G# (соль-диез мажор) в форме E.
Находим E: на 1-ом и 2-ом ладу с открытыми струнами. Основной звук этого аккорда ми – на 6-ой и 4-ой струне.
Теперь, чтобы взять G# в этой же форме E – в позиции находим его основной звук соль-диез на 6-ой струне. Это 4-ый лад – IV позиция. Поскольку аккорд закрытый, в позиции, то вместо нулевого лада, или порожка, из открытой формы E у нас получается баррэ указательным пальцем на 4-ладу (см. схему). Нужно прижать все струны. Остальными пальцами – аппликатуру E (как на схеме): средний – 3-я струна, 5-ый лад; мизинец – 4-ая струна, 6-ой лад; безымянный – 5-ая струна, 6-ой лад.
Этот закрытый аккорд в форме E можно «двигать» по грифу как угодно – вверх или вниз. В зависимости от того, какой аккорд вам нужен. Чтобы не запутаться, ориентируйтесь по расположению основного звука на 6-ой струне или 4-ой. Именно от основного звука выстраивается аппликатура.
Например, в форме E: G → B
Ну что ж, давайте ещё попрактикуемся в использовании системы CAGED. Выполним ещё одну задачу: к примеру, найдём для F аппликатуры всех форм. Этот же принцип вы сможете использовать и в дальнейшем для любого аккорда.
Для F аппликатура С:
В открытом С основной звук на 5-ой. Находим на этой же струне звук фа – основной звук фа мажора. И берём «лесенку» с баррэ.
A: В форме открытого A – аппликатура с баррэ на 8-ом ладу. «Перемещаемся» с ориентиром по основному звуку на 3-ей струне.
G: В аппликатуре G. В 10-ой позиции (от фа на 6-ой струне, на 13-ом ладу).
E: Форма E. По основному звуку (тонике) – фа, 6-ая струна, 1-ый лад.
D: В виде открытого D. В аппликатуре баррэ не требуется, но постановка пальцев расширенная. Находим по тонике аккорда на 4-ой струне – это 3-ий лад.
Список аккордов для начинающих
И вот мы подошли к самой важной части статьи – списку и разбору аккордов для начинающих. Всего их восемь, и для их игры не требуется никаких других навыков кроме зажатия струн
Они без проблем играются на первых трех ладах, и именно из них состоит большая часть популярных песен.
Аккорд C – До Мажор
Более сложный аккорд, особенно в комбинации с некоторыми, однако стоит немного потренироваться и поделать упражнения – и он окажется таким же простым, как и остальные. Состоит из нот До, Ми и Соль.
Постановка:
Палец | Струна | Лад |
Указательный | 2 | 1 |
Средний | 4 | 2 |
Безымянный | 5 | 3 |
Мизинец | — | — |
Аккорд Dm – Ре Минор
Это трезвучие похоже по своему составу на предыдущее, лишь с одним изменением – оно состоит из нот Ре, Фа и Ля.
Постановка:
Палец | Струна | Лад |
Указательный | 1 | 1 |
Средний | 3 | 2 |
Безымянный | 2 | 3 |
Мизинец | — | — |
Как и в случае с предыдущим аккордом, для чистого звучания требуется бить только по первым четырем струнам.
Аккорд D – Ре Мажор
Этот аккорд состоит из нот Ре, Фа Диез и Ля.
Постановка:
Палец | Струна | Лад |
Указательный | 3 | 2 |
Средний | 1 | 2 |
Безымянный | 2 | 3 |
Мизинец | — | — |
Важно отметить, что для чистого звучания этого трезвучия нужно бить по струнам начиная с четвертой – как со струны-тоники. Остальные при этом в идеале звучать не должны
Аккорд Em – Ми Минор
Еще один популярный аккорд для начинающих, который по частоте использования может соперничать с Am. Состоит из нот Ми, Си, Соль.
Постановка:
Палец | Струна | Лад |
Указательный | 5 | 2 |
Средний | 4 | 2 |
Безымянный | — | — |
Мизинец | — | — |
Это трезвучие также относится к так называемым «пауэр-аккордам», если в нем играть только на последних трех струнах.
Песни в ми миноре
Для закрепления изученных аккордов, последовательностей, в ми миноре – поиграть, например, такие песни:
Пачка сигарет – КИНО:
Em/ Am/ C/ D/
Бой: вниз-вверх – вниз-вверх
Просвистела – ДДТ:
Em/ C/ G/ B7
Бой: 2 вниз – 2 вверх – 1 вниз
Также в ми миноре несложные песни:
- Когда твоя девушка больна – КИНО
- Метель – ДДТ
- Выхода нет – Сплин
- Танцуй! – Сплин
- Яблони – Ляпис Трубецкой
Аккорд E – Ми Мажор
Один из самых популярных аккордов даже в метал музыке – поскольку хорошо звучит на электрогитаре. Состоит из нот Ми, Си, Соль Диез.
Постановка:
Палец | Струна | Лад |
Указательный | 3 | 1 |
Средний | 5 | 2 |
Безымянный | 4 | 2 |
Мизинец | — | — |
Состоит из нот Соль, Си, Ре.
Постановка:
Палец | Струна | Лад |
Указательный | 5 | 2 |
Средний | 6 | 3 |
Безымянный | — | — |
Мизинец | 1 | 3 |
Аккорд Am – Ля минор
Это трезвучие состоит из трех нот – Ля, До и Ми. Этот аккорд присутствует в огромном количестве песен, и каждый гитарист начинал именно с него.
Постановка:
Палец | Струна | Лад |
Указательный | 2 | 1 |
Средний4 | 4 | 2 |
Безымянный | 3 | 2 |
Мизинец | — | — |
Популярные песни на Am, Dm и E
«Частушки» – народный мотив, просто играем:
Dm/ Am/ E/ Am
Ритм (бой) уже знакомый вам по предыдущим упражнениям: вниз-вверх 2 раза на каждом аккорде.
«Летел голубь» – русская народная песня:
Текст с аккордами:
Сыграть можно так:
Бой – комбинирование двух простых ритмов из упражнений. Можно сразу потренироваться под метроном на одном аккорде медленно: на «раз и» – один удар вниз; на «два» – вниз, на «и» – вверх; на «3 и», «4 и» бой повторяется.
- Первая строчка по куплету: мотив «летел…» начинаем без гитары;
- На слово «голубь» играем Am – бой 1 раз (вниз – вниз-вверх);
- Потом на E – бой 1 раз;
- Am – играем ритм уже 2 раза, из вторым разом мотив 2-ой строчки;
- E – 2 раза;
- Возвращаемся на Am – 2 раза;
- И последние две строчки на каждый аккорд бой 2 раза: Dm/Am/E/Am.
«Коробейники» – всё те же самые популярные 3 аккорда:
Играется таким же боем, как и «Летел голубь», но в более быстром темпе. А разучивать песню, конечно, сначала нужно медленно.
Аккорд A – Ля мажор
Менее популярный аккорд, который, тем не менее, присутствует в огромном количестве знакомых всем песен. Он состоит из нот Ля, Ми и До Диез.
Постановка:
Палец | Струна | Лад |
Указательный | 4 | 2 |
Средний | 3 | 2 |
Безымянный | 2 | 2 |
Мизинец | — | — |
Основы построения аккордов для начинающих: изучаем струны и пальцы
Начнем с самого простого: взгляните на свою гитару. У неё есть некоторое количество струн (будем рассматривать пример с 6-струнной гитарой), а также лады на грифе.
Все струны пронумерованы с 1-й по 6-ю: первая является самой тонкой, шестая – самой толстой. Также струны с 4 по 6 иногда называют «басовыми» или «низкими», 1-3 струны – «высокими», несмотря на то, что на плоскости гитары они расположены ниже.
Нумерация струн на гитаре
Для удобства записи гитарных партий и игры гриф гитары по горизонтали разделен на лады – на отдельных ладах есть отметки для быстрого визуального понимания и ориентации на грифе (обычно это 12-й лад, а также 3-5-7-9 лады и 15-17-19-21).
Нумерация ладов на гитаре
Таким образом, гитаристы имеют простую и универсальную схему обозначения зажатых на грифе нот: например, на рисунке показана точка, куда необходимо поставить палец, если вам говорят «зажмите 5-й лад 2-й струны».
Второй этап – нумерация пальцев левой руки. Здесь все достаточно просто:
- Указательный — №1
- Средний – №2
- Безымянный — №3
- Мизинец — №4
- Большой палец – T (от англ. thumb), он в данном уроке участвовать не будет
Как переходить из одной тональности в другую в песне
Сразу нужно оговориться, что переход из одной тональности в другую в песне – это модуляция (например, 1 куплет – в Am (ля миноре), а 2 куплет – в Bm (си миноре) ), а не транспонирование (когда изначально перекладывается последовательность в другую тональность). И вообще модуляция – это отдельная большая тема.
Но тем не менее, если по ходу изучения вы ещё и задались вопросом, как и через какие аккорды переходить в другую тональность в песне, даём разъяснения:
Простой и довольно распространённый способ перехода в другую тональность (модуляции) – через V ступень (доминанту) новой тональности.
К примеру, 1 куплет в ля миноре: Am/ Dm/ E/ Am/ – F# (V ступень новой тональности – си минор) – 2 куплет в си миноре: Bm/ Em/ F#/ Bm/
На этом статью завершаем. На начальном этапе изучения транспонируйте простые известные песни, в которых используется 3-4 аккорда, и которые у вас на слуху. В целях развития навыка перекладывайте в разные тональности – ниже, выше, на полтона, тон, на полтора тона, на кварту и т.д. Приведённые в статье таблицы можно использовать и для проверки аккордовых последовательностей, переложенных в другую тональность самостоятельно. Успехов!
Гаммы в позициях
Позиция или бокс – это определённая область грифа, как правило, в пределах 4 – 7 ладов, в которой строится аппликатура гаммы.
Гаммы в позиции играются не только от тоники, но и от других ступеней, в зависимости от расположения звуков на грифе. Существуют различные системы построения: 5 позиций (с привязкой к основным аппликатурам мажорных или минорных аккордов), 7 позиций (от каждой ступени).
Далее рассмотрим, как играют гаммы на гитаре в боксах, которые наиболее часто используются. Они пригодятся вам не только для отработки техники, изучения строения гамм, но и при разучивании соло, рифов, для написания собственных гитарных партий, переложений для гитары партий других инструментов.
Мажорная
Всё тот же До мажор, но в позициях: 1 бокс – от 1 ступени (До), 2 – от 2 ступени (Ре), 3 – от 3-ей (Ми), 4 – от 5-ой (Соль), 5 – от 6-ой (Ля).
Минорная
Минорная гамма в 5 позициях.
Для параллельных (парных) тональностей, мажора и минора с одинаковыми ключевыми знаками (см. тональности по квинтовому кругу), аппликатуры одинаковые, но расположение ступеней разное, относительно тоники мажорного и минорного лада. Например, для До мажора и Ля минора: в до-мажорной гамме позиция от тоники на 8-ом ладу, а вот по ля-минорной – эта же позиция (на 8-ладу) получается от третьей ступени минорной гаммы.
Подробный разбор минорной гаммы в 5 позициях смотрите здесь.
Пентатоника
Пентатоника мажорная, минорная – гамма из 5 нот. Широко применяется гитаристами в блюзе, во многих направлениях рока, джазе.
Подробно о том, как играть пентатонику в пяти позициях на грифе смотрите тут.
Блюзовая
Практически такие же аппликатуры в позициях, как и для пентатоники, но с добавлением блюзовой ноты (по ступеням гаммы – это пятая пониженная ступень (b5) или в другом варианте записи – четвёртая повышенная (#4) ). Например, Ля миноре блюзовая нота – Eb/D#.
По три ноты на струне
Особенность этих аппликатур – на каждой струне играется по три ноты гаммы. Такой подход часто используется в скоростной технике.
Семь боксов на примере гаммы Соль мажор – от каждой ступени:
- III лад – от соль – 1 ступени (тоники);
- V лад – от ля (2 ступень);
- VII лад – от си (3);
- VIII лад – от до (4);
- X лад – от ре (5);
- XII лад – от ми (6);
- XIV лад – от фа-диез (7).
Как брать аккорды
Для правильного взятия аккордов важна правильная постановка рук. Расслабьте левую руку и вложите в нее гриф гитары так, чтобы его задняя часть опиралась на большой палец, а пальцы находились напротив струн. Не надо обхватывать гриф и сжимать его – старайтесь, чтобы левая рука всегда была расслаблена.
Согните пальцы и их подушечками зажмите любой аккорд. Если вы делаете это впервые – то, скорее всего, правильно поджать струны у вас не получится. Давите на струны до тех пор, пока не получите четкий звук без какого-то дребезжания, но не перестарайтесь, и не прижимайте их сильно к накладке грифа – иначе звук сильно исказится. Скорее всего, подушечки начнут болеть – и это нормально, просто продолжайте ставить аккорды, пока на пальцах не появятся мозоли, и они не привыкнут к тому, что сталь их режет и трет. Не ставьте пальцы на порожки ладов – иначе будет возникать противное дребезжание.
Настройка гитары
Чтобы добиться максимум результатов во время занятий, предварительно:
Убедитесь в том, что высота струн над грифом на оптимальном расстоянии. И при этом все струны хорошо звучат, в прижатом состоянии не бьются об лады. На акустической шестиструнной гитаре расстояние от порожка 12-лада до струн должно составлять примерно 2-5 мм.
В противном случае (если струны высоко над грифом) осваивать аккорды вам будет очень сложно. Пальцы будут быстро уставать. И мозолей на пальцах будет больше обычного (в любом случае они появятся, но если высота струн большая, проблема усугубляется).
Высота струн регулируется путём настройки грифа и другими способами. В рамках этой статьи мы не будем их рассматривать. Если вам сложно отрегулировать высоту, лучше обратитесь к гитарному мастеру.
Настройте гитару. Это можно сделать под тюнер, ориентируясь по шкале высоты звука в соответствие с заданной нотой. Или же на слух – по заданному звуку. В интернете есть множество сервисов онлайн для настройки гитары. Не получается самостоятельно – попросите товарищей-гитаристов настроить. Но ни в коем случае не играйте на расстроенной гитаре. От таких занятий толку мало.
Как зажимать аккорды
Перед тем, как начнём уроки игры на гитаре – последний подготовительный этап. Рекомендации – как избежать распространённых ошибок новичков, возникающих при изучении первых аккордов.
- «Не прячьте», не прогибайте мизинец под гриф. Он должен быть над грифом. Сразу отрабатывайте правильную постановку. В дальнейшем и мизинец «задействуете» в более сложных аккордах, обыгровках, басовых линиях.
- Не выворачивайте слишком кисть левой руки вправо или влево относительно плоскости грифа. Верхние фаланги пальцев на прижатых струнах должны быть примерно в перпендикулярном положении от поверхности ладов.
- Пальцы, прижимая струны, не должны касаться соседних струн.
- Для прижатия струн прилаживайте ровно столько усилий, сколько нужно, чтобы прозвучал звук аккорда. И не слишком слабо (струны не звучат), и не слишком сильно (звучат струны, но чрезмерная нагрузка на пальцы).
Малый мажорный (доминантсептаккорд) – «7»
Малый мажорный септаккорд, или доминантсептаккорд: к мажорному трезвучию (1-3-5) добавляется малая септима (b7).
Как строить по формуле интервального состава: 1 (тоника) – 3 (большая терция) – 5 (квинта) – b7 (малая септима)
Или по терциям (от тоники): б.3 (большая) + м.3 (малая) + м.3 (малая)
Обозначается цифрой «7» (С7, D7, E7 и т.д.)
Аппликатуры:
Сыграем аккорд G7 во всех этих аппликатурах.
Для некоторых аппликатур малого мажорного септаккорда в позиции есть альтернативные варианты.
Вместо аппликатуры с тоникой на 5-ой и 2-ой струне – схема на четыре струны (без 6-ой и 5-ой) с тоникой только на 2-ой струне:
На основе формы с тоникой на 6-ой струне есть и другие аппликатуры:
Во втором аккорде (по диагонали от основного) на четыре пальца: указательным прижимается 6-ая струна и подушечкой этого же пальца нужно приглушить 5-ую струну.