Аккорды в тональности. таблицы аккордов в тональности с примерами и описанием

Какие звуки в аккорде

Аккорд E строится по интервалам следующим образом:

  • E (ми) – основной тон;
  • G# (соль диез) – большая (или мажорная) терция от основного тона (б.3);
  • B (си) – малая терция от G# (соль диез) или чистая квинта от E (ми – основного тона).

Аккорд Ми мажор в нотах и табах с интервальной схемой:

В основном виде мажорный аккорд состоит из трёх звуков. Но в гитарных аппликатурах, распространённых в аккомпанементе, эти звуки удваиваются, а иногда и утраиваются. Для того чтобы придать более полное, насыщенное звучание E – на 4-х, 5-х или всех 6-ти струнах.

К примеру, аккорд Ми в открытой позиции на гитаре: основной тон (ми) утраивается, а квинта (си) удваивается.

Структура аккорда

Виды обозначений

Чаще всего его можно увидеть как аккорд B. Ещё встречается H, но это не всегда является верным. Вновь может возникнуть путаница с обозначениями си мажора и си-бемоль мажора. Опять же смотрите по тональности, по наклонению песни (минор-мажор). И самое главное – слушайте. Тогда это поможет избежать ошибок и недопонимания между разными системами.

Ноты

В составе трезвучия присутствуют и диез, и бемоль. Не забывайте об этом при самостоятельном построении. Тоникой выступает B, далее E♭ и F♯.

Интервалы

Те, кто не впервые сталкивается с мажорными трезвучиями, уже могли выучить строение: Б3+М3. От Си отстраиваем большую терцию – получаем ми-бемоль. Дальше малая терция – Фа-диез.

Легко запоминаем сложные аккорды – по универсальной схеме

Если вы не очень часто используете сложные аккорды с надстройками в аккомпанементе, то двух аппликатур с основным звуком на 6-ой и 5-ой струне будет вполне достаточно.

Для более углублённого изучения вариант – освоить пять основных аппликатур в позициях каждого аккорда с надстройками.

А есть ещё и другой метод – как легко выучить сложные аккорды для гитары по универсальной схеме.

Но сразу оговоримся, что для его применения нужна определённая подготовка, навыки:

  • знание всех интервалов: от примы до октавы, а также составные интервалы (нона, ундецима, терцдецима);
  • строение аккордов (простых и сложных);
  • обозначение сложных аккордов по буквенно-цифровой системе.

Итак, суть метода.

В основе – аппликатура обычного мажорного аккорда. Например, баррэ в форме E. Его звуки в сетке обозначены жирными точками (цифры в кружках ступени мажорного аккорда – 1 (тоника), 3 (большая терция), и 5 (квинта) ). Это своего рода каркас для построения сложных аккордов.

А точки поменьше – расположение остальных ступеней-надстроек относительно основной аппликатуры. Возле каждой точки обозначение – какая именно это надстройка. Для некоторых звуков в скобках указан второй вариант обозначения. Например, «9» – если нонаккорд (9-ая ступень добавляется к септаккорду) или «sus2» – если задержанный аккорд (эта нота в аппликатуре вместо 3-ей ступени, терции).

Универсальная схема даёт наглядное представление о расположении надстроек в позиции применительно к конкретной аппликатуре. При помощи неё легко построить аппликатуру с добавлением какой-либо надстройки, или нескольких надстроек. Другими словами, вы просто «перестраиваете», изменяете основной аккорд. И можно не заучивать отдельно сетки каждого сложного аккорда в позиции.

Разберём несколько примеров применения – будем выбирать аппликатуру для конкретных аккордов по универсальной схеме.

A7 (ля мажор септаккорд):

Выше рассмотренную схему размещаем относительно основного звука ля на 5-ом ладу.

  • выбираем тонику (1) на 6-ой струне;
  • септиму (7) – на 4-ой струне;
  • мажорную терцию (3) на 3-ей струне и квинту (5) на 2-ой струне – из основного аккорда схемы.

И получаем A7 вот в такой аппликатуре:

Ещё пример. Возьмём посложнее аккорд – A13.(слева – выбранные звуки аккорда по схеме, а справа – уже аппликатура необходимого аккорда)

  • Тоника (1) без изменений – на 6-ой струне.
  • Септима (7) – на 5-ой.
  • Терция (3) – на 3-ей.
  • Терцдецима – на 2-ой.
  • Квинту (5) не используем, чтобы упростить аппликатуру.

Am7 (ля минор септаккорд):

Мажорную аппликатуру перестраиваем в минорную:

  •  Большую терцию (3) заменяем на малую b3.
  • Тоника (1), септима (7) и квинта (5) также на 5-ом ладу.

Если выучить универсальную схему на память, можно сидя с гитарой буквально за 5 минут самостоятельно отыскать аппликатуру нужного заковыристого аккорда. Без таблиц, справочников и прочих шпаргалок. Ещё преимущество – по схеме можно проверить, правильно ли взяли аппликатуру аккорда с надстройками. На тот случай если сомневаетесь, или подзабыли постановку пальцев.

Универсальную схему можно составить на основе любого стандартного аккорда. Рисуете сетку. Добавляете в неё звуки основной аппликатуры (допустим баррэ D на 5-ом ладу, в форме A). Обозначаете близлежащие вокруг аппликатуры звуки – т.е. добавляемые ступени и альтерированные основные ступени. А потом по готовой схеме уже можно экспериментировать с аппликатурами, строить сложные аккорды.

На этом завершаем. Плодотворных, эффективный занятий! Не забывайте подкреплять изученные методы музыкальной теорией и исполнительской практикой.

Какие звуки в аккорде Си мажор

Аккорд Си мажор строится по интервалам следующим образом:

  • B (си) – основной звук аккорда.
  • D# (ре-диез) – большая терция от основного звука (в схеме б.3);
  • F# (фа-диез) – малая терция (м.3) от D# (ре-диез – большой терции), или чистая квинта (ч.5) от основного звука B (си).

Строение аккорда в нотной записи с табами:

Аккорд Си мажор на гитаре в аккомпанементе чаще всего используется не в основном виде, а с удвоенными или утроенными звуками.

К примеру, аппликатура B с баррэ во второй позиции (на 2-ом ладу): удваивается основной звук в разных октавах – си на 5-ой струне и на 3-ей; и квинта (F#) – на 4-ой струне и 1-ой.

Смотрите ноты в аккорде:

Две аппликатуры от 1 ступени (тоники)

От первых трех ладов, к четвёртому, пятому… и далее по грифу. На этом этапе можно освоить принцип построения двух аппликатур от тоники:

1. Последующие ноты (ступени гаммы) играются по правую сторону от первой ступени (тоники), в направлении ладов грифа выше.

Ля минор: аппликатура от тоники (1 ступени) на шестой струне по правую сторону.

Аппликатура изображена в гитарной сетке. Это схематическое изображение грифа: горизонтальные линии – струны (1 струна вверху, 6 струна – внизу), вертикальные линии – лады, римская цифра указывает номер лада на грифе; точки – расположение звуков гаммы.

Си (2) – на 7 ладу, До (3) – на 8 ладу, Ре (4) – на 5 ладу пятой струны и т.д.:

2. Последующие ноты (ступени гаммы) играются по левую сторону от первой ступени (тоники), в направлении к первым ладам грифа.

Аппликатура Ля минора: по левую сторону от тоники:

Играется так:

Аналогичным образом можно построить две аппликатуры по левую и правую сторону от тоники и на пятой струне.

Для Ля минора – первая ступень Ля на 12 ладу пятой струны.

Соответственно налево:

Направо:

Песни в Ре мажоре

Разумеется, это лишь только начало списка песен в Ре мажоре. Небольшая подборка. Хотите, возьмите её на заметку. А можно создать и собственную – от любимых исполнителей.

  • Не стреляй – ДДТ
  • А не спеть ли мне песню о любви – Чиж & Co
  • Still Life – Чиж & Co
  • Безобразная Эльза – Крематорий (вступление на аккорде D)
  • Twist And Shout – The Beatles
  • Thank You – Led Zeppelin
  • Bad Moon Rising – Creedence Clearwater Revival
  • Up Around The Bend – Creedence Clearwater Revival

Для желающих познать всю глубину аккорда D и вообще этой мажорной тональности – Прелюдия ре мажор И. С. Баха.

Завершаем статью. Изученные аппликатуры аккорда D помогут сделать аккомпанемент разнообразней, красивей, оригинальней. В кавер-версиях и собственных песнях, инструментальных темах. И кстати, аккорд ре мажор не только в одноимённой тональности используется, он есть и в ми миноре, си миноре, соль мажоре, ля мажоре и даже в ля миноре иногда встречается (например, в песне «Фантом»). Так что всегда будет востребован. И все накопленные знания по формам D, или, по крайней мере, их большую часть, вы наверняка примените на практике. Маните музу ре мажором Творчества и музыкальной энергии!

Аппликатуры других мажорных аккордов:

C (До мажор)E (Ми мажор)F (Фа мажор)G (Соль мажор)A (Ля мажор)B (Си мажор)

Строение аккорда С (До-мажор) на гитаре

Аккорд С (до-мажор) состоит из трех нот: до (С), ми (E), соль (G).

Существует 4 основных позиции для того, чтобы сыграть до-мажор на гитаре. Выбор позиции для исполнения трезвучия определяется художественными аспектами и техническими нюансами. Например, последовательностью аккордов.

Зажимаем C на на 1 ладу

В первой позиции до-мажор выглядит следующим образом.

Самый популярный вариант аккорда C

Возьмите в руки гитару и зажмите аккорд С.

До-мажор – это один из самых простых аккордов. Для того, чтобы его сыграть не нужно выгибать кисть. Рука находится в максимально естественной позиции. Пальцы располагаются на струнах последовательно.

  • первый палец – 2 струна 1 лад;
  • второй палец – 4 струна, 2 лад;
  • третий палец – 5 струна, 3 лад.
  • мизинец можете подогнуть вовнутрь или оставить расслабленным. Главное, следите, чтобы он не глушил струны.

Первая и третья струны остаются открытыми. Шестая струна также остается открытой, но в идеале не должна звучать при исполнении до-мажора.

C с баррэ на 3 ладу

Изучим второй способ сыграть до-мажор.

До-мажор с баррэ на 3 ладу

Зажмите баррэ на третьем ладу. Остальные пальцы расположите на 5 ладу: второй на 4 струне, третий на 3 струне, четвертый на 2 струне.

Наверняка у вас возникли некоторые проблемы с положением кисти и тем, что указательный палец недостаточно сильно зажимает баррэ. Исправить эти проблемы легко: согните немного указательный палец, сосредоточившись на том, чтобы зажать им первую и пятую струны. Струны со 2 по 4 зажмут другие пальцы.

Следующие две позиции до-мажора практически не используются при игре на акустической гитаре из-за своего специфического слишком яркого звучания. Но эта особенность используется музыкантами при игре на электрогитаре в таких стилях как рэгги и фанк.

C с баррэ на 8 ладу

C с баррэ на 8 ладу

Зажмите баррэ на 8 ладу, второй палец расположите на 3 струне (9 лад), третий и четвертый пальцы расположите на 10 ладу на 5 и 4 струнах соответственно.

C с малым баррэ на 12 ладу

До-мажор с малым баррэ на 12 ладу

При игре до-мажора на 12 ладу используется малое баррэ. Первым пальцем зажмите первые 3 струны на 12 ладу. Вторым пальцем зажмите 2 струну на 13 ладу, а третий и четвертый пальцами – 4 и 5 струны на 14 и 15 ладах соответственно.

Строение аккорда Сm (до-минор)

До-минор менее распространен в популярной музыке. Дело в том, что тональности, в которых допустимо использование этого созвучия менее удобны для восприятия на слух, а, значит, не так популярны.

До-минор включает в себя три ноты: до (С), ре-диез (D#), соль (G).

Для до-минора также как и для до-мажора есть несколько позиций, но наиболее часто применяются только две с баррэ на 3 и 8 ладах.

Аккорд Cm с баррэ на 3 ладу

Наиболее популярной формой Cm является баррэ на 3 ладу.

Cm с баррэ на 3 ладу

Зажмите баррэ на 3 ладу; второй палец на 2 струне, 4 лад; третий и четвертый пальцы на 5 ладу, 4 и 3 струны.

Из этой позиции аккорда Cm очень удобно переходить к другим аккордам с баррэ, а также аккордам E, D и Dm.

Cm на 8 ладу

Cm на 8 ладу

Если вы уже научились зажимать до-мажор с помощью баррэ на 8 ладу, то сыграть минорное трезвучие не составит никакого труда, просто уберите безымянный палец со струны.

Зажимаем Cm на на 1 ладу

В отличие от до-мажора до-минор на 1 ладу практически не исполняется. Это обуславливается тем, что струны необходимо зажимать в неудобной позиции, из которой затруднительно переходить на другие созвучия в процессе игры.

Вы можете оценить это сами. Зажмите струны следующим образом: первый палец – 4 струна, 1 лад; второй палец – 2 струна, 1 лад; четвертый палец – 5 струна, 3 лад.

Cm на на 1 ладу

Теперь попробуйте из этой позиции перейти на F и обратно. По сравнению с первой аппликатурой это делать очень неудобно.

Cm на 11 ладу

Это наименее распространенный способ взять Cm на гитаре. Такую позицию может выбрать разве что джазовый гитарист.

Cm на 11 ладу

Подготовка к занятию: немного теории и обозначения

Виды и названия аккордов

Аккорд – это сочетание, как минимум, трёх звуков; а то и больше – четырёх, пяти, шести. И все эти звуки аккорда извлекаются на открытых струнах и путём прижимания струн на определённых ладах. Гитарные аккорды, как правило, играются на 4-ёх струнах, 5-ти или 6-ти.

Есть аккорды мажорные. По звучанию весёлые, радостные. Обозначаются они латинскими буквами – по ноте, основному звуку, от которого построены.

Например, С – это до мажор, G – соль мажор, E – ми мажор

И другой вид аккордов – минорные. По звучанию они грустные. В названии минорных аккордов к большой латинской букве (основного звука) добавляется маленькая буква «m» (минор).

Например, Am – ля минор, Dm – ре минор, Em – ми минор и т.д.

Аккордовые сетки – схемы аккордов

Самый простой и наглядный вариант записи аккордов – аккордовая сетка. Это схематическое изображение грифа с обозначением какие струны на каких ладах нужно прижимать, чтобы взять аккорд.

И в таком виде – в сетках для гитары – мы и будем рассматривать, изучать аппликатуры.

Ознакомьтесь с обозначениями схемы:

  • Вертикальные линии – 6 струн – слева направо: от шестой (самой толстой) до первой (самой тонкой).
  • Горизонтальные линии – лады на грифе гитары.
  • Точки (кружочки) в сетке – какие струны и на каких ладах прижимать.
  • Цифра в кружочке указывает – каким именно пальцем левой руки прижимать струну.

1 – указательный

2 – средний

3 – безымянный

4 – мизинец

  • Символ «o» над струной (конкретной вертикальной линией в сетке) – струна не прижимается, звучит открытая в аккорде.
  • Символ «x» над струной – струна не звучит.

Настройка гитары

Чтобы добиться максимум результатов во время занятий, предварительно:

Убедитесь в том, что высота струн над грифом на оптимальном расстоянии. И при этом все струны хорошо звучат, в прижатом состоянии не бьются об лады. На акустической шестиструнной гитаре расстояние от порожка 12-лада до струн должно составлять примерно 2-5 мм.

В противном случае (если струны высоко над грифом) осваивать аккорды вам будет очень сложно. Пальцы будут быстро уставать. И мозолей на пальцах будет больше обычного (в любом случае они появятся, но если высота струн большая, проблема усугубляется). Высота струн регулируется путём настройки грифа и другими способами. В рамках этой статьи мы не будем их рассматривать. Если вам сложно отрегулировать высоту, лучше обратитесь к гитарному мастеру.

Настройте гитару. Это можно сделать под тюнер, ориентируясь по шкале высоты звука в соответствие с заданной нотой. Или же на слух – по заданному звуку. В интернете есть множество сервисов онлайн для настройки гитары. Не получается самостоятельно – попросите товарищей-гитаристов настроить. Но ни в коем случае не играйте на расстроенной гитаре. От таких занятий толку мало.

Как зажимать аккорды

Перед тем, как начнём уроки игры на гитаре – последний подготовительный этап. Рекомендации – как избежать распространённых ошибок новичков, возникающих при изучении первых аккордов.

  • «Не прячьте», не прогибайте мизинец под гриф. Он должен быть над грифом. Сразу отрабатывайте правильную постановку. В дальнейшем и мизинец «задействуете» в более сложных аккордах, обыгровках, басовых линиях.
  • Не выворачивайте слишком кисть левой руки вправо или влево относительно плоскости грифа. Верхние фаланги пальцев на прижатых струнах должны быть примерно в перпендикулярном положении от поверхности ладов.
  • Пальцы, прижимая струны, не должны касаться соседних струн.
  • Для прижатия струн прилаживайте ровно столько усилий, сколько нужно, чтобы прозвучал звук аккорда. И не слишком слабо (струны не звучат), и не слишком сильно (звучат струны, но чрезмерная нагрузка на пальцы).

Аккорды с открытыми струнами: секреты переливчатого звучания

Самые красивые аккорды можно найти в аппликатурах с открытыми струнами. Это особая категория аккордов: часть струн прижимается в какой-либо позиции, а некоторые звучат открытыми. И создаётся переливчатое звучание в разных оттенках – благозвучное и диссонирующее, спокойное и тревожное, напряжённое.

Строить аккорды с открытыми струнами можно на основе стандартных аппликатурных форм – мажорных и минорных аккордов, квинтаккордов. Рассмотрим различные способы построения таких аккордов.

По системе CAGED

Для тех, кто не знает: система CAGED – это 5 аккордовых форм в открытой позиции (С – до мажор, A – ля мажор, G – соль мажор, E – ми мажор, D – ре мажор), которые можно использовать и в закрытой позиции на баррэ.

И некоторые аппликатуры из CAGED отлично звучат в позициях без баре – аккорд просто берётся как в открытой позиции, на 4-ом, 5-ом, на каком угодно ладу, и добавляются открытые струны (не прижатые приёмом баррэ). Получаются редкие и красивые аккорды.

Форма С

Аккордовая форма C (до мажор). По CAGED эта же аппликатура, например, во 2-позиции (или от 2-го лада) на баррэ – это D (обычный ре мажор). Но если баррэ убрать во 2 позиции, а аппликатуру «лесенки» оставить, то у D появятся надстройки 9 и 11 и он зазвучит по-другому, более интересно.

И так перемещая аппликатуру C по грифу, получаем серию интересных аккордов с открытыми струнами.

Разберите и сыграйте ноты и табы последовательности аккордов с открытыми струнами, построенных на основе аппликатуры С:

Обратите внимание, в 11-ой (Gm6) и 12-ой (Em maj7/B) позиции форма приобретает минорное звучание из-за того, что добавляются открытые струны. В некоторые аккорды в форме С с открытыми струнами можно ещё и добавить надстройки

Например, расположение дополнительных ступеней в аппликатуре A7 (от 10 лада форма С):

В некоторые аккорды в форме С с открытыми струнами можно ещё и добавить надстройки. Например, расположение дополнительных ступеней в аппликатуре A7 (от 10 лада форма С):

И получаем ещё оттенки – ещё аккорды с открытыми струнами – дополнительно к основной аппликатуре.

Сыграйте эту связку и придумайте на основе её свою:A7 – A13 – A7 – A9 – A7:

Форма E

Двигаем форму E по грифу, но 6-ую струну прижимаем в позициях так, как если бы играли на баррэ эти аккорды. Открытые струны в этих аппликатурах – только 1-ая и 2-ая.

И добавляем надстройки. Схема расположения ступеней для В add11:

Например, можно сыграть вот такую мелодическую линию в этом аккорде:

B add11–B –B add9 – B – B add11 – B7 add11 – B6 add11 – B add11:

Сыграйте это упражнение на аккорды A add9, C maj7, D6 add9, E. Импровизируйте, используя надстройки на других аккордах в аппликатуре E с открытыми струнами.

Форма A7

Форма A7 с открытыми струнами тоже даёт серию интересных аккордов. Но сохраняем в басу (на 5-ой струне) основной тон (тонику), чтобы не разрушать структуру аккорда.

Форма Em

Аппликатуры в форме Em (ми минора), но без 6-ой струны, с открытой 1-ой и 2-ой струной.

Сыграйте эти аккорды – перемещайте аппликатуру в позициях:

Добавляйте надстройки, обыгровки. Запоминайте, записывайте (сетками, в табах или просто на аудио) самые интересные.

Например, для F#m (фа-диез минора):

F#m add11/ F#m add 9/11

Связка для последовательности Cm – B – F#:

На основе квинтаккордов

Всё просто. Нужно взять квинтаккорд и добавить открытые струны.

Пауэр-аккорды в виде квинты с добавлением тоники на октаву выше + 1-ая и 2-ая открытые струны, 6-ая не звучит:

Квинта на 6-ой и 5-ой струне + 4-ая и 3-я открытые:

На основе этих аккордов можно придумать вторую партию гитары. Отлично звучит. Например, обыгровка на последовательность – Gm/ Bb/ F/ Gm:

1 гитара – ритм на баррэ, 2 гитара – квинты с открытыми струнами + дополнительные ступени:

Аккордовые последовательности

А теперь, как играть мажорные аккорды на гитаре в удобных аппликатурных связках. Рассмотрим распространённые последовательности в разных мажорных тональностях.

В ля мажоре: A – D – E – A

второй вариант:

  • • D и E в форме A;
  • • В ля мажоре: шестую нужно прижать большим пальцем, и одновременно подушечкой этого пальца глушить 5-ую струну; ещё вариант постановки – 6-ую прижимать указательным.

В ми мажоре: E – G –A

С отрытого E переход на упрощённые его формы с баррэ.

В фа мажоре: Bb – F – C – F

Удобная аппликатура в связке с открытым С.

В соль мажоре: G – C – Am7 – D

В ми мажоре: E – C#m – A – B

Ещё вариант этой последовательности, но в си мажоре: B – G#m – E –F#

Изученные последовательности сыграйте в других тональностях. Попробуйте использовать другие аппликатуры. При этом чтобы они были удобны для левой руки и красиво звучали.

На этом завершаем занятие. Мажорные аккорды в разных аппликатурах – это сила! Изучайте, применяйте! Для своих песен, для кавер-версий, в разных аранжировках и инструментальных составах. Вдохновения и творчества!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Вековой опыт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: