Сложно ли научиться играть на гитаре? советы и рекомендации для начинающих гитаристов

Схемы аккордов для шестиструнной гитары

Разберем схемы — аккорды для шестиструнной гитары и их обозначения. Зажимайте струны как указано ниже – кружки с номерами соответствуют позиции пальцев на струнах, х – струны не трогаем, о – свободные струны, по которым бьём.

Аккорд Аm (Ля минор)
Один из самых часто используемых простых аккордов. При его игре стараются не задевать шестую струну.

Аккорд A (Ля мажор)
Аккорд звучит светло, ярко и позитивно. При его игре стараются не задевать шестую струну, для более чистого звучания.Аккорд D (Ре мажор)
Заметьте, что этот аккорд играется без задействования пятой и шестой струны.Аккорд Dm (Ре минор)
Минорная версия аккорда Ре также играется без пятой и шестой струны.Аккорд E (Ми мажор)
Очень популярный аккорд, на котором все струны гитары звучат хорошо. Аккорд C (До мажор)
Этот популярный аккорд, состоящий из нот До, Ми, и Соль, хорошо звучит без задействованной шестой струны.

Что требуется чтобы научиться играть соло

Как строится и из чего состоит сольная партия

Гитарное соло – это самый душевный и эмоциональный момент песни. Это момент, когда гитарист вкладывает все свои мысли и эмоции в гитарную мелодию, передавая их слушателю. Он рассказывает таким образом целую историю, только общается на языке звуков, тонов и полутонов.

Именно поэтому можно сказать, что в сочинении соло нет никаких ограничений. Оно может строиться так, как угодно вам, и состоять из стольких частей, скольких вам надо. Например, известная композиция Нила Янга Cortez The Killer открывается сольной партией, которая звучит три с половиной минуты, не заканчиваясь даже тогда, когда вступает вокал. Почти все инструментальные композиции Пола Гилберта имеют в себе соло, каждое из которых по-своему уникально.

Какие виды соло бывают? Примеры

На самом деле, видов соло просто огромное количество – почти столько же, сколько гитаристов, однако мы все же постарались немного структурировать этот вопрос, и попробовать ответить на него.

  1. Мелодическое. То есть, построенное на мелодике основной темы песни. Чаще всего за основу берется вокальный рисунок, который обыгрывается с различными изменениями. Из примеров можно вспомнить соло-партию гитары в песне группы Solstafir – Kold, или же некоторые соло группы Кино.
  2. Атональное. Такое тоже встречается довольно часто, особенно в очень тяжелых жанрах музыки. Такие соло хоть и играются в тональность, но сделаны таким образом, чтобы резать уши – для того, чтобы подчеркнуть агрессию и ярость, которая исходит из песен. Такие соло можно часто услышать в таком музыкальном направлении как Grindcore, например, песня группы Pig Destroyer – Towering Flesh, или же, например, в блэк-метале – как например, в песне Juno Bloodlust – The Lord of Obsession.
  3. Пассажи. Это тип соло часто встречается в различных акустических песнях, а также в огромном количестве рок-композиций. Такие соло не основаны ни на каком мелодическом рисунке – они рассказывают историю и передают эмоции не ограничиваясь вообще ни в чем. Из примеров можно назвать Blackmore’s Night – Fires at Midnight, если говорить про акустику, а также Pink Floyd – Dogs, Mastodon – Sparrow, разные композиции Metallica и других известных исполнителей.

Можно ли играть соло на акустической гитаре?

Конечно же можно. Соло можно играть даже на басу, чего уж говорить про акустический вид инструмента. Существует огромное количество песен не в электричестве, где играются крайне запоминающиеся соло-партии. Например, Agalloch – A Desolation Song, Panopticon – Idavoll, множество песен Blackmore’s Night, Led Zeppelin. Зачастую подобные соло звучат даже лучше, чем на электрогитаре – ведь акустика имеет ни с чем не сравнимую глубину и объем звучания.

Извлечение звуков с помощью ногтей

Переборы звучат отчетливее и мелодичнее, если использовать для извлечения звуков края ногтей. На правой руке их не следует коротко стричь, в отличие от левой, которой берутся аккорды.

Популярный простой способ звукоизвлечения с помощью ногтей описывал в своей музыкальной школе мадридский гитарист Дионисио Агуадо.

По методике знаменитого испанца нужно:

  • Захватить струну мягкой стороной фаланги;
  • Большой палец должен быть немного более выпрямлен, чем когда музыканту приходится играть обычным способом;
  • Ноготь соскальзывает на струну, извлекая звук.

Агуадо считается одним из первых, кто советовал использовать данную технику при игре на гитаре. Так звук получается более глубоким и сильным. Он становится не таким мягким, но выигрывает в контрастности и блеске.

Способ подходит для начинающих и опытных гитаристов.

Учиться на гитаре не сложно, если под рукой есть порядок действий

Купите гитару или возьмите на время

Очевидно, что чтобы начать свое обучение вам понадобится гитара. Купите недорогую акустику, либо же одолжите ее на время у друга или знакомого. Однако вам совершенно точно рано или поздно понадобится свой инструмент – поэтому обзавестись им стоит как можно скорее.

Настройте гитару

При помощи онлайн-тюнера, либо же покупного электронного, настройте гитару в стандартный строй. Именно с него и стоит начинать обучение.

Прочитайте наши обучающие статьи поэтапно

На нашем сайте вы найдете массу обучающих статей. В этом разделе мы собрали все нужные новичку материалы, чтобы обучение шло быстрее и понятнее.

— Как ставить и зажимать аккорды — в этом разделе вас научат тому, как вообще ставятся аккорды, какими они бывают, и как зажимаются аппликатуры.

— Основные аккорды для начинающих — еще один раздел с базовыми знаниями. Здесь описываются основные аккорды, которые используются в подавляющем большинстве песен.

— Как правильно держать гитару — от того, как вы держите гитару, зависит ваше удобство игры. Здесь вы узнаете, как делать это правильно.

— Постановка рук на гитаре — еще один кит хорошей техники – это правильная постановка рук. Эта статья даст полное представление о том, что от этого зависит, и позволит вам начать играть с правильными навыками.

— Узнайте что такое бой и перебор — эта статья направлена на, опять же, базовые знания и обучение терминам. В ней вы найдете все про бой и перебор, а также научитесь играть этими способами.

— Для практики начинайте с простых видов боя Четверка и Шестерка — в этих статьях рассказывается о наиболее элементарных способах игры, от которых нужно отталкиваться в первую очередь.

На первое время этого будет достаточно

Для начала этих материалов вам будет хватать. Они дадут полное представление о том, сложно ли научиться играть на гитаре, и после того, как вы освоите азы – сможете переходить к другим, более частным вещам.

Советы для начинающих

Как уже было неоднократно сказано – все упражнения надо играть только под метроном. Начинайте с медленного темпа и постепенно увеличивайте его. Кроме этого, очень желательно, чтобы вы делали каждое упражнение подряд, без перерыва – проиграли полностью стандартный «1 – 2 – 3 – 4» — и сразу начинайте делать «6х1 – 2 — 3 – 4», и далее по списку. И при этом ни в коем случае не вылетайте из метронома, а также играйте все четко так, как указано.

После отработки всех упражнений можно перейти ко второй части статьи, которая посвящена упражнениям для развития беглости пальцев рук, а также повышению контроля над грифом.

Табы, гитарная табулатура и другие обозначения аккордов

Для указания аккордов в песнях используют их буквенные названия: Em, G, A, C. Помимо буквенных и нотных обозначений, существует еще одна удобная система для записи гитарной музыки – табулатура, либо гитарные табы.

 

Запись нот в виде табов напоминает обыкновенный нотный стан, но работает по другому принципу. Шесть линий представляют собой шесть гитарных струн, где самая верхняя линия – первая струна, и самая нижняя – шестая. На этих линиях указываются места на струнах гитары, куда нужно устанавливать пальцы. Эти маркеры имеют вид цифр – место расположения цифры на линии говорит о том, какую струну нужно зажимать, а значение цифры – лад, на котором это нужно делать.

Стрелками указывается направление боя, крестиком — заглушенные струны.

урокигитары

Как играть перебором

Перебор — поочередный щипок баса и трех верхних струн подушечками пальцев. Последовательность может быть разная:

  • бас — 3 — 2 — 1;
  • бас — 3 — 2 — 1 — 2 — 3;
  • бас — 3 — 2 — 3 — 1 — 3 — 2 — 1.

Звучит это красиво и нежно, но требует автоматизма. Поэтому цель упражнений — закрепить навык, чтобы не отвлекаться при игре на воспроизведение в памяти цепочки перебора.

Для первых занятий выбирают наиболее простую композицию, постепенно переходя на сложные многокомпонентные проигрыши. Очень эффектно звучат сочетания перебора и боя, но для этого нужно отработать обе техники.

Советы на каждый день

Помните о технике игры
Обращайте на нее пристальное внимание, поскольку так вам будет гораздо проще играть материал любого уровня.
Слушайте больше разной музыки. Не имеет значения, гитарная она, электронная, или рэп-композиции – везде вы сможете найти некий интересный паттерн, который можно подобрать, выучить и в дальнейшем его использовать.
Отрабатывайте все аппликатуры так, как это указано в уроках
Данные способы используются по всему миру и уже успели доказать свое удобство и правильность

С точки зрения техники — это очень важно.

Все упражнения техники игры на гитаре надо выполнять под метроном.

Не пытайтесь сразу играть быстро – начинайте с низких темпов и потихоньку увеличивайте его. Таким образом вы будете больше внимания уделять звукоизвлечению и постановке рук.
Уделяйте техническим упражнениям хотя бы час времени каждый день

Это немного, но поспособствует качественному прогрессу.
Постоянно тренируйте свой слух – снимайте новые песни.
Запоминайте то, как играют другие гитаристы. Обращайте внимание на их технические фишки, и старайтесь использовать их в своей игре.
Работайте над звукоизвлечением, старайтесь, чтобы все звучало ровно, без лишних призвуков.
Любое, даже самое сложное упражнение, станет очень легким, если играть его медленно и постепенно увеличивать темп.

Как выбрать гитару для обучения

Одним из самых важных моментов в обучении игре на гитаре без преувеличения можно назвать выбор правильного инструмента. Казалось бы, в интернете можно найти массу информации о выборе инструмента, зачем затрагивать эту тему в статье о том, как научиться играть на гитаре.

Дело в том, что я видел массу руководств по выбору гитары. В одних рассуждают о влиянии породы древесины на звук, в других намекают на сложности ухода за гитарами из массива и говорят, что на вашей первой гитаре обязательно должны быть нейлоновые струны

Всё это очень важно, но у меня другое мнение на этот счёт. Прислушиваться или нет — решать вам

Я убеждён, что гитара, на которой вы будете учиться играть должна обладать лишь двумя качествами:

  • гитара должна нравится вам визуально;
  • гитара должна быть «играбельной».

Почему именно эти два параметра я считаю самыми важными? Да очень просто. Чем больше времени вы проведёте за игрой на гитаре — тем быстрее научитесь играть.

Гитара обязательно должна вам нравится. Она должна настолько вам нравится, чтобы вы не могли просто так пройти мимо, не взяв её в руки хотя бы на пару минут. Сам инструмент должен вас мотивировать

Причём, совершенно не важно почему именно вам нравится эта гитара. Может быть дело в каком-то необычном цвете, может быть ваш любимый гитарист в каком-нибудь клипе играл на чём-то подобном, может быть вы любой ценой хотите играть исключительно на гитаре Fender — совершенно не важно

Главное, чтобы вы не хотели выпускать из рук этот инструмент.

Что касается играбельности, то тут всё немного сложнее, по причине отсутствия у вас опыта. Здесь вам поможет преподаватель или друг, который уже умеет играть на гитаре. Все гитары должны строить, лады не должны царапать вам руки, высота струн должна быть оптимальной, анкер должен быть отстроен так, чтобы струны в любом месте на грифе звучали правильно без посторонних призвуков и дребезга, верхний порожек должен быть правильно отстроен по высоте и так далее

Всё это важно не только для начинающих гитаристов, но если опытный гитарист поймёт в чём дело и быстро исправит ситуацию, то новичок скорее всего просто забросит занятия из-за сопутствующего дискомфорта, хотя причина всех неудобство может быть в том, что инструмент просто не отстроен. Хорошо, если вы покупаете гитару в том магазине, где есть свой штатный мастер

Он быстро доведёт инструмент до ума и вы будете заниматься на нём с удовольствием. 

Теперь о струнах. Я уже упоминал, что во многих руководствах по выбору гитары для новичков советуют покупать исключительно инструменты в нейлоновыми струнами. Мотивируют это тем, что на гитаре с нейлоновыми струнами легче учиться играть и не так сильно болят пальцы. Но что если начинающий гитарист, который выбирает себе инструмент, решил научиться играть на гитаре лишь с одной целью — переиграть все песни Nirvana? В этом случае идея приобретения гитары с нейлоновыми струнами уже кажется не настолько целесообразной, правда? Ну поболят пальцы немного дольше, ну тяжелее будет первое время прижимать аккорды, ну и что? Зато в итоге вы сразу будете учиться на том инструменте, который будет звучать максимально уместно в том стиле музыки, в котором вы собираетесь играть.

Кроме того, вы можете точно так же ориентироваться на любимых музыкантов в этом плане. Если вы фанатеете от Al Di Meola, Paco de Lucía или вовсе хотите пойти в музыкальную школу, чтобы играть на гитаре исключительно Сергея Рахманинова — тогда вам больше подойдёт нейлон. Если вам нравится что-то близкое к рок-музыке, блюзу или фингерстайлу и вы фанат того, что делают Tommy Emmanuel, Andy McKee, Antoine Dufour или Don Ross, то скорее всего стоит остановиться на гитарах с металлическими струнами.

11 — До какой степени отрабатывать каждое произведение?

Какова главная цель работы над каждым упражнением или учебной пьесой? Научиться играть их настолько правильно и красиво, насколько позволяет текущий технический уровень ученика. Как только эта задача решена, нужно переходить к следующему произведению.

Проблема в том, что без опытного педагога очень трудно самому определить эту тонкую грань. Объясню на примере. Допустим, в пятом такте у вас постоянно дребезжит одна струна. Это вам в принципе не хватает растяжки в такой позиции? Или именно в этом такте вы не обращаете внимания на ошибку? В первом случае пора идти дальше, а растяжка со временем появится. Во втором — надо продолжать работать именно над этим этюдом и устранить ошибку.

Отсюда же вытекает ответ и на другой попутный вопрос. Надо ли постоянно повторять и держать в памяти все пройденные произведения?

Дело в том, что нужно разделять учебный и концертный репертуар. Очевидно, что концертные пьесы следует поддерживать в рабочем состоянии. Даже если это концерты в узком кругу семьи на кухне. А вот учебные произведения для того и нужны, чтобы научиться и двинуться дальше.

Нет никакого смысла повторять этюд, который вы давно технически переросли и можете сыграть, проснувшись ночью. Представьте, что будет, если постоянно повторять всё, что вы интенсивно учили хотя бы за год. В конце концов, на это начнёт уходить всё время урока.

Здесь очень важно, чтобы учебный репертуар соответствовал вашему техническому уровню. В этом случае при необходимости вы легко вспомните любую пройденную пьесу буквально с одного прогона

Как играть бой медиатором

Бой медиатором в целом никак не отличается от игры боем пальцами – за тем лишь исключением, что движение вверх и вниз совершается без разделения на указательный и большой. Все существующие и возможные виды штрихов без проблем воспроизводятся с пластиной – нужно лишь помнить о том, как правильно его держать.

Структура каждого вида боев на гитаре не меняется при этом никак.

Особый тип игры – даунстроук – осуществляется абсолютно по тем же правилам, за исключением того, что движение совершается только вниз. Во время музицирования таким образом старайтесь выставлять акценты – чуть более сильными ударами по струнам, чем обычно. Это поможет не вылетать из ритма и чувствовать мелодию лучше.

Возьмите плектр, проведите, легко касаясь гитарных струн. Постепенно ускоряйте ритм, добиваясь быстрого скольжения

Важно соблюдать ритм

Способ имеет двенадцать видов:

  • четверка;
  • шестерка;
  • восьмерка;
  • блатной;
  • испанский;
  • Розенбаума;
  • регги;
  • Цоя;
  • чеченский;
  • Высоцкого;
  • кантри;
  • вальсовый.

Самый простой прием — циклично повторять комбинацию нескольких ударов. Игра выполняется кистью, предплечье не двигается. Незачем делать лишних движений, используйте адекватную силу.

Детальнее о том, как играть медиатором на гитаре, смотрите в видео ниже.

Вводная информация

Обучение игры на гитаре надо начинать не с разучивания аккордов и песен, как считают многие начинающие гитаристы, а именно с постановки рук. Это важнейший аспект гитарной игры, и именно то, как вы усвоили этот материал, и повлияет на ваш дальнейший прогресс. Причина проста – от постановки рук зависит техника. Упражнения для гитары, конечно, тренируют ее, однако такие аспекты как скорость и чистота звукоизвлечения идет рука об руку именно с постановкой рук

Поэтому если вы только хотите начать играть на гитаре – обязательно уделите внимание этой статье, поскольку именно с ее помощью вы сможете гарантировать себе, что в дальнейшем сыграете соло любой сложности быстро и четко. Если же вы уже играете на гитаре – то также поглядите этот материал и удостоверьтесь, что все делаете правильно

Упражнение №2: добавляем средний палец

Как наверное вы уже поняли из названия подзаголовка, аппликатуру F на гитаре мы осваиваем постепенно. На этом этапе помимо малого баре на первой и второй струне будем тренировать средний палец.

Послушайте как играется:

Табы и ноты:

Перебор такой же — на первых трёх струнах.

  • 1 и 2 такт — это упражнение №1 без каких-либо изменений;
  • 3 и 4 т. — к мини-баре добавляется средний палец — третья струна, второй лад;
  • 5 т. — финальный штрих — удар вниз.

Перед тем, как ставить аккорд и проигрывать его под минус, последовательно разберите и проиграйте каждый такт упражнений. Не забывайте контролировать постановку кисти и пальцев! Не перегружайте руку.

Минусовка для занятий:

Схемы аккордов без баррэ

Аккорды До: C, C7

Это классические аккорды от тоники До, для игры которых не требуется баррэ. C7 – это так называемый септаккорд, который образуется путем добавления к стандартному трезвучию дополнительной ноты – в данном случае, B.

Аккорды Ре: D, Dm, D7, Dm7

Еще одни схемы основных аккордов для начинающих –на этот раз от тоники Ре. Вместе с классическими трезвучиями также вставлены септаккорды, которые расширят музыкальное звучание ваших композиций.

Аккорды Ми: E, Em, E7, Em7

Теперь ниже даны схемы аккордов от тоники Ми, которые не требуют навыков взятия баррэ. Как и в прошлых двух разделах, помимо классических трезвучий, здесь показаны и септаккорды для расширения вашего гитарного мелодического запаса.

Аккорды Соль: G, G7

Это схемы мажорных аккордов от тоники Соль. Они приведены потому что, в отличие от минора, не требуют навыков взятия баррэ. Септаккорд также дан вместе с обычным трезвучием.

Аккорды Ля: A, Am, A7, Am7

Ниже указано то, как ставить аккорды от тоники Ля. Как и в прошлых разделах, помимо классических трезвучий, также указаны септаккорды.

Как научиться ритму на гитаре. Краткая теория ритма

Вступительная часть. Измерение скорости ритма – темп

Темп – это то, с какой скорость отсчитываются восьмые ноты внутри всей песни. По сути, это скорость композиции, в которой существуют все инструменты. Обычно он отсчитывается при помощи метронома. Что такое метроном, и как его использовать, можно прочитать в соответствующей статье. Композиция может менять свой темп по ходу игры, однако ни один инструмент не должен выбиваться из него.

Темп секундной стрелки

Если у вас под рукой нет метронома онлайн, то попробуйте ориентироваться по темпу секундной стрелки на любых настенных часах. Он составляет 60 ударов в минуту. Если вы в один удар будете играть сразу две ноты, то тогда темп станет 120, и так далее.

Счет на 4 удара

Самый простой способ отсчета темпа, который используется в размерах, кратных 4. Вы просто считаете в уме «раз-два-три-четыре», и акцентируете ноты на первый и третий удар, либо на второй и четвертый.

Счет на 3 удара 123 (раз-два-три)

Вальсовый отсчет. То же самое, что и отсчет на четыре, но внутри такта вы отсчитываете «Раз-два-три». Чаще всего акцент выставляется на каждый первый удар – как в метрономе, так и на самом инструменте.

Сильные и слабые доли такта. Паузы

В каждом такте существуют так называемые сильные и слабые доли. На первые выставляются акценты – как правило, это удары в бас-барабан, либо более сильный удар по струне. На слабую идет удар в малый барабан, а также отсутствие акцента. В паузах каждой партии инструмент продолжает играть, при этом каждая пауза тоже равна какой-то части такта. То есть, при паузах вы все равно слушаете метроном и считаете, сколько ударов он делает.

Разделение ритма на два с помощью «И» (раз и два и)

Очень удобным способом считается разделение ритма при помощи фразы «и», то есть вы считаете как «Раз – и – два – и – три – и – четыре». Таким образом, каждая пауза удара метронома фиксируется и разделяется, благодаря чему вы будете понимать, в какой момент вам нужно играть, а в какой – нет.

Счет 123-123-12

Этот счет можно сгруппировать по нотам. Первые шесть ударов – это шесть восьмых нот. Последние два – две восьмых. Таким образом, мы имеем восемь восьмых нот, которые равны четырем четвертым. В этом случае отсчет выглядит таким образом – «Раз и два» «и три и» «четыре и», и так далее.

Как играть в ритме 123-123-12

Способ игры в этих ритмах под гитару ничем не отличается от остальных – вы играете восьмыми нотами вверх и вниз, однако имеется несколько нюансов.

  1. Акцент выставляется на первом ударе, он же играет по всем струнам.
  2. Второй удар играет только басовые ноты, без первой и второй струны.
  3. При игре любого рисунка, отличного от пункта 1 – глушите струны.

Настройка гитары по камертону

Используя звук камертона (в виде вилки), настраивают звук первой (самой тонкой) струны. Покупая камертон, помните, что бывают камертоны на разные ноты. Чаще встречаются с нотой Ля (1-ой октавы). Частота этой нотки — четыреста сорок Гц. Нота ля первой октавы соответствует ноте, извлекаемой на 5-ом ладу первой струны. Настраивая 1-ую струну, добейтесь звучания 1-ой струны, зажатой на 5-ом ладу, в унисон со звуком камертона. Это не просто, зато тренирует слух. Остальные струны настраиваются путем сравнения с 1-ой струной: если она не настроена, то результата в настройке остальных струн вы не добьётесь.

2-ая струна на 5-ом ладу звучит в унисон с открытой 1-ой струной, и даже вибрирует, если обе настроены верно. Не вибрирует, не звучит? Попробуйте зажать 2-ую струну на четвертом ладу. Стало лучше? Это означает, что струна перетянута: ослабьте натяжение. 4-ая, 5-ая и 6-ая струна настраиваются так же — по 5-му ладу относительно предыдущей струны. Третья струна при настройке зажимается на четвертом ладу и звучит в унисон с открытой второй.

Настраивают первую струну и по записанному звуку камертона — используя программы и приложения для настройки гитары. Настройка гитары от первой струны не подходит для настройки во время концертов, где шум и суматоха.

Приемы игры на гитаре

Не стоит путать технику игры с приемами, так как приемы украшают или дополняют звукоизвлечение.

Некоторые приемы достаточно просты. А другие иногда заставляют долго и усердно тренироваться, прежде чем их сыграть.

Самый простой прием — глиссандо. Чтобы его сыграть, нужно поставить палец левой руки на любую струну, щипком извлечь звук и медленно переместить палец вперед или назад по грифу гитары.

Еще один интересный прием в игре — апояндо. Этот стиль — щипок, после которого палец перемещается на соседнюю струну. Применив апояндо, музыкант наделяет исполняемое произведение более глубоким и полным звуком.

Гитарист должен усвоить медиаторную  технику игры. Медиатор — небольшая пластинка, которой музыкант извлекает звуки из струн. Он обеспечит насыщенный бой и четкие переборы. Плектр предпочитают использовать музыканты, играющие на электроинструментах.

Как играть аккорды

Сыграть любимую песню одновременно с соло-партией и аккордами непросто. Чаще исполнитель поет мелодию и аккомпанирует себе на гитаре. Для этого не обязательно изучить в совершенстве музыкальную науку, достаточно грамотно подобрать аккорды. Они размещены на сайтах в интернете, где гитаристы делятся своими находками. Ноты публикуют также в печатных изданиях, посвященных музыке.

Аккорд — несколько звуков, связанных между собой гармонией. Его обозначают латинскими буквами:

  • А — ля;
  • В — си бемоль;
  • Н — си чистая;
  • С — до;
  • D — ре;
  • Е — ми;
  • F — фа;
  • G — соль.

В зависимости от лада различают мажорные или минорные аккорды. Одни звучат весело, другие – грустно. Минор обозначается буквой m, мажор договорились не указывать. Пониженные или повышенные на половину лада аккорды выделяют диезом ♯ или бемолем ♭.

Принципы построения гармонии в разных тональностях одинаковы. Для удобства пользователей разработаны специальные табулатуры. Наиболее часто используемые аккорды представлены там в схематичном виде — струны с крестиками в месте зажима лада.

Советы профессионалов

Ну ладно, я немного покапитанствовал и мы проговорили очевидные истины. Теперь давайте посмотрим, что советуют новичкам матёрые гитаристы, которые уже давным давно всем всё доказали.

Развивайте технику игры на гитаре

Говоря о технике, часто подразумевают скорость игры. Не зацикливайтесь только на скорости. Развивайте все аспекты исполнения. Поработайте над чистотой и динамикой звукоизвлечения, бэндами и вибрато.

Steve Vai

Изучайте больше новых композиций

Постоянно изучайте что-то новое. Бесконечная игра уже изученного материала не сделает вас лучше. Слушайте новую музыку и учитесь. Например, изучайте каждый месяц по одной новой песне любимой группы.

Joe Satriani

Уделяйте время изучению теории музыки

Выучите теорию музыки

Изучение теории кажется скучным занятием, но это действительно важно. Знание теории музыки позволит вам сыграть всё, что вы слышите в голове и сделает из вас талантливого импровизатора.

Yngwie Malmsteen

Играйте вместе с другими музыкантами

Найдите других музыкантов и пробуйте играть с ними вместе. Устраивайте джемы. Совместная игра с другими людьми поднимет вас на качественно новый уровень и позволит развиваться как музыканту гораздо быстрее.

Richie Kotzen

Подружитесь с метрономом

Уделяйте изучению новой композиции достаточное количество времени. Не надо никуда торопиться. Играйте песню под метроном в очень медленном темпе миллион раз. Это единственный путь к идеальному исполнению любой композиции.

Tommy Emmanuel

Старайтесь больше подбирать на слух

Развивайте слух. Велик соблазн найти разбор песни на YouTube или выучить её по табам. Сопротивляйтесь. Это не развивает вас как музыканта. Старайтесь всё подбирать на слух и ваши усилия окупятся.

Andy McKee

Поддерживайте регулярность занятий

Очень важно соблюдать регулярность занятий. Поставьте себе цель практиковаться хотя бы по 1 часу в день

Поверьте, такой подход принесет наилучшие результаты и ускорит ваше обучение игре на гитаре.

Tom Morello

Изучайте классические произведения

Изучайте классические произведения. Для начинающих гитаристов это технически сложно, но вполне осуществимо. Это отличная практика, которая поможет вам развивать технику и изучить гармонию.

Tosin Abasi

В заключении хотелось бы не просто подвести итог, но и дать какое-нибудь напутствие для всех, кто решил научиться играть на гитаре.

Мой не очень богатый опыт подсказывает, что не стоит ничего зубрить в отрыве от изучаемого музыкального произведения. Не надо браться за изучение аккордов просто заучивая всё без разбора. Точно так же я советую подходить к бою, перебору и вообще любым техникам игры на гитаре.

К примеру, вы хотите попробовать научиться играть на гитаре слэпом или освоить свип — это отлично. Но будет ли вам это интересно, если вы не знаете, где применить эти техники? Сомневаюсь. Совсем другое дело, если вам очень нравится какая-то композиция и в ней используются эти техники. В этом случае у вас будет отличная мотивация довести дело до конца и вы непременно справитесь с любыми трудностями. 

Желаю удачи в обучении и не забудьте подписаться на нас в YouTube.

Знакомство с гитарой

Для самостоятельного изучения приемов игры желательно приобрести личный инструмент, тогда упражняться можно будет в любую удобную минуту.

Несмотря на различные виды — классическая, русская семиструнная, электрическая, фолк или трэвел — конструкция состоит из частей:

  1. Корпус. Пустотелый «сосуд» с отверстием из дерева создает резонанс, усиливающий звуковое колебание струны и обогащающий его индивидуальным тембром. Чем больше размеры корпуса, тем более глубокое звучание инструмента.
  2. Гриф. Длинная плоская или слегка выпуклая «шейка» с металлическими накладками — порожками, разделяющими ее на лады. Как правило, гриф изготовлен из дерева, но встречаются алюминиевые и алюминиево-магниевые варианты.
  3. Головка. Содержит колковый механизм для натягивания струн. При вращении стержней — колков — изменяется высота извлеченного звука.

Струны изготавливают из металлической проволоки с оплеткой, капрона или нейлона. Они крепятся к подставке на корпусе посредством «барашков».

Рабочая зона грифа разделена на лады и называется мензурой. Чем она длиннее, тем больше диапазон инструмента.

Гриф у «классики» достаточно широкий и удобный, чтобы научиться зажимать струну на нужном ладу. Поверхность его плоская, что облегчает неопытному музыканту взятие баррэ.

Как держать медиатор

В целом, держать медиатор можно так, как удобно вам, однако существует несколько уже давно отработанных правил, на которые стоит опираться. Они верны именно на техническом уровне – не соблюдая их можно серьезно затормозить свое развитие в скорости и чистоте игры.

Медиатор захватывается разными вариантами:

  1. Самый распространенный — фиксация между двумя первыми пальцами. На сгиб указательного кладется плектр, прижимается подушечкой большого. Ладонь расслаблена, не сжата. Игре ничего не должно мешать. В звуке не должны быть слышны дребезжания.
  2. Удобный — захват мягкими частями подушечек. Зажимать следует крепко, пока положение станет привычным.

1. Медиатор нужно зажимать между большим указательным пальцем. Некоторые новички берут плектр «щипком» из всех пальцев – и это неправильно. Держать его надо именно двумя пальцами.

2. Положите пластинку на костяшку указательного пальца так, чтобы она делила плектр примерно пополам. Зажмите медиатор большим пальцем так, чтобы он высовывался из-под него примерно на 0.5 сантиметра. Некоторые гитаристы зажимают пластинку подушечками пальцев — однако таким образом не образовывается нужный угол, а также перенапрягается рука.

3. Держите руку расслабленной, как при игре боем рукой

Это важно – только так вы придадите руке нужную скорость

4. Медиатор не должен быть расположен параллельно струне. Держать его надо так, чтобы он находился под углом относительно нее и бил как бы ребром, а не всей плоскостью.

В остальном действуйте так, как удобно вам. Не существует единых правил по тому, как правильно держать медиатор – но есть рекомендации, представленные выше

Кроме того, нужно обратить внимание на постановку рук на гитаре в целом – именно это и есть залог высокой техники игры

На акустической

Кладем на последнюю фалангу указательного пальца, и сверху накрываем большим пальцем, таким образом, чтобы выступающая часть медиатора была недостаточно длинной, и ее полностью хватало бы для зацепа струны.

При этом положение вашей руки имеет большое значение, и над ним необходимо будет серьезно поработать. Дело в том, что в игре медиатором работает только наше запястье, вся остальная рука находится в состоянии покоя, иначе вы очень быстро устанете и не сможете играть. Положите тыльную часть запястья на корпус гитары над струнами, таким образом, чтобы иметь возможность дотягиваться медиатором до каждой из них. При этом по отношению к струне, медиатор стоит держать не прямо, а немного под углом, чтобы струны не ударялись об острие, а как бы сталкивались и огибали его под воздействием вашего давления.

Именно это положение руки позволит вам продуктивно заниматься и осваивать различные техники игры медиатором. Старайтесь привыкать класть руку именно так, потому что в других положениях вы рискуете столкнуться с быстрой утомляемостью, которая неизменно ведет к снижению точности игры, неприятным ошибкам, лишнему шуму и так далее.

На бас гитаре

Приятной новостью для вас станет то, что, если вы еще не знаете, как держать медиатор для гитары при игре на басу, научиться этому достаточно просто. Вся процедура схожа с акустическим инструментом, однако стоит отметить, что из-за наличия всего 4 струн на стандартном басу, вы легко сможете закрепить свое запястье на деке над струнами, и практически не двигать им, всегда имея подходящую опору

Это особенно важно при длительной игре, когда рука может устать очень легко

Аккорды в Ми миноре

Добро пожаловать на следующую ступеньку гитарного мастерства!

До этого мы играли аккорды, упражнения и песни исключительно в Ля миноре. Но есть и ещё одна лёгкая тональность для новичков – Ми минор. Песни начинаются с аккорда Em. И таких, кстати, очень много. Изучим эту тональность. И возможностей расширять свой песенный репертуар у вас будет больше.

В Ми миноре есть и аккорды, которые вы уже знаете. Выделены только те, которые вам нужно будет выучить:

  • Em (ми минор)
  • E (ми мажор)
  • Am (ля минор)
  • B7 (си мажор септаккорд)
  • D (ре мажор)
  • G (соль мажор)
  • С (до мажор)

Как видите, всего то нужно освоить ещё 3 аккорда, и можно играть всякие-разные последовательности, песни в ми миноре. Но пока, конечно, не очень сложные.

Em (ми минор):

  • Средним пальцем прижимаем 5-ую струну на 2-ом ладу.
  • Безымянным – 4-ую струну на 2-ом ладу.
  • Остальные струны звучат в Em открытыми.

B7 (си мажор септаккорд):

Аппликатура посложней – на 4-е пальца, так что над ней потрудитесь особенно:

  • Указательным прижимается 4-ая струна на 1-ом ладу.
  • На 2-ом ладу:
  • Средним – прижать 5-ую струну;
  • Безымянным – 3-ю;
  • Мизинцем – 1-ую;
  • Вторая струна открытая.

Поиграем последовательности с новыми аккордами:

  • Em/Am
  • Em/B7
  • Em/Am/B7
  •  Em/E/Am/B7

И третий аккорд из ми минорной тональности, с которым нам нужно познакомиться:

D (ре мажор):

  • 4-ая струна открытая;
  • Указательным – 3-ая струна на 2-ом ладу;
  • Средним – 1-ая на 2-ом ладу;
  • Безымянным – 2-ая на 3-ем ладу.

И распространённые последовательности в ми миноре. Играем в разных ритмах, перебором. Отрабатываем аппликатуры, переходы с аккорда на аккорд:

  • Em/Am/D/G
  • Em/Am/D/G/C/Am/B7/Em
  • Em/C
  • Em/C/Am/B7/
  • Em/C/G/B7/
  • G/Em/C/D
  • Em/C/G/D/Am/Em
  • Em/G/B7/Em

Песни в ми миноре

Для закрепления изученных аккордов, последовательностей, в ми миноре – поиграть, например, такие песни:

Пачка сигарет – КИНО:

Em/ Am/ C/ D/

Бой: вниз-вверх – вниз-вверх

Просвистела – ДДТ:

Em/ C/ G/ B7

Бой: 2 вниз – 2 вверх – 1 вниз

Также в ми миноре несложные песни:

  • Когда твоя девушка больна – КИНО
  • Метель – ДДТ
  • Выхода нет – Сплин
  • Танцуй! – Сплин
  • Яблони – Ляпис Трубецкой
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Вековой опыт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: