Как стать писателем с нуля, с чего начать? 30 советов от знаменитых авторов хороших книг

Как издать книгу?

И вот книга написана. Последние сомнения прошли, ее хочется опубликовать. Автору уже в общих чертах известно, как становятся писателями другие, и он хочет попробовать сам. Вполне естественным кажется желание отправить рукопись в какое-то издательство, и столь же оправдана надежда на положительное решение редакции относительно публикации. Новиков-Прибой, Джек Лондон и многие другие русские и зарубежные писатели поступали именно так. Они получали гонорары, сначала очень скромные, а потом и вполне серьезные. О. Генри, к примеру, первые рассказы публиковал, сидя в тюрьме.

Но опыт прошедших веков еще не повод для излишнего оптимизма. Рукопись рассматривают долго, и очень часто ответ содержит стандартный текст о том, что она «не представляет коммерческого интереса». Стоит ли расстраиваться по этому поводу? Конечно же, обидно, но впадать в отчаяние не стоит. В конце концов, издательство можно понять. Печатание книг — это бизнес, а все деловые люди не желают вкладывать деньги в проекты, имеющие сомнительные финансовые перспективы. А полиграфия в наши дни — дело недешевое.

Путь к известности извилист и непрост, но шансы его одолеть все же существуют. Во-первых, в нашей стране есть не одно издательство. А во-вторых, добиться успеха можно и иначе (в случае собственной уверенности в том, что книга будет пользоваться читательским успехом). Преимущество нашего времени в том, что, потратив свои средства, напечатать можно все, выбрав самостоятельно и обложку, и формат, и иллюстрации. Если необходимы услуги редактора, то за них тоже придется заплатить. Кстати, многие русские писатели и в прошлом впервые издавались на собственные средства. Зазорного в таком подходе ничего нет. К тому же если повезет, то можно найти спонсора, который оплатит услуги типографии. Нелишним будет в случае удачи затраченные средства ему вернуть, и даже с процентами, ведь, выкладывая «кровные», человек (или организация) идет на риск. По крайней мере, оговорить условия спонсорства стоит заранее.

Издательство лучше всего выбирать такое, у которого есть собственная сеть книжных магазинов, иначе может возникнуть ситуация, повергающая многих начинающих авторов в трепет. Писатель получает большую гору упаковок собственных произведений и не знает, что с ними делать. В этом случае приходится самостоятельно заниматься сбытом литературы, договариваясь с торгующими организациями о реализации. Опыта может не хватать, к тому же многие магазины привыкли работать с собственными поставщиками и иногда отказывают в сотрудничестве, просто чтобы «не путать бухгалтерию». В общем, трудностей много, и самое главное, преодолевать их приходится самостоятельно.

Глава третья, в которой герой рассылает рукопись в издательства

«Привет, издательство. Высылаю свою книгу. Я долго писал в стол, но теперь решился открыться миру. Не знаю, что сказать о своем тексте, пусть он говорит за себя, прочтите — и сами все поймете».

Сотрудники издательств и журналов, а также члены жюри конкурсов часто жалуются на неумение авторов писать сопроводительные письма к своим работам. Думайте о своем послании как о письме в ответ на вакансию, где вы вряд ли напишете: «Всем привет, нашел у вас вакансию юриста, возьмите меня, точка».

Хороший сопроводительный текст значительно повысит шансы. Приложите к письму синопсис — краткое содержание рукописи. Большой издательский холдинг в нашей стране один, но редакций внутри него множество, и каждая работает со своими жанрами. Хорошо изучите книжные серии и «линейки», представьте, в какую из них вписалась бы ваша история.

«Я с удовольствием читаю вашу серию «Детективы для жаворонков, читающих в транспорте от 6 до 8 утра». Мне кажется, мой детектив «Пташка, твоя песенка спета» вписался бы в нее, прикладываю синопсис и текст» — хорошо. «Вот моя книга, прочтите, не пожалеете» — плохо.

Если жанр не настолько определенный и с серией нет ясности, приведите примеры уже вышедших в издательстве книг, похожих на вашу. Книгоиздание — это бизнес, и с его точки зрения «моя книга не похожа вообще ни на что» — отнюдь не комплимент.

Иллюстрация: Алена Бочарова

Итак, вы смогли привлечь внимание издательства, и книгу напечатают. Это прекрасная новость, но будьте готовы, что удовлетворение окажется скорее моральным, чем материальным

Начинающему автору предложат около 5% от отпускной цены книги (опытному — 10–15%). Не спешите вычислять 5% от условных 500 рублей, за которые книгу можно купить в магазине. Отпускная цена — та, по которой издательство продает книгу торговой сети. Если для покупателя книга стоит 500 рублей, отпускная цена составит около 150 рублей. Остальные 350 — прибыль книжного магазина, от которой ни автор, ни издательство уже ничего не получают.

Тираж дебютных произведений в России составляет 1–2 тыс. экземпляров, — и даже если он будет полностью распродан (а это случается с единицами), автор заработает 10–14 тыс. рублей

Судьба Джоан Роулинг, чей дебютный роман «Гарри Поттер и философский камень» сделал ее богатой, — исключение, а не правило, да и времена теперь совсем другие: за внимание читателя конкурируют интернет-серфинг, соцсети, игры, кино и сериалы. Но эти же времена дали новые возможности и писателям: если книгу не приняли в издательствах, можно взять дело в свои руки

Об объемах

Написать пару-тройку рассказов это еще не все. Можно сказать, что это вообще ничего. Перед тем как стать известным писателем, придется хорошенько поработать. Это значит, что шанс на публикацию появляется только у того литератора, который может предложить издательству полноценную книгу, а лучше несколько. А это – десятка полтора печатных листов (каждый примерно по 40 тыс. знаков с пробелами), всего до полумиллиона знаков (у разных издательств требования отличаются). Две-три новеллы можно опубликовать в альманахе, но об издании самостоятельной книги в этом случае и речи быть не может. Следовательно, нужно запастись терпением, и работать, причем без стопроцентной гарантии успеха. Еще один повод задуматься о том, а нужно ли идти на такие жертвы…

Как добиться мастерства

Любое мастерство достигается упражнением. Эстрадные исполнители считают, что пение в ресторанах – прекрасная школа вокала. Для начинающего литератора таким горнилом мастерства и профессионализма может стать журналистика или копирайтинг. Умение связно излагать свои мысли в виде текста входят в привычку, граничащую с автоматизмом

Опытный писатель статей никогда не употребит одинаковых слов в соседних предложениях (разве что в качестве особого приема), обратит внимание на стилистику, выдержит ритм повествования и при этом выработает собственную манеру, свойственную каждому самобытному литератору. Эти навыки очень важны, они пригодятся при создании художественных произведений, независимо от жанра

Как увлечь читателя

Итак, все готово. Основная идея сформулирована, план составлен, чернила в авторучку заправлены, на столе пачка бумаги. Не повредит и чашка чаю или кофе. Пора приступать. И вот проблема: первая строчка никак не хочет складываться. Как начать писать книги, если первые несколько слов маленькой новеллы между собой связать трудно? Вот и первый урок. Будущий читатель с самого начала должен попасть под обаяние автора, иначе, скорее всего, так и бросит занудную книгу. Нужно его заинтересовать сразу, а дальше развивать успех.

Теоретически все ясно, а как на практике? Готовых рецептов нет, но поучиться у опытных и маститых литераторов стоит. Во-первых, начало должно быть хоть немного необычным, тем самым приковывая глаза читателя к бумаге

Во-вторых, очень важно, чтобы из начала текста можно было сделать однозначные выводы о времени событий и жанре произведения. Детективы начинаются по-детективному, а романы – романтически

И переборщить в этом тоже нельзя. Если криминальная история сразу же начинается с горы трупов и луж крови, читатель с хорошим вкусом бросит такую книжку в лучшем случае под диван, а в худшем – прямо на помойку. О редакторах (а их мнение тоже очень важно) и говорить излишне, их время дорого, и если с первых же строк они не увлекаются, то участь рукописи решена, и она плачевна. Для того чтобы получилась интересная книга, начало ее должно хватать читателя цепко, а продолжение — держать крепко.

Сюжетные перипетии

Очень интересный способ составления сюжета описан у одного американского классика. Однажды он взял пачку цветных карандашей и на рулоне ненужных обоев стал чертить линии, которые время от времени пересекались и расходились. Каждый персонаж имел свой цвет. Если карандаш ломался, то герой умирал. Вся эта многолинейная фантазия потом подсказывала автору, как правильно написать книгу и не запутаться в хитросплетении жизненных коллизий.

Описанный графический метод не для всех удобен, но сделать важный вывод он позволяет. События в интересном романе, рассказе или повести развиваются бурно. Нет лучшего способа усыпить собственного читателя, как навязать ему статичную картину. Если ничего не происходит, то и писать не о чем. Если ритмика изложения поддерживает высокий уровень адреналина в крови, то читать будет интересно. При этом нет никакой разницы, о чем идет речь, о драме из жизни аляскинских эскимосов или полусветском французском фарсе.

Современные требования к сюжету предполагают непременное участие в нем антагониста (отрицательного персонажа), протагониста (положительного героя) и конфликта между ними. Однако процесс борьбы добра со злом может быть подан в смягченной форме, а расстановка сил показана неявно. Это дело автора, он лучше знает, как правильно писать книгу, и у него свои представления о том, что такое хорошо.

Как писать

Все наши сограждане ходили в школу. Значит, и читать умеют все. И писать тоже. Но это не значит, что профессия литератора является общедоступной. Этому нужно учиться, это искусство. И как любое искусство, состоит из двух главных частей – таланта и ремесла. Есть еще и третий ингредиент — труд, но о нем позже. Мечтать заниматься творчеством с детства можно, особенно если есть способности. А вот где учиться на писателя? Ответ на этот вопрос кажется очевидным: конечно же, на филфаке! Там уж точно преподаватели знают, как нужно излагать мысли! Да, знают, но чаще всего о том, как нельзя. Выпускники литературных факультетов прекрасно владеют теорией, умеют правильно составлять фразы, знакомы с правилами лингвистики, пунктуации и, само собой, орфографии. Именно поэтому, по всей видимости, они сами чаще всего ничего не пишут.

О словах, живых и мертвых

Как правило, работа над литературным произведением начинается с идеи. В жизни каждого человека случаются моменты, заслуживающие того, чтобы рассказать о них. Не у всех есть потребность в таком изложении, но при ее наличии стоит задуматься о технической стороне ее реализации. О том, как становятся писателями, можно судить по тому, что они обязаны уметь. Во-первых, есть такое понятие, как хороший слог. Он предполагает соблюдение определенных правил, среди которых можно упомянуть различные достаточно формальные пункты и наиболее частые ошибки, допускаемые начинающими авторами (например, в случае со шляпой, которая слетела, «проезжая мимо станции N»). В качестве учебника можно использовать хорошую книгу «Слово живое и мертвое», написанную Норой Галь.

Существует и такое понятие, как самобытность. Оно проявляется в особенностях речи персонажей, их узнаваемости. Женщина разговаривает в жизни иначе, чем мужчина, говор сельского жителя отличается от речи горожанина. Однако и в этом должна быть мера, иначе читателю будет трудно даваться текст. Хороший вкус и увлекательность повествования придадут книге несомненные достоинства, и в этом случае она станет любимой многими.

Описания некоторых профессиональных моментов требуют порой глубоких знаний. К примеру, действия пилота за штурвалом не сможет описать автор, если он сам никогда не управлял самолетом. Непрофессионализм виден сразу, поэтому желательно избегать подобных моментов, чтобы не стать мишенью для справедливой критики. Впрочем, и отвлекать читателя на остро специальные вопросы также не стоит, если, конечно, пишется художественное произведение, а не учебник.

Писатель, он же читатель

Взять в руки авторучку или сесть однажды за клавиатуру компьютера и попытаться выразить в буквенном формате совокупность нахлынувших чувств очень непросто. Мешает и отвлекает все, слова трудно укладываются рядом друг с другом, мысли кажутся избитыми и все время возникает чувство, что кто-то это уже написал. Ничего страшного в этом нет, особенно если новый автор сам много читал. Начинающие писатели часто сразу хотят стать Достоевскими или Чеховыми, а это получается не у всех. В этом смысле интересно наблюдать метаморфозу сознания Антона Павловича, которая прослеживается в его сочинениях от первого тома к последнему. От «Письма ученому соседу» до «Архиерея» «дистанция огромного размера» (по выражению другого классика). Более ободряющий эффект дает чтение современных писателей, но их не каждый долго выдержит.

О чем писать?

Какую художественную литературу читают сегодня? Считается, что в каждом издательском доме есть специалист, знающий ответ на этот вопрос. Название его должности – паблишер. Теоретически он может прогнозировать скорость продажи тиража, его объем, иными словами то, что определяет «коммерческий потенциал продукта». Наверное, паблишеры часто ошибаются, но проверить это очень трудно.

Редки в наше время детские писатели, недаром книжки Сутеева, Носова, Пришвина и многих других классиков жанра выдерживают многочисленные тиражи, и спрос на них не падает. Наибольшей популярностью пользуются такие жанры, как мелодрама, детектив, мистика, фэнтези и некоторые другие, попадающие под определение молодежной культуры. Читают сегодня домохозяйки (не все, конечно), студенты и недобитые перестройками-перестрелками последних двух десятилетий интеллигенты еще советского призыва. Современные писатели, если они хотят стать известными, просто обязаны считаться с этим фактом, выбирая стилистическую направленность своих произведений. Они должны творить для своих читателей. Других не будет, да и этих становится все меньше…

Если можешь – не пиши

Да, собственно, в большинстве случаев скрывать и нечего. Русские писатели прошлых веков приходили в литературу по призванию. Совет брать в руки перо только тогда, когда жить без этого просто невозможно, приписывают разным знаменитостям — от Чехова до Хемингуэя, и скорее всего, они когда-то что-то подобное говорили, пусть и не дословно повторяя друг друга. По крайней мере, материальные соображения стимулом для создания шедевров служили крайне редко, если такое вообще имело место. Чаще всего происходило следующее: у человека на основе полученного жизненного опыта возникало желание поделиться с окружающим миром своими мыслями, рассказать нечто, кажущееся ему интересным. Так появились «Севастопольские рассказы», «Цусима», «Записки земского врача» и многие другие бессмертные творения, по которым мы сегодня можем судить о целых эпохах. Возможно, некоторые современные писатели действуют в том же направлении, и по их рассказам наши потомки будут узнавать о жизни начала XXI столетия.

Садясь за письменный стол, каждый, кто избрал для себя литературу в качестве профессии, должен помнить об этой ответственности. Но мало самому сделать этот выбор, нужно, чтобы любовь к искусству была взаимной.

Постылый коммерческий вопрос

О вдохновении и рукописи, которую можно продать, сказал великий русский поэт, и в этом с Александром Сергеевичем трудно не согласиться. Но в наш век сплошного маркетинга и менеджмента предложение значительно превышает спрос. Не все начинающие писатели слушают упомянутого совета о том, чтобы без излишней надобности за перо не браться, поэтому все без исключения редакции завалены рукописями, большая часть которых обречена на забвение. Талантливому автору понадобится главное личностное качество для любого человека – терпение. При этом нужно помнить о том, что книга должна быть интересной. Издательства – предприятия коммерческие, их цель – извлечение прибыли, их продукция должна продаваться. Перед тем как садиться за стол, стоит трезво оценить читательский потенциал своего будущего произведения и составить психологический портрет возможного читателя. Удалось? Получилось? Тогда за дело!

Очерки и репортажи

Отличным способом оттачивания пера заслуженно считается публицистика. Этот жанр – один из древнейших видов литературы. Владение им свидетельствует о наличии гражданской позиции, наблюдательного взгляда и острого ума (если автору известно, как писать очерк или фельетон). Общие правила, касающиеся сюжетной целостности, хорошего слога и интересной тематики, остаются в силе и здесь, но к ним добавляются дополнительные требования.

Во-первых, настоящий публицист берется лишь за те темы, с которыми знаком не понаслышке. Необходим конкретный жизненный опыт. Если уж решил описать жизнь рыночных торговцев, то, будь любезен, отстой за прилавком денек-другой, а лучше месяц. Тема касается экономики – овладей наукой (приветствуется высшее профильное образование), а потом уже рассуждай об отличиях акций и облигаций. Фельетон невозможен без юмора, иначе из него получится сухое перечисление негативных явлений нашей жизни, которое читать охотников найдется немного. Из стилистических особенностей следует выделить обыкновение некоторых авторов использовать слово «я». Очерк – жанр особый, те, кто решил остановиться на нем, претендуют на объективное освещение событий. Делать выводы автор благоразумно предоставляет читателю. Другой вопрос, что собственные убеждения вполне можно выразить завуалированно, и чем тоньше это будет сделано, тем лучше. Вот написание агиток – совсем другой жанр. Тут намеки не нужны.

А вообще-то, наиболее одаренные публицисты вполне заслуживают издания сборников, в которые входят самые удачные фельетоны, очерки и эссе. Иногда эти произведения накапливаются годами, и если они написаны на высоком уровне, то не теряют актуальности и через десятилетия.

Мемуары

Несмотря на всеобщую унификацию, и в наше время существуют разнообразные форматы книг. Помимо художественной литературы, на рынке востребованы и воспоминания, и исторические исследования, и сборники очерков на актуальные темы. Большой читательский интерес вызывают мемуары. Как писать воспоминания знаменитостей, знают их многочисленные референты и помощники, причем чем выше ранг отставного руководителя или военачальника, тем их больше. Известному участнику исторических событий достаточно просто наговорить эпизоды своего славного прошлого на диктофон, а опытные литобработчики все остальное доделают. Человеку чином пониже придется всю эту работу производить самостоятельно, но его воспоминания могут оказаться не менее интересными. Во-первых, в них, скорее всего, отсутствует политическая ангажированность. Во-вторых, большая часть читателей – люди тоже простые, а не начальники, и им намного ближе эмоции солдата или младшего офицера, чем переживания маршала.

А правила все те же: хороший слог и интересный материал. Так что, если есть о чем вспомнить, смелее за дело!

Хочу стать писателем — с чего начать?

Жанров литературы довольно много

Очень важно в самом начале определиться, в каком жанре вы хотите творить. Ведь нужно писать о том, что вдохновляет, тогда в тексте будет искра вашего интереса, которая увлечет за собой читателя

Если вы еще не определились с жанром, нужно понять себя, какой вы человек, что вас интересует. Так, обладателя звукового вектора обычно увлекает научная фантастика, литература, наполненная психологизмом, философией, сложные абстрактные тексты, заставляющие включать мозги.

Человек со зрительным вектором с удовольствием читает сказки, фэнтези, детские книжки, любовные романы, мелодрамы, а значит, способен успешно их писать. Большие романы, исторические произведения, аналитика — стезя обладателя анального вектора. Детективы, приключенческие романы хорошо пойдут при сочетании анального и кожного вектора, как у Жоржа Сименона.

Если вы еще не определились с жанром, подумайте, в какой форме вы хотели бы творить. Составьте список авторов, пишущих в разных жанрах, почитайте их, попробуйте написать сначала в их стиле. Постепенно вы нащупаете, что вам ближе, какой стиль письма вам подходит.

Когда определитесь, начинайте писать. Пишите, пишите и пишите. Навык письма вырабатывается, как и другие навыки, постоянным, ежедневным трудом.

Найдите критиков, редакторов, которые помогут увидеть ваши недостатки. Давайте почитать свои произведениям друзьям и близким. Только требуйте честной оценки. Общайтесь с единомышленниками, советуйтесь, проводите мозговые штурмы. Пример успешной коллективной работы пишущих людей — библиотека портала «Системно-векторной психологии», в которой авторы создают новое слово в психологии. Это лучшая реализация звукового вектора, профилактика от депрессий.

Начните с простых форм — постов в соцсетях, ведения личного блога. Наблюдайте за реакцией читателей. Если вы эксперт в какой-то области, пишите статьи в журналы и на порталы за гонорар. Потом переходите к более сложным и объемным формам, к изданию книг, если появится такое желание. Тем более что издать сегодня электронную книгу и продавать ее в сети может любой желающий.

Почему я хочу стать писателем

Обычно способности к сочинительству проявляются с детства. Будущий писатель, иногда даже не связывая свое увлечение с профессией, любит гуманитарные предметы, участвует в литературных конкурсах и школьных спектаклях, пишет стихи, прозу, сценарии.

Когда ребенок хочет стать писателем, родители не всегда рады. Что это за профессия такая? Способна ли она прокормить? Успешными писателями становятся единицы, а что делать остальным? Как жить на грошовые гонорары? Беспокоясь о будущем своего чада, они зачастую отговаривают его от «опрометчивого» шага.

Но это желание, с которым нужно считаться, потому что оно не возникает случайно. Причина его — в свойствах психики. Если есть такое желание, значит, есть способности, чтобы реализовать его наилучшим способом. И чем раньше вы начнете развивать эти способности, тем больше вероятность успеха в будущем.

Звуковой вектор

Писательство — это исследование.
Вы начинаете с нуля и учитесь, пока пишете.

Э. Л. Доктороу, американский писатель

Тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» раскрывает нам природу людей, у которых есть врожденная склонность к писательству. Это люди со звуковым вектором. Их манит исследование метафизической природы. Что стоит за ширмой физического мира? Что есть душа человека? Как все связано в этом мире? Откуда мы пришли? Куда идем? В чем смысл нашего движения?

Звуковики — философы, искатели, исследователи. Мысль, идея — продукт их размышлений. Письменное слово — инструмент, позволяющий донести до читателя свое представление о мире, возникающие сюжеты. Иногда это сложно, потому что, бывает, нет слов, чтобы выразить то, что создает или познает мощный абстрактный интеллект звуковика. И в этом особое удовольствие — подобрать слова, сложить их в понятную и гармоничную форму, задеть за живое точностью описания. Как силач, качая мышцы, чувствует особое удовольствие, когда они наливаются твердостью и силой, так и писатель наслаждается тренировкой мышцы ума, складывая слова в предложения, рассказы, романы.

Лишите звукового человека, природно чувствующего желание писать, этой возможности, и вы получите несчастного человека, потерявшего смысл жизни, задыхающегося под бременем бесплодных мыслей, поработивших своего создателя.

Мысли, что молоко у коровы, надо отдавать. Иначе больно от распирающего голову бесконечного внутреннего диалога.

Итак, если вы чувствуете в себе желание писать — не откладывайте, начинайте прямо сейчас.

Форматы, форматы

Современное литературное творчество находится в плотной связке с издательским бизнесом. Форматы книг в нынешнем понимании подразумевают не столько геометрические размеры страниц, сколько характер содержания. Коммерческие соображения диктуют правила, согласно которым покупатель должен уже в момент приобретения вполне достоверно представлять себе товар, за который он платит деньги. Подспудно это настраивает автора на то, как писать рассказы, а как — повести. При этом новичок в своих творческих исканиях часто чувствует себя куда свободнее, чем иной уже добившийся признания литератор, чьи книги издаются массовыми тиражами. Этим объясняется и тот прискорбный факт, что многие известные писатели не могут похвастаться ростом своего мастерства, а, самоповторяясь, создают произведения все более блеклые. Часто о таких говорят, что они исписались, то есть утратили талант. На самом деле они слишком хорошо знают, чего ожидают от популярного автора издательства, да и читатели тоже. «Того же самого, только нового», — примерно так.

Начинающим авторам современных жанров

Русские книги последнего десятилетия во многом напоминают произведения зарубежных (главным образом англоязычных) авторов. Персонажи имеют непривычные имена, произошедшие от слов, заимствованных из школьного курса иностранного языка, или их славянские корни снабжены окончаниями того же происхождения. Сюжеты книг, написанных в стиле фэнтези, представляют собой классическую голливудскую схему, согласно которой «хорошие парни» сражаются с «плохими» и по безжалостности добро часто превосходит злые силы. Впрочем, и это не ново. Согласно европейской традиции, даже детские сказки пестрят сценами казней колдуний и прочей нечисти, знаменующих победу света над тьмой. Жанр очень популярен среди представителей юного поколения, им кажется, что во всех необычных существах, населяющих страницы этих книг, есть что-то необычное, оригинальное и самобытное. В чем секрет успеха? Как писать фэнтези, чтобы это было интересно?

Такое наблюдение отнюдь не умаляет достоинств жанра фэнтези. Напротив, наличие экстраординарных способностей позволяет порой ярче выразить стремления к добру, а сверхмогущественное зло труднее победить. И пусть форма изложения будет очень специфичной, главное, чтобы она была близка юному (или не очень) читателю, которого, увы, все реже можно увидеть с книгой в руках. Плохо, если автор, увлекшись экзотическими приемами и стараясь писать «прикольно», забывает о собственной сверхзадаче и цели всего искусства – постоянно улучшать человеческую «породу». Это трудно, и порой кажется, что усилия бесплодны, но стремиться к этому надо.

Новые возможности

Современным литераторам доступны средства для достижения известности, какими не обладали великие писатели прошлого. Каждый день, в любую погоду и практически круглосуточно сотни тысяч, а возможно и миллионы, людей сидят в своих домах и квартирах и ищут в Интернете, чего бы интересного почитать. На специализированных сайтах любой человек, считающий свое произведение талантливым, может представить его на суд широкой публики. Начинающему литератору не стоит сразу думать о высоком (и вообще каком-то) гонораре, поэтому есть простой способ оценить успешность собственного творчества, опубликовав свои опусы на какой-то популярной странице совершенно бесплатно, в расчете на отзывы. Убедившись в том, что читателю произведения интересны, можно попробовать продавать рукопись и на платных сайтах.

Глава пятая, в которой герой участвует в конкурсах

Конкурсы — отличный способ заработать пункты для писательского резюме, которые прибавят вам очков при продвижении рукописи. Идти можно двумя путями: искать конкурсы рукописей (хоть под этим словом больше и не понимается что-то рукописное), куда по тематике и объему попадет уже написанная вами работа, — или писать нарочно «под конкурс». Оба способа рабочие: рамки номинаций часто бывают весьма широки («детская литература», «пьеса, написанная не ранее 2020 года», «фантастический роман»), и туда легко может подойти что-то уже вами написанное.

В свою очередь, стремление написать что-то под узкие рамки номинации (например, «приключения инопланетян в Иркутске») нередко приводит к всплеску креативности, которого вы сами от себя не ожидали. Помимо этого, в некоторых конкурсах — например, «Новая детская книга», — призом служит полноценное издание истории-победительницы, что начинающему автору точно не повредит.

Непрофессионалы

И литераторы прошлого, и современные писатели, как правило, приходят в искусство из совсем других профессий. Детективы сочиняют бывшие работники правоохранительных органов, мелодрамы создают педагоги или инженеры. Чехов был земским врачом, а Толстой офицером. Значит ли это, что они не учились ремеслу? Отнюдь нет. Просто постигали они его тонкости, не сидя за студенческой партой, а совсем в других местах. Самообразование – лучший вид образования. О том, как становятся писателями сегодня, разговор особый. Литература стала бизнесом, в нее не всех пускают, и не всегда критериями служат художественные достоинства произведений. А вот о былых временах поведал Иван Шмелев. «Как я стал писателем» — рассказ, наполненный юмором, но в нем есть и очень серьезные моменты. Там правдиво описан первый полудетский «жуткий» рассказ, полученный гонорар в 80 рублей (вполне приличная сумма по тем временам) и собственная фамилия на заветной странице «Русского обозрения», кажущаяся чужой. Читателю ясно, что со времени описанных событий много воды утекло, и изменений в мировоззрении автора произошло немало.

Пролог

Слова «написать книгу» в любой культуре воспринимаются как ощутимое достижение (даже в эпоху, когда книга — не обязательно реальный объект на бумаге). Причин множество: пиетет перед книгами, впитанный с молоком матери, тоска по глубоким смыслам и большим историям в эпоху фастлайфа и короткого контента, диктуемого соцсетями. Мы тоскуем по аутентичности, а сочинительство — отличный способ узнать самого себя.

Персонажа истории всегда подстерегают испытания, — вот и нашего героя, начинающего писателя, ждет тест на прочность при столкновении с реальностью, где тиражи падают, писательские заработки составляют 7–10 рублей с каждого проданного экземпляра, а потенциальные читатели все чаще предпочитают другие медиаразвлечения.

Однако и в этой реальности существуют механизмы продвижения книг, эффективные даже для ноунеймов. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Вековой опыт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: