Примеры обозначений элементов фигурного катания
Для наглядности и закрепления вышеизложенного материала, приведем примеры обозначения элементов из реальных детализаций, по которым чаще всего возникают вопросы.
Начнем с прыжков. Вот так будет выглядеть недокрученный прыжок: 2F< — двойной флипп на одну галку, то есть спортсмен недокрутил больше четверти, но меньше половины оборота.
А вот каскад из двух прыжков с неутешительным обозначением: 2Lo+1T* — двойной лутц в каскаде с одинарным тулупом. На тулупе стоит «звездочка» — то есть тулуп не засчитали. Такое часто происходит, ведь начиная с 1 юношеского разряда каскады могут быть только из двойных прыжков.
Давайте посмотрим как иногда обозначают каскад из трех прыжков: 3Lz<<+1Eu+2Sq — тройной лутц с недокрутом полоборота или больше в каскаде с ойлером и двойным сальховом, который спортсмен недокрутил ровно четверть оборота.
Перейдем к вращениям. Таким образом обозначают либелу со сменой ноги: CCSp3 — либела со сменой ноги третьего уровня.
А это комбинированное вращение: CCoSp2V — получаем комбинированное вращение со сменой ноги второго уровня. Знак V говорит о том, что технический специалист увидел только две базовые позиции. Обычно, в следующем столбце детализации показывают какой позиции не хватило: noC — нет либелы, noS — не увидели волчка
Дорожка шагов выглядит в детализации примерно так: StSq2 — дорожка шагов второго уровня. Хореографическая последовательность: ChSq1 — у нее только один единственный уровень и фиксированная базовая стоимость.
Мы с вами познакомились со всеми условными обозначениями элементов фигурного катания на коньках. Теперь вы сможете разобраться в любой детализации программы. Надеемся, вы чаще будете видеть бонусы, а не значки ошибок. Силы и самообладания!
Возможно, вас заинтересует
Базовые вращения и сложные позиции на уровень в фигурном катании
Все о GOE в фигурном катании
Юношеские и спортивные разряды в фигурном катании — требования и нормативы
Техника прыжка
При выполнении акселя отталкивание происходит с ребра, приземление осуществляется на маховую ногу.
Фазы прыжка
Большинство спортсменов-правшей выполняют элементы против часовой стрелки. Для них пошаговое исполнения акселя выглядит следующим образом:
- Фигурист едет на правой ноге ребром назад-наружу, набирая скорость.
- Перед прыжком он разворачивается и переносит центр тяжести на другую ногу, слегка приседая.
- Продолжая скользить по дуге, фигурист делает тормозящее движение коньком и одновременно с отталкиванием совершает мах вперед свободной ногой.
- После отрыва ото льда нужно сгруппироваться и выполнить необходимое количество вращений.
- Приземление происходит на маховую ногу назад-наружу.
Внимание. Спортсмены, выполняющие элементы по часовой стрелке, делают их зеркально: начинают скольжение на левой ноге, а отталкиваются с правой
Варианты акселя
Технически к акселю близок прыжок в пол-оборота, так называемый перекидной. Он не требует группировки и длительного отрыва ото льда, поэтому доступен даже любителям. На соревнованиях перекидной не засчитывается и не оценивается отдельно. Спортсмены используют его как прыжок во вращение или для связок. Считается, что его правильное выполнение закладывает техническую базу для успешного обучения другим прыжковым элементам.
https://youtube.com/watch?v=0VQQ_iOlRHY%3F
Еще одной разновидностью является полуаксель. Фигурист отталкивается и приземляется на ход вперед. На соревнованиях такой прыжок не выполняют, поскольку бригада арбитров зачтет его как обычный одинарный аксель. Используют его преимущественно на разминках.
В редких случаях спортсмен приземляется на ту же ногу, с которой отталкивался. Так называемый одноногий аксель дает возможность выполнять прыжок в каскаде с сальховым. Однако из-за особенностей действующей системы судейства в программу такой каскад не включают.
Усложнение прыжка для получения более высоких баллов происходит за счет уменьшения группировки во время вращения (поднятая вверх рука). Спортсмены также изменяют заход на аксель и выезд с него — например, делают его с «кораблика».
В парном катании существует выброс аксель, но популярностью он не пользуется. Из элементов «ультра-си» спортсмены отдают предпочтение выбросу в четыре оборота. Единственная топ-пара, включавшая в свои программы акселевский выброс — Алена Савченко и Робин Шолковы. Но сделать его чисто спортсменам не удалось ни разу.
https://youtube.com/watch?v=WvZloDamPrk%3F
Условные обозначения прыжков в фигурном катании
Перед условным обозначением прыжка всегда стоит цифра от 1 до 4. Это количество оборотов, которые исполнил спортсмен. Прыжки мы разместили по возрастающей стоимости элементов фигурного катания
A —
Аксель
. По английски — Axel. Назван так в честь Акселя Паульсена
, который впервые исполнил такой прыжок ещё в конце позапрошлого века. Четверной аксель ещё никто не прыгнул, но его стоимость ИСУ уже оценила, видимо, на будущее.
T —
Тулуп
. На английском звучит как Toeloop. Его придумал израильский спортсмен Дэвид Тойлуп. Шутим. Если с английского переводить, то получается: «петля с зубца» или нечто подобное. Второй по стоимости прыжок.
S —
Сальхов
. По английски пишется Salchov. Вот его точно придумал шведский фигурист Ульрих Сальхов
— соперник нашего первого олимпийского чемпиона Николая Панина-Коломенкина
.
Lo —
Ритбергер
. Англоговорящие называют его Loopjump — в переводе: «прыжок петлёй». Самый редкий четверной. Из всех, кому покорился этот четверной, наиболее красивый на наш взгляд — у Юдзуру Ханю
.
F —
Флипп
. По английски — Flip. Легенда гласит, что слово означает «щелчок», который слышали первые фигуристы при исполнении этого прыжка во время отталкивания. Сейчас, когда прыгают тройной и с легкостью двойного, брызги льда летят во все стороны и явно слышен глухой удар зубца об лёд. Как ни странно, несмотря на то, что прыжок считается зубцовым, именно на нём и на лутце очень часто ставят ошибку «неправильное ребро». На всякий случай уточним — флипп прыгается с внутреннего ребра (имеем ввиду левую ногу).
Предупреждения и возможные травмы
Любой прыжок в фигурном катании таит в себе риск. Как любят говорить спортсмены, «лед скользкий». Поэтому от падений никто не застрахован. Но можно снизить их вероятность и опасность серьезных травм:
- прежде, чем осваивать прыжки, желательно научиться «правильно» падать. Группировка поможет избежать серьезных травм;
- приступать к выполнению нового элемента нужно после того, как освоен предыдущий;
- коньки должны быть по размеру и хорошо фиксировать голеностоп.
Аксель можно назвать вершиной мастерства фигуриста. Это самый сложный прыжковый элемент, а его правильное выполнение говорит об отличном владении техникой. Перекидной прыжок, который является базой для акселя, может освоить любой. Но чтобы скрутить два или три оборота, потребуется время и терпение.
https://youtube.com/watch?v=mspPmgdzf0o%3F
Общие рекомендации
Учить прыжки в один оборот можно только после того, как ребенок способен правильно выполнять дуги и необходимые троечные повороты. Обучать двойным прыжкам можно в том случае, если фигурист без ошибок исполняет одинарные прыжки.
Вращения стоя на левой и правой ногах были и остаются подводящими движениями ко всем прыжкам, потому что от них прежде всего зависит развитие вестибулярного аппарата спортсмена. У кого вестибулярный аппарат устойчивый, те и тройные прыжки выполняют, а кто вращается плохо, тот и прыгает плохо. Конкретным подводящим движением является обратный винт, который является базовой позицией для прыжков, и прежде чем начать вообще что-либо прыгать, надо научиться обратному винту. Винт делается через тройку вперед внутрь — назад наружу, где вращение начинается с дуги назад наружу, создавая вращательный момент правым плечом, при котором правая рука стремится к левой
Очень важно на вращениях научить держать позицию в руках, потому что позиция — это баланс. Обычно дети вращаются кто как, но в основном с зажатыми плечами, в то время как они должны быть свободными
Тренеры обычно не акцентируют свое внимание на позицию рук, хотя именно они создают баланс и образуют ту ось, которая будет держать спортсмена
Для тех многих фигуристов, которые вообще не могут устоять на правой ноге во время вращения, советую еще одно упражнение: начать вращаться в обратном винте, затем подпрыгнуть и дальше продолжить вращение.
Спина является очень важным «органом» у фигуриста. У кого-то она бывает сильной от природы, но чаще всего ее приходится отдельно закачивать, но только не в детском возрасте, иначе ее можно загубить нагрузками. Когда дети только начинают заниматься фигурным катанием, то вообще ничего закачивать не надо, а лучше заниматься общеразвивающими упражнениями на все группы мышц, которые приведут к гармонии всех частей тела, к координации, росту мышечной массы. Однако сейчас, когда все втянулись в прыжковую гонку, можно видеть, как дети со слабой спиной и вялой осанкой, но исключительно на своей физиологии способны делать прыжки в три оборота. Правда, потом, в пубертатный период, эта способность начнет рушиться, прыжки начнут сыпаться, а тренеры наберут новых детей и запустят конвейер заново, вместо того, чтобы грамотно обучать.
Наиболее известные комбинации шагов
У всех этих комбинаций шагов есть огромное количество вариантов. Здесь указан наиболее распространённый, с движением против часовой стрелки, жирным шрифтом выделено «ядро» комбинации.
- Вальсовая тройка
- RBO (разворот) LFO (тройка) LBI (перейти на правую ногу) RBO.
- Начинающие фигуристы не способны, совершив тройку, удержать дугу выезда. Намного проще перейти на правую ногу и выехать в красивой позе. Вальсовая тройка — самый простой разворот на правильно заточенных фигурных коньках.
- Джексон
- LFO (моухок) RBO («накрыть» левой ногой) LBI (толчок левой ногой) RFI (толчок правой ногой) LFO.
- Противовращательные элементы — те, в которых туловище вращается против дуги движения — обычно сложны (лутц, скобка, крюк, чоктау). Джексон уникален тем, что это очень простая противовращательная комбинация. Поэтому он широко применяется в дорожках шагов детей и непрофессионалов, чтобы резко сменить направление вращения. Спортсмены нередко «разбивают» джексоном перебежку.
- Риттбергерная тройка
- RBO (разворот) LFO (тройка) LBI (неполная подсечка) RBO (тройка) RFI (моухок) LBI (перейти на правую ногу) RBO.
- Подводящее упражнение к прыжку «риттбергер». На задней тройке фигурист должен держать свободную (левую) ногу вперёд-накрест, а перед тем, как сделать моухок — совершить свободной ногой элегантное движение вокруг тела.
Петля (П)
Для того, чтобы понять сущность исполнения этой фигуры, надо помнить о пределе спирали и о том, что во время исполнения самой петли поверхность движения образует конус, в вершине которого находится голова.
Начинать петлю необходимо с очень слабым ходом, так как скорость для второй дуги () дается только движением свободной ноги и поэтому не может быть велика; обе же дуги должны быть одинаковой величины (рис. 31). Размер этой фигуры очень невелик — по продольной оси 6 — 8 шагов. Общее указание — . Путь свободной ноги указан на рис. 32.
При правильном исполнении, петля должна получиться не круглой, а продолговатой формы, но без острого угла. Продольная ось симметрии должна рассекать петлю на две равные части. Петля вперед наружу (П1). Относительно этой петли Vieregg дает следующий совет: . Замечание это весьма ярко характеризует сильно повернутое в сторону закривления положение корпуса.
Самая петля исполняется на самом задке конька. Смотреть — в направлении движения. Свободную ногу выносить в самый момент остановки хода (рис. 33).
Петля вперед внутрь (П2)-самая удобная из петель. Свободная нога после описания Половины петли выносится вперед и скрещивается с несущей для получения не слишком загнутого выезда. Самая петля исполняется на задке конька.
3
Петля назад внутрь (П4) — дается сравнительно легко. Трудность заключается только в описании второй дуги, которая после петли на передке конька, стремится к очень сильному закривлению. Свободная нога делает взмах спереди назад. Смотреть можно на сделанную петлю — она перед глазами. Все петли необходимо часто , иначе они забываются и приходится разучивать их вновь.
Петля- последняя из основных фигур. Дальше начинаются сложные фигуры, основанные на комбинациях основных фигур. Из сложных фигур три — скобка, крюк и выкрюк — приближаются к основным в том отношении, что часто входят в качестве элементов в комбинированные фигуры школьного и произвольного катания.
Что такое аксель
Впервые новый прыжок исполнил Аксель Паульсен, по имени которого и назвали элемент. Произошло это в 1882 г., и это был первый прыжок в фигурном катании. А вот появления акселя в два оборота пришлось ждать больше полувека. Есть разговорные названия этого элемента. Дупель в фигурном катании — это аксель в два оборота, тройной прыжок называется триксель.
Аксель легко отличить от других прыжков. Вращение начинается в момент, когда спортсмен находится лицом по ходу движения. Поэтому число оборотов здесь никогда не бывает целым. Это единственный двойной прыжок, разрешенный в короткой программе вне каскада. На соревнованиях спортсмены исполняют 2,5 и 3,5 оборота. Одинарный аксель в 1,5 оборота в программы не включается никогда и на соревнованиях может получиться лишь случайно.
https://youtube.com/watch?v=7xr6TCTKf8U%3F
Какие трюки самые сложные
Следующие элементы в фигурном катании отличаются повышенной сложностью
Скобки
Так называется поворот на одной ноге, при котором меняется ребро конька и направление движения.
Если мысленно продолжить дугу, по которой спортсмен выполняет поворот, в скобке будет «левым боком к центру круга — спиной к тому же центру — правым боком».
Скобка — это довольно сложный элемент, потому что требует значительного мастерства спортсмена и умения владеть своим телом.
Это технический шаг, который оценивается в дорожках шагов. Его используют как одиночники, так и танцоры.
Твизл
Это вращение на одной ноге, с одним (или даже больше) поворотом, фигурист во время движения должен несколько раз сместиться. При выполнении твизлов, не должно быть видно выраженной работы колена и/или бедра.
Твизл — название одного из 6 видов вращений на одной ноге. Больше оценивается в танцах на льду, хотя встречается в программах у пар и одиночников. У особо сильных спортсменов встречается такой элемент, как серия твиззлов. Он оценивается уровнем сложности от первого до четвертого. Самый сложный — четвертый.
Плюс к этому оценивается качество исполнения. Какие требования к этому элементу?
Они довольно сложные, меняются почти в каждом следующем сезоне, в разных видах программы.
Одно требование точно ясно — твизлы должны исполнять синхронно оба партнера.
И в программу, если, конечно, спортсмены хотят занять высокие места, должны включаться твиззлы в обе стороны.
Справка. Говоря об истории фигурного катания, следует начать с появления первых коньков. По данным археологов, прототипы появились еще в бронзовом веке (35/33 — 13/11 вв. до н. э.).
Чоктау
Это шаг, в котором «используются» обе ноги. При выполнении этого элемента меняется нога, направление движения и ребра.
В большинстве своем используется представителями такой дисциплины, как танцы, но иногда можно встретить и в программах одиночников.
Крюк
Это элемент фигурного катания — по сути, шаг. Используется в основном в танцах на льду. Для того чтобы выполнить это упражнение, нужно сделать поворот на одной ноге, при этом сменить направление движения без смены ребра, но со сменой дуги. Сначала фигурист двигается, например, на правой ноге в направлении вперед наружу, а затем совершает поворот и продолжает движение на правой ноге назад наружу. Элемент выполняется по направлению «входящей» дуги.
Фото 2. Схема движения спортсмена при выполнении элемента «крюк». Зеленым цветом отмечена линия передвижения конька по льду.
Выкрюк
Тоже шаг, который используется, в основном в танцах на льду.
Этот элемент — поворот, который фигурист выполняет на одной ноге со сменой направления движения без смены ребра, но со сменой «дуги». Сначала спортсмен движется, например, на правой ноге вперед наружу, а затем совершает поворот и продолжает движение на правой ноге назад наружу.
Тройной Аксель
Аксель считается одним из сложнейших прыжков в фигурном катании. А уж выполненный в три оборота — тем более. Это единственный прыжок, исполняющийся с движения вперёд, в силу чего в нём «не целое» число оборотов. Одиночный аксель — это полтора оборота, тройной — три с половиной. Никто из фигуристов ещё не выполнял четверного Акселя, а по сути — прыжка в 4 с половиной оборота, на официальных соревнованиях.
Фото 3. Последовательная техника выполнения прыжка «Аксель». Считается одним из наиболее сложных элементов в фигурном катании.
Основные элементы фигурного катания
В фигурном катании существует множество элементов, владеть которыми должен каждый спортсмен.
Шаги
Базовыми называются основные шаги, именно с помощью них спортсмены перемещаются по льду.
Различаются несколько видов: например, тренировочные шаги, разные торможения, подсечки, змейки, фонарики, и другие. Шаги используют для развития реберности, постановки корпуса, развития чувства конька.
Хоть базовые шаги не оцениваются судьями, они важны, так как используются для перемещения спортсмена по площадке, набора скорости. Технические же оцениваются судьями, и выглядят как отдельные элементы. Это особо заметно в дорожке шагов. Она оценивается как отдельный элемент и по правилам длится 30—50 секунд.
Спирали
Это длительное скольжение на одном ребре с высоко поднятой второй ногой. Этот элемент считается обязательным в женском фигурном катании. Когда фигурист выполнит этот элемент, на льду остается след, в котором плавно меняется кривизна.
Традиционно, спиралью именуют «ласточку», фигурист скользит на одной ноге, расположив туловище горизонтально, а вторую ногу поднимает, насколько позволяет растяжка. Этот элемент отличается несколькими вариациями. Например, спираль в арабеске, спираль в положении бильманн.
Вращения
По-другому они называются пируэты. Вращения на одной ноге — еще один основной элемент в фигурном катании. Таких упражнений в сезоне 2010—2011 было пять видов.
Фото 1. Выполнение вращения на одной ноге в фигурном катании: голова запрокинута назад, руки подняты вверх.
Прыжки
Это еще один обязательный элемент в рассматриваемом виде спорта. Прыжки должны уметь выполнять представители всех дисциплин, кроме спортивных танцев на льду.
По состоянию на 2018 год, спортсмены-мужчины стараются включать 1 или 2 четверных прыжка, женщины — максимум тройных. Чтобы, разумеется, конкурировать за высокие места на мировых соревнованиях. На юниорских выступлениях спортсменки прыгают даже четверные прыжки. Так что кто знает, что будет в будущем? Те спортсмены-одиночники, которые претендуют на первое место, прыгают и каскады из двух или даже трех прыжков последовательно, один за другим практически без перерыва.
Внимание! Тренер Алексей Мишин отмечает, что те, кто выполняет более сложные прыжки, значительно опережают своих соперников
Техника выполнения
Аксель считается уникальным по технике исполнения элементом, поскольку спортсмен движется вперед, и может сделать только нецелое число оборотов. На этапе подготовки к прыжку, фигурист сильно разбегается, скользя назад наружу. Далее воспроизводится следующая последовательность действий:
- Спортсмен отталкивается.
- Фиксирует тело в прямой позиции (таз не выпячивается, осанка ровная, голова не опускается).
- Замедляется, осуществляет нерезкий (но и не слишком расслабленный, иначе это снизит качество исполнения) переход к основной части.
- Сделав 3,5 оборота во время нахождения в воздухе, приземляется.
Пошаговая методика выполнения прыжка аксель в фигурном катании:
- Разминочное скольжение (необходимо для набора скорости и выполняется на правой ноге).
- Выпад.
- Разворот со смещением массы тела на левую нижнюю конечность.
- Приседающее движение (его нужно делать медленно).
- Скольжение (выполняется на левой ноге).
- Прыжок вверх.
- Замедление движения с помощью конькового лезвия, сопровождаемое подъемом свободной ноги вперед.
После этого спортсмену нужно будет обернуться в воздухе нужное число раз и, правильно сгруппировавшись, приземлиться на правую ногу.
Начальное вращение в акселе создано специальным стопорящим движением, выполненным коньком толчковой ноги (хотя профессионалы могут пробовать и некоторые другие варианты). Попытка увеличить кривизну толчковой дуги приведет к потере устойчивости. Аналогичного результата можно ожидать при вращении верхней части тела, вслед за которой поворачивается и низ.
Крюк (К)
Крюк является самой трудной из школьных фигур, кроме некоторых сложных восьмерок. В школьном катании крюк исполняется только в виде параграфа, при чем начинается с полукруга, затем следует поворот и целый круг в новом направлении (рис. 36).
Крюк есть тройка и перетяжка одновременно. Как тройка, так и перетяжка содержат перемену ребра, ребер же всего два; следовательно, при одновременном исполнении ребро конька не меняется. В этом-то и заключается главная трудность крюка. Если хоть на короткий момент явилась смена ребер, то это будет уже не крюк, и оценка такому исполнению — нуль. Хорошее исполнение крюка чрезвычайно красиво. Выезд в новом направлении производит почти сверхъестественное впечатление.
Крюк вперед наружу — назад наружу (К 1-3). В течение первой полудуги тело постепенно приводится в предварительное положение: корпус поворачивается по закривлению, свободная нога идет вперед и немного скрещивается с несущей. Руки следуют за корпусом. Колено несущей ноги сгибается довольно сильно. По достижении продольной оси производится разрешение: свободная нога выносится еще больше вперед, несущая нога выпрямляется в колене. Конек на задке с хрустящим звуком въезжает в острие крюка, сейчас же переходит на передок и поворачивается на 90° по закривлению, меняя фронт и оставаясь все время на наружном ребре. Одновременно с поворотом конька свободная нога откидывается назад (как в перетяжке), скрещивается с несущей сзади и идет внутри следа новой дуги. Одновременно же с поворотом корпус вращается в сторону закривления новой дуги. Это вращение корпуса, усиленное движением рук, помогает всему телу удержаться в новой поверхности движения. Несущая нога сейчас же после разрешения сгибается в колене (рис. 37). Как видно, предварительное положение крюка весьма неустойчиво; поэтому необходимо принимать предварительное положение только перед самым моментом поворота и сейчас же переводить его в разрешение. Когда тело твердо установится в новой поверхности движения, свободная нога идет снаружи следа, чтобы противодействовать слишком сильному завихрению кольца. Голова и взгляд все время обращены в направлении движения. Самый поворот крюка отнимает много хода (скорости). Для полного окончания фигуры ход дается плавным приседанием на несущей ноге, при чем конек с особым хрустом описывает более или менее правильный круг.
Для изучения крюка необходимо тщательно разобраться в движениях и, прежде всего, в самой фигуре. Острие крюка направлено внутрь первой дуги. Поворот конька происходит по закривлению, но ребро не меняется. Изучить все движения можно в комнате и, разобравшись в их значении, перенести дальнейшее изучение на лед. Описанные выше движения разрешения весьма сложны и происходят все одновременно. Однако, для исполнения крюка необходимо усвоить именно эти движения, т. к. при других движениях чисто исполнить однореберный крюк невозможно. Множитель трудности всех крюков-4.
История выполнения трудных движений спортсменами
Самыми красивыми и сложными элементами были следующие:
- Твиззлы — пистолетики в исполнении Александры Степановой и Ивана Букина.
- Тройной флип с руками над головой в исполнении Евгении Медведевой.
- Тройной Аксель в исполнении фигуристки Мао Осада.
- Каскад сальхов в 4 оборота — тулуп в 3 оборота в исполнении Юдзуру Ханю.
- Комбинированное вращение со сменой ног и сложным заходом в исполнении Сёма Уно.
- Подкрутка в три оборота — в исполнении Татьяны Волосожар и Максима Транькова.
И еще огромное количество примеров. Например, элемент в исполнении Липницкой: вращение в полной растяжке. Этот элемент выполняет лишь она. Ещё Алина Загитова с потрясающим каскадом, который тоже применяет лишь она.
И Евгений Плющенко со сложнейшим каскадом четверной тулуп-тройной тулуп-тройной ритбергер.
- Четверные у Трусовой.
- Каскад 4 лутц+3 тулуп у мужчин.
- Четверная подкрутка у пар, особенно в этом отличились китайцы.
И это лишь на момент апреля 2018. Фигурное катание стремительно развивается, и почти на каждом соревновании можно увидеть всё новые сюрпризы, новые сложные элементы.