Свой среди чужих, или как помочь ребенку адаптироваться в новой школе

Работа с психологом

Не стоит забывать о том, что в учебном заведении есть психологи, которые помогают ребенку с адаптацией в классе и к которым можно и нужно обращаться. Родителям стоит подойти к психологу, поговорить о том, что волнует, что беспокоит, попросить совета, как себя вести и как помочь школьнику.

Но бывает и так, что этой помощи оказывается недостаточно. Тогда нужно обратиться к психологу в индивидуальном порядке в частной практике. Он поможет увидеть, что происходит с ребенком при взаимодействии с другими людьми, а также понять, как ребенок выстраивает отношения.

Возможно, у вас получится найти индивидуальный алгоритм адаптации к новому коллективу и пройти этот этап мягче и легче.

Как помочь ребенку освоиться на новом месте?

Коррекция поведения ребенка всегда предполагает индивидуальный подход, с учетом всех особенностей его личности и ситуации – поэтому универсального средства для адаптации школьника в новом коллективе не существует. Но все же нам удалось составить список общих рекомендаций, которые будут уместны в самых разных ситуациях и в каждой семье, где есть дети любого возраста.

Итак, прежде всего, необходимо трезво оценить ситуацию. Постарайтесь, хотя бы на секунду забыть, что перед вами – самый-самый любимый и единственный, лучший во всем мире ребенок. Анализируйте беспристрастно и справедливо.

Как уже было сказано, родители знают своего ребенка лучше всех, в отличие от учителей, которые его раньше не видели и им только еще предстоит тесное знакомство

Чтобы облегчить первую встречу вашего ребенка со школой и сделать ее максимально комфортной и нетравматичной для школьника, постарайтесь заранее сходить в новую школу, и пообщаться с педагогами, классным руководителем и учителями (если необходимо уделить внимание какому-нибудь отдельному предмету). Старайтесь не привлекать внимание ребенка к этому визиту – у него не должно возникнуть ощущение, что его чрезмерно опекают, решают все его проблемы, или просто сомневаются в том, что он может справиться с ситуацией самостоятельно.

Объясните психологу или другим педагогам, какие особенности характера вашего ребенка вызывают у вас беспокойство и какие ситуации могут вызвать негативные эмоции или стать причиной конфликта с одноклассниками. Опытный педагог в ходе беседы сориентируется, нужна ли помощь и какая. Рассказывайте искренне, старайтесь давать объективную информацию о ребенке – от этого зависит успешность и быстрота адаптации в новом коллективе.

Разговаривайте с ребенком о предстоящем походе в новую школу, но не в назидательной форме, а по-дружески. Расскажите о своем опыте, приведите примеры из своего детства, или расскажите о том, как вам пришлось выстраивать взаимоотношения с коллегами на своей новой работе.

Внимательно слушайте рассказы ребенка, а он наверняка захочет поделиться своими впечатлениями, придя из школы. Проявляйте самый искренний интерес к его рассказам, советуйте, а не требуйте.

Ни в коем случае не показывайте своего беспокойства, ведите себя сдержанно и рассудительно, не создавайте вокруг этого события излишней суеты. Волнение родителей чаще всего и становится основной причиной неуверенности ребенка в своих способностях.

Всегда «на отлично» срабатывает вариант, когда примеряешь ситуацию на себя. Представьте себя на месте ребенка. Вспомните, как вы реагировали на нестандартные ситуации в его возрасте и постарайтесь настроиться на его волну, думайте как он. Это поможет вам спрогнозировать поведение ребенка и своевременно принять меры в случае возникновения конфликтов.

Если у ребенка ярко выражены лидерские качества, необходимо убедить его, что сначала нужно познакомиться с другими детьми, завоевать их доверие и уважение. И только потом можно демонстрировать свое стремление быть впереди всех. Внушайте, что лидер тот, кто умеет справиться со своими амбициями и прислушаться к другому мнению, а не тот, кто громче всех кричит и больнее дерется.

Если ребенок демонстрирует неуверенность в себе и заниженную самооценку, необходимо найти причину такого поведения – скорее всего она кроется в авторитарных методах воспитания. Доверяйте ребенку, не подавляйте его инициативу и помните, что – он личность и полноправный член семьи, к которому нужно относиться с уважением.

Если ни один из предложенных вариантов вам не подходит, тогда обратитесь за советом к школьному или семейному психологу, или просто прислушайтесь к мнению более опытных людей старшего поколения, которым вы доверяете.

Рядом, но не с вами

Второе, бывают ситуации, когда ребенок хорошо общается со всеми в классе, но близких отношений не заводит? Говорит, что его все устраивает, но материнское сердце не на месте.

Некоторые дети действительно вполне комфортно чувствуют себя без лучшего друга. Они вовсе не нуждаются в наперснике и хранителе тайн. Если ваш одиночка выглядит довольным, с радостью ходит в школу и охотно рассказывает об одноклассниках, вполне возможно, ему и правда «норм». Более того, психологи считают, что такой подход часто свойственен детям с высоким уровнем развития.Ошибка: игнорировать школу и учителей.

Как начать всё с чистого листа

Если хочется всё начать заново, надо разобраться, почему вы отказываетесь принимать свой предыдущий опыт. Допустим, вы станете другим человеком, а что будет с тем, кем вы были раньше, куда его девать? Трудности в принятии себя и стремление вытеснить воспоминания полезно обсудить со взрослым, которому вы доверяете.

Жить без ошибок не получится: мы общаемся, попадаем в смешные и неловкие ситуации, по-другому не бывает

Важно принимать себя разным: успешным, опаздывающим, предусмотрительным, забывчивым, косноязычным, остроумным, неуклюжим, умелым. Что бы ни случилось, вы сможете это пережить, так что не бойтесь

Помните, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

Не ждите, что придёте в новый коллектив и начнёте вести себя иначе, чем прежде. Поведение, общение — это навык, который нужно сформировать, а уже затем переносить в новую ситуацию. 

Есть ли повод для беспокойства?

При переходе в новую школу со сложностями адаптации сталкиваются практически все дети. Но насколько остро протекает этот период, зависит от возраста школьника, особенностей его личности, воспитания и взаимоотношений в семье.

Самая большая сложность адаптационного периода заключается в том, что подавляющее большинство родителей абсолютно не сведущи в вопросах психологии, а потому не могут квалифицированно проанализировать ситуацию и дать своему ребенку правильный совет. Однако достаточно часто ситуацию спасает родительская любовь, интуиция и опыт общения с ребенком. Поэтому обязательно прислушивайтесь к своему внутреннему голосу и внимательно наблюдайте за школьником.

Бывает так, что смена образовательной организации вызывает только массу положительных эмоций, и никакой коррекции поведения не требует. Такие случаи характерны для общительных и открытых детей — они воспитываются, как правило, в благоприятной и доброжелательной домашней атмосфере, имеют устойчивую психику и позитивно настроены на знакомство с новыми людьми. Чаще всего помощь в выстраивании отношений в новом классе им не требуется. Хотя, поинтересоваться, как прошел первый день, обязательно нужно. Но мудрые родители догадаются это сделать и без подсказки.

Оправданное беспокойство возникает у родителей, чьи дети не умеют находить общий язык с незнакомыми людьми. Субъективные причины здесь могут быть разные:

  • болезненное состояние ребенка,
  • недавно перенесенные стрессы (например, ребенок не хотел покидать прежнее место учебы),
  • у ребенка ярко выражены лидерские качества, и он не привык прислушиваться к мнению других и т.д.

Объективно же, все перечисленные причины, кроме болезни (или инвалидности), требовали внимания, как говорят, еще вчера, так как являются следствием ранее допущенных ошибок в воспитании.

ОБЪЯВЛЕНИЯ

1 сентября в 10.00 ч. состоится торжественная линейка, посвящённая Дню Знаний

С 17 июля начинает работу 3 смена пришкольного лагеря

26 июня состоится торжественная выдача аттестатов выпускникам 11 класса и выпускной вечер

19 июня в 11.00 ч. состоится торжественная выдача аттестатов выпускникам 9-х классов

С 1 июля стартует благотворительная акция «Помоги собраться в школу»

1 июня начинает свою работу пришкольный лагерь I смена

30 мая в 10.00 ч. состоится торжественная линейка, посвященная окончанию учебного года, в 12.00 ч. — выпускной в 4-х классах

23 мая в 11.00 ч. состоится торжественная линейка, посвященная Последнему звонку

14 мая в 19.00 ч. состоится торжественная церемония награждения победителей и призёров районных и краевых конкурсов и олимпиад

8 мая в 12.30 ч. состоится митинг, посвящённый Дню Победы

С 20 по 25 апреля — неделя английского языка. 24.04. в 14.20 ч. состоится концерт, посвященный Неделе

7 апреля пройдет научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

13 марта состоится родительское собрание для 1-х и 2-х классов по организации летнего отдыха детей

27 февраля — родительское собрание в 10-Б классе

Началась запись детей в 1 класс на 2015-2016 уч.г.

По итогам районных олимпиад в нашей школе 11 победителей и 19 призёров. Наша школа — первая среди школ района!

1, 3 и 5 декабря в КДЦ с.Некрасовка в 10.00 ч. состоится первенство по мини-футболу

31 октября в 17.00 ч. состоится благотворительный концерт школьного танцевального коллектива

17 октября в 19.00 ч. родительское собрание во 2-А классе

10 октября в 19.00 ч. состоится общешкольное родительское собрание «Семья и школа. Культурно-исторические ценности семьи как вектор воспитания»

29 августа в 10.00 ч. — педсовет, в 12.00 ч. — совещание при директоре

С 25 июня начинает работать 2 смена пришкольного лагеря

Cо 2 июня открывается 1 смена пришкольного лагеря «Лесная сказка»

30 мая в 10.00 ч. состоится линейка в честь окончания учебного года, в 11.00 — последний звонок для 4-х классов

27 мая в 19.00 ч. — родительское собрание в 6-А классе

16 мая на базе МКОУ СОШ с. Тополево пройдёт Спартакиада по легкоатлетическому четырехборью среди команд учащихся образовательных учреждений района

7 мая на базе МКОУ СОШ № 1 с. Князе-Волконское пройдёт Спартакиада по легкоатлетической эстафете, посвященную празднованию 69-й годовщины Победы в ВОВ

26 апреля — субботник! Явка учащихся и учителей обязательна!

C 7 по 12 апреля — Неделя английского языка

21 марта в 12.00 ч. состоится научная конференция среди учащихся начальной школы

14 марта в нашей школе — День открытых дверей!

С 10 марта начинается приём детей в ОУ на 2014-2015 уч.год

28 февраля в 19.00 ч. состоится родительское собрание будущих первоклассников

24 февраля в 19.00 ч. — общешкольное родительское собрание

21 февраля в 19.00 ч. состоится родительское собрание в 8-А и 8-Б классах

7 февраля в 19.00 ч. — родительские собрания с 1 по 11 класс

7 февраля в 18.00 ч. — родительское собрание в 6-А классе

30 января в 19.00 ч. в 6-А классе состоится родительское собрание. Тема: «Компьютер в жизни школьника»

24 января в 19.00 ч. пройдёт родительское собрание в 4-Б классе

24 января в 19.00 ч. в 3-х классах состоится родительское собрание по выбору модулей комплексного учебного курса ОРКСЭ. Явка обязательна! Собрание будет проходить в кабинете № 7 (2 этаж)

25 января в школе состоится ярмарка! Просьба принять активное участие!

13 декабря в нашей школе День открытых дверей!

23 ноября в 12.00 ч. 4-Б класс приглашает мам на праздник, посвящённый Дню Матери

22 ноября в 6-А классе состоится родительское собрание. Тема: «Первые проблемы подросткового возраста»

22 ноября состоится родительское собрание в 8-А классе

16 ноября — ЯРМАРКА! Все классы приглашаются в школьную столовую после 4 урока. Все вырученные средства пойдут на «Галерею искусств»

25 октября состоятся выборы президента школьной республики «Дельта»

22 октября в 19.00 ч. состоится родительское собрание в 8 Б классе. Кабинет № 32

17 октября в 1 Б классе в 19.00 ч. пройдёт родительское собрание

27 сентября в 19.00 ч. в актовом зале — общешкольное родительское собрание

18 сентября в 19.00 ч. в 8 А классе состоится родительское собрание

Первый раз в школу

Обычно основную часть ученического коллектива в первом классе составляют те же дети, с которыми ребенок ходил в детский сад. Поэтому, уже зная других ребят, первоклашке легче войти в школьный ритм. Но, безусловно, ребенок может оказаться и «новеньким» в коллективе. То, как он поведет себя в незнакомой среде, зависит от его индивидуальных особенностей, степени готовности к школе и уровня развития социальных навыков.

Также на то, как пройдет адаптация ребенка, влияет работа классного руководителя и школьного психолога. Но и родители могут помочь в столь нелегком для малыша деле. Например, мамы и папы могут рассказать ребенку о том, что они сами с некоторыми своими друзьями познакомились в первом классе и дружат столько лет. Можно поговорить с малышом о дружбе, подсказать, как познакомиться с ребятами и начать приятельские отношения.

Также стоит рассказать классному учителю об особенностях характера вашего ребенка и на что обратить внимание при общении с ним

Родителям важно говорить с ребенком о том, как прошел его день в школе, и не стараться сразу же «нагрузить» первоклашку дополнительными занятиями и кружками

Родителям важно говорить с ребенком о том, как прошел его день в школе, и не стараться сразу же «нагрузить» первоклашку дополнительными занятиями и кружками

С какими трудностями сталкиваются первоклассники

Особенностями адаптации первоклассников нередко к школе являются повышенная капризность, раздражительность, склонность к быстрой утомляемости. Неудивительно — с началом обучения возлагается немало ответственности, к которой малыш не привык. Новая роль подразумевает новые обязанности, например: 

  • рано вставать,
  • собирать ранец,
  • носить школьную форму,
  • находить общий язык с учительницей,
  • выполнять все требования,
  • ровно сидеть за партой на протяжении нескольких уроков по 45 минут.

По сравнению с предыдущей беззаботной жизнью, согласитесь, звучит как каторга. Другими трудностями адаптации первоклассников может быть вливание в коллектив и сложности в принятии учительницы как новой властной фигуры в жизни ребёнка.

Чтобы привыкнуть к изменившимся обстоятельствам, требуется время и помощь родственников и близких, которые помогут первокласснику справиться с адаптацией к школе. 

Как заставить её устроиться на работу?

Пришло время поговорить о том, как заставить взрослую дочь работать, если она ничего не хочет и у нее нет целей в жизни.

  1. Необходим дух здоровой конкуренции. Говорите об успехах ее подруг, бывших одноклассниц и однокурсниц. Сначала она, конечно, будет воспринимать это в штыки, но рано или поздно в голове зародится мысль: если они смогли, то почему я до сих пор бездействую?
  2. Ограничьте бюджет и объясните, что в семье есть небольшие финансовые проблемы. Поговорите об этом. С каждым годом потребности взрослой дочери растут, а вы не можете обеспечивать ее до конца дней.
  3. Помогите дочери составить план действий с более конкретными действиями и примерами. Есть люди, которые прекрасно выполняют инструкции, но вот планирование — не их конек. Возможно, ваша дочь такая же. Объясните базовые принципы самостоятельной жизни и подскажите, что можно изменить прямо сейчас, чтобы стать взрослой по-настоящему.
  4. Объясните дочке, что вы не исчезаете из ее жизни навсегда. Да, она начнет жить отдельно и будет обеспечивать себя. Но вы всегда рады видеть ее в родительском доме и всегда готовы поддержать, если что-то пойдет не так.
  5. Не бойтесь обращаться за помощью к знакомым.
  6. Убедитесь, что у дочери есть стартовые данные. Какой смысл искать хорошую работу без образования и элементарных навыков? Может, стоит посвятить время обучению? Тогда помогите ребенку определиться с областью, в которой можно себя найти.

Привыкнуть к новому месту

Детям, особенно если у них тревожный характер, свойственно сильно привязываться к обстановке. Привычные игрушки, книжки, знакомое расположение предметов в квартире или доме становятся для них символом стабильности и безопасности мира. Лишенный этого ощущения безопасности, столкнувшийся дополнительно с переменой учебного заведения, малыш может испытывать чрезвычайно сильный стресс.

Для маленького ребенка даже обзаведение собственной комнатой может стать источником тревоги. Ведь раньше он спал вместе с мамой и папой, и отселение от родителей его напугает. Если при этом он перешёл в новый садик к более строгой воспитательнице, то у него может наблюдаться заметный эмоциональный регресс.

Школьники, наоборот, часто страдают от того, что новое место жительство ограничивает их свободу. При переезде в более крупный город родители начинают волноваться и не разрешают детям самостоятельно гулять, отправляться в школу или на кружки, хотя на прежнем месте они везде ходили сами. Такие ограничения могут привести к протестным реакциям.

Большие города вызывают тревогу не только у родителей, но и у самих детей. Иногда подростки замыкаются в себе и стараются не выходить без особой нужды на улицу. Ведь здесь нет старых друзей, нет возможности гулять допоздна.

Что делать? Чтобы снизить стресс от переезда, родители должны внимательно отнестись к чувствам ребенка. Следует заранее сообщить о переезде, позволить подготовиться к нему — привыкнуть к мысли о новом доме, собрать вещи, которые хочется взять с собой. Этот момент очень важен: малыш, который не берет с собой любимые игрушки, одежду, любимую чашку, страдает гораздо сильнее. Родителям следует постараться сделать новое обиталище похожим на прежнее.

Чтобы школьники не страдали от ограничений, которые возникают при переезде, важно убедиться, что им комфортно в новом учебном заведении

Проблемы в которых эфективна детская психотерапия

  • Детские и подростковые:
    • Непослушание, проблемы взаимопонимания;
    • Проблемы общения:
      • замкнутость,
      • конфликтность,
      • неуверенность;
    • Нарушения сна;
    • Агрессивность, раздражительность;
    • Тревожность, плаксивость, страхи;
    • Комплексная диагностика развития.
  • Школьные:
    • Неуспеваемость, нежелание учиться;
    • Нарушение письма, чтения, звукопроизношения;
    • Неусидчивость, гиперактивность;
    • Проблемное поведение: драчливость, истерики, частая ложь;
    • Выявлена или подозревается задержка развития;
    • Профориентация для подростков.
  • Помощь и консультации родителям:
    • Справиться с капризами, нежеланием, грубостью;
    • Понять своего ребёнка, установить доверительные отношения;
    • Адаптироваться к новому месту, обстоятельствам;
    • Выбрать учебную программу;
    • Преодолеть семейные проблемы.
  • Диагностированные детские:
    • СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности;
    • РДА — ранний детский аутизм;
    • Задержки речи: ОНР, ЗРР, ЗПРР, моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная алалия;
    • ЗПР — задержка психического развития;
    • УО — умственная отсталость;
    • ДЦП — детский церебральный паралич.

Показать все

Роль других взрослых в адаптации ребенка тоже важна

В случае если родитель видит на протяжении долгого времени, что ребенок с трудом адаптируется, переживает, не хочет ходить в школу, необходимо (и уже без согласия ребенка) войти в контакт с классным учителем, со школьным психологом. Кстати, одна из профессиональных задач последнего состоит как раз таки в помощи новым ученикам в адаптации.

Учитель, который видит старания родителя помочь своему ребенку в адаптации, тоже склонен больше помогать этому ребенку

Помимо того, что педагог должен оценить уровень знаний ребенка, понять, какова его образовательная «ниша», всегда важно помнить, что манера общения учителя с новым ребенком, его изначальное отношение к нему быстро «считываются» остальными детьми. Если мы говорим про начальную школу, то отношение учителя к новому ученику будет критичным для формирования общего отношения к этому ребенку со стороны одноклассников

Ведь учитель в начальной школе – это тот, кто знает все! Кто не ошибается! От которого зависит моя школьная жизнь! Т.е. маленькие дети склонны наделять своего учителя качествами всемогущества (поэтому – то мы так внимательно ищем первого учителя для своего ребенка).  Если это уже не начальная школа, то мнение учителя теряет свою непререкаемость и, тем не менее, остается очень важным для формирования отношений с новым ребенком, для его психологического самочувствия в классе. Когда есть взрослый, который тебя хоть немного понимает и поддерживает, уже проще вливаться в новый поток.

Решение есть!

Третье. Бывают случаи, когда классный руководитель может сквозь пальцы смотреть на травлю новичка или, наоборот, рьяно стараться помочь и таким образом вредить еще сильнее. В любом случае, ваше участие будет полезным.Что делать? Сходите в школу, поговорите с учителем, расскажите о характере и особенностях ребенка, покажите, что вам не все равно и вы готовы вести диалог. Если с первых дней в новой школе все пошло не так — новичка встретили враждебно, он одинок и не может найти с одноклассниками общий язык, — поделитесь этим с педагогом. Он будет вам благодарен и, главное, сможет помочь. Если он в курсе ситуации, но ничего не делает, то после общения с вами вынужден будет как-то действовать.

Shutterstock

В некоторых школах, где новичками оказываются все (например, лицеях, куда берут только с 7 или 9 класса) существуют специальные ритуалы для знакомства и сплочения. Узнайте о них и обсудите дома. Даже если тинейджер поморщится и заявит, что это все для мелких, на практике такая игра может ему понравиться. Старайтесь, чтобы ребенок участвовал в школьных мероприятиях (нет, не скатится на двойки), ездил с классом в путешествия (нет, его не забудут в Карпатах) и ходил в походы (нет, не заболеет). Разрешайте приводить друзей домой (да, разнесут квартиру, но принесут чипсов) и познакомьтесь с другими родителями. Прислушайтесь к их разговорам — это поможет вам составить представление о том, что на самом деле происходит в классе.

 ЧИТАЙ ТАКЖЕ:Бесценный опыт: чему отец может научить сына?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Вековой опыт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: