Как помочь новому ученику адаптироваться в классе?

Новый класс

Расформирование по профилям – еще одна причина, по которой ребенку предстоит «влиться» в новый коллектив. Обычно это не составляет труда, так как ребята из параллельных классов уже знакомы. А вот переход в новую школу может стать стрессом для ребенка. Причем не имеет значения, младший, средний или старший школьник меняет коллектив.

И задача родителей – помочь ребенку легче адаптироваться в новой школе и новом классе. Можно заранее познакомиться с классным руководителем, представить его ребенку, рассказать о нем.

Благодаря этим действиям учителю будет проще рассказать о новичке во время знакомства с классом или задать ему наводящие вопросы, если он оказался в растерянности.

Чаще разговаривайте с ребенком, советуйте ему, как можно поступить в той или иной ситуации, но не навязывайте свое мнение. В период адаптации школьника к новым условиям постарайтесь установить дома более спокойную обстановку, будьте терпимее, если ребенок не в настроении, окажите ему свою поддержку.

И, безусловно, избегайте сравнения своего ребенка с его одноклассниками. Это может нанести вред ребенку в его самооценке и самоощущении, а также настроить на неверный лад в общении со сверстниками.

Почему к новеньким придираются

Враждебность по отношению к новичку — естественная реакция группы. Часто ребята сами не понимают, что заставляет их подкалывать нового человека. Причины могут быть разными. Например, с помощью колкостей и нападок «старички» защищают свой статус и показывают превосходство. Также коллектив или отдельные ученики с помощью придирок и насмешек проверяют, чего ждать от новенького. Ещё одной неосознаваемой причиной бывает ревность и злость, если одновременно с приходом ученика из класса ушёл кто-то другой. По выбывшему школьнику ребята могут скучать и рассматривать новенького — совершенно безосновательно — как причину ухода своего друга.

Отношения в группе и реакция на новичка зависят от сложившегося уклада в школе и классе. В атмосфере небольшой домашней или авторской школы наладить контакт и привыкнуть к новому окружению легче. В крупной школе многое зависит от учителя, его умения разрешать конфликты и выстраивать коммуникацию.

🧑‍🤝‍🧑 Как адаптироваться в новой школе

Прежде всего, стоит сходить в школу вместе с родителями, посмотреть маршрут, познакомиться с учителями.

В начальной школе многое будет зависеть от того, как учитель введёт ребёнка в новый класс. В средней школе решающим фактором будет личность ребёнка — насколько интровертивный или экстравертивный у него характер.

Интроверт будет наблюдать за происходящим, пропускать это через себя и постепенно выстраивать контакты

Такой ребёнок будет больше нацелен на учебный процесс, и важно, чтобы учителя его поддержали. Родителям лучше быть рядом, разбирать школьные ситуации, задавать как можно больше открытых вопросов

Не «Как у тебя дела в школе?», а «Кто из ребят тебе больше понравился?» или «Чем вы сегодня занимались?».

Экстраверт сначала будет выстраивать социальные контакты, и родители могут это поддержать. Можно познакомиться с родителями одноклассников, найти точки соприкосновения, организовать выезд всего класса или неофициальную экскурсию.

Если ситуация в прошлой школе была острая, поначалу в новой школе ребёнок может вести себя агрессивно, огрызаться. Ему очень страшно, он насторожен и боится повторений. Агрессией он, с одной стороны, защищает себя, но с другой — не подпускает. Из-за таких защитных реакций детям, пережившим травлю в прошлой школе, может быть сложнее влиться в новый коллектив.

Эмоционально поддержать может какая-то вещь, которая будет ассоциироваться с домом и защитой. В младшей школе можно взять с собой игрушку, в средней — слайм, мячик или другую антистресс-игрушку. Все эти вещи можно помять и через физиологию снять напряжение.

Стоит ориентироваться на то, что важно для ребёнка в плане устройства быта в школе. Если это булочка на обед, неважно, какая еда будет в столовой, — надо положить любимую булочку с собой

Что делать ребенку, если группки детей не обращают на него внимания?

Может случиться и такое, что некоторые группки детей не будут обращать на вашего ребенка внимания. Подобные ситуации случаются. И довольно часто.

В этом случае у ребенка есть два варианта того, как можно поступить. Он может:

  1. Самостоятельно подойти к какой-либо группке. Пообщаться с другими детьми. Попытаться с ними сблизиться.
  2. Подождать несколько недель. Скорее всего, ребенка в данный момент коллектив воспринимает враждебно. Исправить ситуацию может только время.

После того, как пройдет некоторое количество времени, все ученики класса начнут обращать на ребенка внимание

Если в классе возникают конфликты между группками детей, запретите ребенку в них участвовать

В школе, а особенно в младших классах, дети очень часто конфликтуют. Одни группы учеников ссорятся с другими. Распускают друг о друге сплетни. Провоцируют драки, ссоры. И другие виды конфликтов.

Скажите ребенку, чтобы ни в коем случае не лез в междоусобицы класса. Потому, что они закончатся для него плачевно. Вскоре две враждующие группы помирятся. А козлом отпущения станет ваш ребенок. Потому, что он новенький. И начал конфликтовать, при том, что еще не понял, как все устроено. 

Как следствие, ребенок не сможет влиться в коллектив. Поскольку последний его отторгнет.

Ребенку не нужно вестись на провокации и делать то, что ему говорят новые одноклассники

В старшей школе одноклассники очень часто устраивают новичкам проверки «на крутость». Берут их с собой за территорию на перемене. Достают сигареты и предлагают покурить.

Проверяют, согласится подросток на это или нет. Если тот отказывается, то начинают всячески уговаривать его. Говорят: «Тебе что, слабо?». И так далее.

Подростку нужно отвергнуть предложение. Сказать твердым, уверенным голосом: «Нет, я не курю». Если одноклассники не угомонятся и будут продолжать подталкивать его к курению фразами: «Тебе что, слабо?», он должен ответить безразлично. Фразой: «На меня подобные манипуляции не действуют».

Так ребенок покажет, что он — личность. Что с его мнением нужно считаться. И новые одноклассники начнут его уважать.

Скажите ребенку, чтобы не давал себя обижать

Ребенок в обязательном порядке должен реагировать на оскорбительное поведение в свой адрес. Если его обозвали или ударили, то реакция должна последовать немедленно. Причем, зеркальная.

Если ребенок несколько раз спустит сказанную в его адрес колкость на тормоза, то одноклассники будут продолжать оскорблять его. Вплоть до того, что начнут травить. Ничем хорошим это не закончится. На оскорбления нужно отвечать быстро, и с большей силой, чем соперник.

Скажите ребенку, чтобы гулял с одноклассниками

Периодически ребенок должен гулять с одноклассниками. Ходить с ними в кино, в торговые центры, в парки аттракционов. И вместе проводить время.

Тимбилдинг — очень важное занятие. Оно позволяет сплотить коллектив

И сделать так, чтобы ребенку было легче интегрироваться в него. А еще, благодаря подобным походам и прогулкам чадо сможет обрести новых друзей.

Как родителям помочь подростку адаптироваться

Несмотря на внешнее безразличие, ребенок в любом возрасте нуждается в поддержке родителей. В подростковые годы дочери или сыну особенно сложно это озвучить, а тем более просить о помощи. Особенно есть до этого периода, взрослые не сумели выстроить доверительные отношения или привыкли кричать на воспитанника.

Что же нужно предпринять, чтобы помочь подрастающей личности адаптироваться в новом коллективе и завести друзей?

Разговор по душам

Независимо от кого, что вам поведали, не стоит кричать, а тем более наказывать воспитанника. Похвалите его за откровенность и подчеркните, что вы всегда готовы выслушать.

Любую сложность, будь то неуспеваемость или агрессивное поведение, решайте спокойным разговором. Расспросите, что нравится вашему наследнику, что не нравится, почему он стал вести себя иначе, что его гложет. Один только разговор по душам помогает частично решить затруднения. Давая родительский совет, не навязывайте свое мнение. Дайте подростку самому решить, что ему нужно и как правильно поступить. Так вы воспитаете его самостоятельным и уверенным в себе человеком, которые всегда знает, чего хочет.

Больше похвалы и меньше критики

Ему и так достаточно сложно принять новые условия и выстроить отношения. Чем больше критики и осуждения в его адрес будет идти с вашей стороны, тем болезненнее пройдет адаптация в новом коллективе.

Подмечайте его достижения, делайте упор на них, закрывая глаза на мелкие промахи. Чаще напоминайте, что все ошибаются и это нормально.

Нет сравнениям

Подросток и так болезненно реагируют на смену обстановки и коллектива. Ему сложно выстраивать отношения с новыми людьми. Если вы будете талдычить: «А вот Боренька быстро привык к новому классу!» — сделаете только хуже.

Не игнорируйте жалобы на плохое самочувствие

Дети не редко хитрят. Чтобы прогулять занятия или игнорировать домашние обязанности они могут симулировать. В этой ситуации проявите хладнокровность

Обратите особое внимание на реальные симптомы заболевания – красное горло, повышенную температуру, сыпь и тому подобное. От волнения могут возникнуть психосоматические заболевания, с реальны проявления. Их игнорировать не стоит

Их игнорировать не стоит.

В первые недели адаптации к новым условиям организм может отреагировать по-разному, особенно если вы переехали в другую климатическую зону. Дайте дитю передышку и пару деньков на восстановление сил. Оставляя подростка дома, запретите ему пользоваться гаджетами и смотреть телевизор.

Находитесь на его стороне

Даже если вас вызвали в учебное заведение и твердят, что ребенок неуправляем – не стоит на глазах педагога или соучеников отчитывать и ругать подростка. Он перестанет считать вас своей опорой. Обсудить эту тему спокойно, без криков и скандалов. Выслушайте его точку зрения.

Если трудность заключается не в умении адаптироваться в новом коллективе, а в плохой успеваемости, постарайтесь помочь. Предложите сходить к репетитору или позанимайтесь самостоятельно. Мотивируйте ученика на прилежную работу. Как это сделать мы уже рассказывали.

Не давите на подростка, не предъявляйте завышенных требований

Привыкнуть к новым условиям и влиться в коллектив трудно даже взрослому, не то, что подростку. Поймите – ваше чадо только вступает во взрослый мир. Он только учится принимать правильные решения и не всегда осознает, что хорошо и что плохо.

Давление с вашей стороны, или, что намного хуже, шантаж, может привести к затруднениям в адаптации к новому коллективу.

Уделяйте много времени

Как давно вы смотрели вместе фильм или ходили в кафе? Постарайтесь исправить подобные упущения! К тому же, это вдвойне полезно – если город новый, вы сможете пройтись, узнать маршруты или посмотреть достопримечательности.

Как ребенок адаптируется в коллективе? Почему так важна социализация?

Каждый первоклашка в незнакомой обстановке испытывает стресс, особенно учитывая, что в школе родителей с ними рядом нет, никто не подскажет, как правильно поступить, никто не защитит и не поможет в трудную минуту. Чтобы хоть отдаленно понять, насколько эмоционально тяжело дается ребенку адаптация, родителям полезно вспомнить свой первый день на работе – собеседование с начальником, знакомство с коллективом, попытки произвести хорошее впечатление, наладить взаимоотношения с коллегами… Даже взрослому человеку с большим опытом непросто адаптироваться в новой социальной среде, что уж говорить о детях.

Адаптация – это процесс приспособления к изменившимся внешним условиям. Пока длится этот процесс, школьник испытывает беспокойство и дискомфорт. Независимо от типа учебного учреждения, куда вы приводите маленького ученика, на привыкание к новой обстановке у него уйдет до полугода. Полгода стресса – это не шутки, поэтому наша задача (задача мам, пап и педагогов) – помочь малышу как можно быстрее и легче преодолеть этот непростой этап.

Еще одна причина помогать ученику освоиться в социуме – влияние социального статуса на разные аспекты жизни, успехи в учебе, формирование мировоззрения, самооценки, характера и др.

Адаптация ребенка в новом коллективе

Адаптация ребенка в новом коллективе – один из основных процессов взаимодействия с социумом, который оказывает огромное влияние на становление личности в обществе. И именно с проблемами адаптации могут быть связаны: смена образовательных учреждений, низкая степень обучаемости и даже нарушение физического и психического здоровья ребенка.

Адаптация – это процесс привыкания, приспособления организма к новой среде, которая затрагивает все сферы поведенческих уровней. Поэтому когда ребенок попадает в новый коллектив и незнакомую ему обстановку, почти всегда на первых порах его сопровождают психологические трудности.

Когда бить тревогу?

Более трех месяцев описанные выше признаки не проходят, а усугубляются. Тогда мы говорим о так называемой школьной дезадаптации, когда необходима помощь специалиста – психолога. Это не обязательно случай, когда ребенка надо срочно забирать из новой школы. Вмешательство в болезненную адаптацию полезно даже на таких сроках, когда кажется, что все потеряно. Как это произошло с нашей героиней К., которая все – таки осталась в новой школе, благодаря активной помощи родителей и знакомых, а также помощью психолога. С девочкой проводилась немедикаментозная психотерапия, где она смогла выразить свои переживания и выработать новые стратегии совладания с ситуацией. К процессу была подключена учительница, с ней активно общалась мама девочки. Нашли ресурсы в виде друзей из старой школы, которые стали навещать К. в ее новой школе и дали ей тоже точку опоры. В итоге, девочка сама выбрала остаться в новой школе, поддерживая активные отношения с друзьями из старой.

Всегда ли это стресс и для всех ли он одинаков?

Как мы увидели из истории с К., не все дети переживают поступление в новую школу, как дистресс (негативный стресс). Для кого-то это просто интересное либо нейтральное изменение в жизни. Детская психика, по сравнению со взрослой, более гибкая и мобильная. В основном, дети быстрее и легче привыкают к новым коллективам и другим переменам в жизни, чем взрослые. 

От чего зависит неодинаковое привыкание? Конечно:

  • от характера ребенка,
  •  от состояния его здоровья,
  •  от общей семейной атмосферы, в которой он живет.

Легче дастся адаптация дружелюбному, любящему новые знакомства, здоровому ребенку, живущему в полной и мирной семье.

Труднее произойдет адаптация у замкнутого, застенчивого, трудно привыкающего к новому ослабленного ребенка, у которого дома проблемы между мамой и папой.

В целом, в большей поддержке нуждаются дети — интроверты, которые закрыты и редко выражают чувства. Это дети, которые не ищут поддержки у людей, и поэтому им труднее дается нахождение в социуме.

Легче адаптироваться в новом месте ребенку, у которого здесь есть хотя бы один знакомый человек. К примеру, перешли в новую школу вместе с другом или тут уже учится знакомый ребенок, который может быть  эмоциональной опорой на первое время.

В случае с 14-летней К., однако, казалось, все нужные факторы совпали: девочка активная и общительная, здоровье нормальное, семья благополучная. Почему же возникла дезадаптация? 

Качество прохождения адаптации в новой школе зависит не только от новенького, но как уже говорилось, от тех, кто встречает его. В описываемом случае классный учитель и учителя – предметники даже минимально не поддержали девочку, не дали ей освоиться на новом месте, сразу выдвинули серьезные требования. Детский коллектив также отнесся недружелюбно, как истолковала для себя девочка (на самом деле, подростки хотят общения, но часто стесняются и внешне могут выглядеть замкнутыми). 

С точки зрения, кому проще адаптироваться в новой школе – малышу или подростку, однозначно ответить сложно. С одной стороны, у ребенка в начальной школе нет тех сложностей, что есть у подростка: зависимость от мнения сверстников, неуверенность в своей привлекательности (которые, несомненно, усложняют адаптацию). С другой стороны, подросток менее зависим от мнения и отношения классного учителя (с которым могут не сложиться отношения, а переключиться не на кого) и, в целом, более самостоятелен (малыш может напрягаться по поводу того, что заблудится по дороге в школу или потеряется внутри ее). 

Как мы понимаем, школу меняют при наличии серьезных причин: переезд либо недовольство посещаемой школой. Вторая причина включает в себя слабый образовательный уровень, сомнительный контингент детей, текучку педагогических кадров, вторую смену, неудобную для детей. 

Конечно, переходить в новую школу лучше в начале учебного года, это все-таки ставит всех детей в относительно равные условия. Переход в середине учебного года более сложен по адаптации, как в образовательном, так и в социальном планах, и должен происходить при чрезвычайных условиях.

Если родители окончательно решили переводить ребенка в новую школу, это должно означать, что они достаточно продумали целесообразность этого решения. Чтобы не променять шило на мыло, до перевода родители должны навести справки про школу, куда они собираются перейти. И не только у родителей детей, которые там учатся, но и сами должны прийти и поговорить с директором, учителями.

Серьезно поразмыслить надо будет, если ребенок учится в последних классах – есть ли смысл в переводе, возможно, большому ребенку будет проще ездить дальше, но дойти до конца в привычной среде и не изменить свой средний балл? 

Как справиться с тоской по старой школе

Позвольте себе грустить

Когда мы с чем-то расстаёмся, это всегда печально, даже если новое лучше прежнего. Ощущение грусти неизбежно, и нужно это принять, позволить себе грустить. Возможно, раньше вы ходили мимо красивого клёна, а теперь приходится ехать в метро, где все толкаются. Может, раньше до школы было пять минут пешком, и если забыли сменку, легко было сбегать домой. Даже если новая школа вам тоже нравится, лишаться чего-то всегда печально.

Общайтесь со старыми друзьями

Возможно, вам будет не очень приятно слушать рассказы о жизни класса, частью которого вы больше не являетесь, но у вас останутся темы для общения. Поддерживайте связь онлайн, приходите навестить учителей и ребят, устраивайте встречи. Не держите эмоции в себе, рассказывайте близким, чего вам не хватает, о чём вы тоскуете.

Помните, что психике нужно время

Новый класс и школа часто кажутся плохими и несимпатичными, потому что не похожи на старые — это механизм восприятия, так устроен мозг. Если прежняя школа вам нравилась, то каждое отличие от неё будет восприниматься как минус.

Со временем вы привыкнете и будете относиться по-другому.

Если вы наблюдаете, что ребенок:

  • не держит границ общения (со взрослыми, сверстниками),
  • не умеет дослушивать и постоянно перебивает,
  • не принимает позицию другого человека,
  • манипулирует окружающими,
  • чрезмерно эмоционален, резок, впечатлителен,
  • неадекватно реагирует на просьбы или замечания,
  • ему трудно признать свои ошибки,
  • не может отстоять свою позицию,
  • теряется в коллективе,
  • податлив, наивен и очень доверчив,
  • замкнут, зажат и скован, не уверен и боязлив,
  • ему сложно адаптироваться в новом коллективе,
  • не идет первым на контакт (не здоровается, не знакомится, не спрашивает),
  • предпочитает избегать общения,
  • избегает новых знакомств, встреч и мест.

Социализация – это не номинальное нахождение ребенка в группе, это процесс активного взаимодействия, сравнения и присвоения опыта.

Первичная социализация детей происходит в семье, где присваиваются Опорные способы поведения в коллективе:

  • навыки Обращения, как инициатива к взаимодействию;
  • навыки Ответа, как встречное действие на инициативу другого;
  • навыки Общения, как поддержка совместного процесса;
  • навыки понимания Обусловленности процесса личностью человека, контекстом, обстоятельствами и динамикой ситуации.

При этом первичная социализация детей связана с освоением всеми членами семьи новых социальных ролей: родительства, прародительства, роли брата и сестры, других родственников.

В основе способности ребенка к общению лежит не только речевая и жестовая форма взаимоотношений, принятых в семье, но и телесный контакт, формирующий чувственные границы взаимодействия. Ребенок собственным телом чувствует отношение окружающих людей и их эмоции и придает этому психологическое значение. Он копирует каждого члена семьи, отыгрывает наблюдаемое поведение, пробует перенести эти способы в другие ситуации, сравнивает ответные формы в разных случаях и с разными людьми. Таким образом происходит социальная подготовка ребенка, первичное присвоение социальных форм, преобразование их в индивидуальное поведение и закрепление их в опыте.

Дальнейшее восприятие себя субъектом взаимоотношений, расширение репертуара коммуникативных навыков ребенка происходит в других институтах социализации: детском саду, школе, во дворе с друзьями, детских спортивных и творческих коллективах. В данных институтах внутренние принципы формирования коллектива детей будут зависеть уже от имеющегося у каждого ребенка опыта общения, а внешние – от влияния воспитателей и педагогов, их умения организовать группу, в которой структура детского коллектива не должна быть жёсткой. Вариативность ролей, назначаемых педагогом или тренером, и гибкость в способах воспитания, по-настоящему могут сплотить детский коллектив. Наставник должен учитывать и меняющиеся условия развития детского коллектива: материальное оснащение для творческих и спортивных занятий; территориальные и географические возможности (выезд с группой на природу, экскурсии); факторы, влияющие на физическое здоровье детей (например, питание). Понимая динамику психофизиологических изменений растущего организма, грамотный педагог также сможет поддерживать благоприятный психологический климат в детском коллективе.

Коррекция школьной дезадаптации

Каждый случай требует индивидуального решения. В любом случае проблему можно решить только совместными действиями психолога, учителя и родителей. 

Прежде всего, ребёнок нуждается в квалифицированной психологической поддержке. Специалист выяснит причины дезадаптации, оценит психофизическое состояние школьника и примет соответствующие меры. 

Учителя также должны помочь школьнику адаптироваться: поддерживать доброжелательную атмосферу на уроках и относиться к проблемам ребёнка с пониманием.

Но любые психолого-педагогические меры будут неэффективны без участия родителей

Важно выстраивать с ребёнком доверительные отношения, проявлять участие, подбадривать его и хвалить за успехи. . Не стоит ругать ребёнка за плохие оценки или за то, что он не может найти общий язык с учителями и другими детьми

Любую критику нужно подавать деликатно и конструктивно — не просто указывать на недостатки, а подсказывать методы решения проблем

Не стоит ругать ребёнка за плохие оценки или за то, что он не может найти общий язык с учителями и другими детьми. Любую критику нужно подавать деликатно и конструктивно — не просто указывать на недостатки, а подсказывать методы решения проблем.

Постарайтесь найти общее увлечение для всей семьи, которое поможет ребёнку абстрагироваться от школьных неприятностей и с удовольствием проводить время с близкими. 

Если отношения с учителями или одноклассниками никак не складываются — стоит сменить школу или форму обучения. Например, попробовать учиться онлайн. 

<<Форма бесплатного курса>>

Подготовка к садику

Когда ребенок еще не ходит в детский сад, его можно подготовить к общению с детьми. Для этого стоит:

  • выводить малыша на прогулку туда, где много детей;
  • ходить с крохой в гости, особенно если там будут сверстники;
  • устраивать праздники, мероприятия и приглашать других детей с родителями;
  • рассказывать про детский сад.

У ребенка должен появиться опыт общения с другими детьми, а также опыт совместных игр, занятий. Тогда он не будет бояться коллектива и сможет сам знакомиться с ребятами. Когда ребенку рассказывают о том, что он будет проводить время в садике, это помогает немного подготовиться к разлуке с мамой. Разумеется, подготовить к этому на 100% нельзя — определенный стресс все равно будет.

Чтобы малыш мог проводить время не только с мамой, можно оставлять его иногда с папой, бабушкой или дедушкой. Как вариант, стоит попробовать няню. Ребенку надо научиться находиться в обществе с другими людьми — взрослыми и сверстниками.

❤️ Чего ждать от родителей

Неважно, сколько ребёнку лет, родительская поддержка — это та основа, на которой строится его мировосприятие. Многое зависит от того, какую позицию займёт родитель: «Ты сам виноват в ситуации, что тебя доводят» или «Ничего, мы справимся, я не дам тебя в обиду»

Если родители будут рядом и на стороне ребёнка, решение обязательно найдётся.

Бывает сложно рассказать родителям о том, что в школе — плохо и некомфортно, что вас обижают, на обычные вопросы отвечают ненавистью, агрессией, обесценивают, ни во что не ставят.

Если родитель очень эмоционально реагирует, хочет разобраться с обидчиками и объяснить, что своего ребёнка в обиду не даст, стоит предупредить родителя, что это может отпугнуть одноклассников ещё больше. На следующий день у них появится новый повод для издевательств, ведь за ребёнка выясняют отношения мама или папа, сам он ничего не может.

Родителям нужно помочь разобраться ребёнку, с кем у него конфликт: это один человек или весь класс, например, не принимает его образ жизни? Бывает так, что все в классе активные, а ребёнку лучше посидеть в сторонке, почитать или поиграть.

Если есть вопросы, которые решаются на нейтральном уровне, — например, просьба подсесть за одну парту или отсесть, передать ручку, подсказать домашку, — то, скорее всего, ситуация не такая критическая. С конфликтными ситуациями могут помочь разобраться родители.

Например, вас игнорируют одноклассники. Повод для игнорирования не всегда бывает очевиден. Ко мне обращалась многодетная мама — её старшую дочь в школе избегали из-за того, что она была чуть более ответственная, чем её одноклассники. Дома она всегда помогала маме с младшими, и в школе учительница поручала ей такие задания, как отследить дежурства в классе, проверить наличие домашнего задания. Одноклассники боялись, что в случае чего она может отметить что-то не так, подставить их или настучать. Это, конечно, были домыслы, и ничего критического не происходило. Только общаться с ней не хотели и тесного контакта у девочки ни с кем не было.

В таких ситуациях надо вместе с родителями думать, как найти точки соприкосновения с одноклассниками. Можно позвать ребят к себе в гости, организовать внешкольное мероприятие, принести настольные игры в школу, чтобы у ребят был шанс пообщаться в нейтральной ситуации.

Если с родителями не сложилось доверительного общения, нужно искать значимого взрослого, который имеет наибольшее влияние на ребёнка, и действовать через него. Это может быть бабушка, дедушка, учитель математики, школьный психолог, папин или мамин друг.

Если контакта нет ни с кем из взрослых и преследует ощущение безысходности, надо обратиться в службу доверия для детей и подростков — там точно выслушают, дадут максимальную поддержку и помогут найти выход.

Анкетирование учеников

Рекомендуется узнать у прибывшего его интересы, цели, предметы, которые нравятся и не очень. Полезно провести опрос в виде анкет для каждого ученика, чтобы больше узнать обо всех из класса. После анкетирования проводится сопоставление результатов, чтобы понять, кто из остальных «подходит» новенькому больше. Затем можно рассадить учеников по партам, исходя из результатов теста. 

Фото: Zun Zun / pexels .com

Можно на базе анкеты создать условия общего времяпрепровождения. Это может быть поход в кинотеатр, на ледовый каток и др. 

Важно взаимодействие с родителями новичка на постоянной основе, несмотря на то, как проходит внедрение их ребенка в общность класса. Родители должны рассказать педагогу о предыдущих успехах ребенка, имел ли тот сложности с одногодками, узнать о его сильных сторонах

Профилактика дезадаптации в школе

Вот несколько советов, которые помогут ребёнку избежать проблем со школьной адаптацией.

Совет 1: Не спешите

Обычно готовность к учёбе формируется в 7–8 лет. Не стоит отдавать ребёнка в школу раньше — позвольте ему подольше побыть ребёнком.

Совет 2: Развивайтесь, играя

Чтобы ребёнок быстрее включился в учебный процесс, тренируйте память и , развивайте логическое мышление. По ссылкам вы найдёте много способов, как делать это весело.

Совет 3: Готовьтесь к школе

Речь не только о том, чтобы научиться читать и считать до поступления. Подробно расскажите ребёнку, что ждёт его в школе, и почему учиться — здорово. Играйте в школу, имитируйте разные ситуации, которые могут там возникнуть. А свой негативный опыт лучше держать при себе: он точно не поможет ребёнку адаптироваться. 

Совет 4: Советуйтесь с психологом 

При возникновении каких-либо трудностей не стесняйтесь обратиться к специалисту. Он поможет выявить проблему на ранней стадии и решить её.

Предупреждения

  • Когда вы заведете друга, не доминируйте в разговоре. Если очевидно, что они хотят избежать какой-либо темы, то уважайте это!
  • Когда вы заведете друга, не командуйте, потому что им вряд ли понравится тот, кто говорит им, что делать.
  • Будьте внимательны, вам не стоит сердить кого-то тем, что вы подошли и заговорили с ними. Если вы видите, что они в плохом настроении, лучше держаться подальше! Даже если вы тот заботливый тип людей, который хочет помочь всем страждущим, людям обычно не нравится, когда незнакомцы задают им личные вопросы.
  • Будьте близки с вашей семьей и друзьями. Вы можете даже попытаться завести друзей вне школы, чтобы вам было с кем поговорить.
  • Не перестарайтесь. Это относится к тому, что вы можете захотеть изменить себя, чтобы казаться более привлекательным для окружающих. Не притворяйтесь, будто вам интересно, и не цепляйтесь за людей, с которыми вы хотите подружиться. Ведите себя естественно и дружелюбно, но не перестарайтесь.
  • Не выставляйтесь напоказ, потому что некоторым не нравятся хвастуны, так что будьте нормальным – так вы сможете завести друга, которому расскажете о своих интересах! Тем не менее, если вы умный человек, который обычно участвует в обсуждениях на уроке, не прячьтесь. Точно так же, если у вас есть таланты в других областях, например, в музыке или спорте, вы не должны сдерживать себя. Но стоит быть осторожным, потому что другие могут посчитать вас заносчивым.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Вековой опыт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: