Книги по сторителлингу: учимся у мастеров

Нежелание учиться

До сих пор многие верят в миф о таланте, без которого невозможны любые начинания. Некоторые считают, что известные художники извлекают все исключительно из своего воображения, без каких-либо подручных средств

Они никогда не используют референсы, никогда не проходят уроки, потому что тогда – внимание! – воспользуются чужими наработками. Это ведь обман! Такое мнение усложняет жизнь многим начинающим художникам.

Если вы считаете, что искусство создано только для получения похвалы, то дело приобретает серьезный оборот. Представьте, что вы восхищаетесь чье-то работой, а потом узнаете, что ее кто-то перерисовал. Получается, кто-то бесплатно получил ваше восхищение за навыки, которыми не обладает. Вот грязный мошенник…

Основываясь на таком мышлении, можно сформировать шкалу:

  1. Рисунок, созданный из воображения, быстро и без лишней суеты.
  2. Рисунок, созданный из воображения, но с определенными усилиями.
  3. Рисунок, созданный по референсам.
  4. Рисунок, созданный по уроку.
  5. Перерисованный рисунок с фото/картины.

Конечно, данная шкала не предполагает качество рисунка. Данные пункты можно назвать уровнями сложности в рисовании. Легко быть успешным на самом последнем уровне, а отсутствие успеха можно оправдать, если вы находитесь на первом.

Да, я могу и лучше, просто не хотел облегчать себе задачу

Рисование по референсам, конечно, гораздо проще. Можно супер реалистично скопировать увиденное, даже не задумываясь о содержании. Рисуя из воображения, вам приходится самому представлять естественную позу, перспективу, правильную анатомию, детали, светотени… Естественно, такой подход к рисованию заслуживает большего признания.

Но за этим признанием стоят тысячи часов практики. Талантливые художники не родились со знанием «естественной позы, перспективы, правильной анатомии, деталей и светотени». Они годами нарабатывали эти знания, а использование референсов – наиболее быстрый и практичный способ.

Крайне непродуктивно продолжать рисовать одно и то же снова и снова, ожидая, что ошибки начинающих художников больше не будут преградой на пути к вашей цели. Найдите изображение того, что пытаетесь нарисовать, и сравните со своим рисунком, чтобы выявить ошибки. Это не похоже на использование шпаргалки во время экзамена, это больше похоже на использование учебника в процессе учебы!

Если вы пытаетесь нарисовать то, что никогда не рисовали, и надеетесь, что результат будет такой же красивый, как работы опытных художников, значит вы слишком высокомерны. Им пришлось учиться, а вы хотите стать крутым без обучения, потому что считаете, что учеба – это обман.

Зачем мне смотреть на собаку? Я и так должен знать, как она выглядит, иначе я не настоящий художник.

Рисунки, нарисованные из воображения, появляются не изнутри, а снаружи, только в прошлом. Десятки тысяч референсов хранятся у нас в голове – в памяти.

Умение рисовать – это такой же навык, как и все остальные. Он не возникает ниоткуда развитым на 100%. У вас не получается нарисовать кошку с правильными пропорциями? Проанализируйте фото этих животных, чтобы выявить основные черты. Все в вашем рисунке прекрасно, кроме головы? Найдите похожие снимки и выясните, что не так с рисунком. Со временем в вашей памяти соберется достаточное количество референсов и необходимость в них естественным образом отпадет. Отказ от референсов это как выбросить старую тетрадь с конспектами, потому что вы запомнили все их содержимое.

Сторителлинг

С давних времен истории служили одним из лучших способов передачи информации между людьми. Рассказчики, философы, поэты и писатели уже в древности понимали, что недостаточно просто рассказать или написать что-то. Чтобы история возымела эффект и была по-настоящему интересной, нужно следовать определенным правилам. В современном мире искусство рассказывать истории нисколько не потеряло своей актуальности, и его используют не только писатели, но и ораторы, политики, шоумены, бизнесмены, психологи и люди других профессий. Сегодня оно известно под названием «сторителлинг», и мы хотим рассказать вам, что это такое и где может пригодиться, а также дать полезные советы на тему того, как создавать истории, которые хочется читать и слушать. Читать подробнее…

3

Элизабет Гилберт «Большое волшебство»

Элизабет Гилберт – американская писательница, получившая мировую известность после написания бестселлера «Ешь, молись, люби».

Большинство книг Гилберт – это романы, поэтому многие читатели не понимают, как можно научиться у нее сторителлингу

«Большое волшебство» – это действительно книга не о техниках написания историй, а о чем-то более важном – о самом процессе творчества. Поэтому мы советуем вам отбросить все свои предубеждения и обязательно прочитать эту книгу

В книге «Большое волшебство» Гилберт проводит исследование на тему творчества. Она выделяет несколько основных понятий, присущих Творческому Процессу: Храбрость, Волшебство, Разрешение, Упорство и Вера, и размышляет о том, какова природа творчества и какую роль оно играет в жизни человека.

Эта приятная и легкая для прочтения книга,  наполненная юмором и позитивом, направлена, в первую очередь, на мотивацию и вдохновение читателя. Она обязательно подарит вам хорошее настроение и вдохновит на творческие свершения

А что самое важное, наглядно продемонстрирует вам, насколько важна неподдельная искренность историй

«Большое волшебство» позволит вам освободиться от «оков» вашего разума и перестать думать о том, что у творчества в принципе есть какие-либо границы. Вы поймете, что нет никаких препятствий на пути к созиданию, не нужно бояться, нужно только позволить себе открыться этому миру, и тогда у вас все обязательно получится.

Эта книга подойдет тем, кто находится в творческом кризисе и застое, а также тем, кто только ступает на долгий и непростой путь писательства. Прочитав ее, вы обязательно поверите в себя и свои силы и начнете творить!

Где найти сюжет для истории?

С чего начинается история? Конечно же, с сюжета. Поэтому сначала поговорим о том, где найти те самые волшебные зерна, из которых при должной сноровке можно вырастить необыкновенную историю.

В окружающем мире. Будьте любопытны и расширяйте кругозор. Читайте художественную и научно-популярную литературу, смотрите познавательные фильмы, интересуйтесь разными сферами жизни. Как это может помочь в поиске сюжета? Да очень просто. Неожиданный поворот в романе может натолкнуть вас на интересную идею, а факты о повадках животных и насекомых, спроецированные на мир людей, станут основой для захватывающей истории. Например, фильм «Чужие», который в свое время стал культовым, рассказывает историю об инопланетных созданиях, которые используют людей в качестве инкубатора для своего потомства и управляют их поведением. Нам эта задумка кажется интересной и фантастичной, однако любой биолог сразу скажет, что это нормальное поведение для некоторых насекомых, например, для осы-наездницы, которая откладывает свои яйца в гусеницу и использует ее в качестве пищи для нового поколения.

Но как же распалить в себе любопытство, если кажется, что вас не интересует ничего, кроме той области, в которой вы работаете. Вот несколько упражнений и советов, которые помогут это сделать.

Три струны

Кто-то сказал, что все талантливые люди талантливы по-своему. Многие вещи, которые ранее считались возможными только одаренным, ныне доступны многим, даже весьма заурядным людям. Время раскрывает секреты мастерства, постепенно превращая то, что ранее считалось искусством, в ремесло.

Не минуло сие и искусство рассказчика. Обладая всего несколькими секретами, можно держать публику в напряжении внимания, играя ее эмоциями, как котятами.

Возможно, это прозвучит странно, но у слушателей (или зрителей) всего три струны, на которых искусный рассказчик может набирать самые невероятные аккорды настроения, эмоций и переживаний. И этим секретом с нами делится балагур, покоритель женских сердец, гениальный поэт, чья популярность отсчитывает уже второе столетие — Александр Сергеевич Пушкин. Он и не скрывал своего секрета: «Смех, жалость, ужас суть три струны нашего воображения, потрясаемые драматическим волшебством».

«Смешить, пугать, да вызвать слезы — и всего-то?» — возможно, спросите вы. Да эти три вещи могут приковать к вашему рассказу надежнее железа!

Но! Смешить нужно так, чтобы было смешно. Пугать так, чтобы было страшно. А если жалобить, так до слез!

Искусный рассказчик подобен бабке-шептунье. Все мы знаем, что если недуг от терапевта ушел, и от хирурга ушел, и от аптекаря ушел, то от шептуньи уж точно ему не уйти! Мастер рассказа отшепчет то, с чем не справились ни психолог, ни психотерапевт.

Потому что искусство рассказывать — это искусство вызывать у слушателей и зрителей катарсис — душевное обновление, чувство счастья, прошедшее сквозь смех и слезы. Тактика рассказчика — это извержение энергии — веселой, грустной, страшной, но всегда плотной, с осязаемым напором.

Куда отправлять пробные работы и с чего начать молодым писателям

Итак, рукопись готова, вычитана и отредактирована. С чего же начать свою писательскую карьеру? Есть несколько вариантов, как опубликовать работу.

Издательство. Каждый, кто мечтает стать настоящим писателем, чаще всего выбирает этот путь к успеху. Это действительно неплохой вариант, чтобы начать работать в литературе

Но важно понимать, что у каждого издательства есть свои требования, и с ними нужно ознакомиться еще до отправки рукописи, так как в случае несоблюдения текст даже не начнут читать. Вся информация обычно расположена на сайте издательства в соответствующем блоке «начинающим авторам»

Чтобы шансы на успех стали более ощутимыми, лучше отправить рукопись сразу в несколько мест, не забыв ознакомиться с требованиями каждого.

Размещение произведения в интернете. Например, на таких профильных платформах, как proza.ru, yapishu.net и samlib.ru. А если хочется не просто стать писателем, но и сразу начать зарабатывать, можно опубликовать свою работу на специальном ресурсе, например, Меценат. В этом случае автор сможет получать определенный процент от продажи своих работ.

Толстые литературные журналы, публикующие произведения малоизвестных писателей, которые только начинают свою писательскую карьеру. В России их не один десяток, например, Звезда или Новый мир. Тот же Вестник Европы, в котором когда-то публиковался А. С. Пушкин, существует и по сей день. Стать автором в подобном журнале — шаг к известности, так как издательства с удовольствием начинают сотрудничать с писателями, у которых уже были публикации. 

Массовые издания. Это газеты и журналы, которые читает широкая публика, и попасть на их страницы намного легче. Стать автором в таком издании — отличный способ заявить о себе. Даже если за это ничего не заплатят, начинающий писатель сможет найти своих первых поклонников.

Литературный конкурс. Здесь не будут издавать рукопись, но это реальный шанс заявить о себе. Многие детские писатели, например, Дарья Доцук, стали знаменитыми именно благодаря им. Литературные издательства с удовольствием принимают произведения таких авторов, именуя конкурс ситом современного таланта.

Калина красная

Ваш рассказ никогда не станет Рассказом, если в нем не будет той самой горькой ягоды, которая дарит привкус сверхнапряженного внимания. Мастер рассказа подключает актерское умение, очень много информации идет невербальным потоком. Если это страх — бледнейте и дрожите, пока Станиславский не поверит. Если радость — ликуйте. Если горе — плачьте.

«Калина» рассказа никогда не глотается. Ее смакуют, пересказывают на разные тона, с нотами величайшего драматизма.

Самая лучшая благодарность для рассказчика — не в аплодисментах. Она читается в увлажненных глазах, она слышится в тишине после рассказа, она чувствуется в учащенном дыхании слушателя. Она течет негромкой мелодией и спустя часы после расставания.

Классификация иллюстраторов

Есть много разновидностей иллюстраторов. Самые популярные из них:

  1. Детский иллюстратор. В большинстве случаев рисует стилем наив, который лучше всего воспринимается детьми. Он характеризуется детскостью, словно иллюстрация создана ребенком. Часто встречается в детских книгах и мультфильмах.
  2. Fashion-иллюстратор. Художник создает свои работы в стиле fashion – все, что касается моды. Например, зарисовки одежды или модных показов, формы аксессуаров или оболочки для парфюма.
  3. Архитектурный иллюстратор. Показывает детали проекта, добавляет изображение ландшафта, и то, как будет выглядеть строение в реальной жизни, а не на чертеже.
  4. Коммерческий иллюстратор. Можно сказать, что все иллюстраторы, берущие деньги за свой труд, являются коммерческими. Но все же эта ниша больше отдается художникам, занимающимся рисовкой рекламной продукции: брошюр, баннеров, веб-платформ.
  5. Концепт-художник. Иллюстраторы, которые создают элементы фэнтези-мира: предметы, персонажей, местность. Работа предназначена для передачи идеи фильма, игры, комикса или книги.

Иллюстратора часто сравнивают или путают с графическим дизайнером. Но если первый может проявить творчество и интерпретировать заказ на свой вкус, то второй полностью зависит от целевой аудитории и работает только для нее.

Роберт Макки «История на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только»

Роберт Макки является кем-то вроде «отца» сторителлинга. Он в совершенстве овладел искусством создания историй и теперь передает свой опыт путем писательской деятельности и преподавания. Многие его ученики – сценаристы, поэты, режиссеры и драматурги – уже добились под его руководством небывалых высот в сторителлинге и получили различные почетные награды (включая «Оскар» и «Эмми»). Кроме того, Макки консультирует ряд известнейших кинокомпаний: под его руководством были сняты такие знаменитые шедевры, как «Властелин колец», «Бэтмен», «Шрэк», «Люди Икс» и даже «Звездные войны».

Его книга о сторителлинге «История на миллион долларов» – настольная книга для писателей, сценаристов и всех тех, кто хочет научиться рассказывать истории – мгновенно получила мировое признание и стала бестселлером.

Это глубоко аналитическое исследование, в котором Макки обращается к психологии восприятия и рассказывает о механизмах воздействия на сознание и подсознание человека путем рассказа истории. Макки уверен, что любой писатель должен овладеть самым главным навыком – умением удивлять своего зрителя, и предлагает системный подход к сторителлингу, который предполагает отказ от набора сюжетов и создание настоящей драматической структуры истории.

Он рассматривает элементы истории, ее структурные принципы и принципы работы сценариста, производит разбор классических и популярных фильмов, объясняя, как работает текст сценария, на наглядных примерах. Он анализирует сюжетно-смысловые схемы, рассматривает типичные ошибки сценариев и делится рецептом хорошего текста.

«История на миллион долларов» представляет собой подробный свод правил, лаконично и кратко излагающих основы теории литературы и писательского мастерства, которая научит вас воплощать свои идеи в жизнь и даст вам множество действительно полезных советов о том, как создать правильную структуру истории.

Как увлечь?

Глубина вовлечения в рассказ возрастает, если слушатели начнут сопереживать вам или событиям, о которых вы ведете речь. Сопереживание естественно перерастает из любопытства. Сопереживание заставляет сердце слушателя биться с вашим в унисон: вы заплачете — он заплачет, вы засмеетесь — и он подхватит.

Поставьте рассказ так, чтобы в нем ощущалась искренняя драма. Прочь серые краски — только черные! Прочь размытость — только контраст! В драматизме ситуации нет слова «терпимо», но есть «я держался из последних сил», нет слова «улыбнуло», но есть «в этот миг я полюбил весь мир, сердце бухало от счастья».

Из чего должен состоять рассказ

Любой рассказ подчиняется классическим правилам литературы — в основе истории должна лежать базовая схема: экспозиция-завязка-развитие-кульминация-развязка. Публичное выступление имеет свои особенности, но принцип построения сюжета остается тем же — у вас должно быть начало, должно быть развитие и кульминация, и у вас должно быть ясное окончание и выводы — куда двигаться, что делать

Начало Оно должно быть эффектным — у вас есть всего пара минут, чтобы захватить внимание и увлечь слушателя. Первое предложение должно вводить аудиторию в суть рассказа, но в то же время не раскрывать основной интриги

Самый верный вариант — безотлагательно переходить к сути, действию или проблеме. Нарастание напряжения и финал Не торопитесь переходить к кульминации — дайте аудитории как следует разогреться. Однако, точно следуйте основной сюжетной линии, не уводите их ко второстепенным вещам. Используйте небольшое введение, опишите причины истории. Затем покажите развитие конфликта или проблемы, чтобы аудитория поняла ваши мотивы. После этого можно перейти к кульминации — основной мысли повествования: покажите решение проблемы, перспективу развития, идеал, результат, укажите направление движения. Завершите рассказ небольшим финалом, оставьте открытый вопрос, который побудит аудиторию задуматься о проблеме. Образы и юмор Не забывайте про эмоциональную составляющую — стройте образы и используйте юмор для переключения внимания и разрядки. Постарайтесь насытить интригующими и забавными элементами первые минуты вашего повествования. Тогда слушателям захочется узнать, что же произошло дальше. Яркие образы нужны для того, чтобы ваш рассказ запомнился. Кроме того, они сами по себе привлекают дополнительное внимание. Сюда же относится работа с собственным образом — слушатели лучше воспринимают рассказы от первого лица, поскольку склонны персонифицировать себя с героем. Невербальные сигналы Помимо слов, люди оценивают вас по вашим жестам, мимике, голосу и языку тела. Руки и лицо передают ваши эмоции и способны буквально заразить слушателей. Важные моменты стоит выделять паузами и жестами, интонациями и громкостью, тембром голоса

При этом важно быть искренним и не перебарщивать — ничто так не обесценивает выступление как фальш. Чтобы аудитория поверила вам — важно транслировать уверенность в своих словах

Дрожь в голосе, излишне длинные паузы, запинки, блуждающий взгляд и скованные позы выдают неуверенного и неподготовленного оратора. Следите за своими жестами и телом, а напряжение снимайте шутками и у вас все получится. Также вы можете записаться на один из моих тренингов:

  • Индивидуальная подготовка презентации и выступления.
  • Обучение мастерству презентаций и искусству выступлений сотрудников компаний.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Вековой опыт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: