Возникновение серии NASCAR
NASCAR или «National Association of Stock Car Auto Racing» является частным предприятием, финансируемое американской семьей Франс. Зарождение соревнования началось с 1948 г., Билл Франс объединил заезды полупрофессионального уровня Южной и Восточной части Америки и ввел 3 категории соревнований Nascar: Strictly Stock (участие принимают только серийные автомобили), Modified (доработанные модели) и Convertible (кабриолеты)
Вторая версия привлекла максимальное внимание автогонщиков но со временем уступила место категории Strictly Stock. Этому послужила возможность участия всех желающих, отсутствие обязательных расходов на модификацию машин и вместе с тем наличие большого призового фонда
В 1959 г. сооружен “Daytona International Speedway”, где популярность приобрела американская кольцевая гонка – «Daytona 500», на ней был поставлен рекорд скорости – 365 км/ч. Со временем встал вопрос о безопасности пилотов которые для контроля состояния резины прорезали отверстия в днище автомобиля. Создавались команды выступавшие под именами автомобильных компаний снабжающих участников Nascar необходимым оборудованием.
После топливного кризиса и нововведений в правилах ассоциации автомобильные концерны перестали участвовать в оснащении команд но к соревнованиям стали привлекаться именитые гонщики.
Среди них “Король Nascar” – Ричард Петти, которого отстранили от соревнований из-за намерения организовать свою ассоциацию для снабжения гоночных автомобилей.
В 1979 г. гонка становится популярнее NFL благодаря трансляции «Daytona 500» на ТВ. Наскар состоит из нескольких серий и региональных дивизионов. Разница – в мощности двигателя, размере колесной базы и размерах авто.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Престижность, азарт, для любителей экстрима — невероятный выброс адреналина. Гонщиков называют адреналиновыми наркоманами.
Минусы
Опасность и серьезный риск, колоссальная ответственность. За автогонщиком стоят спонсоры, механики, целая команда, благодаря которой становится возможным участие в гонках. Груз ответственности перед ними очень сильно давит.
Автогонщик — это не столько профессия, сколько призвание. Пилот автомобиля, автогонщик, ничего не получает, кроме уважения и восхищения людей, которые за него болеют. И кубка, который стоит несколько сотен рублей. Есть суперпрофессиональные пилоты, их единицы в России, которые за свой труд получают деньги. Но в российском кольцевом спорте их не наберется и пяти человек. Подавляющее же большинство гонщиков делают это ради собственного удовольствия, вкладывают свои деньги в гонки. Наиболее талантливые, опытные, профессиональные находят возможность привлекать чужие деньги (деньги спонсоров). Как правило, автогонщики зарабатывают на жизнь в сфере, косвенно связанной с гонками – это может быть автомобильная журналистика, тренерская и инструкторская работа, подготовка автомобильных презентаций и т.п.
Виды автомобильных соревнований можно классифицировать по типам трасс, на которых проводятся состязания, по особенностям гоночной техники, по особенностям спортивного регламента и т. д.
От вида гонок зависит состав экипажа машины. Например в гонке на болиде по кольцу гонщик управляет машиной самостоятельно. А в галли экипаж машины состоит из двух человек: первый пилот – это водитель, второй пилот – это штурман.
Особенности профессии
Автогонки – это зрелищный спорт. Гонщик управляет специальным, произведённым на заказ, гоночным автомобилем. Каждый такой автомобиль эксклюзивен, совершенен, великолепен. Автогонщик по своим профессиональным качествам должен соответствовать этому чуду техники и инженерной мысли.
От того, насколько гонщик чувствует свой автомобиль и сливается с ним в едином порыве, зависит успех соревнований. Управление автомобилем — это определенная координация движений, у гонщика она опережает сознание. Это должны быть автоматические реакции, которые нарабатываются множеством повторений, зависят от опыта. Гонщик достаточно много времени уделяет тренировкам, поэтому, когда он участвует в соревнованиях в режиме реального времени, какие-то вещи у него получаются автоматически.
Автогонщик ведет серьезную подготовку к соревнованиям задолго до их начала. В его задачи входит: изучение топографии трассы, ведение гонки соответственно рельефу трассы; эксплуатация и управление гоночным автомобилем; теоретическая разработка эффективных маневров на трассе перед гонкой совместно с тренером или самостоятельно при прохождении трассы; оценка возможностей транспортного средства и участие в его усовершенствовании; регулярные тренировки при подготовке к гонке; психологическая подготовка к гонке.
Особенности календаря
Календарь включает 36 зачетных и 2 не зачетных этапа.
Budweiser Shootout
Проводится на «Daytona International Speedway», за один уик-энд до первого этапа. Участники — победители предыдущих сезонов.
Sprint All-Star
Начинается за одну неделю до масштабного соревнования Coca-Cola 600 (проводится на «Lowe’s Motor Speedway»). На старт выпускают чемпионов прошлых лет и победившего в результате зрительского голосования пилота.
Рестрикторные гонки
Традиционный календарь состоит из 4 “рестрикторных” гонок (с дополнительными ограничениями), которые стартуют на Дайтона и Талладега-суперспидвеях. На треке в Индианаполисе, на трассе в Поконо и шорт-треках в Ричмонде, Бристоле, Мартинсвилле.
Начисление очков
Разработанная в 1975 г. очковая система в Nascar выглядела так: 185 баллов получал лидер гонки, 175 – серебряный призер. Дальше баллы снижались и последнее 45 место награждалось 35-ю очками.
С 2011 года очки начисляются по упрощенной схеме и за Кубок сражаются 43 участника. Разница между позициями финалистов составляет 1 очко. За 43 место пилот получает 1 балл, за 42 – 2, 41 – 3. За первое место на 4 балла больше, чем за второе.
Дополнительная система премирования повышает квалификацию команды которая имеет высокий балл и заняла свою позицию на пит-лейн.
За Кубок сейчас соревнуются 12 гонщиков, 2 последних места присваиваются занявшим 11-20 места. Лучшие пилоты награждаются 2000 очков (взамен заработанных). Пилот из 1-й десятки, попавший в Погоню (Chase), получает в течение всего сезона 3 очка за победу в каждой гонке. Кубок завоевывает набравший по итогам десятой гонки максимум очков.
NASCAR: Интересные факты о турнире
Косьма Гузняков – единственный россиянин, выступающий в главных автогонках США. В 2019 году он стал новичком года в NASCAR Limited Late Models на трассе Hickory.
До сих пор все чемпионы НАСКАР были выходцами из США. Чаще всего побеждали Ричард Петти, Дейл Эрнхардт и Джимми Джонсон (по 7 раз).
В сезоне-2021 появится три совершенно новых трека: СОТА (Остин), Road America (Элкхарт-Лейк), Indianapolis Motor Speedway (Индианаполис). А весной в Бристоле впервые с 1970 года в календаре NASCAR будет гонка по грунтовой дороге.
Майкл Джордан и его партнер Дэнни Хэмлин станут владельцами команды 23XI Racing. Одним из пилотов будет Бубба Уоллес — единственный афроамериканец, выступающий в NASCAR.
С нового сезона руководство лиги планировало заменить нынешние автомобили машинами поколения Gen7, но из-за эпидемии коронавируса это откладывается на 2022 год.
Овальные трассы
Особенностью гонок Наскар является использование овальных трасс с бэнкингом (высокий угл наклона дорожного полотна в повороте), что требует искусности и высокого профессионализма гонщика. Во время заезда пилоты часто соперничают бок о бок, рассчитывая на ошибку оппонента, что позволит вырваться вперед не смотря на отсутствие преимущества в скорости. В любой момент может произойти столкновение влекущее за собой массовую аварию. В одном круге движется пелотон из 43 машин, которые становятся частью трека и естественными препятствиями друг для друга.
Длина трасс соответствует нормам, установленным ассоциацией Наскар:
- шорт-треки
- мильные овалы или спидвеи
- средние овалы
- суперспидвеи (знаменитая “500 миль Дайтоны”)
Кольцевые автодромы Nascar классифицируются по следующим типам конфигураций:
- классические овалы
- в виде канцелярской скрепы
- три-овалы (апоминают скрепу с изломом в одной из прямых)
- доглеги (асимметричный три-овал)
- куод-овал (два изломами на прямой)
- d-овалы (форма буквы D)
- концентрические (2 овала сплетены в 1 трек, длина — разная)
- комбинированные овалы (включают элементы общественных дорог)
- ровалы (рочие треки)
Иногда в инфлиде трека прокладывается гоночная трасса которая соприкасается с участками овала. Также трек может оказаться за границей овала и не иметь общих с ним участков.
Регламент NASCAR
Венцом системы NASCAR является чемпионат высшего дивизиона — NASCAR Cup Series. Он включает 36 этапов, гонки проходят на закольцованных автодромах каждую неделю с февраля по ноябрь.
Как и в других американских лигах, здесь есть регулярная часть сезона и плей-офф — первые 26 гонок участники зарабатывают очки, а с 27-й начинаются стадии на выбывание. В плей-офф квалифицируются только 16 гонщиков. Туда гарантированно попадают победители отдельных гонок, остальные места распределяются по количеству очков в общем зачёте. Дальше начинаются заезды на выбывание, в финальной чемпионской гонке в середине ноября участвуют лишь четверо лучших гонщиков.
Болиды и безопасность пилотов
Болиды Nascar создаются по регламенту:
- длина кузова и КБ – 5283 и 2794 мм
- снаряженная масса машины – минимум 1542 кг, без водителя и топлива – 1451 кг
- объем двигателя – 5,86 л
- ограничение мощности – 865 л. с
- V8 с развалом блока цилиндров в 90 градусов
- механическая трансмиссия с 4 ступенями
- крутящий момент – 718 н/м
Шины болидов рассчитаны на качественное сцепление с дорожным полотном и преодоление высоких и средних скоростей. Конструкцией болидов занимаются заводы-партнеры: Ford, Chevrolet и Toyota, которые поставляют (на сегодняшний день) исключительно блоки цилиндров или капоты. Остальные элементы авто команды производят и настраивают сами.
Машины наскар оборудованы карбюраторными двигателями с установленными на них рестрикторами, ограничивающими максимальную скорость. В тормозной системе, исключающей комплектацию ABS-конструкций, команды применяют металлические диски с воздушным охлаждением к которым поток воздуха поступает по специальным воздуховодам.
Основой гоночных автомобилей Nascar выступает стальная рама из труб, которая защищает пилота во время столкновений. Спереди и сзади каркас авто тоньше чем посередине, что обеспечивает оптимальное поглощение энергии от возможного удара.
Передний спойлер придает устойчивость и улучшает аэродинамику, а задний служит для снижения давления, фары и двери отсутствуют.
Сиденье водителя Наскар размещено почти посередине салона и оборудовано шести- либо семи-точечными ремнями безопасности. Во время движения гонщики испытывают резкие перепады давления и сильное напряжение во всех группах мышц, что способен выдержать не каждый человек и спортсмен. Для создания комфортных условий пилот Наскар обеспечивается специальными памперсами.
Особенности ставок на NASCAR Cup Series
В линии букмекера можно встретить три главных типа ставок на гонки НАСКАР: победитель гонки, кто выше (сравнение двух спортсменов по итогам заезда), чемпион сезона. Некоторые букмекерские конторы также предлагают пари на то, какая марка автомобиля окажется первой на финише. Участвующие в NASCAR машины называют сток-карами, но на самом деле заводских (стоковых) комплектующих там почти нет: решетка радиатора, капот, крыша да багажник.
Сезон-2021: нет квалификации и три финиша
В прошлом сезоне серия отказалась от квалификаций из-за пандемии — и не собирается их возвращать. Теперь гонка делится на три сегмента, в каждом из которых пилоты будут зарабатывать очки.
В зависимости от амбиций пилоты будут ориентироваться на набор очков на отдельных сегментах или на финише. На многих трассах у команд будет выбор, сколько пит-стопов делать. Это сулит тактическое разнообразие и драматические концовки, а «бережливые пилоты» получат солидное преимущество: пит-стоп в НАСКАРе даже без учета заезда/выезда отнимает до 15 секунд.
Ставка на победителя сезона: фаворитов становится больше
За последние семь сезонов только Кайл Буш (Joe Gibbs Racing) выигрывал титул высшего дивизиона дважды. За то же время в «Формуле-1» Льюис Хэмилтон становился победителем шесть раз.
Боссы NASCAR постоянно думают, как бы добавить интриги и непредсказуемости. Кроме того, в высшем дивизионе профессиональных гонок сток-каров происходит смена поколений. Так что теперь на победителя сезона букмекеры выставляют более высокие коэффициенты, чем раньше.
Например, в 2019 году двумя фаворитами считались Кайл Буш и Кевин Харвик. Букмекерская контора «1хСтавка» предлагала поставить на успех каждого из пилотов с кэфом 5.50. Спустя год фаворитов стало семь, а коэффициенты на победу спортсменов в среднем возросли и находятся в районе 7.00 — 8.00.
Ставка на победителя: учитывайте вид трассы
NASCAR проводит гонки на 30 различных трассах в США и Канаде, включая овальные шорт-треки, городские и суперспидвеи длиной более 4,5 км. Трассы бывают большие и маленькие, асфальтовые и грунтовые, а также под разными углами наклона вплоть до 30 градусов. Большинство пилотов специализируются на конкретных типах трасс. На официальном сайте nascar.com собрана статистика выступлений пилотов за последние годы, она поможет сориентироваться в предпочтениях. Обычно коэффициент на победу гонщика-фаворита на определенной трассе составляет не менее 5.50.
За последние два года Чейз Эллиот выиграл четыре из пяти гонок на городских суперспидвеях, Мартин Трукс чаще других побеждал на асфальтированных шорт-треках (4). Дэнни Хэмлин трижды за пять лет выигрывал Daytona 500 — первую и самую престижную гонку в календаре NASCAR.
Букмекерская контора «1хСтавка» считает, что Хэмлин — главный фаворит на победу в Daytona 500, которая пройдет 14 февраля. Поставить на победу пилота в первой гонке сезона можно за коэффициент выше 8.00.
Как оценить команды перед сезоном: ищите спонсоров
Есть явная корреляция между успехом команды и финансированием. Именно спонсоры решают, сколько получит гонщик за победу и кто будет входить в состав экипажа машины — профессионалы со стажем или обычные механики.
Вот самые богатые команды NASCAR на февраль 2020 года по версии Forbes:
-
Hendrick Motorsports $315 млн;
-
Joe Gibbs Racing $230 млн;
-
Stewart-Haas Racing $165 млн;
-
Team Penske $152 млн.
В XXI веке представители команды Hendrick Motorsports становились лучшими по итогам сезона 9 раз, Joe Gibbs Racing — 4 раза, Stewart-Haas Racing и Team Penske по 2 раза.
Знаменитые автогонщики
В Формуле-1 болиды обладают огромной скоростью, и безопасности автогонщика уделяется большое внимание. Перед каждым заездом проверяется состояние гонщика и автомобиля
Участник Формулы-1 обязан надеть специальный комбинезон фирмы Sparco, который защищает его от огня в течение 14 секунд. Одним из лучших автогонщиков мира является Льюис Хэмилтон – британский автогонщик, который выступает в команде Vodafone McLaren Mercedes. Он стал самым молодым чемпионом мира в истории Формулы-1 — в 23 года. До сих пор никому не удалось достичь его результата.
Автоспорт в России
На высочайшем уровне автоспорт находится в Татарстане — все руководство республики занимается автоспортом. Там есть шикарный автодром, лучшая в Европе ралли-кроссовая трасса, сейчас уже практически закончено строительство кольцевой трассы. Татарстан — это настоящее прибежище автомобильного спорта, единственное на всю РФ. В Подмосковье есть только один автодром — Мячково. В Красноярске есть еще небольшой трек, но он находится слишком далеко от Москвы. Такая плачевная ситуация в российском автоспорте объясняется тем, что для организаторов неприбыльно проводить автогонки, малорентабельно, им остается маленькая наценка. Чаще всего невозможно провести соревнование без помощи со стороны, без дополнительного спонсорства. Есть серьезная проблема в девелоперах от автоспорта или в промоутерах. В России нет трассы для проведения этапов «Формулы—1», в свое время не нашлось инвестора, который готов был вложить в это бешеные деньги. Такой огромный профессиональный автодром дал бы толчок автоспорту в России.
Автоспорт в Америке
В Америке индустрия автоспорта развита великолепно. Невероятно популярны гонки из серии NASCAR — 36 этапов в год, 40 автомобилей на старте, на каждом автомобиле установлено по 6 камер, которые в режиме реального времени «поливают» всю трассу. Это значит: 240 камер на автомобилях плюс такое же количество по всему треку. Порядка 150 тысяч зрителей на каждой гонке. Десятки миллионов зрителей у телеэкранов, которые смотрят за этой серией. Гонки идут три дня подряд: пятница, суббота, воскресенье. Это профессиональная, серьезная и чрезвычайно прибыльная индустрия.