Альт

Различия инструментов

Несмотря на их внешнюю схожесть отличия находятся в каждой характеристике, от звучания до строения, и даже во внешнем виде.

Строение

Первое, на что стоит обратить внимание – это внешний вид. Именно из-за внешнего сходства одно принимаю за другое

Однако внешнее различие и приводит к образованию ряда других различий.

Основное отличие во внешнем виде – размер. Полноразмерная скрипка составляет 60 мм (но бывают модели и больше), размер альта – 390–420 мм. Внушительная разница.

В остальном, по внешнему виду и устройству они идентичны. Скрипка, так же, как и альт, состоит из корпуса и грифа. Корпус округлую форму с выемками по бокам. Гриф выгнут по ширине, на конце имеет завиток.

Из-за различий в размерах имеются незначительные отличия и в необходимых аксессуарах. Так, для игры необходимы смычок, подбородник (чтобы прижимать подбородком во время игры), мостик (для установки его на плечо), футляр. Все эти аксессуары имеют большие размеры для альта, и меньшие для скрипки. Более того, смычок первого инструмента несколько отличается от второго: он имеет большие размеры и вес. Также у колодочки смычка альта углы закруглённые, а у скрипки – прямые и острые.

Такие различия во внешних качествах привели к разному звучанию.

Звучание

Из-за того, что альт больше, он производит звуки более низкого регистра, скрипка – высокого. Вследствие этого, и настраиваются они по-разному.

Альт настроен на диапазон от «до» малой октавы до «ми» третьей октавы. По звучанию он представляет собой что-то среднее между скрипкой и виолончелью, так как настраивается на квинту ниже первых, и на октаву выше вторых. Скрипка настраивается по квинтам и выше.

Плюсы и минусы альтов

Альтовая специальность – это не тот класс музыкальной школы, в котором обучаются с раннего детства. Музыканты, владеющие искусством игры на альте, начинают путь с изучения скрипки, и только после ее освоения осуществляется переход на альт.

Больше всего подходят для игры на альте юные музыканты, обладающие:

  • высоким ростом и длинными руками,
  • крупными ладонями и длинными, сильными пальцами.

Среди музыкантов-исполнителей на альте количественно доминируют мужчины, но и женщины часто встречаются и в музыкальных коллективах.

Популярность инструмента среди исполнителей обоих полов связана с большим выбором размеров – они бывают небольшие, «женские» и более крупные, «мужские».

Техника игры на альте, приемы и штрихи, те же, что и на скрипке. Но из-за того, что исполнителю приходится придерживать инструмент большим пальцем левой руки (у скрипачей этот палец не выполняет подобной функции), виртуозность альтиста уступает виртуозности скрипача.

На первый план выходит культура звука и его философское начало, что требует от исполнителя в процессе освоения репертуара вдумчивой работы, лишенной механических повторений, как например, при игре на .

На основе этих особенностей можно выделить следующие преимущества:

  • большой выбор размеров и для женщин, и для мужчина;
  • альт – та специальность, которую можно выбрать в позднем возрасте и достигнуть успехов, так как техника игры не отличается высокой степенью виртуозности;
  • альт – не слишком распространенная специальность, поэтому она востребована в большинстве музыкальных коллективах.

Не стоит пренебрегать некоторыми неприятными особенностями инструмента, среди которых:

  • большой вес – ежедневные упражнения в мастерстве игры приводят к дискомфорту в левом плече;
  • решив обучиться игре, следует, в первую очередь овладеть скрипкой, без этого стать альтистом невозможно.

Интересные факты

В 70-е годы прошлого столетия знаменитый музыкант Юрий Башмет купил альт, изготовленный в середине XVIII века Паоло Тасторе в Италии. Чтобы приобрести уникальный шедевр, ему пришлось играть на дискотеках.

Есть и другие интересные факты, связанные с этим инструментом:

  • Так же, как когда-то в мире классической музыки не относились серьезно к новому инвентарю музыкантов, также сегодня альтисты являются частыми героями анекдотов.
  • Начиная с середины прошлого века, некоторые европейские и американские рок-группы проявляют интерес к альтовым аранжировкам.
  • Интересно, что стоимость скрипок итальянских мастеров дешевле, чем цена на более крупного «собрата» тех же производителей.
  • В 2011 году в Португалии собрался самый масштабный ансамбль альтистов из 321 человека.
  • Во Франции чудесным образом сохранился один из первых экземпляров, который был выполнен в числе других инструментов по приказу короля Карла IX. Остальные шедевры были уничтожены в ходе Французской революции.
  • Секреты изготовления шедевров до сих пор бережно хранятся лучшими европейскими мастерскими. Несмотря на существующие стандарты, каждый производитель бережет свой профессиональный подход к делу.

Самые великие композиторы в разные времена виртуозно владели альтом. П.И. Чайковский и Д.Д. Шостакович выделяли в своих знаменитых произведениях для него важные партии. Сегодня родоначальник скрипичного семейства продолжает свое шествие по истории музыки. Россияне могут гордиться тем, что лучшим альтистом современности признан Юрий Башмет, который переиграл более 200 произведений, а на своих концертах выступает с шедевром, который когда-то держал в своих руках В.А. Моцарт.

К основам: детали скрипки

Чтобы понять какие факторы влияют на качество звука отдельного инструмента, сперва напомним, как работает скрипка (Рис. 1b). Ее звук возникает в момент трения смычка, движущегося по одной или нескольким струнам. Струны, натянутые колками с определенным усилием, настроены так, что их базовые частоты составляют около 200, 300, 440 и 660 Гц, что соответствует нотам G, D, А и E. Но сами по себе струны почти не издают звука — чтобы он возник, энергия от вибрирующей струны должна передаться корпусу инструмента — так называемому звуковому коробу. Основную часть звука производят деки скрипки, работая наподобие раструба динамика.

Струны поддерживаются подставкой, которая не только ограничивает длину вибрирующей части струны, но и исполняет роль механического преобразователя. Подставка преобразует поперечные колебания струн в разнообразные моды (типы) колебаний звукового короба, и, поскольку сама имеет резонансные моды, то играет ключевую роль в формировании звука инструмента.

Верхняя дека скрипки вырезается из мелкослойной ели, для нижней деки и обечаек обычно используется клен. На верхней деке вырезаны два изящных эфа, характер которых часто помогает идентифицировать автора ценного инструмента, поскольку ярлык внутри скрипки может быть подделан. Эфы играют несколько важных акустических ролей — разрывая плоскость верхней деки, они не только влияют на ее колебательные моды в зоне самых верхних частот, но и, что важнее, усиливают звук в зоне низких частот. Это происходит за счет «воздушного резонанса Гельмгольца», при возвратно-поступательном движении через них воздуха. От размера площади эфов и объема корпуса зависит высота основной резонансной частоты инструмента — единственного акустического резонанса, целиком подвластного контролю лютьера.

Еще в начале XVI-ого века было установлено, что силу звука струнных инструментов можно увеличить, если установить между деками возле ножки подставки опору — «душку». Сила колебаний струн, возбужденных смычком, приводит в колебание подставку, которая в свою очередь вызывает усиленные колебания дна верхней деки. Благодаря этому уровень звукового излучения скрипки увеличивается, и ее звук становится намного более сильным.

На скрипке также имеется «пружина», приклеенная под верхней декой, которая нужна для сохранения энергии, рассеиваемой акустически неэффективными модами высоких частот. С целью укрепить инструмент и увеличивать силу его звука в XIX-м веке размеры пружины и душки были увеличены.

История альта

В XVI веке большой популярностью пользовались виолы – инструменты, чем-то напоминающие современный альт. Над совершенством формы последнего трудился знаменитый Страдивари, его гению принадлежат лучшие образцы. Музыканты несправедливо пренебрегали использованием новинки, предпочитая виолы. Они тогда переживали период расцвета.

В течение двух веков альт завоевывал мир, конкурируя с предшественником. Итальянские мастера, популяризируя свой инструмент, смогли доказать музыкальному сообществу, что резонансный насыщенный звук и диапазон придает общей оркестровой картине ноты, которые нельзя извлечь из других инструментов. При помощи них в мелодиях можно ярче передать грусть, мольбу, скорбь.

Найти качество: как сделать хорошую скрипку

Как высококлассные скрипичные лютьеры оптимизируют звук инструмента при его построении? Все начинается с выбора наиболее высококачественной древесины для дек. Дерево простукивают молоточком и оценивают насколько хорош его «звон». Следующим важным моментом является умение вырезать из массива древесины сами деки

Работать следует тщательно и осторожно, чтобы получить нужную степень изгиба свода и необходимые толщины. Лютьер должен знать, как правильно скорректировать деки, чтобы получить прекрасно звучащий инструмент

Для этого, как правило, лютьеры не только подгоняют толщины, проверяя «чувствительность» дек на изгиб, но и оценивают звук при выстукивании различных зон дек костяшками пальцев. Этот традиционный заменитель общего анализа основан на вычислительной мощи мозга скрипичного лютьера.

Однако 50 лет назад сформировалась группа скрипичных лютьеров, которые попытались найти научный подход к созданию скрипки. Пионером в области скрипичной акустики в США была Карлин Хачинз/ Carleen Hutchins. В 1958 году она основала Струнное Общество Америки вместе с Уильямом Саундерсом/ William Saunders, известным по «сцеплению Рассела-Саундерса/Russell-Saunders» и Джоном Шеллингом/John Schelling, бывшим директором исследований радиоволн в Лабораториях Бэлла. Сейчас Карлин Хачинз почти 90 лет, но она все еще активно работает. Общество объединяет скрипичных лютьеров и ученых всего мира, пытающихся понять природу скрипичной акустики и оказывающих научную помощь лютьерам для улучшения качества их инструментов.

Та традиционная практика по сгибанию и выстукиванию дек, которая издавна использовалась скрипичными лютьерам, уступает свое место контролируемыми измерениями. На этапе вырезания дек их тестируют, устанавливая горизонтально над большим динамиком. Акустические резонансы, возбуждаемые динамиком, могут быть обнаружены по поведению рассыпанных по поверхности дек блесток. Когда динамик попадает в резонанс, блестки подбрасываются и стремятся к центрам узловых линий резонансных мод (Рис. 7). Далее необходимо утончить или «настроить» первые несколько резонансов свободной деки на определенные частоты с получением типичных узловых картин.

Рис. 7. Если свободно подвешенную над динамиком деку посыпать блестками, то подскакивая они устремятся к линиям узлов важных низкочастотных резонансов. Чтобы скомпенсировать естественные отклонения в свойствах древесины, многие научно подготовленные скрипичные лютьеры регулируют степень выгиба свода и толщины дек, стремясь получить резонансы на определенных частотах и определенные узловые картины инструмента.

В отношении лучших Итальянских инструментов, к сожалению, проводилось очень мало таких измерений, поскольку их владельцы, естественно, отказывались позволить их разбирать ради научных экспериментов. В отношении результатов тех немногих испытаний, которые были проведены, известно, что ранние Итальянские лютьеры, вероятно, настраивали резонансные моды дек (которые они могли выявлять через выстукивание) на точные музыкальные интервалы. Это вполне могло иметь место в связи с преобладающим во времена Ренессанса представлением о «совершенстве», измеряемом числовыми пропорциями.

Члены «научной» школы скрипичных лютьеров могли бы утверждать, что за этим кроется утерянная тайна Страдивари. Однако, видимо это действительно был секрет, поскольку мы не располагаем никакими историческими доказательствами. Несмотря на то, что на базе числовых пропорций было построено много первоклассных современных скрипок, пока нельзя утверждать, что они превосходят лучшие инструменты, изготовленные по традиционной технологии.

Необходимо признать, что ни традиционное мастерство, ни научные методы не могут управлять резонансной структурой инструмента в акустически важном диапазоне свыше 1 кГц. Даже самые крошечные изменения в толщине дек, так же, как и отклонения в свойствах древесины, значительно меняют резонансы в этом диапазоне частот

Кроме того, частоты и распределение резонансных мод скрипки зависят от точного положения душки, которое влияет на возбуждаемые моды. Хорошие исполнители регулярно носят свои инструменты скрипичным лютьерам, чтобы настроить их звук за счет смещения душки и подгонки подставки, что говорит о том, что ни у какого инструмента нет уникального набора колебательных характеристик, даже у инструментов Страдивари!

Советы

Когда вы выбираете, на каком инструменте учиться играть, на скрипке или на альте, учитывайте размер ваших рук. Альта побольше чем скрипка и лучше подойдет тем, у кого руки побольше. Несмотря на то, что иногда это учитывается при выборе, большую роль, все таки, играет личностное пристрастие. Для более общительного и яркого человека больше подходит скрипка, тогда как альт больше подходит для более спокойного и менее страстного человека. Если вы хотите играть разные музыкальные композиции, тогда выбирайте скрипку. Для альта существует меньше музыкальных композиций, но все же не мало.
Если вы ищете способ, как можно получить стипендию с помощью музыки, тогда альт вам очень подходит, поскольку в этой сфере есть не много достойных музыкантов, и как следствие, вы сможете учиться в колледже благодаря тому, что вам нравится делать

В большие оркестры конкурс для альтистов меньше, поскольку нету столько альтистов сколько есть скрипачей.
При выборе обращайте больше внимание на то, нравится ли вам звучание инструмента. Любовь к звучанию инструмента поможет ученику пройти через все нужные часы практики.
Проверьте, сможете ли вы играть

Инструмент, у которого подходящий музыкант, лучше играет, чем тот, у которого много музыкантов.
Если вы учитесь в школе и, возможно, хотите присоединиться к оркестру, тогда у вас есть возможность научиться играть на обоих инструментах, перед тем, как вы решите, какой вам больше нравится.
Поищите квалифицированного учителя музыки. Оба инструмента, скрипка и альт, требуют от преподавателя увлекательного и информативного обучения. Однако, вы можете не найти хорошего учитель музыки по альте по близости с вами, тогда посмотрите в телефонном справочнике, где находится ближайший к вам преподаватель.

Все еще есть тайна?

Для объяснения тайны Страдивари выдвигалось множество теорий. Более ста лет назад наиболее популярной из них считалась идея некого «волшебного» лака.

Главная функция лака состоит в защите инструмента от грязи и пота от рук исполнителя, а также в придании инструменту большей эстетической ценности за счет прозрачного покрытия, подчеркивающего красивую структуру волокон древесины. Однако историческое исследование показало, что лак Страдивари ничем не отличался от лака, который использовали многие изготовители мебели того времени. Клэр Барлоу/Claire Barlow и его сотрудники в Университете Кембриджа использовали электронную микроскопию, чтобы непосредственно идентифицировать многие из основных компонентов лака и материалов, которые использовались для сглаживания поверхности перед лакировкой. Они выяснили, что, скорее всего, такой лак мог быть куплен в ближайшем к мастерской Страдивари магазине фармацевта — помимо того, что в лак попали крылья прилипших насекомых и щепки от пола цеха, не нашлось никакого убедительного доказательства идеи секретной формулы!

Ультрафиолетовая фотография реально доказала, что много прекрасно звучащих Итальянских скрипок, утративших почти весь свой первоначальный лак, были повторно отлакированы в XIX-м веке или даже позже, поэтому вряд ли можно считать состав лака потерянной тайной. При этом отметим, что большое количество лака, конечно, увеличивает демпфирование и ухудшает звук.

Другие исследователи, тем временем, утверждали, что тайна Страдивари состояла в применении вымоченной в воде древесины, из которой вымыты вредные химикалии, а после хорошо выдержанной. И хотя это созвучно с идеей применения древесины для изготовления инструментов из мачт и весел затонувших Венецианских военных судов, научные и исторические доказательства данной гипотезы все же не представляются убедительными.

За последние 150 лет физики добились значительного прогресса в понимании природы звука скрипки. В результате научных «усовершенствований» ведущих скрипичных реставраторов XIX-го века, появилась «модернизированная» скрипка Страдивари с «сильным» звуком. Однако Страдивари был бы поражен, если бы узнал, что современный музыкальный мир ассоциирует его с какой-то тайной. Ему надо было быть ясновидящим, предвидя, что переделанные в XIX-м веке инструменты будут столь прекрасно звучать сегодня, так как современное звучание очевидно не могло не быть чуждым музыкальным вкусам его времени!

Пока наука не смогла найти явных признаков или, говоря по другому, поддающихся измерению параметров, по которым можно отличить звук Кремонских инструментов от самых лучших современных. И, несмотря на то, что некоторые из ведущих солистов играют на современных инструментах, все же самые известные солисты и, что не удивительно, скрипичные дилеры, имеющие прямой интерес в поддержании Кремонской легенды, продолжают оставаться при своем мнении.

Возможно, существует какой-то аспект скрипичного звука, который мы пока не можем распознать. Многие скрипачи утверждают, что могут отличить инструмент с прекрасным «итальянским Кремонским звуком» от другого, скажем, более «французского» звука, как у моей скрипки Вильома, но описать эти отличия физическими величинами нам пока не под силу. Высококлассным скрипачам и психо-акустикам, ученым и скрипичным лютьерам, требуется провести еще много совместных исследований, чтобы решить эту сложную, но столь притягательную задачу.

Публикация данной статьи возможна только с согласия автора Колина Гоуха (Colin Gough) c.goughbham.ac.uk, а также фирмы ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ www.GMstrings.ru, осуществлявшей перевод.

2000

Таким образом, TheDifference.ru нашёл следующие отличия скрипки от альта:

Альт и скрипка имеют сходное устройство, но альт гораздо больше по размеру, имеет удлинённый гриф.
На альте не учат играть с детства, как на скрипке. Для игры на альте нужен человек с сильными руками, поэтому на этот инструмент переходят уже во взрослом возрасте.
Альт настроен на квинту ниже скрипки.

Музыкальный инструмент: Альт

На первый взгляд, этот струнно-смычковый инструмент непосвященный слушатель легко может спутать со скрипкой. Действительно, не считая размеров, внешне они схожи. Но стоит только прислушаться к его тембру – разница заметна сразу, грудное и в то же время удивительно мягкое и немного приглушенное звучание, направленное внутрь себя, напоминает контральто — мягкое и выразительное.

Когда думают о струнных инструментах, альт обычно забывают, отдавая предпочтение его меньшим или крупным собратьям, но богатый тембр и интересная история заставляют более пристально присмотреться к нему.

Альт, можно так сказать – это инструмент философ, не привлекая к себе внимание, он скромно устроился в оркестре между скрипкой и виолончелью.

Звук

Томный, красноречивый, благородный, бархатный, чувствительный, мощный, а иногда завуалированный — так можно описать разнообразный тембр альта. Звучание его может быть не такое выразительное и яркое, как у скрипки
, но гораздо теплее и мягче.

Колоритная тембральная окраска является результатом разнообразного звучания каждой струны инструмента. Самая нижняя по высоте струна «до» имеет мощный, резонансный, насыщенный тембр, способный передавать ощущение предчувствия и вызвать мрачные и хмурые настроения. А верхняя «ля» резко контрастируя с другими струнами, имеет свой индивидуальный характер: проникновенный и аскетичный.

Приемы игры

А вы знаете каких усилий требует игра на альте? Его большой корпус плюс длина грифа требуют от музыканта немалую силу и ловкость, ведь исполнение на этом инструменте сложно даже физически. Из-за больших размеров альта техника игры, по сравнению со скрипкой, несколько ограничена. Позиции на грифе располагаются дальше, что требует большой растяжки пальцев левой руки у исполнителя.

Основным приемом звукоизвлечения на альте является «арко»- перемещение смычка по струнам. Пиццикато, коль леньо, мартле, деташе, легато, стаккато, спиккато, тремоло, портаменто, рикошет, флажолеты, использование сурдины и другие приемы, которые используют скрипачи, подвластны и альтистам, но требуют от музыканта определенного мастерства

Следует обратить внимание еще на один факт: у альтистов, для удобства написания и чтения нот есть свой ключ – альтовый, тем не менее они должны уметь читать ноты и в скрипичном ключе. Это вызывает некоторые сложности и неудобства при игре с листа.

Обучение на альте в детском возрасте невозможно, так как инструмент имеет большие размеры. На нем начинают заниматься в последних классах музыкальной школы или на первом курсе музыкального училища.

Скрипка
– инструмент, который называют и «королевой инструментов», и «царицей оркестра». Написано огромное количество произведений для скрипки соло и в сопровождении оркестра, даже нотную грамоту начинают с изучения ключа, названного скрипичным.

Альт
, хотя и является близким родственником скрипки, такого внимания не удостаивается. Чаще всего его воспринимают просто как большую скрипку, а не как самостоятельный инструмент. Долгое время альт был «скрипкой неудачника», считалось, что если скрипач не подаёт надежд, его можно переучить на альтиста. В последнее время альт стал популярен, появились действительно талантливые музыканты, собирающие полные залы.

Появление скрипки достаточно туманно. Остановимся на одной из общепринятых версий: предками как скрипки, так и альта были струнные инструменты под названием виолы. Они отличались от скрипки тем, что имели более плоскую форму, шесть-семь струн, и играли на них, уперев инструмент в колено. В шестнадцатом веке было уже чёткое разделение на два семейства: виолы и скрипки. Но некоторые исследователи утверждают, что первыми в семействе скрипок были вовсе не скрипки, они появились несколько позже, а альты. Именно они первыми были введены в оркестры и стали постепенно вытеснят тихо звучащие виолы.

Как выбрать альт

При выборе альта стоит обратить внимание на следующие пункты:

  • внешний вид. Корпус не должен иметь трещин и заплаток, небольшие потертости допустимы и не влияют на звук,
  • размер и комфорт игры. Руки не должны уставать во время контакта с ним, звук должен быть равномерным на всех струнах, звуковой переход от самой низкой струны к самой высокой должен быть плавным, незаметным.

Остановив выбор на экземпляре, изготовленном в наши дни, нужно учитывать, что его звук может измениться. Чаще он становится ярче, насыщеннее – для этого инструмент следует «разыгрывать», регулярно упражняясь на высокой громкости звука.

Выбрав старинный экземпляр, изготовленный несколько десятков или сотен лет назад, следует учитывать износ древесины.

Эксплуатировать старинный альт следует бережно, следя за уровнем влажности и не допуская малейших механических повреждений.

Ответа на вопрос «какой альт лучше?» не существует. Инструмент, находящийся в руках музыканта – это его второй голос. Голос бывает разным – ярким или томным, лирическим или призывным. Выбирая свой второй голос, стоит провести с ним много времени, исследуя его, разговаривая с помощью него.

Один и тот же альт в руках двух разных музыкантов звучит отличающимися друг от друга тембрами и красками. Выбирать нужно тот экземпляр, играть на котором легко и приятно и физически и морально.

Обслуживание

Крупный план — зерна канифоли на конце грифа.

При тщательном уходе скрипка может служить и совершенствоваться долгие годы. Ухоженная скрипка может пережить многие поколения скрипачей, поэтому при уходе за скрипкой разумно проявлять кураторский подход. Самое главное, если скопившуюся канифольную пыль не стереть с лака и оставить на достаточно долгое время, она сольется с лаком и ее невозможно будет удалить без повреждений.

Очистка струн от канифоли может существенно изменить звучание. Обычная винная пробка прекрасно подойдет, она незаметно счищает корку канифоли, не повреждая намотку струны. Часто рекомендуется использовать сухую салфетку из микрофибры ; он хорошо задерживает пыль, но издает пронзительный скрип. Ткань с небольшим количеством медицинского спирта эффективна, если позаботиться о том, чтобы защитить верх скрипки от малейшего шанса попадания капель спирта на лак. Обычно избегают употребления алкоголя, так как он легко повреждает лак, что может быть трудно или невозможно восстановить.

Настроечные колки могут иногда обрабатываться « приманкой для колышков », когда они либо скользят слишком свободно, в результате чего струна становится плоской или провисает, либо когда они застревают, что затрудняет настройку. Некоторые скрипачи и мастера используют небольшое количество обычного мела для классной доски на колышках, чтобы предотвратить проскальзывание. «Пеговые капли» (раствор канифоли в спирте) могут иногда использоваться для лечения поскальзывания, но в лучшем случае это временное решение; довольно часто валы скользящих колышков уже не имеют гладко-конической формы, и их следует переоборудовать или заменить.

Для скрипки будет полезно время от времени проверять ее техником, который будет знать, нужно ли делать ремонт.

Скрипачи обычно носят с собой запасные наборы струн, чтобы иметь запасные на случай, если одна из них сломается. Даже до того, как порваться, изношенные струны могут начать казаться усталыми и тупыми, а со временем стать «ложными», создавая ненадежную высоту тона. Еще одна частая проблема со струнами — распутывание металлической обмотки. Струны могут нуждаться в замене каждые два-три месяца при частом использовании. Более высокие струны требуют замены чаще, чем нижние, поскольку они легче по конструкции и обеспечивают более высокий звук — к счастью, их меньший вес также означает, что они дешевле. Цена струн варьируется, и качество струн сильно влияет на тембр производимого звука. Учитель может посоветовать ученикам, как часто менять струны, поскольку это зависит от того, насколько много и серьезно вы играете.

Единственное реальное обслуживание лука — это регулярная чистка палки тканью (для удаления канифольной пыли), повторная прическа и замена кожаной и серебряной проволочной обмотки. Во время игры на смычке часто выпадают волоски, из-за чего его необходимо периодически обновлять, что делается профессионалами примерно за счет нового набора струн. Другое техническое обслуживание может включать замену притирки проводов и кожаной рукоятки или смазку винта. Большие трещины и поломки лука обычно приводят к летальному исходу; их нельзя отремонтировать, как корпус скрипки. Искривленный лук, который больше не является прямым, иногда можно согнуть обратно в исходное положение или повторно изогнуть, но это должно выполняться мастером с нагревом и не всегда бывает успешным или целесообразным. Ослабление волос, когда лук не используется, помогает предотвратить «подпружинивание» лука, потерю выпуклости и растяжение волос. В 2020-х годах будут доступны луки из стекловолокна или углеродного композита, которые будут менее хрупкими. Некоторые луки из стекловолокна намного дешевле деревянных. Некоторые профессиональные музыканты используют лучшие луки из углеродного композита.

Как работает альт

Сам альт выполнен из дерева разных пород.

  • Лицевая поверхность изделия (верхняя дека) на которой вырезаны отверстия в виде латинской буквы «f», изготавливается из ели.
  • Задняя поверхность, нижняя дека, бока и обечайки изготавливаются из клена. Из кленовой породы делают и подставки – специальную деталь, на которой лежат струны. Деки и обечайки покрывают специальным маслянистым лаком, который защищает древесину от коррозии.
  • Из прочного черного, эбенового дерева выпиливают гриф – продолговатую дощечку, к которой музыканты пальцами прижимают струны. Это же дерево используют для изготовления колков – колышек, которые отвечают за натяжение струн.

Принцип работы альта схож с родственными ему скрипкой, виолончелью и контрабасом.

За извлечение звука ответственен смычок – трость с натянутым на нее белым конским волосом.

Музыкант-исполнитель во время игры водит смычком по струнам, держа сам смычок в правой руке, а корпус – на левом плече. В момент трения смычка и рождается звук.

Каждый волосок, используемый для изготовления смычков, имеет чешуйки. Они при контакте со струной заставляют ее вибрировать. Вибрация передается в корпус инструмента, «звуковую коробку», которая выполняет функцию раструба. Звук «выходит» из тех самых резных отверстий на верхней деке.

Альтовый звук не настолько мощен, как, например скрипичный, и поэтому нечасто используется для сольного исполнительства. Однако без него немыслимы классические музыкальные коллективы, такие, как:

  • квартет, в который входят две скрипки, альт и виолончель,
  • оркестр, в который наряду со скрипками входит группа исполнителей на альтах, от четырех до шести человек,
  • симфонический оркестр, где альтовая группа включает в себя от двенадцати до четырнадцати человек.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Вековой опыт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: