Скорочтение: 5 приёмов для быстрого чтения и запоминания прочитанного

«Клиновидные таблицы»

Процесс чтения основан на образах. Например, при последовательном прочтении фразы «Маша ела кашу» в голове сначала появляется образ девочки. Затем мы представляем, что она ест, а после — что ест именно кашу. Другое дело, когда видишь одновременно три слова. В голове сразу возникает образ девочки, которая ест кашу. Это происходит мгновенно и значительно ускоряет процесс чтения.

Чтобы видеть и воспринимать по два-три слова одновременно, необходимо расширять поле зрения. Для этого можно использовать специальные таблицы для скорочтения, которые помогут развить навыки.

Распечатайте «клиновидную таблицу» и сконцентрируйтесь сначала на центральном столбце. Затем медленно спускайтесь взглядом вниз, при этом проговаривая вслух боковые числа. Цель данной таблицы цифр для скорочтения — дойти до конца и увидеть одновременно числа и справа, и слева от центрального столбца.

Техника развития скорочтения «Сбор урожая»

Этот приём также описан в книге Павла Палагина.

Когда вы прочли интересный параграф с полезной информацией и принялись за следующий, это не означает, что знания перешли из книги к вам. Ваш мозг запоминает следующее: «Полезная информация в книге. Если надо будет вспомнить её, то придётся перечитать книгу».

Чтобы информация стала частью вас и перешла в долговременную память, нужно сделать паузу, представить суть прочитанного и проговорить про себя основные моменты.

Три шага техники быстрочтения «Сбор урожая»:

  1. Стоп. Как только вы дочитали законченный смысловой блок до конца, остановите процесс чтения, отведите глаза от текста и сделайте короткую паузу.
  2. Суть. Представьте основу прочитанного текста в виде образа, схемы, ситуации и тому подобного. У вас в голове должны возникнуть главные аспекты новой информации и тот смысл, который они несут.
  3. Проговаривание основы. Постарайтесь ёмко и коротко описать своими словами суть текста, которую вы представили себе. Чем короче, тем лучше.

При этом во время самого чтения важно избегать артикуляции (проговаривания текста). Для этого можно плотно сжимать губы и прикусывать язык

А ещё больше «урожая» можно собрать, вооружившись текстовыделителем и отмечая важные моменты в тексте (не больше 10 слов на одну мысль).

История терменвокса

Все почему-то уверены, что первый синтезатор звука сделал американец Милтон Бэббит. Как бы не так! Самый первый синтезатор звука, а заодно и вообще самый первый электроинструмент был сделан у нас, в России, когда Милтон Бэббит пешком под стол ходил.

В далеком революционном, а потому голодном, 1919 году российский физик-изобретатель и музыкант Лев Сергеевич Термен изобрел совершенно уникальный революционный электронный инструмент, который считается «отцом» всех современных синтезаторов. На нем пробовал играть еще сам дедушка Ленин! Этот инструмент впоследствии назвали в честь изобретателя — терменвоксом (лат. Thereminvox), т.е. «голосом Термена».

Российский «голос Термена» уникален во всем.

Сразу бросается в глаза его внешний вид: у него нет ни струн, ни клавиш, ни труб, ни мехов. Ничего такого, на чем бы можно было играть. Это всего лишь небольшая коробка, из которой торчат две какие-то странные антенны. И вначале даже совершенно непонятно, как играть на этой «рогозе». Вначале даже закрадываются смутные сомнения: а музыкальный ли это инструмент? Но потом, когда он начинает звучать, сомнения, конечно, отпадают. И, как выясняется, антенны тут вообще главные — левая антенна отвечает за громкость звука, а правая — за высоту звука.

Чтобы играть на терменвоксе, не нужно бацать по клавишам, не нужно куда-то дуть, не нужно смычком водить туда-сюда. От него, как и от России, надо держаться на некотором расстоянии. Музыка начинает звучать, если приближать и отдалять руки от антенн. У него нет грифа, нет ладов и не видно — где «фа», а где «соль». Поэтому для игры на терменвоксе необходимо обладать идеальным слухом, ибо все на глазок.

При этом, это самый обычный электронный прибор, работающий на вполне физических принципах.
 

Аппарат состоит из двух высокочастотных генераторов электромагнитных колебаний. Один генератор производит неизменные частоты, а другой — переменные. Разность этих частот и дает звук. Когда музыкант делает пасы перед антеннами, то он меняет тем самым емкость колебательного контура и частоту звука.

Кстати, именно на этом принципе работают и некоторые другие изобретения Льва Термена: автоматически открываемые двери в магазинах и различные охранные сигнализации, которые реагируют на приближение к ним человека. Такими сигнализациями Термена раньше были оборудованы Кремль, Эрмитаж, некоторые зарубежные музеи, а также знаменитая американская тюрьма Алькатрас. И мы можем с гордостью говорить, что наш отечественный терменвокс — это единственный в мире музыкальный инструмент, который помогает ловить преступников!
 

Ныне существует множество зарубежных фирм, выпускающих этот легендарный российский электроинструмент. Однако среди музыкантов наиболее ценится терменвокс «Etherwave», изготовленный фирмой знаменитого Робетра Муга (Moog) (см. фото). Вообще наш революционный инструмент так понравился на Западе, что его продают даже в виде детского конструктора. За границей давно существуют специальные школы, обучающие игре на этом непростом русском агрегате.
 

«Голос Термена» использовали в своем творчестве знаменитые рок-музыканты: Pink Floyd, Led Zeppelin, Space, Beach Boys, Linkin Park, Sting, Depeche Mode и Jean Michel Jarre. На нем играли и наши группы — «Аквариум», «Пикник» и «Сплин». А «космические» звуки, издаваемые терменвоксом, можно услышать в различных наших и забугорных фантастических фильмах. Впрочем, для терменвокса писали музыку и такие серьезные композиторы, как Иосиф Шиллингер, Дмитрий Шостакович, Альфред Шнитке и Дмитрий Кабалевский.

Вот, например, на видео француз Жан-Мишель Жар играет на российском терменвоксе во время концерта в Барселоне. Совершенно феерическое зрелище!
 

Схем терменвокса очень много и все они не очень сложные, но мы приводим самую простую из них, чтобы каждый наш читатель смог смастерить для себя или музыкальный инструмент, или автосигнализацию (см. схему). Кому что нужно.
 


 

Музыка формул

Документальный фильм Алексея Михалева.Телеканал «Россия-24», 29 октября 2016 г.

Лев Термен — выдающийся русский ученый, изобретатель первого в мире электронного музыкального инструмента терменвокс, создатель прообраза современного телевидения. В 2016 году ему исполнилось бы 120 лет.

Жизнь его была долгой и насыщенной на события: десятки патентов на изобретения, долгая жизнь в США, дружба с Альбертом Энштейном.

Разминка «2–3–5»

Любая тренировка начинается с разминки мышц, а когда мы берём в руки книгу, то сразу приступаем к чтению. Чтобы глаза меньше уставали от печатных текстов и работы за компьютером, Павел Палагин в своей книге «Скорочтение на практике» рекомендует сначала «размять глаза», расширив периферическое зрение.

Представьте, что фокус вашего взгляда похож на луч прожектора и вы можете то расширять его, то сужать. Возьмите в руки секундомер, книгу формата А5 (это стандартный книжный размер), расслабьтесь и начинайте водить своим «лучом» по нескольким строчкам сначала слева направо, а затем справа налево.

Первую минуту водите по двум строкам, следующую — по трём, третью минуту — по пяти строчкам. Старайтесь чётко разглядеть все слова друг над другом, но пока не стремитесь понять их смысл.

На последнем этапе упражнения по обучению скорочтению вы должны не «перемещать луч прожектора» по строкам, а уже читать максимально быстро с пониманием по одной строчке слева направо.

<<Форма демодоступа>>

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Вековой опыт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: