Готический шрифт. пошаговые уроки

Еще несколько причин, чтобы начать

Каллиграфия не требует творческого образования или особых навыков. Вы можете даже криво писать еще со школьной скамьи (и это нормально, ведь у всех почерк индивидуальный и зависит от многих факторов, в том числе и от характера), но это вам не помешает освоить данную технику.

Рукописное написание текста здорово развивает мозг. Ученые выяснили, что во время набирания текста на компьютере и при написании его ручкой на листе бумаге наш мозг работает по-разному. Рукописное написание текста развивает критическое мышление и память .

Каллиграфия – отличный способ избавиться от нервного напряжения. Процесс написания букв похож на медитацию: мы концентрируемся на конкретных деталях и отключаемся от внешнего мира.

Создатели прописи для каллиграфии на кириллице Вика и Вита Лопухины говорят по этому поводу следующее: «Нам хотелось бы, чтобы больше людей увлеклись каллиграфией и чаще писали от руки

Это не просто записывание информации, а расслабляющая практика, полезная не только школьникам, которым нужно развивать концентрацию и внимание, но и людям, страдающим тревожностью и депрессией»

Практические занятия каллиграфией отлично развивают творческое мышление и помогают получить положительные эмоции тем, кто любит создавать что-либо своими руками. Это хороший способ реализации энергии и воплощения самых интересных идей, ведь, как вы уже знаете, сфер применения каллиграфии достаточно, чтобы удовлетворить свою творческую натуру .

Особенно полезно изучение каллиграфии для детей. Помните, как в начальных классах мы старательно выводили буквы в прописи? Сейчас чистописанию в школах уделяется мало времени, ученики осваивают письмо в процессе изучения других дисциплин, что приводит к искажению почерка.

Если ваш ребенок начнет практиковать каллиграфию как можно раньше, он добьется отличных результатов: научится писать ровно и красиво, почерк его будет понятен, снизится количество опечаток

Более того, он научится расслаблять мышцы руки и выработает правильную осанку, что очень важно, ведь во время учебы дети проводят большую часть времени за тетрадями и компьютером

Каллиграфия здорово развивает терпение и усидчивость, а эти качества важны не только для детей, но и для взрослых. Так почему бы не объединиться и не заняться этим увлекательным делом вместе?

Если эти доводы окончательно разрушили все ваши сомнения, то пора переходить к решительным действиям и узнать, с чего следует начинать новичкам в этом деле.

Вам понадобится

В начале обустройте свое рабочее место, чтобы можно было сесть удобно, чтобы материалы были под рукой и ничего не мешало. Основные моменты:

  1. Свободное место на столе. Предпочтительна наклонная поверхность. Можно использовать кусок фанеры, оперев его на толстую книгу.
  2. Запас бумаги для письма. Подойдет бумага для принтеров или любая другая бумага, которую не жалко израсходовать (мы будем много писать).
  3. Широкое перо и чернила. Удобно использовать ручку Pilot Parallel Pen.
  4. Кусочек мягкой ткани и вода для вытирания чернил с пера и с ваших рук.

Сядьте прямо, расслабьте плечи, ноги на ширине плеч или чуть шире уверенно упираются в пол. Расположите материалы так, чтобы до них было легко дотянуться. Эта страница должена быть в поле зрения. Устройтесь комфортно.

Где можно применить каллиграфию?

Многие считают, что рукописное письмо давно отошло на второй план, ведь на смену ему пришли современные компьютерные технологии, но это далеко не так. Сегодня некоторые виды письма переродились в искусство, которое находит свое применение в разных сферах, и каллиграфия не исключение. Тем более, кто сказал, что рукописное искусство нельзя «оцифровать»? Вот оно – современное видение древнего ремесла.

Каллиграфия используется в следующих видах деятельности:

Рекламные буклеты, вывески, визики и т.д

Этот вид искусства очень органично вписывается в любой вариант рекламы, ведь он помогает привлечь внимание и сделать рекламу более оригинальной. Конечно, каллиграфу понадобятся знания графических программ, например, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, CorelDRAW, изучить которые можно самостоятельно

Чтобы получить базовые знания, достаточно посмотреть видеоуроки в Интернете и много практиковаться:

  1. Открытки, карточки, поздравительные буклеты. Получать приятные мелочи (например, в виде поздравительной открытки) всегда приятно, а если текст исполнен в каллиграфической технике, получатель точно не останется равнодушным. Некоторые бренды специально заказывают изготовление карточек с приятными словами для своих покупателей, которые прикладывают к покупке:

  1. Дипломы, сертификаты. Каллиграфия широко применяется во многих видах печатной продукции. Такой стиль написания текста может добавить торжественности и официальности там, где это уместно:

  1. Одежда. Каллиграфия – универсальный метод написания букв. Его можно «подстроить» под любую текстуру ткани, фактуру, стиль одежды и сделать уникальной визитной карточкой бренда:

  1. Свадебная атрибутика. Пригласительные, план рассадки гостей, нумерация столиков – все это можно исполнить в едином стиле, применив каллиграфию. Это добавит празднику индивидуальности и подчеркнет общую концепцию торжества:

  1. Декорация мероприятий. Каллиграфия широко востребована при изготовлении фотозон и украшении праздничного пространства:

  1. Роспись стен. Речь идет как о внутренних стенах квартир и домов, так и об уличном искусстве. Граффити с элементами каллиграфии способно украсить любую улицу, если, конечно, оно выполнено со вкусом и соответствует нормам приличия:

  1. Меловые доски в кафе. Наверняка вы замечали, что в заведениях общепита стало модным размещать объявления или меню на меловых досках. Согласитесь, такой вариант применения каллиграфии редко остается незамеченным и смотрится довольно оригинально:

  1. Постановка почерка. Часто, когда необходимо выработать красивый почерк, детям даются упражнения, связанные с изучением каллиграфии. Такой подход в практических занятиях дает отличные результаты:

  1. Свободное творчество. Искусство – это полет мыслей и фантазии. Каллиграфию можно применять в любых сферах, где она будет выглядеть уместно: тату, обложки книг, украшения :

Вариантов использования каллиграфии множество. И если вы до сих пор, при всем желании научиться этой технике письма, откладывали обучение в долгий ящик, советуем отбросить все сомнения и сделать первый шаг.

Нарушение письма: виды дисграфии

Среди детей школьного возраста все чаще выявляют нарушения письма. Это явление называют «дисграфией». По приблизительным подсчетам — от 5 до 20% детей школьного возраста имеют этот недостаток. Среди мальчиков нарушения письма встречаются в 4 раза чаще, чем у девочек.

Дисграфия — это длительная неспособность овладеть навыками правильного письма человеком, который имеет нормальный уровень интеллектуального и психического развития, а также не имеет проблем со зрением или слухом. Дисграфия может проявляться в различных формах и стадиях тяжести. Иногда ребенок не способен воспроизвести какой-то определенный элемент буквы, а в другом случае — дисграфия проявляется в невозможности вообще овладеть письмом даже на элементарном уровне.

В соответствии с этим существует три вида дисграфии:

  • акустическая;
  • моторная;
  • оптическая.

Акустическая дисграфия проявляется в неумении распознавать на слух отдельные звуки (особенно сходные по звучанию). Это приводит к проблемам в их воспроизведении на письме.

Моторная или графическая дисграфия проявляется в нарушении движений руки во время письма, связанна со зрительным и звуковым восприятием звуков.

Оптическая (зрительная) дисграфия возникает тогда, когда ребенок не может соотнести зрительное впечатление с написанием звука на письме. Иногда подобные буквы дети путают на письме, например н-п, ш-щ, п-и, н-п и т.д. Часто такой вид дисграфии проявляется в написании лишних элементов букв или зеркальном их изображении.

Иногда причиной дисграфии могут быть нарушения психо-эмоционального состояния ребенка. Психологические травмы, переживания могут вызвать длительные нарушения как речевой, так и письменной деятельности ребенка.

При обнаружении дисграфии у ребенка важно направить соответствующую коррекционную работу на исправление нарушений письма, при этом важно сконцентрировать внимание вокруг решения нескольких важных задач. Первая задача — преодоление оптических проявлений дисграфии и ускорение времени изучения правильного написания букв. При формировании навыков правописания данной буквы, необходимо предложить детям разнообразные упражнения с моделированием:

При формировании навыков правописания данной буквы, необходимо предложить детям разнообразные упражнения с моделированием:

Первая задача — преодоление оптических проявлений дисграфии и ускорение времени изучения правильного написания букв. При формировании навыков правописания данной буквы, необходимо предложить детям разнообразные упражнения с моделированием:

  • составить трудную для написания ребенком букву с палочек, спичек;
  • выложить шнурком, слепить из пластилина;
  • составить букву из представленных элементов;
  • показать правильно изображенную букву в паре, где одна изображена правильно, а вторая зеркально;
  • дополнить недостающий элемент буквы;
  • найти данную букву среди многих других;
  • назвать предмет, похожий на эту букву.

Одновременно происходит написание закрытого и открытого складов: об.аб.бо.ба, бью, б … Потом можно моделировать слова из слогов: баба, бабы, бобы…

Вторая задача — предотвращение возникновения моторной дисграфии. С первых занятий моделируется и графически прописывается предложение с вписыванием изученных слов, например: В моей бабушки есть огород. В моей ____ есть огород.

Третья задача — предотвращение возникновения акустической дисграфии.

При написании букв, обозначающий звуки, различающиеся по фонематическим признакам, можно начать работу с определением твердых и мягких звуков в словах и складах: у-ю, а-я, лук- люк, матч мяч. Дети прописывают склады и слова по данному графическому образцу с обязательным звуко-буквенным анализом и проговариванием. Затем добавляются упражнения по дифференциации звуков с глухотой и звонкостью. Для тренировки этой функции можно выполнять упражнения по словообразованию и словоизменению.

Четвертая задача — формирование активного словаря ребенка с одновременным формированием грамматически правильной речи, например: гора — горы, нос — носик, идти — прийти, зайти, перейти, отойти и т.д.

Коррекционная работа по предотвращению и преодолению дисграфии кропотливая, длительная и требует терпения, как со стороны учащихся, так и учителей, родителей. Главное — она должна продолжаться во время всего периода обучения в школе.

Тренировка навыков письма

Для тренировки навыков письма следует использовать дополнительные прописи для ежедневных занятий ребенка дома. При этом родители и педагоги могут оценивать такую деятельность, учитывая усердие ребенка и успехи при написании определенных элементов или букв.

Не стоит сразу требовать от ребенка переписывать целые предложения и слова

Сначала достаточно обратить особое внимание на написание отдельных букв или их элементов. Для этого можно завести отдельную тетрадь с прописями

Родителям стоит запастись терпением, поскольку обучение правильному письму — это длительный процесс, который нужно чередовать с занятиями мелкой моторики рук, чтобы укрепить мышцы, которые участвуют при письме. Перерывы на упражнения должны составлять не более 15 минут.

Методы тренировки правильности и каллиграфичности письма:

  • Раскраски. Все дети любят рисовать. Это приносит им успокоение, уравновешивания, концентрацию внимания. Для выработки правильности письма рисование тоже имеет свою пользу. Движения юного художника становятся постепенно уверенными, а изображения и линии четкими и очерченными. Ребенок учится чувствовать пространство на бумаге, развивает внимательность.
  • Штриховка. Задания по штриховке рисунка следует подбирать по принципу от простого к сложному. Сначала это будут задания для обводки контура рисунка, а затем ребенок учится заштриховывать его горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями.
  • Срисовывание. Это упражнение предполагает перерисовки определенного рисунка в точности, это вырабатывает внимательность ребенка до мельчайших деталей, учит чувству размеров элементов рисунка.
  • Вырезание фигур по контуру. Начинать стоит с вырезания больших простых фигур — квадратов, кругов, постепенно усложняя объекты.
  • Завязывание узлов, бантов, плетение, вышивание, застегивания пуговиц — каждое из этих занятий способствует формированию мелкой моторики рук, а некоторые занятия (вышивание или плетение) могут стать хобби ребенка на долгие годы.
  • Составление мозаики, конструктора.
  • Оригами. Научив ребенка искусству оригами — изготовлению из бумаги фигурок животных, можно не только интересно провести время, но и с большой пользой для ребенка.

Инструмент для письма

Сам инструмент, которым пишут, оказывает существенное влияние на качество производимых букв. Пишущая часть школьной шариковой ручки — это «точка». При письме эта «точка» дает на бумаге одномерную линию, каждый момент которой можно упрощенно описать двумя математическими параметрами. Для письма русского уставного почерка, изучаемого на уроках каллиграфии, используется ширококонечное перо, которое при письме дает «ленту» различной ширины. Для описания каждого отдельного момента такого сложного следа потребуется минимум четыре математических параметра. Для простоты сравнения можно письмо шариковой ручкой назвать простым бегом, а письмо ширококонечным пером — усложненным бегом боком или спиной вперед при меняющемся угле поворота вокруг собственной оси. Кажется невероятно сложным, но именно такое упражнение выполняют мозг и руки ребенка при письме ширококонечным пером на каллиграфических занятиях. Ему приходится мыслить не в двух, а, по крайней мере, сразу в четырех направлениях, использовать свои координацию и пространственное мышление на самом высоком уровне. Такого при обычном письме шариковой ручкой не происходит.
Кроме того, конструкция шариковой ручки не предусматривает расслабление мышц пишущей руки, а, как известно из физиологии, периодическое расслабление позволяет сохранять длительную работоспособность. Для детей, начинающих писать и только формирующих свое отношение к процессу письма, этот момент чрезвычайно важен, так как оказывает значительное влияние на отношение ученика к рукописному труду в целом. Именно поэтому многие дети, испытывающие серьезные нагрузки на мышцы рук и спины при письме шариковой ручкой, стремятся расслабиться в буйном поведении на школьных переменах, а также начинают искать альтернативу письму шариковой ручкой. Очевидно, что заменить письмо шариковой ручкой в настоящее время возможно либо компьютерным набором, либо каллиграфическим письмом.
Русская каллиграфия оперирует в основном двумя видами инструментов: ширококонечным и остроконечным перьями. Письмо пером и чернилами помогает понять структуру букв и ритм письма, что невольно положительно отражается на обычном почерке. Опытные каллиграфы советуют начинать изучение искусства красивого письма с освоения одного из классических исторических каллиграфических почерков, выполняемых ширококонечным пером: буквы в нем конструктивно более понятные, ребенку легче увидеть, из каких элементов они состоят и как пишутся.

Сетка для готического шрифта

Высота букв зависит от ширины пера. В готическом шрифте для строчных букв обычно используется строка высотой 4.5 ширины пера. Это справедливо для букв «x», «e», «c», «a», «o». Буквы с выносными элементами, такие как «b», «h», «g», «p» имеют высоту 7 ширин пера. Буквы «d» и «t» могут иметь в высоту от 4.5 до 7 ширин пера.

Чтобы померить высоту строки пером достаточно нарисовать лесенку или штрихи в шахматном порядке. Например, вот как выглядит строка высотой четыре пера.

Можно рисовать сетку от руки, а можно сгенерировать с помощью специальных сервисов и распечатать. Как это делается я написал здесь.

Когда вы определитесь с высотой своих букв и подготовите сетку можно начать практику. Начнем с букв «i» и «l». Ниже я привел схему как строятся эти буквы:

Верхняя строка иллюстрации показывает как пишутся элементы буквы по отдельности, на нижней строке – как они выглядят вместе. Конечный результат обведен золотым прямоугольником.

Убедитесь, что держите перо свободно, под углом 45º и начинайте писать.

Готическая «i» состоит из трех частей – это симметричный ромб сверху, короткий вертикальный штрих в середине и второй симметричный ромб снизу, который имеет дополнительный хвостик вверх, если это не последняя буква в слове. Тонкий косой штрих над «i» не всегда встречается в средневековых образцах, но он делает письмо более разборчивым.

Готическая буква «l» пишется почти так же, как «i», только верхний ромбик ставится на высоте семи ширин пера от базовой линии. Буква «l» выше «i» на две ширины пера.

Во время письма избавляйтесь от мышечного напряжения и плохой осанки. Они сделают ваше письмо жестким и неуклюжим. Расслабьте руки и выпрямите спину, не сжимайте ручку пера так, чтобы суставы побелели. Старайтесь двигать всей рукой от запястья до предплечья, не нужно писать только движением пальцев.

Повторяйте каждую букву по несколько раз, стараясь каждый раз улучшить их форму. В начале я писал по одному — два листа в день каждой буквы, чтобы отработать их форму и довести движения до автоматизма.

Слов, содержащих только буквы «i» и «l» не так уж и много, но я рекомендую практиковаться на следующем: li ill illi lili.

Следующие готические буквы, которые мы изучим будут «n» и «u». Они состоят из двух букв «i», соединенных вместе диагональным хвостиком. Расстояние между вертикальными штрихами должно быть 1.5-2 ширины пера. А соединительный хвостик у «n» вверху и у «u» внизу должен лишь соединять эти штрихи по диагонали.

Буквы «n» и «u» состоят из шести последовательных штрихов. Это может показаться слишком сложным и кропотливым, но чем больше вы будете практиковаться, тем легче и быстрее у вас будут получаться красивые готические буквы.

Когда отработаете формы этих букв по отдельности приступайте к написанию следующих слов. Они будут выглядеть потрясающе:

nun lull nil null inn lulu

Отлично! Теперь перейдем к двум менее сложным буквам – «c» и «e». Каждая содержит всего два штриха пером. Вам нужно всего лишь изменить направление каждого штриха примерно посередине, не делая изгибов.

Есть небольшая хитрость в написании этих букв. В левом верхнем углу вы просто соединяете острые концы штрихов, чтобы они образовали прямую диагональную линию длиной в две ширины пера. Это проще показать на рисунке:

Видите? Вы начинаете первый штрих немного ниже верхушки буквы. Убедитесь, что держите перо под углом 45º, относительно базовой линии. Ведете штрих вниз и не доходя до конца поворачиваете по диагонали вправо, опять вниз до базовой линии и немного вправо вверх, чтобы завершить букву тонким хвостиком.

За тем поднимите перо от бумаги и переместите его в верх, так чтобы левый край пера касался верхнего правого угла первой вертикальной линии. Постоянно держите перо под углом 45º. Проведите диагональную линию вниз вправо, чтобы сформировать верхнюю часть буквы.

Этот способ соединения линий будет использоваться и в других готических буквах, а вот еще несколько слов, чтобы попрактиковаться с изученными буквами:

ecu ice eel nice clue lice cull uncle icicle

Слово icicle (англ. сосулька) выглядит так здорово, что хочется писать его снова и снова, получая удовольствие от его прекрасного внешнего вида.

В следующем уроке мы изучим буквы m, w, r, t, h, b, f, k, o, q, p, v. А я желаю вам хорошей практики и выдающихся результатов.

P.S. Чтобы сразу начать практиковать удобно распечатать специальные прописи для готического шрифта.

Статья была подготовлена с использованием материалов сайта calligraphy-skills.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Вековой опыт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: