Экзамены при получении аккредитации?
В первую очередь нужно получить профильное образование. Специальность физическая культура предполагает получение знаний не только по профессии, но и прохождение курсов по воспитательной работе.
Точный перечень зачетов зависит от места проживания и планируемого места работы будущего преподавателя и дальнейшего трудоустройства. Зачастую профильными экзаменами являются:
- профильная подготовка по физической культуре;
- базовые данные по биологии и физиологии;
- грамотное обращение русским языком.
Особое внимание следует уделять физической культуре, как профильному предмету. Ее в обязательном порядке сдают в виде программной экзаменационной дисциплины
Это значит, что для поступления на специальность учителя физкультуры нужно не только предоставить результаты ЕГЭ, но и пройти дополнительное испытание. Главная цель – выявить у абитуриента физические возможности. Среди обязательных испытаний можно выделить приседания, отжимания и подтягивания.
Стоит обратить внимание! В центрах подготовки https://ooo-ado.ru/stm_lms_course_category/perepodgotovka-po-fizicheskoy-kulture/ и высших учебных заведениях будущему специалисту, отдельно предстоит прохождение теории и сдача экзаменов по нормативу профилирующей дисциплины. В зависимости от выбранной кафедры, должны быть засчитаны личные нормативы, для получения аттестата
Учитель физической культуры – сложная специальность, которая требует глубокого погружения в предмет, обладания расширенными компетенциями. Преподаватель должен иметь личные навыки в разных видах спорта, должен отличаться развитым физически телом, владеть педагогическими знаниями. Немаловажный фактор заключается в нахождении глубокого контакта с учениками младших классов и подростками.
Сколько получают
Средняя зарплата физрука по стране колеблется в пределах 15–25 тысяч рублей в месяц. Выслуга лет, уровень квалификации, дополнительные часы, классное руководство и премия могут несколько увеличить эти суммы. Размер дохода зависит также от региона проживания. Так, в Москве средний уровень заработной платы педагога превышает 50 тысяч рублей, в Санкт-Петербурге – 40 тысяч рублей. В отдаленных регионах, таких как Ямало-Ненецкий округ, Чукотка, Ханты-Мансийский округ, Магаданская область могут платить более 70 тысяч рублей. Однако в селах, маленьких городах и райцентрах физрук получает около 15–20 тысяч рублей.
Плюсы и минусы профессии
Профессия учителя отличается рядом положительных моментов:
- регулярная оплата труда без задержек выплат;
- наличие полного социального пакета и пенсионного обучения в будущем;
- продолжительный отпуск, который приходится только на летнее время;
- интересная работа с детьми разного возраста;
- возможность проводить занятия на свежем воздухе;
- поддержание физической формы и общего развития тела;
- возможность работы по совместительству в фитнес-центре или спортивной школе.
Как и в любой профессии, профессия отличается недостатками. В первую очередь это высокая ответственность за здоровье и жизнь детей
Это особенно актуально, так как придется со вниманием относиться к каждому ребенку в большой группе. Также в государственном учреждении будет не слишком высокая заработная плата, хотя с приобретением опыта можно устроиться на работу в частное детское учреждения
Основные причины
Конфликт с учителем физкультуры — классический пример конфликта ребенка и взрослого, читай: конфликта поколений. Причин данного конфликта может быть великое множество. Дело может быть в ребенке или в учителе, а, скорее всего, в обоих сразу.
Как правило, урок физкультуры — строго регламентированное по времени и распорядку занятие. Ни один учитель не потерпит, чтобы после его команды «Бегом, марш!», дети начали бежать кто куда, с разной скоростью, устраивая полнейший балаган. Или, выполняя упражнение «Прыжок через козла», один ребенок бы прыгал двумя ногами вперед, другой — спиной вниз, а третий и вовсе в прыжке выполнял сальто.
Учителя физкультуры требуют порядка и дисциплины: ровный строй бегущих, четкое выполнение упражнений, спокойствие и сосредоточенность во время урока. И они правы: от этого зависит безопасность и здоровье детей.
Но, как правило, именно данный «авторитаризм» учителя и становится первопричиной конфликтов. Дети, попадая из творческой среды в физкультурный зал, не сразу могут принять правила, действующие внутри этого помещения. Они хотят вести себя так же, как ведут всегда: свободно, творчески, раскрепощенно. Ребенку скучно вести себя правильно и как все, он хочет свободы. Учитель же в выражении этой свободы видит не детскую шалость, а невоспитанность, неуважение, нежелание слушаться. Отсюда — конфликт.
Еще одна частая причина конфликтов: желание детей занять как можно более высокое место в окружающем их социуме. Иными словами, мальчики начинают «выпендриваться» перед друг другом и перед девочками, намеренно не слушаться учителя, показывая свою «крутость» и так далее. Все это ведет к отсутствию дисциплины и, как правило, к конфликту. Ведь где еще, как не в физкультурном зале, можно вести себя неподобающе? В классе проявить свое «Я» намного сложнее — там существуют чуткие правила, которые нельзя нарушать: нужно сидеть за партой, нужно сидеть молча и т.д. В зале же все классные устои рушатся, а высокий потолок и огромная территория спортзала буквально способствует раскрепощению и свободе.
Где можно работать?
Учитель физкультуры может заниматься воспитанием подростков, детей младшей школы, дошкольников и молодежи в рамках профессии. Работа предполагается в следующих учебных заведениях:
- дошкольного образования;
- частных и государственных школах;
- средних профессиональных учреждениях;
- вузах с разными специальностями.
Физическая культура делится на различные направления, отличается в спортивных секциях и школах с общим профилем. В результате ребенок получает всестороннее развитие, в том числе приобретает хорошую физическую форму.
Чтобы успешно работать по специальности, необходимо знать особенности физиологии мальчиков и девочки, их выносливость на разных этапах строительства. Также нужно ознакомиться с особенностями школьной гигиены. Также учитываются спортивные нормативы для каждого класса.
Сколько получает учитель физкультуры?
Зарплата учителя физкультуры в России точно так же, как и у других педагогов, состоит из оклада и надбавок. Однако, учитывая специфику работы в общеобразовательных школах, на большую стимулирующую часть учитель физкультуры вряд ли может рассчитывать. Разве что у него действительно будут солидные личные достижения – он будет регулярно устраивать спортивные праздники, его ученики будут занимать первые места на районных или городских состязаниях и т.д.
Однако учитель физкультуры может найти и дополнительный источник дохода. Например, он может окончить соответствующие курсы и затем организовать группу для занятий йогой или фитнесом, или оказывать услуги общего или спортивного массажа.
Зарплата в регионах
В среднем зарплата учителя физкультуры в России составляет порядка 20-25 тысяч рублей (по разным оценкам). Больше всего вакансий по этой специальности открыто в Республике Татарстан и на Алтае. Самый высокий уровень зарплаты у педагога, который работает на Севере. Например, на Чукотке учитель физкультуры может получать порядка 55 тысяч рублей. На Сахалине и в Ямало-Ненецком АО уровень зарплаты также может составлять до 50 тысяч рублей. Однако такой уровень достигается исключительно за счет повышающих региональных коэффициентов.
В Москве учитель физкультуры может получать 46-47 тысяч рублей в месяц. В Санкт-Петербурге его зарплата составит 30-32 тысячи рублей. Примерно 28-29 тысяч рублей педагог может получать в Белгороде. Но в большинстве городов уровень доходов намного ниже – например, в Омске один из самых маленьких показателей, порядка 17 тысяч рублей.
Профессиональные и личные качества
Мастерство учителя определяется не только имеющимися профессиональными достижениями, но и личностными качествами. Навыки коммуникации с детьми приводя к быстрому освоению программы.
Можно выделить следующие профессионально значимые качества личности:
- мировоззрение;
- педагогические способности;
- положительное отношение к работе;
- профессиональные умения, знания и навыки;
- внедрение новых разработок и методик;
- общая эрудиция;
- применение психологических навыков;
- широкий кругозор;
- педагогическое мастерство;
- увлеченность собственной работой;
- педагогический такт;
- ораторское искусство;
- навыки коммуникации.
Среди самых важных качеств преподавателя можно выделить умение работать с детьми и налаживать с ними хороший контакт. Здесь требуется интуиция, внимательность, умение контролировать одновременно несколько процессов. К положительным моментам можно выделить психологическую и физическую выносливость, ведь в течение дня приходится контактировать с детьми разного возраста и уровня подготовки.
Только при обладании нужными личностными качествами можно стать хорошим преподавателем. После освоения профессии можно поступить на работу в частной или государственной школе.
Карьерный рост
В рамках преподавания физической культуры в образовательных учреждениях карьерный рост практически невозможен. Педагог может освоить смежную специальность, чтобы получить дополнительную квалификацию и увеличить количество учебных часов.
Педагог может использовать возможности так называемого горизонтального карьерного роста. Это предполагает изучение законодательства, физических процессов, высокой степени безопасности и воспитательной работы. Со временем учитель разрабатывает собственные методики обучения, готовит детей к поступлению в спортивные школы. Также допускается преподавание в спортивных секциях, набор специализированных групп по разным направлениям.
Благодаря постоянному развитию и повышению квалификации можно поступить на должность в спортивной школе для детей. Одним из лучших вариантов для оформления на работу становится тренерская позиция в плавательном бассейне, спортивном клубе, центре здоровья или спортивном клубе.
Обратите внимание! С физкультурным или спортивным образованием можно сделать и управленческую карьеру. Как правило, речь идет о руководстве секцией или спортивной школой, а также занятие административной должности в муниципальном органе по контролю над спортивной отраслью
После дополнительного обучения можно набирать группы или заниматься в частном порядке в рамках разных видов фитнеса. Среди самых актуальных становится стретчинг, пилатес или аэробика.
Как правильно объяснить ребенку суть проблемы
Главное — говорить ребенку правду, не обманывать его и не пытаться хитрить. Если проблема состоит в том, что ребенок плохо себя ведет на уроках и из-за этого учитель злится, не нужно рассказывать ребенку сказки о том, что «Директор сказала, что тебя исключат, если будешь так себя вести» или «Будешь себя так вести — придется перевести тебя в другую школу, а там ой какие злые все!».
Необходимо спокойно объяснить правила поведения в спортзале, а также то, почему эти правила были введены и почему их нужно соблюдать.
Очень хорошо помогают абстрактные, но правдивые «пугалки» (что-то вроде детского инструктажа по технике безопасности). Например, как объяснить девочкам, что нужно снимать перед занятием сережки? Очень просто: рассказать абсолютно правдивую историю о том, что однажды девочка в сережках бегала в спортзале, за что-то зацепилась и порвала себе ухо. И это совершенная правда. Собственно, именно из-за этого случая и появилось правило снимать сережки. Не бойтесь травмировать детскую психику — она не травмируется, а уши останутся целы.
Получение профильного образования
Образование педагог физической культуры получают в колледже или специальном учебном педагогическом учреждении. Но этого уровня будет достаточно для преподавания в младших или средних классах. Для получения полного перечня возможностей учитель должен закончить ВУЗ по специальности физвоспитание или охрана труда. Туда можно подавать документы после школы или принять участие в программах по повышению квалификации.
Экзамены для поступления:
• Предоставить результаты ЕГЭ.
• Сдать экзамен по физической культуре.
• Провести собеседование с преподавателями ВУЗа или колледжа.
Срок обучения специалиста – 2-5 лет. За это время он получит знания об организации учебного процесса, сведения о правилах проведения занятий. Каждый пять лет нужно подтверждать квалификацию.
Должностные обязанности
Учитель физкультуры проводит занятия в соответствии с образовательными стандартами и медицинскими нормами. Цели этих занятий:
- Гармоничное физическое развитие с учетом возраста учеников,
- Знакомство учеников с разными видами спорта – легкой атлетикой (это, например, бег на разные дистанции), гимнастикой, командными играми вроде футбола и баскетбола. В регионах, где условия позволяют, это может быть и лыжный спорт,
- Мотивация к занятиям отдельными видами спорта,
- Выработка умения работать в команде,
- Общее укрепление организма, повышение его сопротивляемости заболеваниям,
- Обеспечение физической активности для повышения работоспособности учеников.
При этом занятия, как правило, проводятся в группе, но учитель физкультуры может дополнительно вести отдельные секции. Также он должен заниматься просветительской работой – например, проводить в школе дни здоровья. Кроме того, «физкультурник» может участвовать в организации школьных спортивных состязаний или праздников.
Уроки такой педагог должен организовывать таким образом, чтобы учитывались возможности всех учеников, в том числе и тех детей, у которых есть определенные медицинские ограничения для тех или иных видов деятельности (например, при проблемах с позвоночником физическая активность необходима, но пробежки противопоказаны).
Очень важно, чтобы учитель физкультуры внимательно относился ко всем своим ученикам, поскольку зачастую именно такой педагог первым может разглядеть в ребенке талант к тому или иному виду спорта. Точно так же, как и другим педагогам, учителю физкультуры приходится планировать учебный процесс, составлять в бумажном виде планы и отчеты, заполнять электронный и бумажный журнал
Также в обязанности этого педагога входит проверка исправности спортивного инвентаря. В случае поломки такого оборудования, в зависимости от масштаба неисправности, он должен либо самостоятельно заниматься его ремонтом, либо информировать о возникшей проблеме руководство школы
Точно так же, как и другим педагогам, учителю физкультуры приходится планировать учебный процесс, составлять в бумажном виде планы и отчеты, заполнять электронный и бумажный журнал. Также в обязанности этого педагога входит проверка исправности спортивного инвентаря. В случае поломки такого оборудования, в зависимости от масштаба неисправности, он должен либо самостоятельно заниматься его ремонтом, либо информировать о возникшей проблеме руководство школы.
Теоретически учитель физкультуры имеет возможность даже сделать научную карьеру. Он может на основе своего педагогического опыта защитить диссертацию о системах спортивной подготовки.
Востребованность профессии
Преподавание физкультуры относится к числу одной из самых востребованных специальностей в образовательной деятельности. В вузы поступает множество специалистов, но учебным заведениям нужны только лучшие преподаватели.
Исторически профессия стала пользоваться спросом в начале прошлого века, когда дети начали массово посещать школу
Большое внимание физическому развитию детей уделяли в СССР, Великобритании, Италии и Германии
Особенно важно было хорошо сдавать нормы ГТО. В советское время учитель физкультуры преподавал не только основные навыки физического развития, но и основы рукопашного боя
В советское время учитель физкультуры преподавал не только основные навыки физического развития, но и основы рукопашного боя.
Сегодня профессия также становится более востребованной
Но в первую очередь это относится к хорошим специалистам с большим опытом работы, собственными методиками и разработками, уделяющим ключевое внимание безопасности учеников
Способы разрешения
- Беседа с ребенком. Это первый и основной способ разрешения проблемной ситуации. Безусловно, говорить с ребенком нужно уметь и нужно уметь найти подход, но даже если вы не обладаете никакими знаниями в этой области и у вас нет времени или желания их приобретать, вам нельзя отказываться от бесед с ребенком на проблемные темы. А конфликты — одна из главных проблемных тем. Постарайтесь выяснить, что беспокоит ребенка, почему, по его мнению, произошел тот или иной конфликт, кто и как себя вел. После того, как вы выслушаете позицию ребенка, вы сможете сформировать первичный план действий.
- Беседа с учителем. Именно беседа с педагогом должна стать вторым шагом в вашем плане. Вы, конечно, не судья, но в данном случае, фигурально выражаясь, вы должны являть собой беспристрастный судебный орган. Итак, вы заслушали одну сторону конфликта (ребенка), теперь вы должны столь же беспристрастно выслушать другую сторону конфликта (учителя). Цель: найти истину, установить наличие и причину конфликта.
- Если показания «истца» и «ответчика» не помогли установить полную картину произошедшего, начинайте вызывать «свидетелей»: других учителей, других учеников и их родителей. Это могут быть «случайные» разговоры в фойе школы, или же беседа по телефону — каждая ситуация индивидуальна. Не поддавайтесь эмоциям, не решайте за других. Спокойно и методичнопытайтесь разобраться в возникшей проблеме: почему между вашим ребенком и учителем возник конфликт и каким образом он может быть разрешен.
- Как только все стороны конфликта и все свидетели были выслушаны, вы, скорее всего, сможете понять, что явилось причиной конфликта, и разработать план по его разрешению. Об этом плане вы должны уведомить как ребенка, так и учителя. Идеальная ситуация: беседа втроем, которая закончится «мирным договором» (рукопожатием) между учеником и учителем. Были врагами — стали лучшими друзьями: это идеальная формула детства.
Так можно все-таки или нет?
Казалось бы, чего проще? Хочешь работать в школе – получай высшее педагогическое образование и вперед, к детям! Но понятно, что процесс этот непростой: кто-то не тянет второе высшее финансово, кому-то жаль терять несколько лет на учебу и откладывать вступление в должность. Поэтому первый вопрос звучит так: а можно ли человеку без педобразования работать в школе? Ответы – даже юристами и педагогами – даются противоположные.
Поэтому обратимся к самому надежному источнику – российскому законодательству. Требования о квалификации учителя зафиксированы в Приказе Минтруда и соцзащиты РФ от 18.10.2013 года № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего, основного общего образования) (воспитатель, учитель)”»: «Требования к образованию и обучению: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования “Образование и педагогические науки” или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации».
Т. е. чтобы работать в школе, совсем не обязательно иметь высшее педобразование: можно преподавать учебные дисциплины, смежные с вашей нынешней специальностью. Экономист может стать учителем математики, юрист – учителем истории и обществознания, врач – учителем химии или биологии, переводчику доверят преподавать иностранный язык, а спортсмену – физкультуру.
В Приказе некогда существовавшего Минздрава и соцразвития РФ от 26.08.2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» сказано об учителях: «Требования к квалификации: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” без предъявления требований к стажу работы». В соответствии со ст. 12 ФЗ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» дополнительными профессиональными программами являются программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки. В соответствии со ст. 76 того же ФЗ № 273 дополнительное профобразование можно получить с помощью программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. О них и расскажем.
Кому подходит
Профессия учитель физкультуры в равной мере подходит мужчинам и женщинам. В нее можно прийти, получив специальное педагогическое образование или завершив спортивную карьеру и дополнительно обучившись тонкостям профессии.
Что касается личных качеств учителя физкультуры, то их перечень довольно обширен:
любовь к детям и подросткам, умение ладить с ними;
общительность, искренность и доброжелательность;
трудолюбие и ответственность;
физическая и психологическая выносливость;
устойчивое внимание и умение контролировать несколько процессов одновременно;
наблюдательность, интуиция и умение рассмотреть скрытые способности в ребенке;
честность и справедливость;
требовательность и принципиальность;
умение превратить обычный урок в интересный процесс.
К плюсам профессии можно отнести интересную работу с детьми, часто на свежем воздухе, возможность развиваться и постоянно повышать свою квалификацию. Немаловажная деталь – это социальный пакет и длительный отпуск в летние месяцы.
Главный недостаток – повышенная ответственность за жизнь и здоровье учеников, поскольку уроки физкультуры считаются самыми травмоопасными, а в последнее время участились факты смерти школьников на занятиях из-за ослабленного здоровья. Также можно вспомнить невысокую зарплату, сложности работы в педагогическом коллективе и психоэмоциональные перегрузки.
Немного об аттестации
Подготовительные этапы пройдены, вы работаете в школе, можно наконец-то выдохнуть. Не тут-то было. Жизнь наших педагогов полна сложностей, и одна из них – аттестация.
Уже на будущий год она будет делиться на добровольную и обязательную. Обязательная предназначена для молодых специалистов и задумана как пропуск в профессию. Спустя два года учитель аттестуется на соответствие занимаемой должности и подтверждает его каждые пять лет.
Чтобы учитель прошел обязательную аттестацию, работодатель подает на него представление, с которым знакомит педагога под роспись (хотя бы за месяц до начала испытания). В этот же срок администрация школы сообщает учителю о дате и месте прохождения аттестации. Экзамен состоит из письменных вопросов или компьютерного теста, чтобы определить уровень вашего владения профессиональными методиками преподавания и воспитательной работы.
Добровольная аттестация нужна для получения первой или высшей категории. Заявление учитель подает самостоятельно. Участвовать в аттестации могут и те, кто отработал в школе менее двух лет. Экспертная комиссия оценивает профессиональное портфолио педагога
Важно, что речь при этом идет о повышении категории не как преподавателя конкретного предмета, а касательно должности учителя вообще. Поэтому если вы преподаете, скажем, и физику, и математику, может указывать свои профессиональные достижения по обоим предметам (хотя это специализации разные)
Если учитель хочет присутствовать при экспертизе, он указывает об этом в заявлении.
Подробнее о новых правилах аттестации мы рассказывали здесь.
Вариант 1: высшее образование
Самый затратный по времени и деньгам, но самый надежный способ переподготовиться на учителя – получить высшее педагогическое образование.
Сделать это можно в любом педвузе. В соответствии со ст. 69 закона об образовании после бакалавриата разрешено подавать документы в магистратуру любого вуза, в том числе и по другой специальности. Никто не мешает перевестись в педагогический. Московский педагогический государственный университет предлагает программы второго высшего для обладателей дипломов бакалавра и магистра. Учиться в магистратуре предстоит два года. По программе бакалавриата это займет 4–5 лет. Предусмотрены очное, очно-заочное и заочное обучение. Поступить в МПГУ можно и на бюджет.
В Московском государственном областном университете получить второе высшее образование можно на заочном отделении за 3,5–4 года (бакалавриат) или за 2 года (магистратура), в том числе и на бюджете.
Учебные заведения
Если есть желание быстрее начать работать учителем физкультуры, то можно пойти в ссуз, где учиться нужно 3 года 10 месяцев после 9 класса и 2 года 10 месяцев после 11 класса. Средние специальные заведения спортивного профиля расположены во всех регионах, например:
- Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии Санкт-Петербургского государственного университета;
- Приморское государственное училище (техникум) олимпийского резерва (г. Владивосток);
- Колледж олимпийского резерва им. дважды Героя Советского Союза А. И. Родимцева (г. Волгоград);
- Педагогический колледж им. Н. К. Калугина (г. Оренбург);
- Спортивно-педагогический колледж Департамента спорта и туризма города Москвы.
Получить высшее образование физкультурного профиля в России тоже не проблема. Специализирующихся на спорте университетов, институтов и академий, учитывая масштаб страны, не так уж и много – всего 25, но в любом педагогическом вузе обязательно готовят учителей физкультуры. Подобрать учебное заведение для поступления можно в любом регионе:
- Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. В составе вуза функционирует Институт физической культуры, спорта и здоровья им. И. С. Ярыгина. Здесь учат физруков для работы в школе, в том числе со второй специальностью «безопасность жизнедеятельности». Есть программы магистратуры, связанные с изучением здоровьесберегающих технологий.
- Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина. На факультете физкультуры и спорта можно получить кроме основного педагогического образование по профилям «спортивная подготовка» и «физическая реабилитация». Продолжительность очного курса 4 года, заочного – 5 лет. С дипломом СПО нужно учиться 3,5 года, а после окончания местного училища олимпийского резерва – всего 2 года и 7 месяцев.
- Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар). На факультете адаптивной и оздоровительной физической культуры можно получить диплом по работе с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, а также по системам реабилитации. На факультете физкультуры студенты могут освоить тренерскую или педагогическую специальность.
- Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена имеет в своей структуре Институт физкультуры и спорта. Здесь есть педагогический профиль, при обучении на котором выпускник получает специальность «Физкультурное образование», после чего может работать в общеобразовательных школах.
- Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского учит физруков в своем Институте физкультуры и спорта. Выпускники этого вуза могут преподавать в школах, внешкольных учреждениях, а также ДЮСШ или спортклубах.
Многие выпускники ссузов начинают работать по специальности с младшими школьниками, а потом поступают на заочное отделение профильного вуза, чтобы повысить уровень своей компетенции. Если после бакалавриата продолжить обучение в магистратуре, то можно получить глубокие знания в технологиях физического воспитания и оздоровления, системе спортивной подготовки по разным видам спорта. Это позволит заняться научной деятельностью по специальности.
Описание профессии
На учителя физкультуры возлагаются обязанности не только вести уроки, но и прививать детям интерес к самостоятельным занятиям спортом, формировать навыки бережного отношения к своему здоровью. Основными целями такого воспитания являются:
- общее укрепление организма ребенка, его закаливание;
- гармоничное развитие психических и физических качеств;
- обеспечение нормального физиологического развития организма ребенка;
- повышение работоспособности детей.
Преподавателю физкультуры нужно так организовать урок, чтобы учесть интересы всех детей, в том числе и тех, которые имеют ограничения по медицинским показаниям. Занятия могут проводиться как в общей группе, так и в отдельных секциях. Основными видами физической активности в школах являются:
- легкая атлетика (бег на разные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания);
- гимнастика (перекладина, брусья, конь, канат, бревно, акробатика);
- командные игры (футбол, пионербол, волейбол, баскетбол);
- лыжный спорт.
Физруки могут вести дополнительные кружки, группы или секции после уроков, организовывать спортивные соревнования и праздники, дни здоровья на территории школы или на стадионах. Они также мотивируют учеников к занятиям в спортшколах с учетом интересов и способностей ребенка.
Тревожные симптомы, как их распознать
Проблема школьных конфликтов в том, что родители часто отделены от детей неким невидимым барьером. Родитель может узнать что-либо о том, что происходит в школе, несколькими путями:
- Сходить на родительское собрание (где, скорее всего, речь будет вестись о том, что нужно сдавать деньги на ремонт и охрану, нежели о каких-либо конфликтах между учителями и учащимися).
- Поговорить с ребенком (он, конечно, все тут же нам расскажет…).
- Позвонить классному руководителю (который вообще не в курсе каких-либо конфликтов на физкультуре).
Итак, все перечисленные прямые свободы не работают. Значит, мы должны присмотреться к симптомам. Они весьма стандартны
Родители должны обращать внимание на поведение своего ребенка, на то, не изменилось ли оно резко. Постараться заметить регулярность в поведении: например, если ребенок по вторникам приходит домой не в духе, уж не по вторникам ли у него последним уроком значится физкультура?
Также великолепным симптомом являются прогулы. Если ребенок начал регулярно прогуливать физкультуру, это может быть ярчайшим симптомом того, что у ребенка на этом уроке что-то не в порядке (между прочим, многие родители как минимум закрывают глаза на прогулы этого урока, мотивируя это тем, что «там только покалечат» и «что за ерунду придумали, еще и гоняют их туда-сюда по улицам»). Не в порядке может быть многое: не получается заниматься физкультурой (боится стать объектом насмешек из-за неумения залезть по канату / кувыркаться / быстро бегать и т.д.); конфликт с учителем; конфликт с одноклассниками и прочее.