«О, как прекрасно монашество!»
У меня нет образования, не сложились крепкие социальные и дружеские связи, семьи тоже нет, работа нелюбимая… А может у меня даже есть образование, друзья и любимая работа, но — о! Длинные одежды! Четки до полу! Струящаяся с клобука наметка! Ночные бдения и скромные труды! Как это прекрасно, не сравнить с этим уродливым миром.
А попробую-ка я себя в монастыре!
Нет, дорогой друг. Так в монастырь не уходят. В миру тоже красиво и прекрасно. И труды могут быть не менее скромные, и молитва не менее глубокая. А в монашестве могут быть послушания на коровнике, в канцелярии, в трапезной – физически или интеллектуально тяжелые, скучные, раздражающие, лишающие не то что молитвы – обычного здоровья.
Единственный смысл монашества – желание полностью и безоговорочно посвятить себя Христу. Страх, что в суете дней отдалишься от Него, и радость от того, что можешь быть рядом с Ним.
Фото: monasterium.ru
Как стать монахом.
Если вас не смущает ничего из вышеперечисленного, то морально вы уже подготовились к монашеству. Теперь начните подготовку к монашеству и хотя бы один год выполняйте то, о чем прочли выше. Будет сложно, но если вы действительно считаете, что созданы для этого, вы справитесь с Божьей помощью.
Обратитесь в свой храм, куда регулярно ходите. Вам необходимо рассказать о своем решении священнику. В его силах понять вас или отговорить от ошибки, если это так и есть. Вы узнаете досконально, что такое собой монашеская жизнь, для чего она нужна, как ее принять, как привыкнуть и полюбить ее.
Далее духовник посоветует вам несколько монастырей, куда вам стоит отправиться со своим решением, пообщаться с наставником монастыря, увидеть сам монастырь. Вам могут предложить пожить в монастыре, не отказывайтесь от такой возможности, пока не узнаете, что это такое, ни за что не поймете, что вас ждет в полной мере.
Если вас все устраивает, и вы только подкрепили свою веру и укоренили желание стать монахом, вам предстоит длительная подготовка в стенах монастыря к постригу в монахи. Постриг, вот как правильно называют как стать монахом. Но не огорчайтесь, если вам посоветуют отправиться домой, подумать о своем решении. Значит, наставник монастыря видит, что вы сомневаетесь в своем решении. Сейчас, лучше узнав себя, отдохнув от бренного мира, вы, возможно, лучше его поймете, поймете людей и сможете .
В том случае, когда наставник считает вас готовым к постригу в монахи, вы не станете им тут же. Придется долгое время прожить в монастыре, забыть о человеческих благах, чтобы через некоторое время (для каждого оно свое, но зачастую это долгие годы) стать монахом.
В монастырь уходят для того, чтобы славить Бога
Многим мирянам интересно знать, почему люди уходят в монастырь. Для верующего человека не составит никакого труда ответить на этот вопрос. Дело в том, что монахом становятся для того, чтобы славить Бога.
При этом монах также должен стремиться достигнуть состояния духовного совершенства, то есть святости. Для этого необходимо полностью победить страсти и зло в себе. Только в этом случае монах будет способен нести свет Христовой Истины миру.
Василий Иванович Навозов «Духовное окормление». 1890 год. Монах — это воин Христов, ведущий непрестанную духовную битву со своими страстями ради Царствия Небесного
К сожалению, многие люди просто не в состоянии понять, зачем уходят в монастырь. Связанно это с тем, что ещё в советское время сформировалось мнение о том, что монахами становятся только люди, пережившие большое горе или же неудачники в жизни.
Отсюда и советы даваемые знакомым, попавшим в трудную жизненную ситуацию, уйти монастырь.
Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что монах — это воин Христов.
Часто в монастырях можно встретить бывших уголовников, алкоголиков, наркоманов. Также здесь проживают те люди, которые остались одни. Можно здесь встретить больных и различных искателей «духовных истин».
Все эти люди могут находиться в монастыре, но монахами никогда не станут. Дело в том, что монашество — это добровольное мученичество и возложив на себя один раз этот, крест его нужно будет нести до конца жизни.
Юрий Володин «Монах». 2009 год. Монах удаляется от мира для того, чтобы молится и сконцентрироваться на духовной работе над собой
Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что монах – это воин Христов, ведущий непрестанную духовную битву со своими страстями ради Царствия Небесного.
Для этого он отрекается от мирских соблазнов и удовольствий, чтобы сконцентрироваться на молитве и духовной работе над собой.
Кроме того, монах также обязан нести послушание в монастыре и заниматься в том числе физической работой.
Именно поэтому для желающих постричься в монахи установлен ряд испытаний, цель которых — выяснить, насколько подготовлен человек к монашеской жизни и насколько твердо его желание уйти в монастырь.
Привычка №7. Жить в настоящем.
Некоторым людям очень сложно жить настоящим, наслаждаясь красотой каждого мгновения. Мы часто размышляем о событиях прошлого и переживаем о будущем. Но с помощью практики осознанности можно перенаправить фокус своего внимания и мысли обратно к чувствам и тому, чем мы сейчас занимаемся.
Вы живете здесь и сейчас. Нет никакой пользы от того, что мы будем зацикливаться на прошлом, ведь зачастую оно не приносит нам ничего, кроме сожалений, или на будущем, которое мучает нас своей неопределенностью.
Чтобы понять истинный смысл своего существования и наполнить жизнь счастьем и миром, очень важно научиться жить и ценить каждый миг настоящего. Перевод статьи — 7 Incredible Buddhist Monk Habits That Will Benefit You For A Lifetime via Клубер
Перевод статьи — 7 Incredible Buddhist Monk Habits That Will Benefit You For A Lifetime via Клубер
Привычка №6. Неизменными остаются только перемены.
Все вокруг подвержено переменам. Наша внешность, поведение, отношения, окружение – абсолютно все. По словам буддийского мастера Судзуки, нельзя обрести абсолютное спокойствие, не принимая того факта, что все в этом мире меняется.
И все же мы крепко привязываемся к вещам, а когда сталкиваемся с любыми переменами, то не можем с ними смириться и поэтому страдаем
Вот почему так важно понять, что все, связанное с нашим сознанием, приходит и уходит, даже наши собственные мысли
Мы должны понять, что есть только миг. Зная это, в любой ситуации, вызывающей у нас тревогу, гнев, страх или грусть, мы можем избавиться от негативных эмоций.
Когда вы понимаете быстротечность всего, что вас окружает, вы начинаете отпускать вещи и наслаждаться тем миром, каким он является.
Келья — место жительство монаха
Комната монаха в монастыре — келья. В русских монастырях она обычно выглядит как небольшое помещение на одного или двух монахов.
В ней стоит стол, стул, кровать или жёсткий топчан. Часто можно встретить индивидуальный иконостас или полку для книг. В кельи монах проводит свободное время в молитве или за чтением духовных книг.
Реконструкция кельи по уставу Кирилла Белозерского, Ферапонтов монастырь. Келья — это место жительства монаха
Посторонним вход в келью запрещён. Особенно это касается представителей противоположного пола. В случае нарушения такого запрета и хозяин келии может подвергнуться наказанию согласно монастырского Устава.
Монахи живут в монастыре, где исполняют послушания
Обычно монахи живут в монастырях, хотя существуют случаи отшельничества или затворничества. На жизнь в затворе или пещере монах должен получить благословение настоятеля того монастыря, к которому он приписан.
Жизнь в монастыре починяется строгому расписанию, установленному уставом монастыря. Обычно он регламентирует как молитвенную, так и хозяйственную жизнь обители.
Монахи Псково-Печерского монастыря. Монахи обычно живут в монастыре, хотя существуют случаи затвора и отшельничества
Послушания в монастыре — это та работу, которую выполняют монахи в свободное от молитвы и богослужений время. Послушание преследует две цели:
- хозяйственная. Монастырь требуется содержать в порядке, а у монахов кроме духовных потребностей существуют и телесные. Именно поэтому практически во всех обителях исполняются послушания в трапезной, пекарне, на огороде и т.д;
- воспитательная. Далеко не всем могут молиться и день и ночь. Поэтому свободное от молитвы время может стать для некоторых безделием. Безделие же отвлекает монаха от служения Господу, поэтому сем больше он трудится, тем меньше соблазнов у него будет.
Прокудин-Горский. Монахи, сажающие картофель. 1910 год. Послушание в монастыре назначает его настоятель в зависимости от способностей послушника или инока
Послушания в монастыре назначаются его настоятелем. Он должен видеть и понимать, кого из послушников или монахов куда отправить.
Настоятель также может освободить монаха от послушания вообще, если видит, что вся его жизнь занята исключительно служением Богу. Обычно это относится к тем монашествующим, которые приняли великую схиму.
Как становятся монахами
Подготовка к принятию монашества называется послушничеством. Послушник живёт в монастыре и выполняет различные послушания. Этот этап необходим для того, чтобы человек понял, насколько ему близок такой образ жизни и чувствует ли он к нему призвание. Как правило, послушничество длится 3 года (Правила святых Вселенских Соборов). Если послушник остался твёрд в своих намерениях, то его посвящают в первую степень монашества.
В наше время вступать в монашество могут и молодые люди. Как уйти в монастырь — сегодня популярный вопрос среди верующих. Однако в древности к постригу готовились очень долго. Стать монахом мог лишь достаточно зрелый человек. Постриг был итогом многолетнего искуса (проверки) и подтверждал, что человек действительно призван к монашеству (митрополит Иларион (Алфеев), «Вы – свет мира»).
Всего в русском Православии существует три степени монашества. Первая степень – рясофор (иночество). Вторая – мантия (малая схима). Третья – схима (великая схима). Все они отличаются друг от друга количеством даваемых Богу обетов, послушаниями и монашеским облачением. Схима, как последняя, высшая степень монашества, подразумевает практически полное отрешение от мира. Схимонахи не выполняют никаких послушаний, кроме непрестанной молитвы и, как правило, живут в затворе или отшельниками. В монашеском духовенстве (священстве) существуют следующие чины: иеродьякон, архидьякон, иеромонах, архимандрит, игумен, епископ, архиепископ, митрополит, викарий, патриарх.
Посвящение в монахи называется постригом, поскольку оно сопровождается пострижением части волос будущего монаха. Такой символический обряд совершается в знак принадлежности монаха к Церкви, его добровольной жертвы Богу. Постригаемый произносит обеты, ему даётся новое имя и небесный покровитель, так как с этого момента начинается совершенно другая жизнь. Постриг со сменой имени совершается при каждом переходе на следующую степень монашества.
Привычка №1. Порядок снаружи.
Знаете ли вы, что Будда был принцем? Он мог прожить свою жизнь в материальном достатке, но не стал делать этого. Будда отказался от всего, когда осознал неприятную природу материальных вещей, и того, что они мешают ему обрести внутренний покой. И даже тысячи лет спустя буддийские монахи поддерживают выбор своего Учителя.
Правда в том, что многие из нас, словно одержимые, стремятся накопить как можно больше ненужных вещей. Но, привязываясь к поверхностным преимуществам материального мира, мы оказываемся неспособными на духовное развитие, а именно это и является высшей целью в буддизме.
Если человек хочет достигнуть духовного роста и стать свободным, ему нужно привести в порядок все свое имущество и сократить его количество до минимума.
4) Следующая опасность — это коллективная гордость
Это не только у монашествующих, но это и вообще для ИПЦ очень опасная вещь. Сам я грешный, но зато к какой хорошей организации я принадлежу!.. О коллективной гордости отдельно пишет отец Серафим как раз применительно к той группе людей, которые организовали свою монашескую общину фактически на пустом месте. Он говорит, что «видимость «правильности» может производить духовное самодовольство и пренебрежительное отношение к тем, кто, не будучи членом их группы, — не столь «правильны»».
Отец Серафим дает совет, как с этим бороться. Он пишет: «Чем меньше такая группа находится в центре общественного внимания, и чем меньше сосредотачивается на своей «правильности» и своих отличиях от более старых институтов, тем больший шанс она имеет сохранить свое духовное здоровье». То есть, такая группа должна по возможности меньше находиться в центре общественного внимания.
Здесь мы плавно перешли к боковому, но животрепещущему вопросу женского монашества, к проблеме внешнего вида,
Практиковать аскетизм
Любое потребительство тибетские монахи начисто презирают. Люди много и часто гоняются за теми вещами, которые, по их мнению, сделают их счастливее. Но вся материальная составляющая ничего общего не имеет со счастьем и точно не достигается в погоне за какими-то материальными ценностями. Человек тратит очень много времени на то, что ему совершенно не нужно: новенький айфон, какие-то украшения или брендовые вещи — все это чрезмерная, излишняя суета. Необходимо научиться сократить свои потребности и свести их к минимуму для того, чтобы научиться тратить свое время более рационально.
Думать позитивно
Именно сознание человека отвечает за многое, за то, что с ним происходит. Человек есть то, что он думает. Если у него преобладают дурные мысли, то он, как правило, будет испытывать боль. А действуя с чистыми и добрыми намерениями, он всегда будет обретать счастье, которое словно тень, будет неотступно следовать за ним.
Для того, чтобы жить правильно и позитивно, следует думать правильно и позитивно. Поскольку именно правильное мышление может дать все, что только пожелает человек. А мышление неправильное является злом, которое, в конечном итоге, может полностью разрушить человека. Все поступки, совершенные человеком, всегда возникают из-за его разума. А когда человеческий разум постепенно может измениться, то и соответствующие поступки начнут полностью исчезать.
«Мужчина обязан быть мужественным!»
– Владыко, что такое мужество? Глядя на Вас, складывается впечатление, что в монахи уходят только настоящие мужчины.
– Мужество – это, конечно, дар Божий. Есть мужество, а есть гордыня, когда пытаешься воевать с ветряными мельницами. Слава Богу, если есть силы подвигать себя ради Истины, ради служения Господу и ближнему, ради какой-нибудь благой цели.Монашество – это большая ответственность. А вера – удел мужественных людей.
Ты должен сам себе признаться, что являешься подлецом, грешником, лицемером. Люди с мелкой душой не в состоянии сделать этого. Они будут прятаться за других, оправдывать себя, что еще хуже. К сожалению, гордыня и тщеславие подвигают на то, чтоб мы указывали пальцем на других. А религия – это сопереживание, это когда ты живешь с Богом в сердце.
Ну а мужчина должен оставаться мужчиной при любых обстоятельствах.
– Т. е. мужество – это сугубо мужское качество?
– Почему же? Мужество присуще не только мужчинам. Им обладают и женщины. Возьмем, к примеру, историю про жен-мироносиц. Все ученики покинули Господа, а возле Креста остались мироносицы. Они не боялись ничего.
– Почему нашу Церковь по сей день не воспринимают, почему она всегда гонима: и во времена безбожного советского режима, и сегодня, при независимости?
– Потому что никто не хочет слышать о себе правду. Нравится, когда тебе льстят, когда тебя хвалят. Я считаю, что правду может сказать только настоящий друг, который действительно за тебя переживает. Если кто-то нуждается в тебе из меркантильных побуждений, он будет говорить, что все нормально, и даже глазом не моргнет, когда ты будешь гибнуть. Когда я стал архиереем, столкнулся с этим. Понятно, что архиерей «самый умный, самый красивый…» И ты отдаешь себе отчет, что это тот мышьяк, который медленно, но отравляет твою душу тщеславием и гордыней, потому что сначала противно слушать, потом уже думаешь: пусть говорят, может, что-то действительно сделал. И так потихоньку впадаешь в прелесть. Мы, конечно, все в прелести в большей или меньшей части. Это же не один человек говорит, а десятки людей. Надо уметь обойти все эти грани, сети. Господь вразумляет через болезни и скорби. Тогда и молиться хочется, и Бога слушать.
– А как Вы относитесь к критике?
– Как грешный человек: сразу щеки надуваю, начинаю пыхтеть, багроветь. А сам думаю: дай Бог здоровья этому человеку, что он не побоялся, сказал. Тем более, если он прав. Через пять минут гнев проходит. Вы не можете себе представить, насколько я благодарен таким людям. Готов их расцеловать и на руках носить
Это очень важно. Большая редкость, если кто-то может к тебе подойти и указать, что вот это ты делаешь неправильно
Спустя время ты понимаешь, что в образе этого человека тебя сам Господь посетил. Потому что внутри тебя такой мир наступает, действительно хочется стать лучше, принести достойные плоды покаяния. Я очень благодарен тем людям!
Апостол Иаков говорит: «Исправляйте таковых в духе кротости» (Гал. 6:1), и я так учу. Если ты в гневе, не надо человеку ничего говорить. Лучше промолчи, больше пользы будет. Оно же как: накипело, а я как сейчас… Это неправильно! А вот если духом кротости, то как бы ни было, пусть они там фыркают. Но потом приходят в разум истины, и это слово достигает цели, оно дает плод, зреющий в душе человека.
В монастырь – от несчастной любви!
«Я больше никого не полюблю!» — рыдает двадцатилетняя девушка или сорокалетняя женщина после разрыва с сердечным другом или даже мужем. И уходит трудиться в удаленной обители.
Хорошо, если в монастыре настоятель/ница с опытом, и послушание затянется на несколько лет – а там и героиня остынет. Плохо, если в монастыре ее примут с распростертыми объятиями, через два месяца она напишет прошение на постриг, которое тут же будет исполнено – чтобы помочь сестре справиться со страстями.
Еще через несколько месяцев или недель в сердце начинающей монахини утихнет любовный ураган, и она с ужасом задастся вопросом: «Кто я? Что я здесь делаю?!» — в лучшем случае, она уйдет из монастыря. В худшем – загонит себя в тяжелейшую депрессию или иное психическое расстройство.
Популярное за 7 дней
Спецпроект портала «Православная жизнь»: О гонимых братьях наших помолимся
15.10.21 23:43
Псалом, который нужно читать для принятия верного решения
18.10.21 10:13
Покров Пресвятой Богородицы: об особом смысле праздника, свадебном сезоне, наиболее значимых традициях
13.10.21 20:52
София Киевская. Мозаики
14.10.21 15:39
Митр. Антоний (Паканич): Чем опасно самопревозношение
15.10.21 12:19
Бывают ли несчастливые числа?
13.10.21 17:39
Надвратные церкви Киево-Печерской Лавры
12.10.21 10:35
Покров – день, когда рай спустился на землю
14.10.21 09:42
Текст службы Покрова с переводом и поясениями
13.10.21 14:44
14 октября — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
13.10.21 23:15
Главная обязанность иноков — молитва
Несмотря на обязательность послушания, оно не главное для монаха. Главное для него молитва. В монастыре молитва присутствует в трёх видах:
- Богослужение.
- Молитва в келье.
- Молитва во время послушания и в свободное время.
Татьяна Юмашева. «Тишина». 2005 год. Все монахи в монастыре должны молиться. Это можно делать как на богослужение, так в келье и других местах
Согласно монастырским уставам, принятым в большинстве монастырей, к началу богослужения должно быть окончено любое послушание.
Если это невозможно сделать, его необходимо остановить. Все монахи должны присутствовать на службе, исключение составляют только больные.
Насчитывается 3 формы молитвы монаха.
В тех монастырях, где устав не строг, настоятель может благословить монаха пропустить отдельную службу. Это допускается, например, когда монастырь небольшой и работы на братию налагается слишком много.
В любом случае иноку придётся помолиться в другой форме: за работой или же келейно.
Келия Валламского монастыря. У каждого монаха есть жизненно важная потребность — предстоять в своей келье одному пред Лицом Единого Бога.
Келейное молитвенное правило для каждого монаха определяется настоятелем монастыря или его духовником.
Келейное молитвенное правило для каждого монаха определяется настоятелем или духовником индивидуально. Исполняется она в кельи монаха, иногда в уединении. Остальное же время монах также не должен бездельничать.
Он должен за работой или в свободное время читать про себя одну из молитв. Обычно монахи читают молитву Иисусову (Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного).
Как уйти в монастырь, и что для этого нужно?
Начнем с того, что это не так просто, как кажется. В любой монастырь достаточно сложно попасть. И если кто-то вас обещает «быстро постричь в монаха/монахиню» – бегите подальше. На самом деле в любом монастыре к вам будут присматриваться, выпрашивать о вашем духовном пути, узнают, не состоите ли вы в браке и не бросили ли вы детей (увы, бывают и такие неадекватные случаи). А потом еще несколько лет будут испытывать вас на послушании, прежде чем вы переступите самую первую ступень –рясофорного послушничества (даже еще не малого иноческого пострига).
Поэтому если после посещения монастыря вас стали посещать мысли об уходе из мира, попробуйте начать самостоятельную подготовку к этому событию пока на внешнем, что тоже очень важно, уровне. Начните с отказа от мяса – в монастыре не едят мяса
Соблюдайте все четыре церковных поста, а также среду и пятницу. Приучите себя к ранним подъемам и длинному молитвенному правилу. Почаще ходите в храм – и не только на воскресные богослужения. Выбирайтесь на церковную молитву и в будние дни, и в пост
Начните с отказа от мяса – в монастыре не едят мяса. Соблюдайте все четыре церковных поста, а также среду и пятницу. Приучите себя к ранним подъемам и длинному молитвенному правилу. Почаще ходите в храм – и не только на воскресные богослужения. Выбирайтесь на церковную молитву и в будние дни, и в пост.
Если вы работаете, то продолжайте свое занятие, но посмотрите на это с духовной точки зрения. Представьте, что все, что вы делаете – делаете для Бога, а потому приказы начальства воспринимайте как тренировку к послушанию. Старайтесь избегать светских развлечений.
Откажитесь от телевизора и побольше читайте духовной литературы.
Кстати, среди святоотеческого наследия есть замечательная книга святого Феофана Затворника – «Что есть духовная жизнь, и как на нее настроиться», где в переписке открывается мир девушки, решившейся уйти в монастырь. Святой Феофан Затворник помогает ей пройти этот путь постепенно, укрепляясь в своем выборе, а не следуя эмоциональным порывам, которые могут быть очень горячими в юности, но и быстро остывать. Книга будет также актуальна не только тем, кто хочет выбрать монашеский путь, а вообще всем, кого интересует духовное делание среди суеты мирской.
Кстати, часто задают вопрос: как уйти в монастырь женщине, как уйти в монастырь мужчине?
Внутренних различий нет абсолютно никаких. Все, что описано в статье выше подойдет и мужчинам, и женщинам.
Для женщин лишь стоит добавить, что придется отказаться от косметики и мужской одежды, и приучаться ходить в юбках ниже колена и в скромной не вызывающей одежде.
Пожив так, в миру, как бы «монашеской» жизнью и укрепившись в своем желании уйти в монастырь, вы сможете перейти на другой этап: благословение и выбор монастыря.
Умейте благодарить
Нужно уметь быть благодарным Вселенной за все то, что мы имеем. Всегда есть те вещи, за которые непременно нужно быть благодарным. Будьте благодарными за то, что если даже много не учились, то хотя бы не потеряли слишком много времени, а если даже и потеряли какое-то время, то, по крайней мере, не заболели, ну а если даже и заболели, то хотя бы не умерли.
Нельзя быть настолько пессимистично настроенным, что даже в моменты ссоры быть не способными делать всего несколько вещей, за которые вы могли бы быть благодарными. Ведь сегодня не всем было суждено проснуться утром. Кто-то сделал это вчера в последний раз.
Сердце благодарного человека непременно сделает его великим.