Искусство диорамы. часть 2

1.Введение

Диорама в историческом плане является сценкой, воспроизведенной внутри ящика, осматривать которую можно через специальное отверстие в стенке. Диорама сочетает трехмерный передний план и изобразительный, отраженный на стенках ящика. Понятно, что сегодня это историческое толкование понятие «диорама» устарела так же Статуя Свободы в виде символа страны победившей Демократии. Сегодня, моделисты, по крайней мере, считают диорамой любую трехмерную сценку безо всяких живописных задников — модель, несколько моделей, модели и фигурки, фигурки без моделей, поставленные на основание, имитирующее реальную местность. Вот собственно и все. Продвинутые особи все-таки добавляют к диорамам задники, но теперь задники чаще выполняют фотографическим способом.

Вне всяких сомнений, изготовление диорам является очередным этапом в жизни развивающего свое мастерство моделиста. Пример — модель танка «Шерман». Стоит себе модель, покрывается пылью. Поставим модель на «заснеженное» основание, добавим пару-тройку раздолбанных «Королевских Тигров», разложим вокруг десяток-другой убиенных фрицев и сразу станет очевидной та великая роль, которую сыграл «Шерман» при отражении германского наступления в Арденнах, больше того — во всей Второй мировой войне!

Сценка рассказывает историю

Есть любители поместить модель танка Т-72 на копию улицы Елисейские поля, равно как выполнить стартовый комплекс «Спейс Шаттла» на Красной площади, однако таких шутников-любителей мало. Как правило, диорама не мыслима вне исторического контекста — «сценка рассказывает историю». Последнее слово несет двоякую смысловую нагрузку — просто история из жизни и История с большой буквы. Сложно представить себе сценку из жизни без участия Homo sapiens, поэтому фигурки сапиенсов становятся важным элементом диорамы, не менее важным, чем какой-нибудь панцер.

Размер диорамы особой роли не играет. Зависит размер от габаритов помещения, где будет стоять диорама (или диорамы), масштаба моделей да пожалуй, еще только от личных амбиций моделиста или заказчика. У всех диорам, вне зависимости от размеров, есть одно отличие от реальной жизни: объекты диорамы уплотняются. Реальная пехотная цепь на диораме просто потеряется. Вся сценка должна быть «схвачена» одним взглядом.

История диорам насчитывает, как минимум, полторы сотни лет. К примеру, диорама битвы при Лоди, имевшей место в 1796 г., была изготовлена всего спустя несколько лет после события. Ее и сегодня можно увидеть в экспозиции парижского Musee de l’Armee. Однако долгое время диорама ассоциировалась исключительно с музеем, предметом хобби изготовление диорам стало не так давно. Нас не интересуют гигантские музейные диорамы, нас интересуют диорамы, которые можно оптом размещать на кухонном столе.

Кому по силам выполнить диораму

Изготовление диорам требует не только определенного навыка изготовления моделей, но также знания истории и даже краеведения (а как же иначе местность-основание воспроизвести?). Если вы решились браться за исполнение диорамы с подсветкой, значит, вам потребуются знания в области электротехники и осветительного искусства. По любому, первая диорама однозначно выводит моделиста на новый уровень мастерства.

Не надо пугаться сложностей, их надо преодолевать. Овладев навыками базовых технологий, добиться качественного результата способен едва ли не любой. Попробуйте. Удивитесь, насколько быстрым окажется ваш прогресс и как сильно увлечет вас новый аспект любимого хобби.

Данный труд не имеет смысла штудировать моделистам, которые считают себя супер, точно так же мало пользы принесет он неофитам, с трудом, отличающим Итальери от Восточного Экспресса. Вы довольно успешно собираете и красите модельки, но никогда не делали диорам? Вы — наш клиент! Мы наставим вас на путь истинный.

Как и при постройке моделей, при изготовлении диорам не стоит упираться в известные технологии. Дерзайте, ищите свой путь. Изготовление диорам как раз тот случай, когда не важен способ, а важен результат.

Чтобы делать диорамы совсем необязательно иметь диплом скульптора, художника или дизайнера. Зато наличие минимального воображения совершенно необходимо. Воображение потребуется и чтобы сюжетец придумать, и чтобы объекты на диораме расположить удачно, да даже чтобы новые технологии изобрести!

Руины без взрывов

Что делать, хотим мы того или не хотим, но войны без разрушений не бывает. Не моделисты кровожадны, а действительность жестока. Мы лишь констатируем факт, отражая жизнь во всех ее проявлениях, порой и неприглядных. И наша задача сделать это максимально правдиво, применить наиболее подходящие для этого материалы.

Руины — это элемент наиболее часто встречающийся в диорамах. Привлекателен он своей кажущейся простотой исполнения. Ломать, как говорится, не строить. По это только на неискушенный взгляд

На самом деде, и здесь необходимо внимание и скрупулезность в передаче деталей

Расскажу, как сделатьь любые развалины с наименьшими затратами финансов и времени, получив хороший результат и избежав типовых ошибок.

Нам понадобятся: гипс, пластилин (можно детский) и небольшой лист плотного картона (можно использовать стекло или ДВП).

Это несложный способ отливки руин из гипса в пластилиновой форме, не требующий особых затрат и времени. Хитрость в том, что форма делается только одна по размеру самой большой детали (обломка стены); другие куски отливаются в неё же, в огороженные стеклянными полосками участки.

На картоне раскатывается ровным пластом пластилин, по размеру и форме самого большого элемента руины. Рельеф создается зеркально на отливке выпуклым будет то, что на форме углублено, и наоборот. Например, для имитации участков с обвалившейся штукатуркой и обнажившимися глубже основной плоскости стены кирпичами, на форме надо нарастить на основной пласт тонкий (1-2 мм) слои пластилина с неровными, рваными краями. Затем, наготовив из любого материала штамп — «боковина кирпича», отштампуйте по этим нашлепкам ряды кирпичном кладки (рис. 121). При этом кирпичи будут непроизвольно оттиснуты с различным усилием, на разную глубину, что создаст прекрасный эффект правдоподобности, недостижимый при простом процарапывании швов кладки по ровной поверхности.

Огородив деталь по периметру полосками стекла, заливаем гипс. Для разведения гипса целесообразно использовать воду, подкрашенную черной гуашью. Отливка получится в этом случае «бетонной» — тёмно-серой, что облегчит дальнейшем работу по доводке и окраске.

Перед заливкой отметьте на бортиках уровень, равный толщине стен в масштабе, выше которого не заливайте раствор. В масштабе 1/35 это примерно 12-15 мм.

После схватывания гипса отделяем отливку и еще влажную дорабатываем прорезаем оконные проемы. Торцы стен обламываем в нужных местах, придавая разломам структуру кирпичной кладки. Для этого делаем надрезы с шагом, равным толщине кирпича. Желательно делать разломы живописными, неправильной формы (рис. 125).

Аналогичным образом отливается любое потребное количество деталей с одной формы (рис. 126).

Как правило, уцелевшие в окопных проемах рамы носят следы пожара. Как это имитировать? Только не надо поджигать их по-настоящему, потому что обгорят они не масштабно, но достоверно.

Можно поступить следующим образом: на вырезанные из картона оконные рамы нанести частые насечки, надрезы острым ножом, бессистемно. Можно только на отдельных участках. Окрашиваем обугленную часть черной тушью, затем наносим белила полусухой кистью так, чтобы прокрашивался только выступающий рельеф. Тушь имитирует обугленность, а белила следы золы (рис. 127).

После сборки всех деталей на клею ПВА, приступаем к окраске. Кирпичи темперой, «кирпичного» цвета, полусухой кистью, чтобы не закрасить невзначай и «раствор» в щелях кладки. Оставшаяся же на стене штукатурка может быть любого цвета, а может и иметь следы многократных побелок. Нам тоже можно после первой окраски пройтись по ней мелкой шкуркой, а затем еще повторить цикл покраска шлифование 2-3 раза (рис. 128. 129), изменяя каждый раз оттенок цвета (можно и на контрастный).

Последний штрих следы пожара. Законченность оконных проемов имитируется при помощи огарка подожженной свечи.

Бетонные плиты зданий имеют стальную арматуру, обнажающуюся при разрушении. Её можно имитировать, натянув проволоку в форме перед заливкой гипса (рис. 130). Проволока (б) закрепляется к пластилиновом бортике (а), полученная сетка заливается гипсом (в), а для большей достоверности участок полученной плиты можно раздробить (г), после чего гипсовая крошка очень естественно повиснем в перепутанной «арматуре» (рис. 131).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Вековой опыт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: