Какой юмор привычен зрителю
Олеся
У русскоязычного стендапа аудитория больше, и в каждом баре точно есть стендап: владельцы площадок уже начинают понимать, не боятся сотрудничать, потому что такие вечера приносит доход. С английским сложнее. Часть нашей целевой аудитории – экспаты. Но из-за экономической ситуации в стране сейчас их меньше, чем несколько лет назад. Но все равно у нас набирается полный зал: 35 человек на микрофоны, на мероприятия побольше – 60-90 человек. Плюс мы живем в Москве, тут много людей говорят по-английски, так что нам чуть легче.
Я считаю, что юмор на русском и на английском очень отличаются. Во-первых, аудитория разная. Например, если это какие-то популярные мероприятия как в Stand-up Store, где комики с ТНТ, массовая культура, там уровень один: шутки про гениталии и не то чтобы что-то остроумное или интеллектуальное. В русскоязычном сегменте более низкая культура, более массовая. На английском и юмор немного другой, и аудитория. Тут часто шутки построены на игре слов, а юмор более тонкий.
Маша
Фемстендап – очень полезная штука. Там очень расслабленная, немного раздолбайская атмосфера, никакой редактуры нет – сидишь и просто кайфуешь. Я впервые видела, что с вечеринки никто не ушел! И есть в этом потребность для девчонок.
В тусовке тоже не очень к девочкам относятся, потому что считается, что женщина шутит однообразно, только на тему отношений и быта. Но если бы ребята приходили на фемстендап, они бы поняли, насколько все девчонки разные – как снежинки. Для меня это просто ретроспектива женской комедии на данный момент. Круто всех собирать в одном месте.
Кстати, к фемстендапу больше интереса, чем к обычному открытому микрофону. Вообще, если у мероприятия есть тематика, то на него охотнее идут. Мы как-то проводили вечер черного юмора, и на него пришло больше людей, потому что они понимали, на что конкретно они идут.
Я сама люблю жесткие шутки. У меня своеобразный вкус на юмор, и бывает на микрофоне чисто одна хихикаю. Когда много ходишь на микрофоны, вырабатывается иммунитет к разным шуткам. И меня очень сложно развеселить чем-то.
Настя
Сексизм в юморе есть. Но для зрителей девочка чаще всего интереснее, некоторые даже просят, чтобы выступили девчонки. А вот среди комиков, я считаю, сексизма больше. Он проявляется в мелочах, и я сама этим, честно, грешила: например, есть негласное правило не ставить двух девочек подряд, а только чередовать с мальчиками. Еще некоторые считают, что «бабы шутят только про секс», но все комики, которые так говорят, сами шутят про это. Мне не нравится такие двойные стандарты. Но я вижу, что положение меняется
Я думаю, что у нормальных людей не должно быть такого разделения: люди пришли слушать шутки, и не важно, у кого какие гениталии.
Где встречается
Стендаперы ценятся своим правдивым, иногда наглым, но искренним юмором. Нам кажется, что они говорят все, что придет в голову. Действительно, импровизация бывает, когда нужно как-то среагировать на незапланированные выкрики публики. Но в большинстве их фразы – это материал с четкой структурой, композицией фраз и концепцией. И им нельзя сильно отклоняться от темы.
Это своего рода произведение литературы, которое дополняется едкими фразами и колкими шутками. Из-за того, что это произведение литературы, стендап может встречаться не только в телевизионной программе. Есть специальные издательства, где этот жанр используется, например, в журналистике. Посмотреть стендап вы можете дома на телевизоре или же на концерте известных актеров.
Как писать стендап-комедию за шесть шагов
ДУМАЙ КАК ПРОФЕССИОНАЛ
1. Смотрите и учитесь
Изучите другие комиксы. Начните с таких громких имен, как Крис Рок и Джерри Сайнфелд. Посмотрите их ранний стендап, за которым последуют более свежие выступления. Как развивались их комедийные голоса за эти годы? Сходите в комедийный клуб на живое шоу, чтобы увидеть, как комики структурируют свой сет. Как они открываются и закрываются? Сколько битов в каждом наборе? Сядьте сзади и наблюдайте за публикой. Как часто они смеются? На что они реагируют больше всего?
2. Соберите материал
Не уверен, где начать? Используйте свой личный опыт и напишите то, что вы знаете. Какая культура определяет вас? В какой семье вы выросли? Какие ценности вам прививали? Какой образ жизни и обычаи ты придерживаешься сейчас? Подумайте о своем опыте и немного напишите, исходя из этой точки зрения. Проанализируйте одно из основных взаимоотношений в вашей жизни – с партнером, ребенком, начальником, сотрудником или другом – ищите юмора в простом наблюдении об этом. Даже если вы видите проблеск идеи, запишите ее. Никогда не знаешь, сработает ли это в будущем.
Режиссер и комик Джадд Апатоу считает, что стендап становится лучше по мере того, как он становится более личным – что комиксы, открывающиеся перед публикой, часто оказываются самыми сильными исполнителями. Когда ваш материал вызывает у вас интерес, люди откликаются на него. Посмотрите специальную постановку Apatow на Netflix Джадд Апатоу: Возвращение. Как он превращает личные материалы в шутку?
3. Начните писать анекдоты
Пишите каждый божий день. Выберите идею и подойдите к ней как к рассказу – найдите сюжетную линию и конкретизируйте свою установку.
- Кто персонажи?
- Где обстановка?
- Какая ситуация или конфликт?
Напишите изюминку или две. Изюминка – это всегда поворот сюжета, идущий вразрез с логическим завершением. В некоторых случаях кульминация может быть первой частью раскрытой вами шутки. В этом случае вернитесь к настройке. Если это немного длиннее, включите джебы – забавные моменты в основной части шутки – чтобы аудитория не стала слишком долго смеяться. Помните, что комедия – это раздвигать границы. Если вы покидаете свою зону комфорта, вы движетесь в правильном направлении.
4. Соберите свой номер
Когда у вас будет достаточно шуток для часового шоу, выберите те, которые вы хотите включить в пятиминутный и десятиминутный набор. Расставьте их так, чтобы увидеть, какой порядок кажется естественным. Не втирайте слишком много шуток – оставьте место для смеха. Всегда имейте запасные шутки на случай, если вам нужно сменить направление.
Не думайте о своем поступке как о постепенном прогрессе, а скорее как о едином целом. Пишите переходы между шутками, чтобы создать поток. Ваш поступок составлен. Каждый элемент имеет значение, когда вы играете, от слов, которые вы говорите, до движений, которые их сопровождают.
5. Напишите открытое и закрытое
Ваше открытие – это ценная недвижимость. Это одна из самых важных составляющих вашего шоу, так что не тратьте ее зря. Начало – это ваш шанс показать публике, кто вы есть, а финал дает возможность связать ваше выступление воедино и придать ему смысл. Если вы не знаете, чем закончить, поищите в начале или середине материал, который вы можете снова ввести, чтобы обеспечить согласованность. Если вы будете думать о своей повседневной жизни как о рассказе, это также поможет вам сделать вывод, который удовлетворит вашу аудиторию. Имейте в виду, что финал – это то, что они помнят, поэтому поместите свои самые важные и самые успешные моменты в конце.
6. Репетируйте перед людьми
Единственный способ узнать, работает ли ваш стенд-ап, – это попробовать его перед аудиторией. Соберите друзей, семью или других начинающих комиксов и посмотрите, есть ли у вас шанс на комедийную карьеру. Это поможет вам следующими способами:
Запоминание. Чем больше вы будете выполнять свой распорядок, тем быстрее вы его запомните.
Темп. Сухие пробежки помогут вам определить время и ритм, а также научиться передавать фрагменты в разговорной манере.
Физические жесты. Работайте над своим физическим присутствием. Постарайтесь расслабиться и чувствовать себя естественно во время выступления.
Развитие уверенности. Каждый раз, когда вы выступаете, будь то на сцене или перед случайной группой, вы обретете уверенность в себе и проиграете бой на любой стадии.
Редактирование. Не привязывайтесь слишком к тому, что вам кажется забавным. Аудитория – ваш редактор
Обратите внимание на их реакцию и внесите соответствующие изменения. Если вы получите положительный ответ, сохраните шутку
Если вы слышите сверчков, выньте его из обращения.
Полезная литература по теме
- Библия Комедии — Джуди Картер: книга научит структуре стендап-шуток и даст понять, что стендап — это не дар небес, а ремесло, которое можно освоить.
- Пошаговое руководство по созданию комедийного шоу — Грег Дин: эта книга проведет вас по всем этапам создания стендап-шоу – от идеи до подготовки выступления и репетиций.
- Джон Мэкс «Как быть смешным»: не совсем о стендапе, но о шутках. Как их придумывать, как рассказывать и вообще как развивать чувство юмора.
- The Comic Toolbox: How to Be Funny Even If You’re Not — John Vorhaus: книга о психологии стендаперства. В ней вы узнаете о психологических трюках, которые помогают мотивировать, настраивать себя на рабочий лад и заряжать других людей.
Собирайте идеи
Этим вы должны заниматься постоянно. Носите с собой блокнот и записывайте туда все, что приходит в голову: готовые шутки, идеи для них, просто идиотские ситуации, которые со временем можно превратить во что-то смешное. Скорее всего, 90% из них не пригодятся. Но зато «промывка идей» принесет вам 10% самородков. Из них вы и будете строить свое выступление.
Где еще брать темы для шуток
- Шутите над тем, что сами считаете смешным. Ваши шутки должны быть эмоциональными. Вы сами должны смеяться с них. Искренне и по-настоящему. Поэтому не делайте упор на коммерчески выгодные темы. Смейтесь над тем, над чем хочется.
- Шутите над собой. Самонасмешка – это, пожалуй, самый эффективный способ быстро установить связь с аудиторией. Смейтесь над собой, и вас будут воспринимать не заносчивым снобом, а своим веселым парнем. Это даст слушателям позитивную установку на все ваше выступление.
- Выбирайте распространенные и известные темы. Если ваши шутки будут слишком специфическими, вы рискуете остаться непонятым и услышать эту зловещую тишину.
- Смотрите других комиков. Это не значит, что вы будете заниматься плагиатом. Ищите интересные темы, углубляйтесь, шутите над самими стендаперами или манерой их выступления. Учиться у лучших не зазорно – помните об этом.
2
Основы стендапа или с чего начать новичкам
Stand-up comedy, стендап или стэндап — это форма юмористического выступления, которая характеризуется минималистичностью. Стендапер взаимодействует только с аудиторией, поэтому в его выступлении не должно быть ничего лишнего. Дух внутренней свободы — это одна из важных характеристик стендапа, а значит, вам нужно научиться говорить честно с аудиторий и при этом шутить над актуальными проблемами.
В жанре Stand-up не должно быть ничего наигранного. О чем я говорю? О закадровом смехе, о фразе «Мотор» и тысячах дублях, о правилах и длительности шуток, которые должны вписываться расписание: телепередача/реклама. Все это убивает настоящее взаимодействие с аудиторией. Вспомните первый состав «Камеди Клаб» и их выступления и сравните с шоу, которое есть сейчас. Искренность и свобода — это то, что нужно сейчас людям и то, что они ждут от стендап-комиков.
В Америке на живые выступления комиков приходят тысячи людей, а в каждом большом городе уже открыт комедийный клуб. Стендап постепенно вливается в страны бывшего СССР, поэтому у вас есть возможность стать первым и даже лучшем стендапером в своем городе.
Если изучить выступления знаменитых стендап-комиков, то можно прийти к следующей схеме:
- Одна тема, включающая несколько подтем.
- Выступление сопровождается движениями, шутками, даже небольшими отступлениями от тем.
- Переход между подтемами осуществляется постепенно, посредством шутки.
- Оптимальная концентрация шуток 4-6 в минуту.
Очень важно правильно выбрать тему для стендапа. Так как вы будете взаимодействовать с живой аудиторией, тема должна быть жизненной и актуальной
Основы стендапа и темы для шуток
Я решил сделать небольшую подборку тем для стендапа:
- Бытовые ситуации.
- Религия.
- Политика.
- Отношения между мужчиной и женщиной.
- Работа.
Помните, что публика готова выслушать проблемы, ваши наблюдения и случаи из жизни. Аудитория должна узнать себя в ваших шутках и только тогда вы сможете добиться хорошего результата. А результат у юмористов измеряется смехом и реакцией аудиторией на выступление.
История стендапа как жанра
Комедия – это древнейший вид искусства. Еще во времена Аристотеля она начала свое развитие
И не зря ей уделялось повышенное внимание. Ведь комедия высмеивает жизненные проблемы, показывает выход от неурядиц и невзгод
В экспериментах с разными жанрами и работы с аудиторией постепенно зародился стендап. Как отдельное актерское действо он возник в Англии в 18 – 19-х веках. В те времена люди свободно сидели в залах, могли пить, курить, а на сцене стояла группа людей и веселила народ. В их программу входил номер с выступлением одного комика, который рассказывал смешную историю на интересующую всех тему.
В 60-х годах в Америке этот жанр начал набирать немалые обороты. Это связано с появлением на сцене Ленни Брюса – известнейшего сатирика, сквернослова и хулигана. Этот жанр в принципе и отличается чрезмерной свободой, в словах особенно. Поэтому человек на сцене должен обладать ярко выраженной харизмой.
В России этот жанр начал приживаться в телевизионном формате, так как на видеозапись накладывается смех, делается монтаж. Многие известные актеры стали профессиональными стендаперами благодаря свободе жанра. Павел Воля, Руслан Белый, Александр Незлобин до сих пор являются фанатами российской публики.
Среди англоязычных представителей этого жанра нужно вспомнить хорошим словом Дилана Морана, Эдди Иззарда, Билли Кристала, Джима Керри.
8 советов и уловок для написания стендап-комедий
Джадд Апатоу учит писать, направлять, продюсировать и исполнять комедии для кино и телевидения.
- Научитесь редактировать на лету. По мере того, как вы выполняете больше, вы научитесь чувствовать, когда шутка не сработает на полпути. В такие моменты ваша уверенность позволит вам редактировать строку в реальном времени, сокращая и изменяя ее в зависимости от настроения вашей аудитории.
- Всегда используйте лучший материал и не бойтесь резать. Лучше меньше, да лучше, поэтому удалите те биты, которые не попадают в цель.
- Не забывайте поддерживать разговор. Даже если вы написали свое выступление, исполняйте каждый бит так, как будто вы впервые рассказываете историю.
- Всегда есть новые шутки, ждущие своего часа. После того, как вы исполните свои первые, второстепенные и третьесортные шутки, у вас закончится материал. Начните создавать свой каталог, чтобы предотвратить эту нехватку.
- Получите время на сцене при любой возможности, особенно когда у вас есть новый материал, который вы хотите опробовать. Часто посещайте вечера открытых микрофонов. Любое публичное выступление повысит вашу уверенность.
- Избегайте коллективной работы. Когда вы находитесь на сцене, сосредоточьтесь на своем действии и не импровизируйте с аудиторией.
- Всегда работайте над формированием своего комедийного образа. Это поможет вам сфокусироваться на написании анекдота с уникальной точки зрения.
- Не выходите на сцену со всеми новыми шутками. Постепенно увеличивайте свой набор. Добавьте новую строку между шутками и посмотрите, как отреагирует аудитория.
Список тем для стендапа
Четко ограниченного списка тем для стендапа нет. По крайней мере, их нет в прямом доступе, так как это интеллектуальная собственность, и вам никто не будет писать и преподносить на блюдце с голубой каемочкой.
Но если вдруг вы заинтересовались этой темой, у меня для вас припасено несколько советов, откуда брать список тем для стендапа.
Начните с жизненного опыта. Как говорят матерые стендаперы, наша жизнь не состоит только из цветочков и пряничков. В ней есть то, из чего можно сделать шутку
Итак, первое, на что вы обращаете внимание, это на жизненные неприятности, из которых можно выйти с улыбкой. Даже в оскорблении и агрессии вы можете найти что-то шуточное
Но не переборщите, на агрессию тоже нужно правильно реагировать.
На какие темы можно писать шутки? Да на всякие:
- отношения в семье;
- проказы детей;
- взаимоотношения с бывшими;
- конфликты на работе;
- женская зависть;
- мужская свобода;
- нехватка финансов;
- политика – это, вообще, беспроигрышный вариант шуток (но нужно аккуратно).
Как появился твой открытый микрофон
Настя Домнич, 21 год
Please Stand-Up
Я начала делать свой открытый микрофон, потому что как-то раз захотела выступить сама, но мне не хватило места на мероприятии. Первый опен-майк состоялся год назад – 22 июля 2018 года.
В интернете нет никакой информации, поэтому все пришлось делать по наитию. Я нашла площадку и договорилась о выступлении, но для продвижения мы с моей напарницей сделали только репост в группе для открытых микрофонов, так что первое мероприятие было провальным. Мы вообще не понимали, как это все устроено, были в розовых очках.
Тогда же состоялся мой первый опыт в качестве ведущей – и его мне вообще не хочется вспоминать. Не знаю, что меня удерживало, но я все равно решила продолжать, и вот уже год мы как-то плаваем.
Леша Ляшенко, 19 лет
«Вечерний микрофон»
Я занялся организацией открытых микрофонов, потому что после небольшого перерыва мне негде было самому выступать. А еще захотелось открыть бизнес, который к тому же не требует вложений. Мой друг Эдик Чернышенко придумал название «Вечерний микрофон» – и теперь мы с девушкой организуем опен-майки.
На первый собралось очень мало людей, но мне было плевать: я же комик, я много раз плохо выступал, и это не самое страшное. Сейчас к нам приходит по 20-30 человек.
Олеся Крижановская, 22 года
Стендап на английском Steal the Show Comedy
Мы организуем разные комедийные мероприятия на английском языке: открытые и закрытые микрофоны, тематические шоу, концерты иностранных комиков, воркшопы для комиков. Я в этой организации около года.
В детстве я фанатела от разных российских комедийных шоу. Потом училась в лингвистическом университете и увлеклась англоязычным стендапом: Луи Си Кей, Бо Бернам, Тим Минчин. А год назад я узнала, что в Москве тоже неплохо развита эта культура.
Когда я пришла первый раз на стендап как зритель, меня это так впечатлило! Ребята хотели создать комьюнити из англоязычного стендапа, такую интернациональную семью. Я к ним подошла и попросилась в команду. Теперь я шоу-менеджер.
Маша Щербакова, 16 лет
«Фемстендап», «Московская низовая комедия»
Когда я только начала заниматься стендапом, я очень хотела сама вести мероприятия, но никто не соглашался ставить меня ведущей. Все советовали мне провести свой микрофон, и я решилась.
Я провожу открытые микрофоны «Московской низовой комедии» и «Фемстендап», где выступают только девчонки. Когда-то я сама пришла на фемстендап и подумала: «Ого, какая магическая штука!». Недавно я провела первое такое мероприятие сама. Оно было на базе уже существующего Российского феминистского объединения «ОНА», потому что организаторка уехала в Питер и оставила все мне, но там все равно все пришлось переделывать.
Что такое стендап-комедия?
Сет – это полноценная тренировка в стойке от начала до конца. Он имеет начало, середину и конец. Продолжительность набора зависит от того, является ли комикс вступительным актом или хедлайнером. Когда вы выступаете в роли ведущего, приготовьтесь быть на сцене час или больше.
Вот элементы, из которых состоит устная комедия:
- Открытие. Открытие стендапа часто определяет, как будет проходить шоу. Начните с отличной шутки, чтобы рассмешить публику с первой строчки.
- Биты. Это то, что комики называют шутками. В каждом эпизоде есть установка, детализирующая персонажей и ситуацию, в которой они находятся, а также изюминка – вывод – что является самой забавной частью шутки и почти всегда идет вразрез с тем, что ожидает аудитория.
- Переходы. Переходы – это короткие разговорные мостики, соединяющие одну шутку с другой.
- Ближе. Последняя шутка в спектакле. Это может быть обратный вызов – отсылка к более ранней шутке. Завершите свой сет твердым закрытием, которое заставит аудиторию смеяться.
Выступление
Вы проделали большую работу, готовились и через несколько секунд ваш выход. И первая проблема, с которой вы столкнетесь – волнение. Вот, что говорит по этому поводу стендап-тренер Джуди Картер: «Не пытайтесь перестать нервничать – просто измените свое отношение к этому. Может быть, нервничать – смешно, а быть спокойным и уверенным в себе – скучно?…Если вы беспокоитесь, что у вас пересохнет во рту, возьмите с собой воду. Если ущипнуть себя за щеку, слюна тоже выделится, но лучше сделайте это до выхода на сцену».
Вы поняли посыл, да? От этого нет таблетки. Просто забейте или превратите это в шутку.
Будьте готовы импровизировать. Удачная шутка, основанная на происходящем в момент выступления (или до него), помогает быстро установить контакт с аудиторией. Что делать, когда кто-то уже пошутил на выбранную вами тему? Если вы не хотите, прятаться в тени чьей-то славы, лучше отказаться от части вашего выступления. Кстати, именно для этого вам и понадобится план Б.
Заканчивайте ваш выход самой смешной (даже физиологичной или сексуальной) шуткой. Или даже тогда, когда вы вдруг сорвали ошеломительные аплодисменты, а в запасе еще полминуты. Принцип простой – уходите на пике славы. Но вежливо. Четко обозначьте конец выступления и попрощайтесь.
А дальше? Ну, как хотите. Несравненная Джуди Картер предлагает напиться.
Пишите шутки
Следующий этап – создание шуток на основе заготовленного материала. И для этого вам нужно знать общую структуру элементарной единицы юмора. Комики выделяют в ней две основных составляющих: setup (установка) и punchline (кульминация). Сетап создает в голове у зрителя определенную картинку, а панчлайн разрушает ее, при этом вызывая удивление и смех.
Вот, к примеру, шутка британского комика Милтона Джона:
«Познакомился в Интернете с девушкой, выложил шариками у нее под окном: «Ты выйдешь за меня?» Потом увидел ее лицо, и вопрос сдулся сам собой».
Думаем, вы сами легко догадаетесь, где здесь что
Важно помнить, что установка должна содержать относительно достоверные факты. Ее задача – не удивлять, а усыпить бдительность слушателя
Чем больший контраст между сетапом и панчлайном, тем смешнее получится шутка.
Важный совет: если дело идет туго, попробуйте придумывать шутки в компании с кем-либо еще. Это даст приток новых идей и поможет посмотреть на свои творения со стороны.
3
Когда появилась стендап-комедия?
Люди ставили комедийные представления с древних времен, но современный стендап уходит корнями в водевиль конца девятнадцатого века. Действия водевиля были живыми и включали много фарса. По мере роста популярности комедии шутки начали меняться. Они разработали четкую настройку и кульминацию.
Чарли Кейзу, афроамериканскому исполнителю водевиля, приписывают первый настоящий стендап-концерт где-то в 1880-х годах. Он исполнял комедийные монологи перед аудиторией, не обращая внимания на реквизит и выходки водевиля. Как современные комики, Кейс рассказывал анекдотические анекдоты – забавные истории из своей жизни. Так родилась стендап-комедия, которую мы знаем сегодня.
Стенд-ап комедия по-прежнему остается популярным видом развлечения. Написание комедий считается видом искусства. Поздно вечером ведущие телешоу каждую ночь начинают с фуршета. Если вы новичок в комиксе, вы можете переехать в мекку, где живут другие известные комики, например, в Лос-Анджелес, Чикаго или Нью-Йорк, чтобы быть ближе к действию.
Создайте монолог
Даже если у вас будет добрая сотня искрометных шуток (на языке стендаперов они называются «биты»), этого недостаточно, чтобы подойти к микрофону. Вы должны написать монолог («act» по англоязычной терминологии). Некое связное повествование из шуток, объединенных одной или несколькими темами. Ваше первое выступление не должно длиться больше 3-х минут (именно столько времени дают на открытых микрофонах), причем на каждую минуту отводите не более 5-6 шуток.
Вот как может выглядеть схема такого выступления:
- Сложности с общественным транспортом;
- Работа и тупой босс;
- Вечер пятницы;
- Ночь пятницы.
Что касается переходов между подтемами, то это вопрос вашей фантазии. Вы можете делать их как плавными, так и резко менять тему.Совет новичкам: Начинайте с общих и нейтральных тем и лишь затем переходите к чему-то более острому и откровенному. В будущем вы сможете нарушить этот принцип, но сначала нужно заслужить доверие зрителей.
4