20 правил жизни японского самурая, которые перевернут ваше сознание

Идея достойной смерти: сэппуку


Сэппуку, инсценировка. (All About History)

Ритуальное самоубийство путем разрезания живота мечом — высший подвиг самурая, проигравшего в бою, войне или политической борьбе. Сэппуку считало способом смыть позор поражения, сохранить честь и уйти достойно, доказав свою личную храбрость и несгибаемый характер воина. В некоторых случаях таким образом разрешалось покончить с собой самураям, осужденным на смерть (в качестве милости). Страх смерти и нежелание совершить сэппуку при необходимости самураи осуждали как недопустимое нарушение принятого этикета смерти.

Образцом сэппуку для самураев стала смерть старого воина Ёримаса Минамото в 1180 г., во время войны Гэмпэй. По легенде, когда враги окружили Ёримаса в бою, два его сына погибли, сдерживая их. Но они дали время отцу, чтобы он мог уйти благородным способом. Перед тем, как убить себя, Ёримаса первым в истории сделал то, что после него делали тысячи самураев, — написал предсмертные стихи на боевом веере:

Бревно, что гниет под землей,
Не цветет и не плодоносит.
И моя бесплодная жизнь
Вот так же печальна.

Известные женщины-воины

Женщина-самурай. (pinterest.ru)

По легенде, именно нагината прекрасно владела женщина-воин Ходзё Масако. Она родилась в семье крупного феодала в 1156 году. Время было неспокойным, и отец воспитал Масако как самурая. Девушка выезжала на охоту с мужчинами и каждый день совершенствовала свои боевые навыки. В сохранившихся источниках Ходзё описывается как воин исключительной храбрости. Ее женихом стал основатель сёгуната Камакура. Правитель вел беспрерывные войны, и после смерти супруга Ходзё взяла на себя управление его землями. Она добилась передачи титула сиккэна (регента) своему племяннику.

Одна из модификаций копья Яри. (pinterest.ru)

Нагината несколько столетий оставалась классическим «женским» оружием. В XVII веке каждую представительницу дворянского сословия учили использовать его в целях самообороны; позднее эти знания передавали девочкам в школах. Соответствующая программа в школах действовала до 1945 года.

Женщины-самураи также умели пользоваться копьем яри длиной от 2 до 4 метров. Древко обычно изготавливалось из дуба. Его верхнюю часть обматывали прочным шнуром. К копью крепили кисти разных цветов, которые обозначали положение воина. Нижнюю часть древка обычно полировали для удобства самурая. Яри богато украшали. Копье имело множество разновидностей в зависимости от длины клинка и формы наконечника.

Японская девушка-воин. (pinterest.ru)

Одной из самых известных воительниц в японском фольклоре стала Томоэ Годзэн. Девушка была не только красавицей, но и опытной лучницей. Она родилась в 1157 году, а в 1180-м в стране началась гражданская война. По одной из версий, Годзэн погибла на поле боя вместе с мужем. По другой, оставшиеся в живых воины приказали ей бежать, так как смерть рядом с женщиной противоречила самурайскому кодексу. Третья версия рассказывает о том, что Годзэн стала монахиней. Еще одна известная «онна-бугэйся» — Едогими. Она совершила самоубийство после того, как потерпела поражение в битве.

Женщина-воин оттачивает свое мастерство. (pinterest.ru)

Со временем женщины прекратили сражаться вместе с воинами-мужчинами. С завершением междоусобиц князья не нуждались в больших отрядах самураев. Девушек это касалось в первую очередь, их участие требовалось дома, в большом хозяйстве. Последней в ряду известных воительниц стала Накано Такэко. Она родилась около 1847 года в семье влиятельного чиновника. Известно, что Накано получила хорошее образование. Способная девушка стала инструктором боевых искусств. В 1868-м началась «Война года Дракона», и Накано предложила самураям свои услуги. Ее отряду запретили воевать в качестве официального армейского подразделения. Несмотря на запрет, девушка участвовала в боевых действиях. В ходе одного из сражений «Женский отряд» разбили императорские войска. Накано была тяжело ранена и попросила сестру убить ее и захоронить, чтобы тело не досталось врагу.

Культура самураев


Женщина-воин. (pinterest.com)

Культура самураев предусматривала не только совершенствование физических способностей, но и разностороннее образование. Юных воинов знакомили с поэзией, учили рисованию, игре на музыкальных инструментах и искусству каллиграфии. Особое место отводилось фольклору; детям рассказывали об удивительных подвигах самураев. Популярной была история о девочке Токое, вернувшей честь своему отцу. Главными персонажами театральных постановок становились знаменитые военачальники. Центральными в этих постановках были идеи абсолютной верности и мести. «Онна-бугэйся» изучали кодекс чести самурая — «Путь лука и скакуна» (позже Бусидо). Воинов готовили к смерти. «Не добиться своей цели и продолжать жить — это трусость», — наставляли детей.

Чтобы воспитать в девушках выносливость, их заставляли выполнять тяжелую физическую работу с раннего утра до позднего вечера, держали на диете. Считалось, что самурай должен довольствоваться малым количеством пищи. Девочек учили обращаться с оружием, в первую очередь, с кинжалом кайкэн. Им было удобно наносить удары в ближнем бою. Его прятали в рукаве или за поясом, иногда помещали в небольшой мешочек. Длина лезвия составляла около 6 сантиметров. Кайкэн также использовался как орудие самоубийства.

Девушки владели и нагината — изогнутым клинком с длинной рукоятью. Это оружие обычно хранилось при входе в дом. Длина рукояти нагината составляла от 1,2 до 2 метров; клинка — около 30 сантиметров. Со временем большую популярность приобрел облегченный вариант этого оружия. Нагината была особенно эффективной в сражении с конницей, она давала преимущество в дистанции.

Путь самурая

10. Не позволяйте вожделению управлять вашей жизнью

Люди сексуальны по натуре, и многие из нас тратят свою жизнь на похотливые мысли. Мусаси говорит о том, что вместо этого нам нужно стремиться к любви и длительным отношениям.

11. Оставайтесь открытым

Не загоняйте себя в узкие рамки, ограничивая себя только одним вариантом будущего. Всегда будьте открыты, чтобы позволить лучшим возможностям войти в вашу жизни.

12. Не будьте рабом ваших владений

Владения и роскошный дом кажутся важными, но существуют вещи, ценность которых намного важнее.

Любовь, здоровье и саму жизнь нужно беречь больше всего в жизни.

13. Научитесь избавляться от ненасытности

Мы часто зацикливаемся на еде и удовольствиях. Однако Мусаси считал, что мы не должны так много предаваться удовольствиям в еде, а еда должна насыщать, но не обязательно быть вкусной.

14. Избавляйтесь от вещей в пользу минимализма

Не держитесь за вещи, которые вам больше не нужны. Даже если они когда-то были важны для вас, от них нужно избавляться, чтобы прожить чистую и простую жизнь.

15. Не верьте чему-то только потому, что вам так сказали

Оставляйте пространство своим мыслям и представлениям. Не следуйте за толпой и не слушайте слепо мнение остальных. Формируйте свои собственные идеи.

Немного истории о тех, кому обязан своим появлением кодекс чести самурая

В средневековой Японии, которая долгое время была закрытым от внешнего влияния государством, сформировались свои определенные классовые различия. Феодалы – землевладельцы, знатные особы дворянского происхождения создали свое отдельное общество — касту, в котором существовали свои собственные принципы, законы и порядки. В отсутствии сильной центральной власти именно самураи Японии положили начало организованной системе управления в стране, где каждый слой общества занимал свое определенное место. Как и во всем остальном мире, военный человек всегда был на особом счету. Заниматься военным ремеслом означало причислять себя к высшей касте. В отличие от простых ремесленников и крестьян, составлявших основу ополчения в военное время, Япония имела немногочисленную прослойку общества, состоявшую из профессиональных военных. Быть самураем означало состоять на службе.

Расцвет эпохи самураев пришелся на период междоусобицы X-XII века, когда в стране за центральную власть вели борьбу сразу несколько кланов. Возник спрос на профессиональных военных, которые были обучены военному ремеслу и пользовались уважением в гражданском обществе. С этого момента начинается выделение людей, объединенных по военному признаку в особое сословие. Завершение военных действий привело к тому, что новое сословие стало считаться военной элитой государства. Были придуманы свои правила посвящения в члены сословия, определены морально-этические критерии для членства в касте, очерчен круг прав и политических свобод. Небольшая численность самураев, постоянная служба и высокие должности обеспечивали им высокий уровень жизни. Про самураев тогда говорили, что это люди, которые живут только во время войны и их смысл жизни заключается только в том, чтобы добывать славу на поле боя.

Отличались самураи и своим военным снаряжением, маска самурая вместе с его шлемом составляли обязательный атрибут военной экипировки. Помимо виртуозного владения мечами, самурай должен был превосходно владеть копьем и шестами. Воины-профессионалы прекрасно владели приемами рукопашного боя, в совершенстве знали военную тактику. Были обучены верховой езде и стрельбе из лука .

На самом деле так было далеко не всегда. В мирные периоды, большая часть самураев была вынуждена искать средства для существования. Представители знати уходили в политику, старались занять важные военные и административные посты. Бедные дворяне, вернувшись в провинцию, сводили концы с концами, становясь ремесленниками и рыбаками. Большой удачей было наняться к какому-то господину на службу в качестве охраны или занять мелкий административный пост. Образование самураев и их уровень подготовки позволяли им успешно заниматься подобной деятельностью. Ввиду того, что японская знать самого высокого уровня была представлена выходцами из самурайского клана, дух самурая проник во все сферы гражданского общества. Быть причисленным к клану самураев становится модным. В сословных титулах становится обязательной принадлежность к высшей военно-феодальной касте.

С точки зрения морали самураи могли иметь продолжительные отношения с женщинами. Самурай не был склонен заводить семью, поэтому браки, особенно в эпоху феодальных войн и междоусобиц были не популярны. Бытует мнение, что среди элитного сословия нередко практиковались гомосексуальные связи. Частые военные походы и постоянная смена места жительства только способствовали этому. Про самураев принято говорить только в превосходной степени, поэтому подобные факты историей умалчиваются и не афишируются в японском обществе.

Женщины-самураи: миф или реальность?

В исторических источниках и японской литературе Средних веков о женщинах-воинах практически ничего не упоминается, но они довольно часто становились самураями. На этот счет в кодексе чести не было абсолютно никаких ограничений.

Девочек также брали на воспитание из семьи в восемь лет и проводили обряд инициации в шестнадцать. В качестве оружия женщина-самурай получала от учителя короткий кинжал либо длинное и острое копье. В бою оно было способно с легкостью разрезать вражескую броню. О популярности воинского дела среди женщин говорят исследования японских ученых. Они сделали тест ДНК у найденных на раскопках останков тел самураев, погибших в боях, к их удивлению, 30 % воинов оказались женщинами.

Внешний вид, оружие и доспехи самурая

Как выглядели средневековые самураи, достоверно известно из множества источников. На протяжении многих столетий их внешний вид почти не менялся. Чаще всего самураи ходили в широких шароварах, напоминающих по крою юбку, с пучком волос на голове, называемым мотодори. Для данной причёски лоб брился наголо, а оставшиеся волосы заплетали в узел и закрепляли на макушке.

На этом фото хорошо видны традиционные причёски самураев

Что касается оружия, то на протяжении долгой истории самураи пользовались разными его видами. Первоначально основным оружием был тонкий короткий меч, называющийся тёкуто. Потом самураи перешли на изогнутые мечи, которые в итоге трансформировались в известные сегодня во всём мире катаны. В кодексе «Бусидо» было сказано, что душа самурая заключена в его катане. И не удивительно, что этот меч считался важнейшим атрибутом воина. Как правило, катаны использовались в паре с дайсё, короткой копией основного меча (дайсё, кстати, имели право носить только самураи — то есть это был элемент статуса).

Помимо мечей, использовались самураями и луки, поскольку с развитием военного дела личная храбрость, умение сражаться с врагом в ближнем бою, стали значить гораздо меньше. А когда в XVI веке появился порох, луки уступили место огнестрельному оружию и пушкам. Например, популярны в эпоху Эдо были кремниевые ружья, называемые танэгасима.

Самурай с ружьём

На поле боя самураи облачались в специальные доспехи — в броню. Эта броня была роскошно украшена, выглядела несколько нелепо, но при этом каждая её часть имела свою конкретную функцию. Доспехи была одновременно прочными и гибкими, что позволяло их владельцу свободно двигаться на поле боя. Броня изготавливалась из металлических пластин, связанных между собой кожаными и шёлковыми шнурками. Руки были защищены наплечными щитами прямоугольной формы и бронированными рукавами. Иногда на правую руку такой рукав не надевали, чтобы сражаться было легче.

Неотъемлемым элементом брони был шлем Кабуто. Его чашевидная часть была сделана из металлических пластин, соединённых заклёпками. Интересной особенностью этого шлема является наличие подшлемника (точь-в-точь как у Дарта Вейдера из «Звёздных войн»). Он защищал шею владельца от возможных ударов мечей и стрел. Вместе со шлемами самураи порой надевали и мрачные маски Менгу — для устрашения противника.

Самурай в доспехах

В целом это боевое облачение было очень эффективным, и армия Соединённых Штатов, как говорят специалисты, создавала первые бронежилеты как раз на основе средневековых японских доспехов.

Самурай это: определение слова

В понимании европейцев любой японский воин, принимающий участие в сражении, является самураем. На самом деле данное утверждение является в корне неверным. Самурай — это особый класс феодалов, получивших специальное образование, прошедших ритуал посвящения и имеющих отличительный знак — японский меч. Целью жизни такого воина являлось служение своему господину. Ему он должен быть предан всем своим существом и беспрекословно исполнять любые приказы.

Эта цель прослеживается в самом определении «самурай». Значение слова в переводе с японского языка звучит как глагол «служить». Поэтому не удивительно, что жизнь самурая тесно связана с жизнью своего господина — дайме. Многие европейцы считают, что самурай — это служилый человек, которого можно называть японским словом «буси». Но это тоже ошибочное мнение, не стоит путать эти два слова.

Самурай значение имеет более широкое и всеобъемлющее, он в военное время представлял собой лучшую защиту для господина, а в мирное время являлся обыкновенным слугой. Буси же относятся к классу простых воинов, которых можно было нанимать на некоторое время. Оплата услуг производилась деньгами, но чаще всего феодалы оплачивали услуги воинов рисом.

Братоубийственная война Гэмпэй

В 1180 году Ёсицунэ повстречался со своим единокровным братом Минамото-но Ёритомо. После смерти отца он стал главой клана и как раз собирал армию, чтобы сразиться с кланом Тайра, захватившим императора. Эта война получила в истории Японии название Войны Гэмпэй. Старший брат поручил Ёсицунэ командование отрядом. Так как война шла между кланами Минамото и Тайра, то неудивительно, что силами одной из сторон командовали сплошные родственники Ёсицунэ. Один из них, генерал Минамото-но Ёсинака, освободил от противника столицу Хэйан. Хотя силы клана Тайра и отступили в соседние провинции, сам факт захвата столицы был очень важным событием с политической точки зрения. Популярность Ёсинаки в войсках и среди простого народа быстро росла.

Глава клана Минамото не хотел делить славу победы ни с кем, даже с родственником. В припадке зависти он приказал Ёсицунэ и еще нескольким командирам повернуть их войска против триумфатора Ёсинаки якобы за то, что тот опозорил честь самурая, допустив бесчинства и мародерство во взятой столице. Услышав о таком приказе, опального генерала покинули многие из его сподвижников, а самому ему пришлось сражаться против родственников и недавних товарищей по оружию. В битве при Авадзу войска Ёсицунэ победили воинов Ёсинаки, а сам генерал погиб в бою.

Ёсицунэ стал генералом и успешно сражался под знаменами своего брата на суше и на море. Но старший брат опять стал завидовать победам, теперь уже Ёсицунэ, и не упускал случая напомнить ему, что тот сын женщины низкого происхождения. После одного из удачных сражений он приказал Ёсицунэ спешиться и как простому слуге вести под уздцы коня старшего брата. Генерал был вынужден подчиниться этому унизительному приказу главы рода и своего правителя.


Минамото-но Ёритомо, роспись по шелку. (en.wikipedia.org)

Ёритомо вызвал брата к себе в ставку и приказал охране схватить его сразу, как только тот прибудет. Связанный Ёсицунэ уверял старшего брата в своей преданности, но завистливый родич объявил об изгнании новоявленного губернатора из клана Минамото. Он бы с радостью убил беспомощного пленника, однако подчинённые не простили бы ему такого поругания самурайской чести. Поэтому Ёритомо приказал выгнать брата из лагеря вон, а позже организовал несколько покушений на него. Это кодекс самурайской чести со скрипом, но позволял. Император, которому совсем не нравились честолюбивые планы Ёритомо, поругал зарвавшегося полководца, но не более. Императорский двор не горел желанием влезать в любые конфликты.

Кодекс Бусидо: краткие положения

Кодекс поведения самурая сформировался из многочисленных законов и правил, которые были собраны в единый источник приблизительно в тринадцатом веке. В этот период самураи только начали формироваться как отдельное сословие японского общества. К шестнадцатому веку бусидо окончательно оформился и стал представлять собой настоящую философию самураев.

Кодекс воина охватывал практически все сферы жизни, на каждую было свое особенное правило поведения. К примеру, согласно данной философии, самурай — это тот, кто точно знает, как нужно жить и умереть. Он готов смело идти в одиночку на сотню врагов, зная, что впереди его ожидает смерть. О таких храбрецах слагали легенды, их родственники гордились ими и ставили в доме портреты самураев, погибших в бою.

Кодекс чести самурая предписывал ему постоянно совершенствоваться и тренировать не только тело и ум, но и дух. Только сильный духом мог быть воином, достойным боя. В случае приказа господина самурай должен был совершить харакири и умереть с улыбкой и благодарностью на устах.

В Японии до сих пор успешно пользуются историей о самураях, туристической отрасли страны она приносит баснословные деньги. Ведь все, что связано с этим периодом в истории страны, европейцы романтизировали. Сейчас уже трудно отыскать крупицы правды среди многочисленных легенд, но с одним довольно сложно поспорить: самурай — это такой же яркий символ современной Японии, как кимоно или суши. Именно через эту призму европейцы воспринимают историю Страны восходящего солнца.

Мы много слышали историй про самураев, одно упоминание о которых ассоциируется у нас с образцами мужества и отваги, с непреложными правилами соблюдения чести и достоинства. Невольно напрашивается сравнение самураев с рыцарями средневековой Европы. Однако если рыцарский титул означал признание за человеком высокого положения в обществе и мог передаваться, как по наследству, так и быть присвоен простолюдину за особые заслуги, то японские самураи представляли собой отдельную феодально-военную касту. Вход в касту самураев был положен с рождения человека, а выходом из нее являлась только его физическая смерть.

Самурай должен был в течение всей своей жизни следовать определенным законам и принципам, нарушение которых строго каралось. Самым страшным проступком считались противоправные деяния, которые могли нанести вред репутации и оскорбить честь всего клана. Виновник с позором лишался титула и звания самурая. Только добровольная смерть виновника могла смыть позор с него и со всего его рода. Такое мнение прочно укоренилась в сознание людей, которые мало знают о Японии и об ее этических традициях. На самом деле на добровольную смерть, самоубийство или по-японски — харакири , шли только самые знатные вельможи и военачальники, которые боялись быть осуждены за свои проступки и могли быть с позором изгнаны из самурайского клана. Учитывая тот факт, что большую часть элитной касты составляли люди из глухих провинций, мало кто из них готов был слепо следовать вековым традициям, поэтому если говорить о харакири, то это скорее легендарный атрибут, приписанный самураям историей. Немного было желающих добровольно и самостоятельно лишить себя жизни.

Воспитание и кодекс самураев

Воспитывая будущих самураев, им пытались привить безразличие к смерти, физической боли и страху, культ почтительности к старшим и верности своему господину. Наставник и семья в первую очередь делали упор на становлении характера юноши, вставшего на этот путь, вырабатывали в нём храбрость, выносливость и терпение. Характер развивали чтением историй о подвигах героев, прославивших себя самураев прошлого, просмотром соответствующих театральных постановок.

Порой отец приказывал будущему воину для того, чтобы он стал смелее, отправиться в одиночку на кладбище или в другое «нехорошее» место. Практиковалось посещение подростками публичных казней, также их отправляли на осмотр тел и голов мёртвых преступников. Причём юноша, будущий самурай, обязан был оставить специальный знак, который доказывал бы, что он не отлынивал, а реально был здесь. Нередко будущих самураев заставляли выполнять тяжёлые работы, проводить бессонные ночи, ходить зимой босиком и т. д.

Тренировка будущего самурая (кадр из фильма «Последний самурай» 2003 года)

Доподлинно известно, что самураи были не только бесстрашными, но и весьма образованными людьми. В кодексе Бусидо, о котором уже упоминалось выше, говорилось, что воин должен совершенствовать себя любыми способами. И поэтому самураи не чурались занятий поэзией, живописью и икебаной, занимались математикой, каллиграфией, проводили чайные церемонии.

Огромное влияние на самурайское сословие оказал ещё и дзен-буддизм. Он пришёл из Китая и распространился по Японии в конце XII века. Самураям дзен-буддизм как религиозное течение показался очень привлекательным, так как он способствовал выработке самообладания, воли и хладнокровия. В любой ситуации без лишних мыслей и сомнений самурай должен был идти прямо на врага, не смотря назад или в сторону, чтобы его уничтожить.

Многие самураи активно использовали буддистские практики медитации

Ещё один интересный факт: согласно «Бусидо» приказы своего господина самурай был обязан выполнять беспрекословно. И даже если тот прикажет покончить с собой либо пойти отрядом из десяти человек против тысячной армии, это должно было быть выполнено. Кстати, феодалы порой отдавали приказ самураю идти на верную гибель, на битву с превосходящим по численности противником, просто чтобы избавиться от него. Но не надо думать, что самураи никогда не переходили от господина к господину. Такое случалось нередко в ходе стычек между мелкими феодалами.

Хуже всего для самурая было потерять честь и покрыть себя позором в битве. О подобных людях говорили, что они не достойны даже смерти. Такой воин скитался по стране и пытался зарабатывать уже как обыкновенный наёмник. Их услугами в Японии пользовались, но относились к ним с пренебрежением.

Одной из самых шокирующих вещей, связанных с самураями — это ритуал харакири или сэппуку. Самурай должен был покончить с собой, если оказался не способен следовать «Бусидо» или был пленён врагами. И ритуал сэппуку рассматривался как почётный способ смерти. Интересно, что составными частями этого ритуала были торжественное купание, трапеза с самой любимой едой, написание последнего стихотворения — танку. И рядом с самураем, выполняющим ритуал, всегда присутствовал верный товарищ, который в определённый момент должен был отрубить ему голову, дабы прекратить мучения.

Доспехи самурая

Известный самурай Ямамото Цунэтомо говорил: самурай «должен достойно встретить свою смерть, а для этого нужно позаботиться о своем внешнем виде. Ведь враги будут презирать тебя, если ты будешь выглядеть неаккуратно». Прежде всего, аккуратно следовало обращаться с дорогими доспехами. Конечно, в бою самурай должен был надеяться в первую очередь на свою доблесть и свой меч, но даже самый храбрый воин не забывал о доспехах (кстати, когда нужно было, и прятался от врага в замках).

Доспехи самураев делались чаще всего из лакированных металлических пластин и отличались легкостью и гибкостью, что позволяло воину сохранить подвижность, но при этом оставались достаточно прочными

Кроме самого важного элемента — кирасы — самурай носил латную юбку, набедренники и наколенники, поножи, наплечники и наручи, шлем и маску (мэнгу). Ношение боевых личин — отличительная черта самураев

Маски могли иметь не только устрашающий, но и нейтральный и даже симпатичный вид.

3. Секрет идеального меча

Статья продолжится после рекламы

Ковка клинков, длительный и очень сложный процесс, была окружена тайными ритуалами. И, как это было принято у японских ремесленников, все технические детали передавались от отца к сыну.

Каждый кузнец имел свой собственный способ смешения сортов стали, проверки сырья и т. д. Профессиональные секреты передавались исключительно детям, как родным, так и усыновленным.

Наследники, в свою очередь, должны были торжественно поклясться в том, что они никогда не раскроют посторонним семейные секреты.

Есть история о том, как однажды оружейник Масамунэ, продававший клинок в присутствии другого кузнеца, подглядел, как тот скрытно сунул руку в чан с водой для охлаждения стали, желая вычислить ее температуру… Взбешенный мэтр отсек ему руку.

Считалось, что характер и личные качества кузнеца, порой весьма незаурядные, магическим образом воплощаются в выкованных им клинках.

В связи с этим упоминаются мечи Сэндзо Мурамаса, который родился в 1341 году в деревне Сэндзи и был учеником великого Масамунэ. Этот непростой человек «был превосходным кузнецом, но обладал вспыльчивым характером (граничащим с безумием), который, как считалось, передавался и его клинкам»…

Многие верили в то, что оружие постоянно жаждет крови и подталкивает своих владельцев к убийству или самоубийству.

Закат сословия самураев

Начало распада сословия самураев связано с тем, что даймё перестали нуждаться в больших личных отрядах воинов, как это было в период феодальной раздробленности. В результате многие самураи остались не у дел, превратились в ронинов (самураев без господина) или ниндзя — тайных убийц-наёмников.

Иногда самураи превращались в ниндзя

А к середине восемнадцатого века процесс угасания самурайского сословия самураев стал идти ещё быстрее. Развитие мануфактур и усиление позиций буржуазии привели к постепенному вырождению (прежде всего экономическому) самурайства. Всё больше и больше самураев попадало в долги к ростовщикам. Многие из воинов сменили квалификацию и превратились в обыкновенных торговцев и земледельцев. Кроме того, самураи становились участниками и организаторами разнообразных школ воинских искусств, чайной церемонии, гравюры, философии дзэн, изящной словесности — так выражалась обострённая тяга этих людей к традиционной японской культуре.

После буржуазной революции Мэйдзи 1867–1868 годов самураев, как и другие феодальные сословия, официально упразднили, однако ещё какое-то время они сохраняли своё привилегированное положение.

Фото самураев эпохи Мэйдзи

Те самураи, которые ещё при Токугава фактически владели землёй, после аграрных реформ 1872–1873 гг., юридическим закрепили свои права на неё. Кроме того, бывшими самураями пополнялись ряды чиновников, офицеров армии и флота и т. д.

А в 1876 году в Японии вышел знаменитый «Указ о запрете мечей». В нём прямо запрещалось ношение традиционного холодного оружия, и это в конечном счёте «добило» самураев. Со временем они стали просто частью истории, а их традиции — элементом неповторимого японского колорита.

Документальный фильм «Времена и воины. Самураи».

Женщина-самурай, или «онна-бугэйся»

Хрупкие девушки могли нанести смертельный удар за доли секунды. В арсенале у женщин-самураев были цепи, веревки, копье и лук. Они сражались вместе с мужьями, зачастую превосходя их в боевом мастерстве.

Женщина-самурай, или «онна-бугэйся» в средневековой Японии была персонажем почти мифологическим, по мнению многих современников, — несуществующим. Дело в том, что лишь немногие девушки в самурайских семьях брали в руки оружие. Представительнице прекрасного пола полагалось быть очаровательно-беспомощной, женственной и грациозной. Этого требовала японская культура. Владение копьем и кинжалом не вписывалось в традиционную концепцию. Девочка подчинялась отцу, женщина — мужу, а если он погибал, то главой семейства становился старший сын. В японской семье жена вставала рано утром и занималась хозяйством до поздней ночи. Она следила за домом, когда самурай отправлялся в очередной поход. Если девочке разрешали обучаться боевым искусствам, это было скорее исключением, чем правилом.

Косвенно об этом свидетельствует тот факт, что в самурайской среде был широко распространен гомосексуализм — «сюдо» («путь юноши»). Японская мораль не запрещала отношения между двумя мужчинами. Такого рода связь противопоставлялась «смягчающей» женской любви. В художественной литературе «сюдо» изображалось как необходимый этап взросления юноши. Бытовало мнение, что такие отношения обогащают молодого человека знаниями.

Если в самурайской семье все же решались воспитать девушку-воина, то делали это без поправок на слабый пол. Ее держали в строгости, как и братьев. Чтобы воспитать бесстрашие, ночью девочку могли отправить в лес или на кладбище.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Вековой опыт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: