Как стать программистом: первые шаги

Общие навыки и умения

Существует ряд общих навыков, которыми могут обладать специалисты. Их перечень обобщен и подойдет не для всех специальностей.

Однако, думаю этот список для Вас будет полезным, возможно Вы найдете именно те навыки и умения, которые захотите указать в своем резюме. К таковым относятся:

  • владение иностранным языком (язык и степень владения им);
  • способности к программированию;
  • бюджетирование;
  • грамотное деловое общение (устное и письменное);
  • работа с базами клиентов, в том числе с уровня их создания;
  • оперативность относительно поиска сведений;
  • разработка планов;
  • анализаторские действия по факту продаж (в т.ч. выполненных конкурентными организациями);
  • навыки по закупкам;
  • навыки проведения инвентаризационных процессов;
  • наличие способностей в мерчендайзинге;
  • работа с предложениями коммерческого направления;
  • переговорные навыки;
  • обучение и мотивация коллег;
  • составление прогнозов;
  • навыки в ценообразовании;
  • навыки в прямых продажах;
  • навыки убеждения;
  • навыки продаж по телефону;
  • умения по работе с отдельными компьютерными программами: Excel, Word, Photoshop, 1С и т.д. ;
  • способность возражать;
  • использование первичных данных;
  • обращение с оргтехникой;
  • разработка и проведение кампаний по рекламе и исследованию рынка;
  • правовая экспертиза;
  • скрупулезность при подготовке отчетных материалов;
  • сбор и подготовка статистической информации;
  • способность к организации процессов;
  • готовность к командному труду;
  • самостоятельность решений;
  • организационные навыки;
  • способность к применению методов убеждения.

Каждая отдельная специальность характеризуется определенными способностями. Среди представленных непременно найдутся именно те, которые подойдут Вам и той должности, которая стала Вашим выбором. Эти умения могут быть использованы для включения в резюме.

Тренинг

Этот метод включает в себя развитие навыков сотрудников с помощью комбинации лекций, практических упражнений, видео, подкастов, моделирования и индивидуальных/групповых заданий.

Он включает как формальный (в классе, под руководством инструктора, курсы электронного обучения), так и неформальный (просмотр видео на YouTube, обзор учебных блогов и публикаций на форумах коллег, таких как LinkedIn или чаты, самостоятельное обучение) подходы к развитию навыков.

Каждый вариант зависит от потребностей организации и предмета обсуждения.

Например, практическое обучение под руководством инструктора может быть лучшим вариантом для обучения подробному процессу или торговле, например сложный производственный процесс или приготовление авторского блюда для ресторана.

Этим чрезвычайно специфическим задачам нельзя обучить через YouTube или исследования, которых может хватить для более общих предметов, таких как строительные нормы и правила или вопросы IT-поддержки.

Сотрудники должны активно проходить обучение (оплачиваемое ими самими или организацией) на протяжении всей своей карьеры, чтобы улучшить навыки, которые они (после консультации со своими менеджерами/руководителями) считают необходимыми для выполняемой ими роли.

Однако организации должны также активно поддерживать развитие навыков сотрудников для выполнения будущих ролей/обязанностей, которые компания надеется доверить этим сотрудникам.

БУДЬТЕ ПОЛНОПРАВНЫМ ПАРТНЕРОМ

Я часто слышу, что HR-ы хотят «место за столом», но это не всегда обоснованно. Вы должны его заслужить. Топ-менеджмент и сотрудники должны видеть в вас лидера и умного делового человека — все это нужно для успешной карьеры. Для этого:

• сотрудничайте с каждым руководителем отдела индивидуально, чтобы узнать потребности и ожидания от HR. Сотрудничество — лучший способ получить и реализовать HR-идеи в организации;

• работайте с каждым отделом, проводите фокус-группы, запускайте пробные программы, чтобы оценить приемлемость и юзабилити ваших идей, а также создайте консультативную группу, которая сможет вносить свой вклад в процесс планирования;

• назначьте руководителей подготовки персонала — линейных руководителей, которые возьмут на себя ответственность по определению того, какая подготовка необходима в их области, когда и как она будет проводиться, а также будут отслеживать посещаемость и результаты обучения.

Такое сотрудничество дало нашему HR-отделу четкое понимание контекста всех областей компании и помогло понять, предоставляем ли мы то, что нашей компании необходимо.

Иерархия научных сотрудников

Российская иерархическая лестница в области научной деятельности выглядит так:

  • младший научный сотрудник;
  • научный сотрудник;
  • старший научный сотрудник;
  • ведущий научный сотрудник;
  • главный научный сотрудник.

Продвижение по степеням «научный сотрудник» происходит по определённым причинам. Чтобы продвинуться на следующую ступень и получить новое звание, необходимо отвечать определенным требованиям, которые предъявляются к должностям в различных научных областях. Требования к работнику от науки в музее будут отличаться от требований к работнику в области космонавтики.

Младший научный сотрудник

Чтобы получить младшего научного сотрудника, необходимо проводить исследования в выбранной отрасли науки, ставить эксперименты, проводить наблюдения, измерения, уметь формировать из них научно обоснованные выводы. Затем нужно их опубликовать. 

Научный сотрудник младшего звена должен уметь не только формировать научно-обоснованные выводы, но и публиковать их в специализированных издания. Период активных публикаций – не менее 1 года. Для продвижения по иерархической лестнице количество публикаций будет увеличиваться.

Для получения должности научного сотрудника младшего звена нужно иметь высшее профильное образование, опыт практической работы по исследуемой специальности. Также нужен опыт исследовательской деятельности во время обучения. 

Приветствуется активное участие в семинарах, тренингах, молодежных конференциях. Такие квалификационные требования к младшему научному сотруднику предъявляются на основании Постановления РАН № 196 от 25.03.2008 года.

Старший научный сотрудник

Чтобы стать старшим научным сотрудников, необходимо также отвечать определённым требованиям. Он должен уметь осуществлять руководство группой работников, занимающихся плановой исследовательской деятельностью. Если нет возможности руководить такой группой, сотрудник на должности должен самостоятельно проводить сложные исследования и ставить эксперименты. Также в его обязанности входит разработка рекомендательных материалов и планов для проведения будущих исследований по конкретному научному направлению.

Научный сотрудник старшего звена должен заниматься подготовкой кадров для НИИ или иного учреждения, а также направлять имеющихся сотрудников на обучения для повышения квалификационных навыков. Чтобы получить должность, нужно отвечать определённым требования по знаниям и умениям:

  • иметь академическую степень «кандидат» или «доктор» в исследуемой области;
  • не менее 5 лет работать в этом направлении;
  • издать не менее 5 научных трудов различной направленности – сделать необходимо в течение последних 5 лет.

За последние 5 лет сотрудник на должности должен принимать активное участие в исполнении работ по разделам программа фундаментальных исследований РАН. 

Ведущий научный сотрудник

Чтобы получить должность ведущего научного сотрудника работник должен уметь самостоятельно руководить проводимыми исследованиями, а также группой сотрудников, которые эти исследования проводят под его началом. Темы заранее согласовываются и утверждаются. Руководитель должен не только регулировать процесс, но и принимать в нём участие в качестве ответственного работника. 

В обязанности также входит разработка методов решения задач более сложного уровня.  Организация работы по новым направлениям исследований в выбранной научной области, координация деятельности соисполнителей так, чтобы всем было удобно работать в сложившихся условиях – функции ведущего сотрудника. Сюда также относится:

  • обеспечение аналитических работ;
  • сбор и обобщение результативных данных, полученных в ходе проведенных исследований;
  • организация процесса подготовки кадров для НИИ или иного учреждения;
  • контроль над тем, как кадры повышают квалификацию в интересах научного заведения. 

Чтобы занять должность, нужно:

  • иметь академическую степень «доктора» в исследуемой области;
  • не менее 7 научных трудов различной направленности, изданных за последние 5 лет;
  • выступать с докладами на научных конференциях, как общероссийского, так и международного уровня.

Также ведущий научный сотрудник должен принимать активное участие в подготовке кадров высшей академической квалификации – кандидатов наук и докторов. После этой должности можно стать главным научным сотрудником учреждения. 

Главным научным сотрудником является человек, достигший высшей степени иерархии в научной деятельности. 

Как найти свою первую работу?

Обучение программированию – несомненно, непростая задача. Но после того, как вы закончите свое обучение, вам предстоит не менее важный шаг – вход в реальное программирование и поиск своей первой работы.

Начать карьеру программиста можно несколькими путями:

  • Верстка и тестирование. Если вы готовы начинать с малого, попробуйте зайти через верстку или тестирование – найти работу по этим специальностям проще всего. Это позволит вам начать с легких задач и постепенно подготовить себя к работе в разработке.
  • Стажировки и начальные позиции. Если вы хотите сразу работать разработчиком, у вас есть два варианта: найти стажировку (бесплатную или оплачиваемую) либо претендовать на вакансию помощника программиста или джуниора. Сначала вы не будете получать высокую заработную плату, но это лишь вопрос времени. Чем больше опыта вы получите, тем больше возможностей перед вами откроется.
  • Фриланс. Если вы достаточно хорошо овладеете навыками программирования, вы можете начать брать заказы на бирже или выполнять частные заказы на разработку программных продуктов и их поддержку. Спрос на такую работу очень большой. Вы сможете брать те заказы, для которых у вас уже достаточно знаний и навыков, постепенно обретая необходимый опыт в программировании.

Будьте реалистами и думайте о будущем. Если есть возможность пройти стажировку с невысоким уровнем оплаты либо бесплатную стажировку с возможностью дальнейшего трудоустройства, не упускайте этот шанс.

Да, какое-то время вам придется работать не совсем в тех условиях, о которых вы мечтали. Но зато перед вами откроются практически безграничные возможности для дальнейшего профессионального роста, что за довольно короткий срок приведет вас к желаемой заработной плате. Вы начнете получать гораздо больше предложений от компаний, вам не придется искать работодателя, он не только будет искать вас сам, но и станет предлагать вам действительно выгодные условия сотрудничества.

Помните, что найти работу без опыта – это непросто, но отнюдь не невозможно. Это лишь очередная задача, с которой вы обязательно справитесь, если приложите к этому достаточно усилий и будете настойчиво, упорно и уверенно идти к своей цели.

Мы уверены, что у вас непременно получится стать программистом, если вы действительно этого захотите. Никогда не сомневайтесь в своих силах, верьте в себя и свои возможности, тогда вы обязательно получите то, чего на самом деле достойны. Удачи!

История Стива Джобса

Стив Джобс — воспитанник семьи Пола и Клары Джобс, который появился на свет в Сан-Франциско, 24 февраля 1955 года.

Родные родители отказались от младенца в связи с молодостью и недостаточной готовностью к его воспитанию. Опекуны полностью заменили ему семью.

По воспоминаниям самого Стива Джобса, он отличался специфичным характером, послужившим причиной нескольких временных исключений на посещение школы. Благодаря уникальным способностям, он переступил пятый класс школы, сразу перейдя из четвертого в шестой. Подростком, Стив любил возиться вместе с опекуном в гараже, проводя время за ремонтом машины, ходил в кружок радиолюбителей.

Тяга к технике у него отмечалась с самого детства, в этом же периоде состоялось знакомство с будущим партнером – Стивеном Возняком. Вместе с ним Джобс создал аналог спутникового телефона, позволяющий соединяться с абонентами телефонной сети по всему миру. Такая синяя коробочка стоила около 100 долларов и неплохо продавалась.

После завершения среднего образования Стив продолжает учебу в платном колледже, но изучение предметов в течение первого семестра его разочаровывает. Поддавшись подростковому максимализму, он бросает учебное заведение, пытается жить самостоятельно, без материальной поддержки от родителей. Через год, после скитаний его решимость уменьшается, он возвращается домой, в Калифорнию.

Родители не обращают внимание на порывы молодости, Джобс отправляется на работу в фирму, которая производит видеоигры. На тот момент у него новая мечта – посетить Индию в качестве паломника

Туристическая поездка заканчивается возвращением домой на прежнее место работы. Разработчики компании Atari неплохо зарабатывали, что позволяло Стиву продолжать заниматься сторонними разработками.

Первые попытки создания знаменитейшего Эйпла начинались в гараже дома родителей Стива. Вместе с Возняком он собрал персональный домашний компьютер, соответствующий требованиям покупателей: готовую машину, а не отдельные детали, продающиеся в отделах электроники. Первые заказы друзья получили от магазина, который специализировался на бытовой технике.

В процессе дальнейших изысканий было придумано первое
устройство, поддерживающее цветную графику. Для расширения компании были
найдены инвесторы, в фирме увеличился штат, начался переход к масштабному
производству технической новинки. Прибыль предприятия составляла около 200
миллионов долларов, являясь редким успехом в инновационных технологиях.

Спустя время, началась разработка Макинтоша – устройства, совмещающего в себе стандартный персональный компьютер с системным блоком, клавиатурой и монитором. Эволюция семейства Макинтош стала прародителем современных ноутбуков, в то время программное обеспечение разрабатывалось для Эйпла корпорацией Майкрософт. Чуть позже, свет увидел еще одно детище гениев – портативный компьютер Айбук, ставший прорывом в мире компьютерных технологий.

Параллельно с разработкой новинок компьютерной техники, компания начала производство музыкальных гаджетов – Айподов. В тот период они вызвали интерес у целевой аудитории, стали считаться символом стиля, удобства. Востребованность музыкального плеера быстро перекрыла расходы по его созданию.

Культовый мобильный телефон Айфон стал следующим этапом развития корпорации. Сложив все имеющиеся на тот момент достижения и разработав новейшее программное обеспечение, компания выпустила дорогие и престижные сотовые. Следующими шагами стали усовершенствованные компьютеры и планшеты Айподы, которые и в настоящее время пользуются большой популярностью среди населения.

Оригинальный дизайн, стиль и продуманность всех мелочей, стала визитной карточкой корпорации Эйпл. В биографии Джобса, кроме работы в знаменитой компании, есть время, отданное на производство мультипликационных фильмов. Общее состояние компьютерного гения оценивается в 7 миллиардов долларов, 2 из которых занимают акции Эйпла.

Октябрь 2011 года стал днем траура для почитателей Стива Джобса – гениальный разработчик умер от рака. Вера в собственные силы позволила ему не только стать успешным, но и длительное время бороться с заболеванием, не позволять опускать руки и смиряться с неизбежным.

SCRUM-мастер

Набирающая популярность профессия. Этот специалист следит, чтобы все люди, участвующие в создании продукта (например, программного обеспечения), придерживались SCRUM-подхода.

Рабочий процесс делится на спринты — периоды продолжительностью от недели до месяца. В начале каждого из них команда ставит цели, в конце — подводит итоги. SCRUM-мастер помогает разбить процесс на задачи, оценить их и запланировать спринт. Он проводит ежедневные встречи, связывает людей друг с другом, общается с руководителем (продакт-оунером).

SCRUM-мастер — это своего рода тренер, который занимается с командой рефлексией и находит точки роста. Например, он отвечает за увеличение объема задач в рамках отдельно взятого спринта.

Профессиональная помощь в обучении персонала — обзор ТОП-3 компаний по предоставлению услуг

Если в вашей компании нет специалистов по обучению персонала, задачу стоит поручить профессиональным специализированным компаниям.

Я решила облегчить вам выбор и отобрала 3 высокопрофессиональных обучающих компании. Знакомьтесь! Выбирайте!

1) Триумф

Кадровый центр «Триумф» занимается кадровыми проектами с 1997. Агентство оказывает услуги высочайшего качества. Свидетельством служит клиентская база компании, где есть Газпром и РБК, Райффайзенбанк и Банк Открытие, Химинвест и Гедеон Рихтер, а также множество других известных фирм.

Основные направления деятельности:

  • подбор, адаптация персонала;
  • курсы повышения квалификации дистанционно;
  • разработка корпоративных стандартов;
  • разработка систем мотивации и стимулирования;
  • консультационная поддержка в решении конфликтных ситуаций;
  • оценка персонала.

Все специалисты кадрового центра имеют большой практический опыт и необходимый образовательный уровень, который они постоянно поддерживают в актуальном состоянии.

2) Гранит-Консалтинг

Компания более 7 лет оказывает юридические и консалтинговые услуги на всей территории России от Калининграда до Владивостока.

13822 юрлица стали уже постоянными клиентами «Гранит-Консалтинг».

Услуги компании:

  • сертификация;
  • СРО;
  • негосударственная экспертиза;
  • бухуслуги;
  • юридические услуги;
  • подготовка, профессиональная переподготовка и обучение персонала;
  • кадровые услуги.

Это лишь частичный перечень. Посетите сайт компании и ознакомьтесь с ним более подробно. Там же вы сможете найти полезные публикации, отзывы клиентов и много другой нужной информации.

3) MegaPeople

«MegaPeople»- тренинговый центр, занимающийся обучением и развитием персонала, разрабатывает эффективные тренинги и курсы повышения квалификации. Посетите сайт компании.

Там вы найдете:

  • подробную информацию о компании и ее сотрудниках;
  • расписание открытых тренингов;
  • программы обучения по большому количеству направлений;
  • полезные публикации;
  • форму обратной связи.

На сайте компания предлагает своим посетителям бесплатно пройти пробный онлайн тренинг по продажам. Испытайте свои силы, но и составьте мнение об обучающих курсах.

Что такое Soft Skills и почему это важно

В простой модели профессиональных компетенций навыки разделяют на soft skills (гибкие) и hard skills (жесткие).

Soft skills — надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми.

Независимо от специальности вам понадобятся хотя бы несколько «гибких навыков». Чтобы добиться успеха на работе, нужно уметь хорошо ладить с коллегами, клиентами, менеджерами и начальниками. Soft skills нельзя научиться на тренинге или курсе, они закладываются в детстве и развиваются в течение всей жизни. Поэтому работодатели особенно ценят людей, у которых они хорошо развиты. Soft skills полезны в любых сферах, формируются в детстве и связаны с эмоциональным интеллектом.

Hard skills — узкие профессиональные навыки, которые нужны для решения конкретных задач в повседневной работе.

Например, для дизайнера «жесткими навыками» будут владение графическими редакторами, а для плотника — умение обращаться с электролобзиком. Жесткими навыками можно овладеть за несколько недель, а их эффективность — измерить. Hard skills нужны под конкретные задачи, формируются в процессе обучения и основаны на технических знаниях.

Ученые из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги выяснили , что «гибкие навыки» — это 85% успеха человека в профессии, жесткие составляют только 15%.

Экономика образования

Бесплатные онлайн-курсы Гарварда и других университетов Лиги плюща

В 2017 году Google провела внутреннее исследование , чтобы определить самые продуктивные команды внутри компании. Исследователи обнаружили, что их лучшими командами были смешанные группы сотрудников с сильными «гибкими навыками». Дальнейшие исследования показали, что на успех работы повлияли развитые навыки коммуникации, эмпатии и лидерства.

Развитые «гибкие навыки» можно указать в резюме, чтобы помочь рекрутерам определить ваши сильные стороны и квалификацию

Гибкие и жесткие навыки должны дополнять друг друга, чтобы решать задачи разной сложности. Например, графическому дизайнеру будет полезно освоить soft skills: общение, креативное мышление, эмпатию и hard skills: владение Adobe Photoshop, Sketch, Figma.

Управление знаниями и обучаемость

Обучаемость — способность узнавать новую информацию и применять ее в жизни, чтобы решать повседневные задачи. Знания формируют умения, а умения — навыки

Важно не собирать концепции и теории, а применять их на практике, превращая в полноценные компетенции. Управление знаниями помогает выбирать нужные источники информации, сортировать ее и управлять планом обучения

Экономика образования

Минутка на отдых: короткий перерыв помогает мозгу с усвоением информации

Как развить. Составьте план обучения, отфильтруйте нужную информацию, выберите знания, которые хотите применить на практике

Теории и концепции обучения важно проживать, пробовать на себе и анализировать. Например, если узнали о матрице управления временем, попробуйте ее в жизни

Что изучить об управлении знаниями:

Книги

  • Джош Кауфман «Сам себе MBA. Самообразование на 100%»
  • Дэвид Колб и Кей Питерсен «Век живи — век учись»
  • Рене Декарт «Рассуждение о методе для верного направления разума и отыскания истины в науках»
  • Дэн Вальдшмидт «Будь лучшей версией себя»
  • Генрих Альтшуллер «Найти идею: введение в теорию решения изобретательских задач»

Курсы

Udemy «Введение в саморазвитие: составляем рабочий план»

Постоянное саморазвитие

Базового образования становится недостаточно. Чтобы увидеть, какие навыки нужны вам лично, необходимо реализовать себя в карьере, получайте новые знания и опыт. Разберитесь в себе, проанализируйте взлеты, падения и сделайте выводы. Не останавливайтесь на достигнутом. Работодателю нужны те, кто будет двигаться вперед.

Сергей Борзенков, бизнес-тренер, коуч говорит: «Первый и самый важный навык — это привычка учиться. Современная эра диктует нам свои правила: появляются новые технологии, методики, много процессов автоматизируется и работники, которые умеют быстро изучать и принимать новые правила игры — всегда пользуются спросом».
Алексей Васильманов — HR-эксперт, владелец и основатель кадрового агентства HR Development и IT-агентства Web-trends поддерживает эту точку зрения: «Способность к обучению

Важно, чтобы человек мог быстро самообучаться и усваивать новую информацию. В будущем самым успешным будет тот работник, который быстрее всех реагирует на изменения, осваивается в новой среде и предлагает свои решения взаимодействия с ней»

«Во всех странах происходит старение населения и через несколько лет будет новый тренд — большое количество сотрудники 50+, 60+ лет, которых необходимо будет трудоустраивать, что повлечёт за собой пересмотр как моделей оплаты труда, обучения, так и схемы карьерного продвижения, а молодым руководителям необходимо будет научиться управлять более возрастными коллегами», — считает Шилова Татьяна, эксперт в области управления персонала.

Как выбрать провайдера и программу обучения — 4 простых совета

Сделать выбор всегда сложно. Дельный совет в такой ситуации будет кстати.

Вам в помощь я подготовила несколько небольших советов, которые позволят правильно сориентироваться на рынке обучения персонала.

Совет 1

Уделяйте внимание визуальным средствам, сопровождающим процесс

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — это крылатое выражение как нельзя лучше передает важность визуальных средств в обучении

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — это крылатое выражение как нельзя лучше передает важность визуальных средств в обучении. Научно доказано, что в мире порядка 60% всего населения — визуалы – люди, воспринимающие окружающий мир с помощью зрения

Научно доказано, что в мире порядка 60% всего населения — визуалы – люди, воспринимающие окружающий мир с помощью зрения.

Макеты, плакаты, слайды, презентации, фильмы – все это визуальные средства, применяемые для сопровождения обучающего процесса. Такие средства делают обучение наглядным и «живым».

К выбору преподавателя следует подходить со всей ответственностью. Именно от его мастерства, уровня подготовки, профессионального чутья, умения подать материал и донести его до слушателей, во многом зависит и результат обучения.

По словам педагога-новатора В.Ф.Шаталова преподаватель, кроме высоких профессиональных качеств и глубокого знания предмета обучения должен уметь запускать так называемый механизм «соленого огурца».

«Главное – создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится!».

Умение создать такую обстановку, такой «рассол» в среде обучающихся наиважнейшее качество хорошего педагога-наставника.

Вы выбрали курсы профессиональной переподготовки или обучения? Перед принятием окончательного решения узнайте, кто будет вести его. Постарайтесь лично встретиться с ним еще до начала обучения. Помните первое впечатление — самое верное!

Совет 3. Определите актуальность программы

Ознакомьтесь с программой обучения. Посмотрите, насколько она сейчас актуальна и полезна именно для вас. Возможно, большинство тем вам уже хорошо знакомо, и вы просто-напросто заскучаете на этих занятиях.

Совет 4. Уточните условия проведения обучения

Условия обучения – это обстоятельства, при которых оно проходит.

Основные условия, на которые необходимо обратить внимание:

  • сроки;
  • время занятий (ежедневно, по определенным дням, вечернее, дневное, по выходным и т.п.);
  • стоимость курса;
  • форма (дневная, вечерняя, очная, дистанционная, индивидуальная, групповая и пр.);
  • какой документ выдается по окончанию обучения.

Полезные рекомендации по выбору обучающей компании узнайте из видеоролика.

См. также статью по смежной теме дополнительное профессиональное образование.

Саморефлексия

Саморефлексия — это самостоятельный анализ своих поступков, поведения, деятельности. Она помогает оценить свои действия, осознать их и принять решение, что делать дальше. Например, если вы никак не можете наладить отношения с коллегами, саморефлексия поможет найти ошибки в общении с вашей стороны. Этот навык развивает осознанность — вы будете принимать более взвешенные решения, если знаете себя и осознаете свои потребности.

На каждом этапе обучения нужно осознанно ставить цели. Навык целеполагания помогает их формулировать и достигать. В отдельном материале мы подробно рассказали, как работать с целями для своего обучения и представить его в виде проекта:

Экономика образования

Образование как проект: как ставить цели обучения и не бросить на полпути

Как развить. Понаблюдайте за собой: отмечайте детали поведения и поступков. Попробуйте вести дневник — записывайте туда впечатления о прожитом дне, инсайты и анализ своего поведения. Каждый день записывайте людей, которым вы благодарны за что-либо в своей жизни.

Что изучить о саморефлексии:

Книги

  • Далай-лама и доктор Говард Катлер «Искусство быть счастливым»
  • Марк Аврелий «Размышления»
  • Иммануил Кант «Обоснование непостижимого»
  • Виктор Франкл «Человек в поисках смысла»
  • Денни Пенман и Марк Уильямс «Осознанность: Как обрести гармонию в нашем безумном мире»
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Вековой опыт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: