Как стать ux-редактором: чему нужно научиться на старте и как получить первую работу

Профессиональная деформация

Бывает ли у редакторов профессиональная деформация?

Да, бывает. Во-первых, если ты редактор, то каждую фразу услышанную взвешиваешь на весах. На предмет логичности, стиля, грамотности. На предмет банальности/оригинальности.

И ляпы всевозможные, которых пруд пруди вокруг, вгоняют в тоску. И мысль при этом  гложет такая: «Вот! Приучают людей! Неприкосновенных называют неприкасаемыми (противоположные по смыслу слова), говорят «одевать» вместо «надевать»… Куда катится мир!!!»

Да и людей уже оцениваешь по тому, как они разговаривают. Если человек не звонит, а звонит, – пиши пропало. Хоть ты тресни, но я уже не могу воспринимать его всерьез. И это ужасная нелепость с моей стороны, и я с этим борюсь.

Есть еще большой грех для редактора – вообразить себя судьей автора. Вот это как раз свойственно редакторам, которые сами не пишут.

А еще редакторы любят цепляться за формальности: «Ах! У вас в абзаце слово «редактор» повторяется несколько раз! Ах, у вас тут стоит «во-вторых». А где «во-первых»???!!!» Чтобы объяснить такому редактору его неправоту, нужно дать ему образование, заставить читать классику и научить писать.

Такие редакторы – это мученики, которые при этом мучают других.

Но даже у талантливого редактора со временем может появиться зашоренность. Непосредственность восприятия уменьшается, съеживается и с годами, я боюсь, может исчезнуть вовсе. Чтобы этого не случилось, рецепт один: читать хорошие книги – ту же классику.

Хорошие книги – это ключевая вода для редакторского ума. Она смывает налет рабочей рутины, информационного шума, в котором все мы живем.

И тысячу раз счастлив тот редактор, что работает с талантливыми авторами.

Как стать редактором? Где для этого учиться?

Существует несколько специальностей, благодаря которым можно стать редактором. Прежде всего, подросток может поступить на «Издательское дело и редактирование». На этом направлении тинейджера научат разным специализациям. И он сможет с легкостью вести работу над текстами. 

Помимо этого, стать редактором можно, освоив смежные специальности. Например, журналистику или русскую филологию. Чтобы начать работать на должности редактора, специалисту нужно несколько лет проработать в СМИ. Для того, чтобы заслужить повышение.

Какие ЕГЭ сдавать для того, чтобы стать редактором?

Чтобы выучиться на редактора, журналиста или филолога, тинейджеру нужно сдать ряд важных экзаменов. В частности, ЕГЭ по русскому языку. А также литературе.

Ряд высших учебных заведений требуют в обязательном порядке сдавать английский. Желательно, чтобы баллы подростка по ЕГЭ были максимально высокими. Это повысит шансы на попадание на бюджет.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы профессии:

  • востребованность. Сейчас, с развитием контент-маркетинга, профессия редактор значительно поднялась на рынке должностей. Даже на удаленке можно найти отличные вакансии;
  • карьерные перспективы. Хороший редактор может вырасти до главреда, а тот, если хорошо проявит себя, войти в топ-менеджмент издания;
  • возможность саморазвития. Редактор постоянно имеет дело с большим количеством информации. Велик шанс находить интересное и полезное для себя и развиваться в профессии;
  • работа с интересными людьми. В профессиональном сообществе редакторов практически не бывает косных и скучных людей – с каждым есть о чем поговорить!

Минусы профессии:

  • большая ответственность. Как уже говорилось, редактор отвечает за наполнение издания, его продвижение на рынке и получение заказчиком прибыли. Если журнал или блог будут неинтересными – издание потеряет читателей, и это негативно скажется на репутации компании;
  • высокая конкуренция. Да, профессия редактора востребована, и многие вкусные вакансии быстро разбираются среди своих да наших.
  • обязательно наличие опыта. Об этом подробно расскажу в следующем разделе.

Сколько зарабатывают редакторы?

Средняя зарплата редактора в СМИ – от 60-70 до 90-100 тыс. рублей. Главный редактор в крупном издании может получать 150-200 тыс. рублей. Доходы зависят от уровня специалиста, его навыков и опыта работы.

Самые высокие зарплаты у редакторов, которые могут с нуля создать и раскрутить популярный сайт или СМИ. Создают интересный формат, умеют анализировать, какие статьи привлекут аудиторию и сделают издание популярным.

Редактор может стать совладельцем проекта, что позволит ему получать не только зарплату, но и долю в прибыли компании. Также он может создать собственный YouTube-канал или популярный блог и зарабатывать на этом.

Какой человек способен возглавить редакцию

Требования к кандидату на должность главреда. Профессиональные навыки

Претенденту на должность главреда нужно иметь за плечами опыт руководящей работы в редакциях СМИ. Профильное высшее образование по профессии приветствуется, но не является обязательным для рассмотрения кандидатуры. 

Будущему главреду необходимо представлять, как все работает изнутри, по каким законам строится, чтобы контролировать процесс; нужно знать порядок подготовки материала в печать и современные редакционно-издательские технологии. 

Для управления интернет-изданиями потребуется знание веб-технологий, умение работать с контентом. 

Главному редактору нужно уметь писать тексты в разных жанрах и стилях. Абсолютная грамотность, вплоть до каждой запятой, приветствуется, но не строго обязательна, если в штате имеются литературный редактор и корректор. Однако без чувства стиля и языка не обойтись.

Руководителю издания нужно обладать широким кругозором, высокой эрудированностью и системным мышлением. Это позволяет видеть новое, генерировать идеи, формулировать концепцию работы СМИ. Ему также необходимо разбираться в трендах и иметь «нюх» на то, какая информация может «выстрелить» и повысить рейтинг издания.

Крайне важно уметь работать в условиях многозадачности, решать параллельно творческие и управленческие задачи. 

Необходимо знать основы маркетинга, чтобы развивать свое издание, реагировать на изменения потребностей рынка сбыта

Важно обладать финансовой и юридической грамотностью: знать законы, иметь представление о налогообложении и бухгалтерском учете, о работе банковской системы. 

Личные качества успешного редактора

Редакция — коллектив творческий.  Здесь собраны яркие индивидуальности

Поэтому опытный главный редактор всегда найдет компромисс: важно поддерживать в каждом члене коллектива уникальность и чувство свободы, но и нацеливать на командную работу

При этом редактору нужно быть открытым для общения, уметь слушать людей. А также  проявлять твердость и уверенность в отстаивании интересов издания, не отходить от редакционной политики в угоду рейтингу. Когда решения главреда не зависят от сиюминутного настроения, то коллектив редакции прощает ему, порой, некоторую жесткость характера. Сотрудники понимают, что это, скорее, отеческая строгость.

Главреду для успешной работы понадобятся организаторские способности, умение убеждать, творческий потенциал и хозяйственное мышление, дальновидность, здравомыслие, любознательность и находчивость, пунктуальность и внимательность.

Коммуникабельность и доброжелательность — одно из важных личных качеств руководителя медиа. Нужно поддерживать связи в PR-индустрии, иметь широкий круг знакомств. Это помогает изданию держаться на плаву.

В каких университетах готовят профессионалов такого уровня, и как прокачать нужные навыки?  

Как стать редактором и где можно учиться?

Можно пройти курсы, на которых научат не только писать тексты, но и управлять коллективом. Обучение ведется через интернет. Примеры таких программ:

Название курса и ссылка на него Описание
Коммерческий редактор (университет Skillbox) Вас научат писать тексты под коммерческие задачи. Например, создавать контент для лендингов, рассылок, сайтов, корпоративных блогов. Эта работа хорошо оплачивается. Программа включает введение в профессию, занятия по редактуре, оформлению контента, управлению редакцией, оценке эффективности контента, инструментам (Trello, Google Таблицы) и многое другое.
Редактор с нуля до PRO Это большая программа, которая включает обучение копирайтингу, контент-маркетингу и непосредственно редактуре. То есть объединяет три направления.
Коммерческий редактор (университет Нетология) Позволяет освоить профессию редактора с нуля. Вы научитесь писать тексты в разных форматах, выполнять функции бильд-редактора (подбор фото и иллюстраций), оформлять контент, разбираться в авторских правах, управлять командой. Получите навыки, необходимые для создания популярного проекта, а также опыт работы, который можно указать в портфолио. Курс подходит людям, которые хотят работать в корпоративных СМИ.

Часто редакторы вырастают из журналистов. Это руководящая должность, поэтому логично претендовать на нее, имя опыт написания текстов

Также важно умение управлять коллективом

Если вам нравится писать, но вы не любите общение и не хотите отвечать за работу других людей, обратите внимание на профессию копирайтера или SEO-копирайтера

Желательно иметь журналистское или филологическое образование. Но это не железное правило. Талантливый редактор с развитым чувством языка может не иметь профильного образования. Освоить необходимые для работы навыки можно на онлайн-курсах.

Как стать редактором

С нуля редактором стать нельзя: если вы хотите зарабатывать в интернете этим способом, придется начинать с азов.

  1. Попробуйте себя в роли копирайтера. Начните с биржи или ищите заказчиков самостоятельно. Пишите тексты, набирайтесь опыта, составляйте портфолио. Если затянет – можете устроиться копирайтером в диджитал-студию, агентство или на постоянку в коммерческую компанию.
  2. Пройдите курсы редакторов. В последние годы в интернете появилось множество курсов по этой профессии. В первую очередь это “Курс Главреда” редактора всея Руси Максима Ильяхова (это тот, кто придумал инфостиль и редактирует “Тинькофф-Журнал”). Затем “Школа редакторов Бюро Горбунова”. Еще курс “Коммерческий редактор” от “Нетологии”. Все эти курсы обещают мощную практическую прокачку, дальнейшее трудоустройство и понимание сути профессии.

Эти курсы заточены в первую очередь на коммерческих редакторов. Если вас тянет к классике – присмотритесь к курсам от Литературного института. Или вот еще курсы для редакторов СМИ.

  1. Пробуйте себя в роли редактора в небольшом издании. Учтите, что в сфере текстов придется поработать минимум несколько лет, чтобы претендовать на хорошие должности.
  2. Вырывайтесь на большой рынок. К этому времени у вас должны быть бережно собранные контакты по сарафанке, какой-никакой вес в профессиональном сообществе и солидное портфолио.

В чем ценность UX-редактора для бизнеса

UX-редактор доводит до состояния готовности тексты в интерфейсах продукта (по сути в коммуникации с пользователями). Коммуникация — это общение, оно должно быть уверенным, грамотным, доступным для понимания клиентами. ️ Если текст для продукта в последний момент сочинил разработчик — у клиента может сложиться впечатление, что продукт сыроват, как и текст. 

Коммуникация бывает вербальная и визуальная — это история про комплексный дизайн. Комплексный дизайн в крупных компаниях создает целый штат специалистов: UX-исследователь, UX-дизайнер, UX-копирайтер, UI-дизайнер (Дизайнер интерфейсов), Бренд-дизайнер. В стартапах все зажигательнее, собирается команда мультиинструменталистов и прорывается к интересной и полезной для клиентов цели — преследеют мечту сделать мир лучше/интереснее с помощью новой идеи.

UX-редактор берет на себя, в первую очередь, вербальную коммуникацию в продукте (формулировки, слова, синтаксис, голос). UX-исследователь бы сказал, что UX-редактор помогает сделать интерфейс и тексты такими, чтобы все соответствовало ментальной модели потребителя. Поэтому и выходит, что сильные UX-редакторы выполняют часть работы UX-исследователей (когда такой роли нет в компании) или дополняют исследовательскую команду, так как чаще именно они (в силу среды, в которой росли в детстве, и/или в силу увлечений) лучше знают язык и могут проникнуть в культуру пользователей. Особенно ценны в международных проектах.

UX-редактор привносит спокойствие в команду при запуске и доставке продукта в руки клиентам — с ним продуктовая команда уверена, что сырости коммуникации продукта с потребителем нет — продукт общается с клиентом на другом континенте или в другой стране грамотно, уверенно и на понятном для клиента языке.

UX-редактор помогает увеличить продуктовые метрики. Он гарантирует попадание продукта в культурный контекст в плане коммуникации. А при правильной коммуникации пользователи быстрее достигают важных целей и созревают до принятия решения о покупке.

Что делает редактор

Сделать из книги «конфетку», причесав и облагородив литературное произведение – вот в чем заключаются обязанности редактора. Для этого недостаточно просто исправить в тексте все пунктуационные, орфографические и даже фактические ошибки. Хороший редактор книг – это писатель, виртуозно владеющий словом, в его задачи входит также исправление лексических, логических и стилистических недочетов в произведении. При этом он должен обходиться с тестом максимально бережно и учитывать мнение автора.

Редакторы бывают разные, не обязательно работающие в издательстве печатных книг. Они также работают со СМИ, где круг обязанностей может быть несколько уже, а еще – с агентствами наподобие нашего. Редактор аудиокниги (если она еще нигде не напечатана) должен обладать всеми умениями и знаниями редактора издательства.

Единственное его отличие от редактора бумажных книг – нет нужды работать с художниками — оформителями. Потому что изобразительные средства книги в формате аудио – это голос и талант диктора.

Программы для редактирования текстов

В интернете сегодня работают специальные ресурсы для редактирования текста онлайн. От всех ошибок они вас не избавят, но помогут устранить наиболее часто встречающиеся. Сервисов, собственно говоря, тоже немало, но мы отметим лишь семь самых востребованных авторами:

  • TopWriter – сервис для сравнения двух разных текстов
  • 1Y.ru – сервис для поиска повторяющихся слов
  • Plainrussian.ru – сервис для оценки читабельности текста
  • Грамота.ру – сервис для проверки текста на грамотность
  • Text.ru – сервис для проверки уникальности и орфографии текста
  • Content Watch сервис для проверки уникальности и орфографии текста
  • Главред – сервис для всесторонней проверки текста (грамотность, ошибки, читабельность, повторы, слова-паразиты и т.п.)

Кстати, советуем вам не пренебрегать и встроенным проверщиком приложения MS Word – этот популярный текстовый редактор достаточно хорошо «причесывает» тексты, выделяя ошибки красными подчеркиваниями.

А чтобы процесс проверки и редактирования текста протекал быстрее и легче, дадим вам еще одну полезную рекомендацию – выстраивайте свою работу по редактированию на трех этапах:

1

Первый этап – это беглое – чисто ознакомительное чтение, во время которого вы оцениваете целостность материала, его содержание, идею и манеру изложения.

2

Второй этап – это медленное и более углубленное чтение, во время которого вы фокусируетесь на всех абзацах, предложениях, словах и знаках. Здесь вы анализируете отдельные единицы текста, соотносите между собой его части, работаете над детализацией, исправляете все виды ошибок.

3

Третий этап – это контрольное чтение. Текст еще раз перечитывается, анализируется единообразие подачи, правильность написания самых сложных элементов, имен собственных, числовых данных и дат.

На этом проверка заканчивается, и если все было сделано правильно и с головой, готовый материал будет соответствовать всем требованиям грамотности. Но все же еще раз напоминаем, что при наличии сомнений текст лучше лишний раз проверить, ведь, как говорится: «семь раз отмерь – один раз отрежь».

Главный поединок

Как я уже сказала, редактор работает с авторами. Дело это нелегкое и часто превращается в настоящий поединок. С одной стороны – редактор со своими эстетическими принципами и концепцией издательства, с другой – автор. У автора есть полное право отстаивать свой художественный стиль, свой замысел или главную идею.

Но для редактора самое трудное – не тогда, когда автор упирается, а когда он писать не умеет вовсе. Но почему же издательство с ним работает? А для этого есть разные причины.

Нас учили в институте, что редактор не должен писать за автора. Но не всегда получается соблюдать этот принцип. Автор может быть хорошим специалистом в своей области. Кладезем информации. И нужно помочь ему этой информацией поделиться.

Но совсем ужасно, когда автор, писать не умеющий, сражается за каждую запятую. Даже вопреки законам русского языка.

А бывает ли легкий автор? Да! Бывает! Вдумчивый, талантливый, умный автор без мании величия. С такими людьми легко работать – и не только редактору. С такими людьми вообще легко.

И все-таки я очень хорошо понимаю авторов, которые с подозрением относятся к каждому редакторскому исправлению. Потому что ведь и редакторы бывают плохими. Не каждому можно свой текст доверить без потерь. И не каждому издательству. Не каждому журналу или сайту. С другой стороны, у каждого издания свои особенности, требования. Слово «формат» ведь не с неба упало – это реальность. Т.е. взаимопонимание между сторонами – вещь трудная.

Уровень 5. Флоу разработки, больше ответственности. Рост до сеньора и тимлида

У платформы, над которой мы работали, микросервисная архитектура. Это значит, что для разных частей бизнес-логики был свой отдельный сервис. Например, сервис, который хранит информацию о курсах, или сервис, который работает с платными продуктами. Всё это общается между собой и с фронтом через REST API. Но из-за особенности интерфейса использовать REST было не очень удобно.

Например, нам нужно показать пользователю карточку видеокурса. Название и описание лежат в одном микросервисе. Информация об авторе в другом. Рейтинг — в третьем. Данные о том, добавил ли пользователь курс себе в избранное, — в четвёртом. Платный ли курс — в пятом. То есть, чтобы отобразить карточку одного материала, нужно сделать много запросов. А у нас разные форматы материалов, карточек и несколько платформ, карточки на которых отличаются.

Поэтому мы решили написать прослойку между фронтендом и бэкендом, чтобы уменьшить количество запросов. Для этого пригодился GraphQL — библиотека, которая упрощает работу с запросами и агрегацию данных. В итоге, например, с REST для получения информации о пользователе нужно сделать три запроса, а с помощью GraphQL — всего один и только с необходимыми для контекста данными.

Я продолжал осваивать технологии, в том числе GraphQL, redux-saga, react native. К тому же глубоко погрузился в продукт, своими руками потрогал уже почти все модули платформы. Это помогало общаться с бизнесом и поддерживать других разработчиков: я понимал возможности и ограничения системы, видел пути, которыми лучше решать задачи.

В итоге я стал самоходным: мог решать задачи, не подключая тимлида. А он мог, в свою очередь, переключиться на работу с менее опытными ребятами. Мне хватало компетенций и ответственности брать на себя технические решения. Знание технологий и способность самостоятельно решать задачи привели меня к уровню сеньора. 

Например, вместе с одним бэкенд-разработчиком я полностью отвечал за интеграцию Apple Pay. Или была такая задача: нужно было подключить к платформе связку с другим продуктом — сервисом, на котором предприниматели могут найти ментора или эксперта. Я сам договаривался с разработчиками другой компании, как им нужно доработать методы, как и какие данные мы будем отправлять.

Весной 2019-го произошли внутренние изменения — почти всю команду перевели в другую дочку Сбербанка, а я остался: поддерживать платформу и другие проекты, собирать новую команду. Бывший тимлид тоже ушёл, и я занял его место — стал техническим руководителем фронтенда.

Уровень 1. Работа контент-менеджером и попытки верстать

Я учился в Иванове в школе с математическим уклоном. У нас было много информатики, тогда у меня и появился интерес к ИТ. В бакалавриат я осознанно поступил на факультет информационных технологий в МГТУ «СТАНКИН».

У нас был суровый, но справедливый преподаватель по информатике, он только усилил мой интерес к этой сфере. При этом сначала предмет давался мне тяжело, первую сессию сдал кое-как. Я ещё приехал учиться с одним айпадом — думал, что мне его хватит, чтобы писать код. Это была ошибка.

В итоге после первого семестра я взялся за голову, выкупил у соседа простенький ноутбук, начал лучше готовиться, постепенно выровнялся по учёбе.

К концу первого курса я уже твёрдо знал, что хочу работать в ИТ-сфере. Так что после летней сессии начал мониторить вакансии и попал в небольшую студию на позицию контент-менеджера.

У студии был свой образовательный продукт, который работал по принципу карточек: с одной стороны вопрос, с другой ответ, или с одной стороны слово, с другой перевод. Я эти карточки заполнял. Работал 20 часов в неделю, получал 10 тысяч в месяц.

Помимо карточек ещё помогал с другими задачами, вёл соцсети, занимался SEO. Если натыкался в продукте на баги, то заводил их в отдельную систему, так научился делать баг-репорты: доносить до разработчиков информацию как можно подробнее, чтобы им было проще всё починить.

На работе и в общаге вокруг меня было много студентов и молодых ребят, которые что-то программировали, так у меня появился интерес к разработке. В итоге на втором курсе увлёкся сайтостроением, начал учить HTML, CSS, PHP.

Со временем решил, что могу что-то сверстать сам. У отца тогда был бизнес по производству и продаже медицинской одежды и сопутствующих товаров, и я сделал для него сайт (но никуда не выложил).

После этого начал брать заказы на фрилансе по вёрстке макетов. В целом шло неплохо, но не без шероховатостей. Например, из одной компании, которая занимается подбором ИТ-кадров, три месяца выбивал 10 тысяч. В студии тоже помогал с вёрсткой, правил небольшие блоки. Мне подняли зарплату до 15 тысяч, но я решил, что хочу большего.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Вековой опыт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: