Как стать хорошим писателем: успешными рождаются или становятся?
Что должен уметь известный писатель
В писательском деле есть три кита:
Технические умения и литературное образование. Если говорить простым языком, то хороший автор должен разбираться в стилистике, словоформах, средствах художественной выразительности и уметь все это грамотно применять на практике. В этом поможет литературное образование. ВУЗ не наделит талантом, если его нет, но поможет его развить, начать правильно оформлять мысли и образы на бумаге. Однако есть немало талантливых самоучек, ставших действительно известными. Но если без формального образования еще иногда можно обойтись, то начитанность и любовь к литературе — необходимые атрибуты всех без исключения успешных писателей.
Жизненный опыт. Ни один автор, как бы идеально он не писал, не сможет глубоко прочувствовать тему и затронуть читателя, если он не разбирается в конкретной сфере
Военный, врачебный, любовный, криминальный и любой другой жизненный опыт — важное условие для успешного писателя. Например, Э
Хэмингуэй и Э. М. Ремарк имели богатый военный опыт, а детский доктор Е. Комаровский издал первую книгу, накопив многолетний опыт врачевания.
Организованность и трудолюбие. Хорошим писателем вряд ли станет человек, который пишет только по вдохновению. «Гений лишь начинает великие работы, а заканчивает их один труд» — сказал Жозеф Жубер, и с ним сложно не согласиться. Писательство — это ежедневный труд, которому следует уделять много времени. Как говорил Генри Миллер, «Действуйте по плану, а не по настроению. Останавливайтесь в назначенное время». Нейл Гейман советует «Всегда доводить до конца то, что уже начал, чего бы это ни стоило».
Почему то, что получается — «ну, такое»
Тысячу раз нам говорили про важность и правильность картинок. Максим Ильяхов создал сайт Visual storytelling, на SMMplanner опубликовано множество статей типа «Как создавать эмодзи иллюстрацию», «Руководство по фотографиям в домашних условиях», десятки вебинаров проведено в SMM.school и даже есть курс «Дизайн в SMM для недизайнеров».
Однако все еще smm-специалисты продолжают совершать очевидные ошибки и постить плохие картинки
Вот вам типичная лента из ВКонтакте и картинки, которые использовались. Что с ними не так?
Слева направо: пластмасса, лишь бы было и шаблон из пейнта. В первых двух вариантах пост без картинки только выиграет, а в третьем варианте можно сделать лучше.
Картинка не обязательна! На курсах SMM учат — «написал пост, прикрепи картинку», но иногда забывают объяснять, зачем. В результате мы получаем тысячи постов, где картинка не несет никакой смысловой нагрузки и часто мешает восприятию текста.
Иллюстрации — это первое, что видит любой пользователь в соцсетях, они же влияют на захват внимания и вовлечение пользователя — захочет ли он изучить пост внимательнее.
Пост с картинкой, конечно же, заметнее. Но плохая картинка может подтолкнуть к «непрочтению» материала. Если у вас нет хорошей, лучше пост не публиковать или прикрепить картинку, которая будет выделяться в ленте сама по себе, но не перебарщивайте.
Куда отправлять пробные работы и с чего начать молодым писателям
Итак, рукопись готова, вычитана и отредактирована. С чего же начать свою писательскую карьеру? Есть несколько вариантов, как опубликовать работу.
Издательство. Каждый, кто мечтает стать настоящим писателем, чаще всего выбирает этот путь к успеху. Это действительно неплохой вариант, чтобы начать работать в литературе
Но важно понимать, что у каждого издательства есть свои требования, и с ними нужно ознакомиться еще до отправки рукописи, так как в случае несоблюдения текст даже не начнут читать. Вся информация обычно расположена на сайте издательства в соответствующем блоке «начинающим авторам»
Чтобы шансы на успех стали более ощутимыми, лучше отправить рукопись сразу в несколько мест, не забыв ознакомиться с требованиями каждого.
Размещение произведения в интернете. Например, на таких профильных платформах, как proza.ru, yapishu.net и samlib.ru. А если хочется не просто стать писателем, но и сразу начать зарабатывать, можно опубликовать свою работу на специальном ресурсе, например, Меценат. В этом случае автор сможет получать определенный процент от продажи своих работ.
Толстые литературные журналы, публикующие произведения малоизвестных писателей, которые только начинают свою писательскую карьеру. В России их не один десяток, например, Звезда или Новый мир. Тот же Вестник Европы, в котором когда-то публиковался А. С. Пушкин, существует и по сей день. Стать автором в подобном журнале — шаг к известности, так как издательства с удовольствием начинают сотрудничать с писателями, у которых уже были публикации.
Массовые издания. Это газеты и журналы, которые читает широкая публика, и попасть на их страницы намного легче. Стать автором в таком издании — отличный способ заявить о себе. Даже если за это ничего не заплатят, начинающий писатель сможет найти своих первых поклонников.
Литературный конкурс. Здесь не будут издавать рукопись, но это реальный шанс заявить о себе. Многие детские писатели, например, Дарья Доцук, стали знаменитыми именно благодаря им. Литературные издательства с удовольствием принимают произведения таких авторов, именуя конкурс ситом современного таланта.
Закрепим, что такое хорошо, а что такое плохо
Картинки с первой страницы гугла — плохо.
Картинки, которые никак не помогают раскрыть смысл поста — плохо.
Показывать настоящие фотографии — хорошо.
Шутить, делать мемы — неплохо, но лучше бы настоящие фотографии.
Развивать насмотренность, собирать коллекцию хороших картинок к постам — хорошо.
Изучать инструменты, так чтобы в фотошопе кадрировать видео — хорошо.
Заменять текст иллюстрацией — хорошо.
Пишете об абстрактном — используйте хорошую метафору.
Для публикации фото с компьютера пользуйтесь сервисом SMMplanner.
Скорее регистрируйтесь в SMMplanner и пробуйте описанное в статье!
Что постить точно не стоит
«Первая полка гугла» или «пластмасса» — очевидная и распространённая картинка из фотостока. Вот подбираешь картинку к статье про кофе и обязательно найдёшь типичные фотографии рассыпанных зёрен по столешнице. Ищешь картинки к посту про услуги бухгалтерии — видишь этих ненастоящих женщин с калькуляторами.
Проблема этих картинок в том, что одна и та же ненастоящая бухгалтерша смотрит на вас отовсюду: с паблика про услуги бухгалтера, на китайском сайте по продаже калькуляторов.
«Ни о чём» или «лишь бы было» — частый гость в аккаунтах и пабликах у людей, продвигающих личный бренда. На курсах по SMM научили «пост без картинки — буквы на ветер», вот и вставляют «лишь бы было».
Фотографии своего туловища в разных ракурсах в постах на тему «как я заработал миллионы», «как я руковожу бизнесом», «как встретил новый год» однотипны и приелись. Иногда посты становятся лучше без этих фотографий.
«Шаблон в пейнте» — автор картинки, отдавшись влиянию своего «творческого я», начинает творить в том редакторе, который ему доступен. Опыта создания иллюстраций нет, как результат — креатив с несочетаемыми цветами, как носки и шлёпанец через пальчик, как последний айфон и роллтон на завтрак, обед и ужин.
Правильный заголовок даже без изменения картинки принесет в разы больше охвата и читателей, представьте, на что способна правильная картинка в дополнение
Чтобы разобраться в создании хороших иллюстраций, предлагаю руководствоваться классификацией Максима Ильяхова. Все иллюстрации можно разложить на 2 оси «главное — косвенное» и «буквальное — метафоричное».
Представьте пост «как я обжариваю зёрна кофе дома». Я могу проиллюстрировать различным способом, но в целом их можно разделить на 4 категории.
- Сковородка, в которой жарится кофе — я говорю о домашней обжарке, я её демонстрирую. Фотография о главном и буквальном — это самая крутая иллюстрация из всех возможных. Если у smm-специалиста есть возможность показать иллюстрацию первого порядка, а он выбирает что-то другое — мы потеряли его как специалиста.
- Обжаренные зёрна на фоне столешницы — пост про обжарку зёрен, я показываю нечто косвенное. Я с трудом могу найти причины для существования такой иллюстрации. Фотография зёрен на столешнице, в контексте обжарки была бы уместна, если бы хотел показать до какого состояния нужно обжарить зёрна — такое бывает в статьях, но в этой ситуации фотография превращается в иллюстрацию первого порядка.
-
Схема типа обжарки — это иллюстрация третьего порядка, метафора к теме статьи. Здесь чаще всего тусуются фотографии, которые я называю «с первой полки гугла», но иллюстрации третьего порядка могут быть очень крутыми, ведь метафора — это гигантское поле для творчества.
Комиксы, схемы, мемы, скриншоты, ментальные карты и прочее-прочее. К иллюстрациям третьего порядка стоит прибегать, когда приходится продвигать абстрактные услуги, которые не сфотографируешь. - Фотография усатого мужика в поварском колпаке — фотографии четвёртого порядка, косвенные и метафоричные. В моем случае «жарить» принесло ассоциацию «повар». Про эти фотографии чаще всего и говорят, что они не к месту. Самые убогие и бесполезные картинки из всех возможных.
Хотите проиллюстрировать пост или статью — подумайте, «что может послужить иллюстрацией первого порядка о главном и буквальном». После постарайтесь придумать метафору о главном. Косвенные темы для иллюстрации не используем.
В качестве иллюстрации можно использовать практически всё: картинка, фотография, 3D-визуализация, гифка, видео, таблица, скриншот переписки, скан документов, схема в ментальных картах, даже история может стать иллюстрацией.
От слова к книге: где в России учат детских и взрослых писателей
Получить филологическое образование можно на соответствующем факультете или в профильном литературном ВУЗе.
- Литературный институт имени А. М. Горького в Москве — при нем есть литературные курсы, где обучают авторов поэзии и прозе.
- Московский государственный институт культуры — факультет медиакоммуникаций и аудиовизуальных услуг.
- Краснодарский государственный институт культуры — информационно-библиотечный факультет.
- Литературные мастерские от Creative Writing School, где учат писать сценарии, делать художественные переводы и многое другое. Есть онлайн-курсы, а также очные занятия в Москве и Санкт-Петербурге.
- Писательское мастерство от 4Brain онлайн. Здесь научат создавать небанальный сюжет, а также помогут улучшить уровень грамотности и общий стиль письма.
Как все начиналось
Иллюстрации существуют давно, еще со времен Древнего Египта, когда заклинания и гимны на папирусах стали сопровождать изображениями. Самые яркие из сохранившихся рукописей того времени — античные «Илиада» и «Энеида».
Вплоть до 19 века иллюстрации в основном использовали как украшения книг. Существовали они в различных формах: гравюры, виньетки, миниатюры, графические зарисовки и просто декоративный орнамент.
Во второй половине XIX века начинается так называемый Золотой век иллюстрации, связанный с распространением массовых журналов и газет. В это время в Европе и Америке работают мастера, оказавшие огромное влияние на все последующие поколения художников: Говард Пайл и его ученики, Норман Роквелл, Джеймс Флэгг (создатель знаменитого дяди Сэма), Чарльз Дана Гибсон и его идеальные девушки.
1 / 4
Говард Пайл
Норман Роквелл
Джеймс Флэгг и его дядя Сэм
«Девушка Гибсона» – один из первых американских стандартов женской красоты
Перелом в развитии иллюстрации как жанра случился в 50-е годы XX века. Фотография стала основным способом отражения и передачи происходящих событий, и художникам ничего не оставалось, как начать изображать нематериальные, «идейные» сюжеты.
Так появилась концептуальная иллюстрация, которая развивалась под влиянием современной на тот момент живописи: кубизма, экспрессионизма, дадаизма, сюрреализма. Роберт Эндрю Паркер, Саул Стейнберг, Борис Арцыбашев — одни из самых ярких представителей «другого» направления.
1 / 3
Роберт Эндрю Паркер
Саул Стенберг
Борис Арцыбашев
Примерно в это же время иллюстрации, помимо книг, журналов и газет, начинают активно использоваться в рекламе и различной пропаганде. Популярной становится плакатная иллюстрация, а также новое развитие получают карикатурная и сатирическая.
Иллюстрация сейчас — это дизайн сайтов, инфографика, упаковка и оформление, а также все, где используется визуальный контент. С развитием компьютеров и программного обеспечения появился новый вид — векторная иллюстрация, которая пользуется большим спросом на стоках.
Что нужно для создания хороших иллюстраций
Для создания хороших иллюстраций нужно 3 вещи: не бояться, насмотренность и знание инструмента. Всё это формирует базовое чутьё дизайнера, оно просто так не появляется, его необходимо воспитывать.
Если вы с детства росли в комнате с ковром на полу, на стене, на потолке (да, мои родители пошли дальше), если вы не ходили по музеям, а на улице видели не современную архитектуру, а советскую разруху — вам нужно методично воспитывать чувство прекрасного.
Не бояться — это самое абстрактное свойство, но оно должно быть у каждого творческого человека. Это вера в свою работу, умение не обращать внимания на условности и делать так, чтобы было круто. Благодаря этому свойству стали появляться крутые форматы: гифки, мемы, треш-картинки, карточки, картинки, нарисованные на четвертом айфоне левой пяткой и прочее-прочее-прочее.
Насмотренность — это коллекция всевозможных примеров «так можно было?», её должен развивать каждый.
В любой школе изобразительных искусств есть уроки, где студентов отводят в музей и они делают копии известных работ, после преподаватель даёт обратную связь, как можно сделать лучше. Часто дают задание собрать «галерею», нечто вроде мудборда. Так студенты развивают чувство прекрасного.
Подобным образом поступают веб-дизайнеры. Они постоянно листают портфолио дизайн-студий, Behance.
SMM-специалист, который будет следить за трендами дизайна, оттачивать насмотренность, получит в разы больше шансов стать по-настоящему крутым специалистом.
Владение инструментом — это то, как хорошо вы знаете различные инструменты создания иллюстраций.
Если SMM-щик хорошо знает инструмент «текст», он к любой задаче будет применять «текст». Нужно рассказать о скидках — пишет текст, нужно показать уникальные свойства материала — текст, нужно рассказать о команде — тоже текст. В этом нет ничего плохого, но зачастую подобные задачи можно решить гораздо быстрее и дешевле, для этого надо знать другие инструменты и не бояться их использовать.
Алгоритмы создания иллюстраций
Попробуем собрать всё, что мы узнали, и создать иллюстрации к постам. Я чаще всего использую два алгоритма «заменяю текст иллюстрацией» и «нахожу шутёху».
Заменяю текст иллюстрацией. Создаём иллюстрацию первого порядка «о буквальном и главном». Это весьма простая технология, мы стараемся найти «пруфы», которые у нас уже есть: фотографии на телефоне, скриншоты, примеры переписок и многое другое.
Пишем пост про скидки на праздник? Делаем фотографию той штуки, на которую делаем скидку и лепим рядом бирку «скидка», рядом раскидываем элементы праздника. Для Новогодних снимков часто используют ёлочные шары, снеговиков, фигурки Деда Мороза.
Пишем пост про заголовки, показываем скриншот в котором один заголовок набирает больше охвата, чем другой, в подписи объясняем, почему.
Пишем пост-приветствие — фотографируем себя.
Пишем пост о правилах общения с агрессивными подписчиками — находим скриншоты переписок и демонстрируем как мы использовали то или иное правило и получалось хорошо.
Рекомендую использовать эту технику, когда пишете или редактируете статью. Когда я читаю какую-то статью, я вижу, что некоторые абзацы можно заменить на фотографию: где-то описывается пошаговая инструкция, которую легко можно было заменить на гифку или видео, где-то на схему, где-то показать фотографию с примером заполнения бланка.
Найди шутёху — более творческий путь. Создаю иллюстрации третьего порядка, метафорично, но о главном. Сначала подбираю ассоциацию к посту, а затем открываю фотохостинги и ищу иллюстрацию.
В качестве референса можно вспомнить сообщество «Страдающее Средневековье» — они генерируют тот типаж шуток, который мне интересен. Иногда хорошую картинку не удаётся найти с первого раза, тогда ассоциативный ряд раскручивается дальше или с помощью алгоритма «похожие картинки» удаётся найти интересную картинку, которую хочется использовать, но она не в тему. Можно попробовать переписать пост так, чтобы картинка была в тему.
Пишу пост про качественную работу, а некачественную работу называю «г%%но» — на картинке собака.
Пишу поучительный пост про качественный контент — на картинке строгая учительница.
Правила по айдентике — этот алгоритм тоже часто используется, и он же самый простой и экономичный в плане времени. С помощью дизайнера создаете единый стиль для сообщества, как правило этот стиль перекликается с брендбуком и у вас есть папочка с psd-шаблонами с единой цветовой гаммой, закрепленными шрифтами. Для постов нужно лишь заменять какие-то элементы и надпись. В результате у SMM-специалистов есть чёткие правила «открыть psd-шаблон, заменить текст, шрифт Roboto, картинку использовать из папки ххх».
Если последовательно и методично создавать все иллюстрации по правилам, то у вашей аудитории выработается что-то вроде рефлекса — видят картинку и понимают «да это вы создали», такие иллюстрации более «душевные», даже плохо оформленная иллюстрация, но узнаваемая, будет работать хорошо.
Стили иллюстрации
Стилей и жанров иллюстрации огромное количество: как очень старых, так и появившихся совсем недавно. Несмотря на все разнообразие, есть несколько основных направлений, о которых мы и расскажем ниже. В качестве примеров, характеризующих стиль, мы выбрали работы самых ярких и известных иллюстраторов.
1. Фэшн-иллюстрация
Существует около 500 лет, но популярность этот стиль приобрел только в начале XIX века — время появления большого количества модных журналов. Одним из основателей фэшн-иллюстрации был американец Карл Эриксон, который знаменит работами для Vogue и американской косметической компании Coty.
2. Плакатная иллюстрация
К плакатной теме иллюстраторы обращаются с середины прошлого века. Ее широко использовали в рекламе и социально-политической сфере. Одними из основоположников этого жанра считают французов Жюля Шере и Анри де Тулуз-Лотрека.
3. Ретро-иллюстрация
Это для нас сейчас такие иллюстрации — это ретро, а для Эрла К. Бэрги, к примеру, это была современная ему реальность. Американец проиллюстрировал огромное количество книг, журналов, газет в знаменитом «винтажном» стиле, который сейчас так популярен.
4. Декоративная иллюстрация
Это, пожалуй, один из самых старых стилей иллюстрации. Виднейший декоратор XX века — Уильям Моррис, неофициальный лидер Движения искусств и ремесел.
5. Иллюстрация детской литературы
Еще один классический жанр иллюстрации. Меняются техники, стили, эпохи, не меняется одно — иллюстрации к детским книжкам должны быть красочными, забавными и интересными.
Один из самых известных детских художников-иллюстраторов — Эдмунд Дюлак. Согласитесь, такое ощущение, что одну из ваших детских книг иллюстрировал именно Дюлак.
6. Иллюстрация комиксов
Комиксы, конечно, отдельный жанр, но нельзя отрицать того, что, по сути, комикс — это проиллюстрированная история. К тому же знаменитого иллюстратора Чарльза Шульца с его зарисовками про мальчика Чарли и собаку Снупи считают крестным отцом современных комиксов.
7. Сатирическая иллюстрация
Истоки сатирических иллюстраций — любимые во все времена карикатуры. Не теряют популярности они и сейчас. Вспомните хотя бы известный французский журнал Charlie Hebdo с провокационными карикатурами.
Один из самых первых карикатуристов — англичанин Джордж Крукшенк. Излюбленные темы — социально-политические и общественные проблемы.
8. Концептуальная иллюстрация
Концептуальная иллюстрация возникла как реакция на появление и распространение фотографии и развивалась под влиянием различных модернистских течений в искусстве. Кроме перечисленных выше иллюстраторов, можно еще выделить Роберта Осборна.
9. Фантастическая иллюстрация
В любой иллюстрации есть доля вымысла, но в фантастических вымысел — это основа всего. Мастера такого вида иллюстрации — Эдд Картер, иллюстрации которого украшали обложки большого количества журналов и книг и Борис Валеджио.
1 / 2
Эдд Картер
Борис Валеджио
10. Спортивная иллюстрация
Пик популярности спортивных иллюстраций — 1930–1950 гг., когда их можно было встретить практически в каждой газете. Один из самых известных художников — Виллард Муллин, большую часть своей карьеры работавший в The New York World-Telegram.
Мы уверены, что после просмотра подборки многим иллюстраторам захотелось попробовать себя в новом стиле. Мы выбрали самые популярные на наш взгляд жанры иллюстрации, и если вы хотите рассказать о каком-то другом стиле и известном представителе, будем рады прочитать все в комментариях.
Как работают начинающие авторы в наше время — онлайн-площадки для размещения произведений
Далеко не у каждого начинающего писателя есть возможность привлекать агента для своей раскрутки, поэтому этим вопросом им приходится заниматься самостоятельно. Проще всего заявить о себе, если начать публиковать свои произведения на специализированных платформах в интернете.
Ridero — популярный инструмент, чтобы начать публиковаться
Сервис Ridero предоставляет возможность самостоятельно выпускать электронные книги, которые становятся все более популярными в наше время. Для этого нужно зарегистрироваться и загрузить текстовый вариант рукописи. У сайта есть ряд платных функций: индивидуальная обложка и оформление, услуги редактора, корректора, личного помощника, а также реклама издания, но этими возможностями можно и не пользоваться.
- Цену на свой труд автор устанавливает сам, и именно эту сумму он получает в случае продажи. Естественно, Ridero что-то накрутит сверху, поэтому лучше указывать адекватную стоимость.
- Есть возможность заниматься самостоятельным оформлением рукописи в Личном кабинете.
- Сам по себе сервис бесплатный, но без платной рекламы вряд ли получится стать читаемым писателем и что-то продать.
- Чтобы качественно выпустить книгу, нужно или самому становиться редактором, корректором и дизайнером, или платить за это деньги.
Стать писателем на Author.today: как это сделать
- Публикация произведения занимает буквально 5 минут — интерфейс платформы интуитивно понятен.
- Большое число как писателей, так и читателей, с которыми можно общаться. Благодаря этому несложно найти человека, который поможет при оформлении работы или в каком-то другом вопросе.
- К сожалению, без соответствующей рекламы обзавестись широким кругом читателей практически нереально.
Литнет — хороший способ начать писательскую карьеру
- портал не приветствует размещение произведения на сторонних ресурсах;
- жесткие рамки для писателей: если произведение не соответствует политике Литнет, в публикации будет отказано.
Продаман — знаменитый самиздат жанра фэнтези
- Есть возможность публиковать произведения для всех, только для друзей или только для избранных лиц.
- Возможность собирать добровольные пожертвования от поклонников на выпуск следующей книги.
- Жанры, в которых можно писать, ограничены — в основном здесь пишут фантасты.
- Неудобный интерфейс.
Меценат — лучшая платформа для творческих людей
Меценат
- легкий вход — можно даже не регистрироваться, чтобы начать работать;
- писать допустимо в абсолютно любом жанре — ограничений нет;
- возможность отправить произведение на сайт, приложив фото и даже видео, или самостоятельно сверстать книгу и прислать для публикации уже готовый файл;
- возможность сбора донат от поклонников и вывод полученных денег на электронный кошелек.