Рекомендации для тренировки памяти
В мире существует множество методик и упражнений для тренировки памяти, практически все они эффективные. Рассмотрим самые популярные из них, имеющие много положительных отзывов.
- Во время любого математического вычисления стоит откладывать калькулятор в сторону. Считая в уме или на бумаге и делая это регулярно, человек в разы увеличивает объемы памяти.
- Начинайте свой день со счета от 100 до 1. Считать нужно именно в таком порядке и с каждым днем стараться увеличивать скорость.
- Достаточно эффективным упражнением называют «Города за минуту». Выполнять его просто: всего за одну минуту нужно назвать 60 городов, один город в секунду. С первого раза это сделать не получится, но выполняя такое задание каждый день, уже через неделю можно заметить положительные результаты.
- Можно попробовать изучение новых слов. Такая методика позволит человеку не только тренировать память, но и изучить иностранный язык. Выполнять подобные упражнения следует регулярно, так как от одного раза картина не изменится, как и при тренировке мышц. В день рекомендуется учить по пятнадцать слов и с каждой последующей неделей этот барьер увеличивать.
- Самым простым и всем известным упражнением считается обычное запоминание стихотворения. Важным в этом приеме является его постоянство, то есть учить новые стихи нужно систематически.
Найдите связь между строфами или разделами
Не все стихи повествовательны и рассказывают четкую историю от начала и до конца. Тем не менее, все стихи говорят нам о чем-то. Даже если сюжета как такового нет, попытайтесь понять смысл, исходя из связи между отдельными строфами или частями стиха.
Например, стихотворение Брюсова “Творчество” начинается так:
Главное здесь – сцепление образов, переход между ними при кажущемся отсутствии смысла. В первых двух строках речь идет о сне, о некой тени. Всё призрачно и зыбко. Далее возникает образ латании (экзотической пальмы), причем ее рассеченные листья уподобляются лопастям. Затем появляется уже образ рук-листьев, что-то чертящих на стене. И так, постепенно, из тени и тишины начинают вырастать другие образы материального мира: строения, рождающийся месяц. Наконец неясные образы из первой строфы воплощаются. Так происходит процесс творчества.
Это стихотворение поначалу может показаться трудным для запоминания, так как построено целиком на ассоциациях и не имеет хронологического сюжета
Однако, проявив внимание к деталям, проследив мысленный путь поэта, можно “расшифровать” и быстро запомнить стихотворение
Как быстро выучить стих
Одни люди могут выучить абсолютно любой стих за короткое время
И неважно, будет ли это стихотворение за пятый класс или сложнейший шедевр мировой литературы. Про таких людей можно с уверенностью сказать, что у них очень хорошие память и воображение. Обычным же людям остается только развивать в себе любовь к поэзии и, вооружившись полезными методиками, пытаться научиться быстро запоминать и учить стихи
Обычным же людям остается только развивать в себе любовь к поэзии и, вооружившись полезными методиками, пытаться научиться быстро запоминать и учить стихи.
Время изучения
Если в вашем распоряжении есть минимальное время около суток, то задача значительно упрощается. Текст, прочитанный несколько раз накануне вечером, осмысливается мозгом всю ночь. Это значит, что следующим утром вы проснетесь не только хорошо отдохнувшими, но и быстро завершите процесс заучивания. Все в ваших руках!
Воображение – отличный помощник
Иногда необходимо срочно запомнить какое-либо стихотворение, а времени у вас в обрез. В этом случае стоит положиться на свои фантазию и чувство прекрасного. Для этого необходимо несколько раз прочитать текст и попытаться вникнуть в его суть, понять, как развиваются чувственные образы. Ведь стихотворение – это настоящий поток эмоций, который испытывает сам герой и его автор. Вообразите себя на его месте. Вникните в описываемые события и явления. Попытайтесь их прочувствовать. В деле заучивания наизусть хорошо помогает построение ряда ассоциаций. Ритм стиха тоже способствует запоминанию, следовательно, учить лучше всего по строфе и повторять текст несколько раз.
Технические моменты
Если вы являетесь счастливым обладателем аудиозаписи стихотворения, прослушайте его внимательно несколько раз. Затем разбейте текст на фрагменты. После прослушивания одного фрагмента, ставьте запись на паузу и воспроизводите услышанный текст. С помощью этого способа стих можно выучить за 10 минут. Стихотворение можно выучить по дороге из дома до учебного заведения.
Но лучше не рисковать и взяться за изучение еще дома. Для этого прочитайте стихотворение несколько раз, вникните в его суть и прочувствуйте образы. Далее постройте ассоциативный ряд, просмотрите динамику чувств и развитие сюжета. После всех процедур по запоминанию наизусть, смело включайте плеер с аудиозаписью и слушайте ее дорогой до места, где будет проводиться мероприятие. Так вы получите шанс быстро выучить стих.
Напеваем
Еще один легкий, но действенный способ, который поможет вам выучить стихотворение наизусть. Вам необходимо придумать простой мотив и попытаться пропеть несколько строк стихотворения. Этот способ поможет, когда вы имеете в своем распоряжении совсем мало времени, а стих при этом простой.
Если ритм подобран правильно, то вы запомните несколько строф уже через две минуты. К тому же учить стихотворение таким способом довольно забавно.
Раскладываем по полочкам
Зачастую стихи состоят из четверостиший, которые, в свою очередь, разбиты на рифмующиеся строчки. Вот именно по этим 1 — 2 строкам и запоминайте. Сначала прочитайте несколько раз полное стихотворение, а потом начинайте изучать его более детально. Прочитайте первые 2 строки. Вдумайтесь в суть. Следующие строки прибавляйте так же постепенно, но при этом не забывайте проговаривать все предыдущие. Таким способом можно выучить большое количество информации всего минут за 5. Все выученные строки соедините в одно произведение и прочтите еще раз выразительно.
Пробелы – долой!
Если вы все же выучили стихотворение за 5 минут, то все равно можете встретить в нем слова, которые совершенно не хотят запоминаться. Их можно записать на лист бумаги в виде своеобразной шпаргалки, которой можно будет воспользоваться в нужный момент времени. Вы удивитесь, но, только взглянув на знакомое слово, в памяти всплывет и весь последующий текст.
Короткие стихи, которые легко учатся
Дождь в лицо и ключицы…
Белла Ахмадулина
Дождь в лицо и ключицы, и над мачтами гром. Ты со мной приключился, словно шторм с кораблем.
То ли будет, другое… Я и знать не хочу — разобьюсь ли о горе, или в счастье влечу.
Мне и страшно, и весело, как тому кораблю…
Не жалею, что встретила. Не боюсь, что люблю.
1955 г
Мосты
Валентин Гафт
Я строю мысленно мосты, Их измерения просты, Я строю их из пустоты, Чтобы идти туда, где Ты.
Мостами землю перекрыв, Я так Тебя и не нашёл, Открыл глаза, а там… обрыв, М ой путь закончен, я – пришёл.
О, я хочу безумно жить…
Александр Блок
О, я хочу безумно жить: Всё сущее — увековечить, Безличное — вочеловечить, Несбывшееся — воплотить! Пусть душит жизни сон тяжелый, Пусть задыхаюсь в этом сне, — Быть может, юноша веселый В грядущем скажет обо мне: Простим угрюмство — разве это Сокрытый двигатель его? Он весь — дитя добра и света, Он весь — свободы торжество!
1914 г
Не ставь границ…
Любовь Козырь
Не ставь границ, не мысли по шаблону, Меняй пароли, помни номера… Но, чтобы не пришлось терять корону, Сумей уйти, когда тебе пора.
Николай Гумилёв
Вот девушка с газельими глазами Выходит замуж за американца, Зачем Колумб Америку открыл?
1917 г
Любовью дорожить умейте…
Степан Щипачев
Любовью дорожить умейте, С годами дорожить вдвойне. Любовь не вздохи на скамейке И не прогулки при луне.
Всё будет: слякоть и пороша. Ведь вместе надо жизнь прожить. Любовь с хорошей песней схожа, А песню нелегко сложить.
1939 г
— Ну, как тебе на ветке? — Спросила птица в клетке. — На ветке, как и в клетке, Только прутья редки.
Посредине панели…
Николай Заболоцкий
Посредине панели Я заметил у ног В лепестках акварели Полумертвый цветок. Он лежал без движенья В белом сумраке дня, Как твое отраженье На душе у меня.
1957 г
Открыв наук зелёный том
Даниил Хармс
Открыв наук зелёный том Я долго плакал, а потом Его закрыл и бросил в реку. Науки вредны человеку. Науки втянут нас в беду Возьмёмтесь лучше за еду.
1933 г
Как учить стихи с маленьким ребенком
Если ребенок не в настроении, сперва нужно его успокоить. Усыпить бдительность, например, словами: «Хорошо, мы не будем учить стишок. Давай я тебе его буду читать, а ты будешь повторять за мной».
Читайте не спеша, по одной строчке. Тогда ребенок не почувствует сильной нагрузки, и ему будет легче повторять.
Узнать о том, как научить ребенка читать быстро, вы можете здесь: Как научить ребенка читать быстро и правильно
В процессе чтения выяснится, какие выражения и слова неизвестны ребенку — он будет путать эти слова, запинаться, или вовсе пропустит. Надо доходчиво объяснить смысл этих слов, привести примеры, тогда малыш их скорее запомнит.
Когда неизвестные слова разъяснены, приступайте к заучиванию. Не торопитесь, для начала пусть ребенок сможет произнести без запинки первую строчку, тогда переходите ко второй. Затем — произнести две вместе, и так далее, пока не осилите стихотворение целиком.
Если ничего не получается, и ребенок противится, есть еще один способ. Почему так легко запоминается реклама или слова популярных песен? Потому что они повторяют одни и те же фразы множество раз. Воспользуйтесь этим, продекламируйте стихотворение перед ребенком, повторив раза три, а затем, повторяйте строчки по отдельности
Важно сохранять интонацию, читать с выражением, стараясь передать настроение автора
Используйте ритм слога — подчеркивайте его, подключите ритмичные движения, например, шаги, качание головой, взмахи руками.
Можете разыграть сценку с игрушками — пускай, например, кукла устроит представление для остальных и прочтет стихотворение, а затем каждая игрушка повторит за ней пару строчек.
Вовлеките ребенка в игру, используйте разные голоса для разных игрушек, включите фантазию. Или возьмите мячик, и бросайте его друг другу.
Сначала вы произносите строчку — бросаете мячик ребенку, а он должен повторить, и бросить его назад. Затем при каждом бросании мяча произносите по слову — тот, кто получает мяч, говорит следующее слово.
В игре время пролетит незаметно, а стихотворение легко запомнится. Но не старайтесь выучить его за один день, для маленьких детей рекомендуется объем не более двух строк в день. Пусть уйдет неделя — это нормальный срок.
Приучайте детей к стихам с рождения — периодически читайте им забавные стишки, потешки. Память ребенка усвоит этот тип информации, и легко будет принимать новые стихи.
Методы запоминания текста
Выбрать наиболее эффективный лично для вас метод запоминания информации — первый шаг к успеху. На этом этапе нужно знать базовую классификацию приёмов: механические, рациональные и ассоциативные (или мнемонические). Самый выигрышный для вас вариант зависит от вашего типа восприятия информации.
Вы визуал и хорошо запоминаете образы? Попробуйте выстраивать ассоциации. Вам удобнее и проще воспринимать тексты вслух? Тогда используйте аудиозаписи во время учёбы
Для тех, кому важна тактильность, подойдёт механический метод — переписывание, а тем, кто любит схемы, блоки, таблички и упорядоченную информацию, лучше обратить внимание на рациональный метод составления плана
Пошаговая система
Никогда не нужно начинать запоминать стих, внимательно его не прочитав и не уловив заложенного смысла. Хороший преподаватель перед тем, как задать выучить материал, с выражением прочитает его детям, расскажет, о чем этот текст, пояснит, где нужно делать акценты в интонации и раскроет значение неясных слов. Если у учителя не было на это времени, придется разбираться самостоятельно и проделать действия из приведенной памятки:
- Нужно два раза внимательно и с выражением прочитать стихотворение вслух, улавливая темп и ритм.
- При чтении постараться понять смысл стиха — это важнейшая часть методики запоминания материала, которая в дальнейшем сильно облегчит поставленную задачу. Можно пересказать вслух, о чем именно говорится в тексте.
- Мысленно представлять то, что описано в стихотворении.
- Если ученик обладает хорошей зрительной памятью, полезно переписать текст на бумагу, при этом проговаривая его вслух. Такие действия позволят задействовать сразу 2 типа памяти, что ускорит процесс запоминания.
- Если же у школьника лучше развита слуховая память, можно записать стихотворение на диктофон и прослушать его несколько раз.
- Значение незнакомых слов следует выяснить с помощью словаря.
Проделав эти шаги, ученик уже запомнит часть стихотворения. Многие школьники предпочитают игнорировать первый этап методики усвоения и приступают к бессмысленной зубрежке, что сильно усложняет им задачу. Только после того, как приведенная схема будет отработана, можно приступать к завершающей части заучивания:
Если школьник переписывал стихотворение на лист бумаги, следует учить его именно с этого листа, а не по книге. Информация, написанная от руки, усвоится намного эффективнее.
Сначала следует прочитать первую строчку стиха и произнести ее вслух, не глядя на бумагу.
Дальше можно начинать строить цепочку: читать первую и вторую строку и повторять их вслух, затем первую, вторую и третью и, в завершение, все четыре строчки (если стихотворение имеет структуру из четырех строк, что встречается чаще всего).
Запомнив 1 строфу, следует приступать к аналогичному изучению 2-ой.
Выучив 2 строфу, обязательно нужно вслух повторить первые две, а запомнив третью — повторить все три и т. д.
По такой методике следует учить весь стих
Важно делать 5−10 минутные перерывы на отдых между заучиванием каждых 2—3 строф.
Перед сном важно прочитать стихотворение и полностью повторить его вслух. В таком случае наутро оно прочно останется в памяти.
Правильный подход к изучению стихотворений
Предлагаемая методика запоминания текстов не нова. Она успешно применяется при изучении иностранных языков и основывается на задействовании всех видов памяти. Конечно, быстро выучить стих наизусть за 5-10 минут сразу удастся не каждому. Результат зависит от подготовленности человека и его способностей. И относится это скорей к небольшим произведениям. Но при регулярной тренировке стихотворения любого размера легко будут сохраняться в памяти надолго. Чтобы быстро выучить стих наизусть:
- Для начала не меньше 3-4 раз прочитайте стихотворение медленно и вдумчиво, обязательно вслух, громко и с выражением, проговаривая каждую строфу. В процессе декламирования постарайтесь сосредоточиться на содержании, смысле прочитанного.
- Запросто выучить стих наизусть за 5 минут поможет и ассоциативная память. Расставленные при прочтении стиха смысловые акценты нужно закрепить конкретными образами, создавая яркие ассоциативные картинки. Четко представляйте, визуализируйте каждое изменение сюжета, главных героев, чувства, вызываемые произведением. И складывайте образы в связанную логическую цепочку в виде рассказа или фильма.
- Когда сюжет сформировался, прочтите стихотворение снова, уделяя на этот раз больше внимания написанию слов, синтаксису каждого предложения. Декламируйте медленно, не особо «заморачиваясь» на выражении.
- Быстро можно выучить стих наизусть, если подключить моторную память. Хотя процесс займет немного больше времени, результат будет впечатляющим. Перепишите аккуратно весь текст на лист бумаги, с которого затем удобно будет читать. Обязательно проговаривайте каждую строфу во время переписывания.
- Если позволяет время и не требуется выучить стих за 5 минут, разместите отдельные группы строк, столбцы в таком порядке, в каком вам удобнее будет воспринимать зрительно и по содержанию. К каждому фрагменту рекомендуется подобрать картинки, соответствующие сюжету, дополнить своими заметками или комментариями. Подобная методика применяется для эффективного изучения иностранных слов.
- В заключение не обойтись без банального зазубривания. Отложите книгу, а используйте написанный вами листок. На этом этапе подключаются и зрительная (при прочтении), и ассоциативная (сформированные образы, картинки и ваши заметки на листе) память. Сначала повторяйте стихотворение вслух для задействования слуховой памяти, а затем про себя. Можно начать с многократного повторения 1-2 строк, постепенно добавляя объем. Старайтесь как можно реже подглядывать в листок. Если вы пытаетесь быстро выучить большой стих наизусть, разделите его на несколько смысловых блоков и заучивайте по частям.
Есть еще одна небольшая хитрость, чтобы запоминать слова или фразы, которые никак не поддаются и вылетают из головы. Напишите их отдельно от всего стихотворения. В эту же шпаргалку можно вписать по первому слову из каждого четверостишья или строфы.
Учим большие стихотворения
Если вам задали объемное произведение, быстро выучить стих за 5 минут и даже за 30, конечно, не удастся. Не отчаивайтесь. И для такого случая существуют действенные методы запоминания.
- Прочитайте весь текст 2-3 раза, вникая в сюжет и создавая визуальные образы, ассоциации.
- В идеале рекомендуется записать стихотворение и учить его с этого листа, проговаривая громко с выражением.
- Не старайтесь запоминать большие блоки. Начните с одной или нескольких строчек и переходите к следующему фрагменту, когда хорошо запомните предыдущий.
- После запоминания небольшого отрезка делайте непродолжительный перерыв.
- В течение дня неоднократно повторяйте выученный тест, особенно перед сном. А утром постарайтесь воспроизвести его пару раз, не подсматривая в исходник.
Быстро выучить большой стих наизусть помогают дополнительные приспособления, такие как диктофон, на который нужно записать собственное прочтение. В течение дня вы можете постоянно прослушивать запись и повторять вслух. Некоторым помогает бросание мячика в ритм стихотворения, даже прочтение в стиле рэп.
Быстро выучить стих за 5 минут или чуть больше вполне реально для любого человека независимо от возраста. Понадобиться лишь немного терпения и желания овладеть полезными навыками.
Стихотворения для заучивания наизусть про маму
Матери
Иван Бунин
Я помню спальню и лампадку. Игрушки, теплую кроватку И милый, кроткий голос твой: «Ангел-хранитель над тобой!»
Бывало, раздевает няня И полушепотом бранит, А сладкий сон, глаза туманя, К ее плечу меня клонит.
Ты перекрестишь, поцелуешь, Напомнишь мне, что он со мной, И верой в счастье очаруешь… Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки, Лампадку в сумраке угла И тени от цепей лампадки… Не ты ли ангелом была?
1906—1911 гг
Маме
Марина Цветаева
В старом вальсе штраусовском впервые Мы услышали твой тихий зов, С той поры нам чужды все живые И отраден беглый бой часов.
Мы, как ты, приветствуем закаты, Упиваясь близостью конца. Все, чем в лучший вечер мы богаты, Нам тобою вложено в сердца.
К детским снам клонясь неутомимо, (Без тебя лишь месяц в них глядел!) Ты вела своих малюток мимо Горькой жизни помыслов и дел.
С ранних лет нам близок, кто печален, Скучен смех и чужд домашний кров… Наш корабль не в добрый миг отчален И плывет по воле всех ветров!
Все бледней лазурный остров-детство, Мы одни на палубе стоим. Видно грусть оставила в наследство Ты, о мама, девочкам своим!
1907 г
Мама, глянь-ка из окошка
Афанасий Фет
Мама! глянь-ка из окошка — Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело — Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий По ветвям развешан иней — Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватый Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору: За салазки, да и в гору Весело бежать! Правда, мама? Не откажешь, А сама, наверно, скажешь: «Ну, скорей гулять!»
1887 г
О вера наших матерей…
Виктор Коротаев
О вера наших матерей, Вовек не знающая меры, Святая, трепетная вера В нас, подрастающих детей,
Её, как свет в березняке, Не вытравит ничто на свете: Ни единицы в дневнике, Ни злые жалобы соседей.
Уж матери — такой народ – Вздохнут, Нас долгим взглядом смеря: Пусть перебесятся, пройдет, И снова верят, верят, верят.
Как верят матери одни Взыскательно и терпеливо. И — не крикливые — они Не почитают это дивом.
И просто нипочем года Их вере, трепетной и нежной, Вот только мы-то не всегда Оправдываем их надежды.
О матери
Анатолий Передреев
Уляжется ночь у порога, Уставится в окна луна… И вот перед образом Бога Она остается одна.
Туманный квадратик иконы, Бумажного венчика тлен… И долго роняет поклоны, Она, не вставая с колен. И пламя лампадки колышет, Колеблет комочек огня Ночной её вздох… Не услышит Никто её, кроме меня! Лишь сердце мое отзовется, Сожмется во мраке больней… Никто никогда не вернется С кровавых безмолвных полей… Не будет великого чуда, Никто не услышит молитв… Но сплю я спокойно, покуда Она надо мною стоит!
Поделиться статьей с друзьями!
- 4
- 3
-
7
Поделились
Другие способы заучивания стихотворений
Неплохим помощником в этом деле станет диктофон. На него стоит записать стих в собственном исполнении. Данный способ удобен тем, что его можно использовать, занимаясь своими делами. Например, убираться по дому или готовить обед, а заодно прокручивать запись и одновременно повторять текст про себя.
Быстро справиться с заучиванием стихотворения наизусть можно, если привлечь все свои органы чувств. Можно взять в руки небольшой шарик и, проговаривая текст, подбрасывать его, перекидывать из одной руки в другую, вертеть в пальцах. Данное упражнение довольно эффективно, и поможет выучить стих не только детям, но и взрослым тоже.
Можно также напевать строчки – такой прием помогает многим людям легко запоминать даже длинные стихотворения. Рекомендуется сочинить простенький мотив и пропеть пару строк. Если стих несложный, этот способ однозначно поможет.
Короткие стихотворения
Короткие стихи о цветах создали и современные поэты:
- О.Высотская,
- Л.Кузьминская,
- А.Усачев, В.Федоров,
- С.Маршак и другие.
В них вы найдете и лилии, и розы, и ландыши, и георгины – настоящий букет. Дети дошкольного возраста легко выучат их наизусть, поскольку они небольшие и легкие для запоминания.
И, конечно, в своих стихотворениях поэты не забывали упомянуть букет цветов. А.Полежаев так и назвал свой стих – «Букет», где королевой цветов поэт называет розу. Н.Рубцов в стихотворении – песне «Букет» размышляет о том, что девушка наверняка вспомнит лирического героя, получив от него букет цветов.
Белая роза или лилия – это образ, под которым часто подразумевается юная невинная девушка. Эти нежные цветы – символ чистоты, прежде всего духовной. Не зря у А.Блока в поэме «12» Иисус Христос идет в белом венчике из роз. Белые цветы всегда ассоциировались с невинностью, чистотой. Недаром девушка на свадьбе несет букет из белых роз. Белые цветы появляются у А.Ахматовой, А.Толстого и других поэтов. Особенно у А.Ахматовой в стихотворениях проступают лилии, розы. Конечно, дети, читая эти стихи, не всегда понимают, что стихи посвящены не цветам, а философским раздумьям героини, а цветы – лишь образы, отражающие определенные настроения. Все дети любят читать А.С.Пушкина. Как правило, если родителям необходимо подобрать для детей стихи о цветах, они выбирают коротенький и легкий стих «Цветок». Дети легко заучивают стихотворение, поскольку оно короткое и простое для восприятия. Однако следует помнить, что цветок здесь – лишь повод вспомнить угасшую молодость. Найденный среди страниц книги засохший цветок, который когда-то подарила герою любимая девушка, — напоминание об ушедшей любви и жизни. Не обязательно нужно, чтобы дети вдумывались в глубинный смысл этого стихотворения А.Пушкина, да и назвать этот стих посвященным исключительно природе нельзя. Для А.Пушкина это было бы как минимум странно. Белые лилии есть в стихотворении Игоря Северянина, поэта 20 века, «Лилии души». Белые лилии – это образ всего самого чистого, что может возникнуть в душе человека. Белые лилии очень любила А.Ахматова. Цветы упоминали в своих произведениях многие поэты: М.Ю.Лермонтов «Незабудки», И.Северянин «Маргаритки», В.Жуковский «Цветок», А.Фет «Осенняя роза» и другие. Цветы всегда имеют определенное значение, например, астры – символ духовной зрелости, ландыши – символ новизны, свежести сирень – любовные цветы. Так, среди русских поэтов встречались и поклонники сирени, например, И.Тургенев. Немецкий поэт Гете просто обожествлял фиалки и, выходя на улицу, рассеивал везде их семена. У него есть стих, который так и называется – «Фиалка». Прекрасные стихи писали и поэты второй половины 20 века, например, Николай Рубцов. Он часто обращался к природе в своих произведениях. Его «Букет» несколько десятилетий назад был положен на музыку и стал настоящим хитом. Почему именно букет? Сегодня для нас стало привычным дарить букет цветов в честь какого-либо праздника, как дань уважения. Букет дарит юноша любимой девушке. Стихотворение «Букет» вряд ли можно назвать произведением, посвященным цветам, хотя центральный образ – именно букет полевых цветов. Букет – символ напоминания девушке о любви, и дарится он, когда любимая уже ушла к другому. Если ранее в поэзии описывали или упоминали, как правило, растущие цветы или отдельно сорванный цветов, то у Н.Рубцова впервые появляется именно букет. Конечно, по содержанию стихотворение «Букет» вряд ли можно назвать детским, но простота его рифмы и языка такова, что дети без труда его заучивают.
Если дети все же плохо воспринимают стихотворения про цветы русских классиков, можно предложить им простенькие стихи современных поэтов. В них описаны непосредственно сами цветы, без философского подтекста. Авторами этих произведений про цветы являются О.Высотская, Л.Кузьминская, А.Усачев, В.Федоров,С.Маршак и другие. Здесь вы найдете и лилии, и розы, и ландыши, и георгины – настоящий букет. Прочтя упомянутые нами стихи, дети наверняка еще не раз в своей жизни вернутся к ним. И хотелось бы, чтобы чудесные лилии и ландыши, сирень и астры они встречали не только на бумаге, но и вокруг себя.
Как выучить
Конечно, многим кажется, что и целого года мало. Да, время понадобится, но уложиться можно во временной промежуток от 5 минут до 1 часа (в зависимости от индивидуальных особенностей, объема, сложности стихотворения и т.д.). Однако учтите, что легко и быстро выучить стих за 1 минуту вы можете только во сне, причем, весьма благоприятном. Причина в том, что методика заучивания текста наизусть предполагает многократные повторы и чтение вслух с выражением, а за минуту здесь никак не управиться. Поэтому в нижеследующих пунктах мы опишем все подробности, отвечающие на вопрос, как быстро и легко запомнить стих наизусть в пределах 5 минут? Все пункты делятся по степени сложности и специфике поставленной задачи.
За вечер
Вот основные упражнения для запоминания:
- Самый оперативный способ быстро запомнить стих – это сделать рукописную шпаргалку и зазубрить ее (много раз повторить вслух). В этом способе будут работать моторная, слуховая и зрительная память, что сделает процесс максимально продуктивным.
- Кроме того, рекомендуется продекларировать стих на диктофон (приложение в телефоне) или найти аудиозапись выбранного стихотворения и прокручивать ее в наушниках снова и снова, делая физические дела (уборка, готовка, фитнес и т.д.). Но ни в коем случае не смешивайте умственные занятия с прослушиванием, так вы эффекта не добьетесь. Все эти меры носят комплексный характер, то есть делать их желательно все вместе, чтобы добиться максимального результата.
Когда вы читаете стихотворение вслух, расставляйте в нем интонационные смысловые акценты, то есть смысловые ударения. Например, в стихотворении Лермонтова «Бородино» в строке «Да, были люди в наше время» необходимо поставить мысленную паузу после слова «да», растянуть это «а» на конце и придать предложению выражение превосходства, как будто бы хвастаетесь другу, рассказывая о своей вчерашней подаче, или говорите подруге что-то вроде: «Даааа, вот это были скидки!». Это необходимо, чтобы придать ненавистному тексту и другие эмоции, которые мозг с удовольствием запомнит.
За 5 минут
Как очень быстро выучить стих по литературе наизусть? Если уж времени совсем нет и вы гуглите что-то вроде «как выучить стих за 1 секунду», скачайте аудиозапись стихотворения на телефон, многократно прослушайте запись и подумайте, где сделать паузы, а где прочитать быстро, незаметно вставьте один наушник и смело выходите к доске.
Если Вам удастся приспособиться к манере чтения диктора и не ошибиться, дело в шляпе. Но учтите, это экстренные меры и к ним тоже желательно подготовиться, прежде чем прибегнуть.
Большой объем текста
Как легко и быстро выучить большой и сложный стих по литературе?
Прежде всего, его надо разбить на несколько столбцов или смысловых фрагментов и запоминать их один за другим. Так вы сможете постепенно, без волнений и стресса, уложить сложный материал аккуратными и прочными рядами, что полная картина выстроилась перед вами в единый пазл, собранный из частей целого. Далее представьте все, что написано в стихотворении, буквально. Например, вообразите, что в школе вам задали сочинение о войне, и вот вы спрашиваете у бабушки, что она помнит о том времени, подначиваете, провоцируете ее на ответ, говоря словами Лермонтова: «Ведь были ж схватки боевые, да говорят еще какие! Недаром помнит вся Россия про день Бородина»
В общем, проявите фантазию, прочувствуйте текст, когда читаете его, как будто вы его написали, как будто вам это сейчас важно и необходимо донести людям.
Еще один совет, как выучить длинный стих для талантливых школьников: разыграйте длинное стихотворение, как сценку. Может, даже удастся уговорить учителя, чтобы текст вы прочитали по ролям: и учить меньше, и появится возможность проявить себя
Если же учитель суров, как «богатыри, не мы», то устройте представление дома для членов семьи или друзей. В принципе, даже кот подойдет…
Не забудьте, что можно лучше запомнить стих вечером, утром или ночью в зависимости от того, когда у вас наступает пик творческой активности.